Файл: Модуль государственноеуправлениеиинформационные технологи 1.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 212
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
15
1.1.5.2. Информационныетехнологии: новыевозможностии
новыериски
Есть и другая сторона вопроса. В английском языке существует известное определение информации, предложенное ученым Грегори Бейтсоном: «a difference that makes a difference». Другими словами, информация это сведения, которые что- то меняют. Особенностью ИТ является то, что они позволяют намного лучше, чем прежде, обрабатывать данные и обеспечивать доступ к уже имеющейся информации.
Например, с появлением юридических баз данных не только упростилась работа юриста. Законодательство стало намного доступнее обычным людям, которые в прежние времена, скорее всего, не смогли бы позволить себе самостоятельное исследование какого-либо юридического вопроса.
Наряду с этим ИТ также создают качественно новые возможности для предотвращения коррупции. Непосредственное взаимодействие граждан и государственных служащих является одним из факторов, способствующих коррупции. Теоретически бесконтактные взаимодействия были возможны и раньше при помощи традиционной почтовой связи. Однако такие взаимодействия не отличались достаточной оперативностью и надежностью. Напротив, современные информационные технологии способны обеспечить разумный комфорт и достоверность при организации деперсонифицированных взаимодействий.
Другой характерной чертой информационных технологий является предельная формализованность: компьютерная программа реализует то и только то, что в нее было заложено требованием нормативного акта, постановщиком задачи и затем программистом. Это означает, что нерегламентные (не поддержанные программой) взаимодействия в электронной форме оказываются невозможны. Это полезное для борьбы с коррупцией свойство в жизни может иметь и негативные последствия: если в работу программы вкралась ошибка, в результате которой нарушаются чьи- либо права, то оперативно «обойти» ее (исправить) будет крайне сложно.
Палкой о двух концах является и возросшая способность органов власти обрабатывать информацию. Действительно, если граждане могут получить о государстве больше информации лучшего качества, это в свою очередь способно повысить качество государственного управления. Однако возможно и то, что государство (или отдельные госслужащие) получит больше информации о гражданах, что позволит ему легче вмешиваться в их жизнь. Идея «большого брата»
18
, таким образом, получает улучшенную технологическую основу.
В этой ситуации – наличия новых возможностей и новых рисков – конечный образ того, как будет строиться электронное государство, будет во многом определяться тем, какие основные, нетехнологические по своей природе принципы будут поддерживать современные технологии.
18
http://www.lib.ru/ORWELL/r1984.txt
16
Нормативныедокументы
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.08.2006 N 502 «О внесении изменений в Федеральную целевую программу «Электронная Россия
(2002 – 2010 годы)» // Собрание законодательства РФ", 11.09.2006, N 37, ст.
3875 // http://www.government.ru/government/governmentactivity/rfgovernmentdecisions/ar chive/2006/09/07/2d0f6fbba9444f488e8f1732d357e9c9.doc.
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.10.2005 N 1789-р «О
Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 – 2006 годах» // Собрание законодательства РФ", 14.11.2005, N 46, ст. 4720 // http://ar.economy.gov.ru/common/img/uploaded/1789-r.pdf.
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2005 г. № 679 «О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» // Собрание законодательства РФ",
21.11.2005, N 47, ст. 4933 // http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=56460.
Библиография
1. Норман У. Хит Д. Теория интересов, корпоративное управление и государственный менеджмент, Экономическая политика, № 4, 2006 г. // http://www.libertarium.ru/libertarium/2002 2. Global E-Government, 2007. Center for Public Policy, Brown University // http://www.insidepolitics.org/egovt07int.pdf
3. Доклад о совершенствовании государственного управления на основе использования информационно-коммуникационных технологий // http://www.elrussia.ru/files/elrussiareprort/elrussiareport_26may06.doc
4. Законодательство о доступе к информации // http://wiki.elrussia.ru/index.php/Законодательство_о_доступе_к_информации
5. Новиков В. Проблемы организации правового, социального и смешанного государства // Экономическая политика, № 1, 2006. – М.: ИЭПП, 2006 // http://www.ane.ru/articles/N1-2006_print.pdf
17
1.2: Лекция 1.2. Государствоикачествогосударственного управления (начало)
Государство и качество государственного управления.
Политические, правовые и социально-экономические ценности.
Критерии качества госуправления.
Разделение властей.
Позиционный конфликт и конфликт интересов.
Ожидаемыйрезультатосвоениятемы
В результате ознакомления с лекцией слушатель должен:
• уметь объяснить смысл понятия «качество государственного управления», понимать его субъективный, оценочный характер;
• знать основные ценности государственного управления;
• уметь объяснять связь ценностей государственного управления с концепцией разделения властей и устройством системы федеральных органов исполнительной власти;
• понимать, что такое конфликт интересов и позиционный конфликт;
• понимать, какие законодательные изменения требуются для обеспечения безопасного для граждан использования возможностей вычислительной техники;
• получить представление об основных принципах, которые должны использоваться при регламентации порядка обращения с информацией в государственных органах;
• получить представление об основных принципах ведения государственного учета и раскрытия информации государства.
18
Текстлекции
1.2.1. Чтотакое «качествогосударственногоуправления»
Сегодня в обществе существует ряд стереотипов, связанных с представлениями о последствиях внедрения информационных технологий в различные сферы общественной жизни:
• внедрение ИТ еще больше усилит начальство, так как у власть имущих увеличатся возможности для наблюдения, слежки и мониторинга;
• внедрение ИТ увеличит свободу индивида, так как более дешевые способы коммуникаций снижают транзакционные издержки и создают дополнительные преимущества для рыночных взаимодействий;
• внедрение ИТ станет технологической базой коллективизма, так как улучшившиеся возможности для общения сделают наш мир «глобальной деревней»;
• внедрение ИТ заставит человечество быть менее уверенным в своем будущем (фатализм), так как ИТ делают мир более быстрым и «безумным».
Эти предсказания во многом противоречат друг другу, и все же каждое из них могло бы быть истинным. Для этого достаточно, чтобы общество в целом стало склонно использовать ИТ для одной из перечисленных выше целей в ущерб осталь- ным. Однако это предполагает фундаментальные изменения в ценностных установ- ках людей, для чего требуются такие же значимые причины. В свою очередь ИТ являются не более чем инструментом воплощения общественных изменений.
1.2.1.1. Политические
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 16
, правовыеисоциально-экономические
ценностиобщества
Чтобы понять роль ИТ в государственном управлении, необходимо обратить внимание на государственное управление как таковое, вне связи с информационными технологиями. После рассмотрения различных подходов к государственному устройству, будет получена возможность сделать выводы о том, что именно добавляют ИТ к реализации существующих взглядов на цели государства. Как влияют те или иные решения в сфере компьютеризации на различные свойства государственного управления и на его качество.
Итак, какова взаимосвязь основных ценностей общества и качества государственного управления – его основных «потребительских» свойств?
В лекции следует исходить из того, что в основе качественного государственного управления лежит понимание и учет государством трех основных и иногда противоречащих друг другу ценностей:
• политических (принципов принятия коллективных решений);
• правовых (принципов, определяющих безусловные права и обязанности);
• социально-экономических ценностей (принципов, связывающих ценность деятельности с ее результатами).
19
Рис. 1. Качественное государственное управление учитывает все три
общественные ценности
Выделенные три набора ценностей позволяют проанализировать ключевые элементы российского государственного управления – конституционную систему разделения властей, различие и противоречие между конституционными принципами правового и социального государства, а также реализованную на федеральном уровне «трехвидовую» систему органов исполнительной власти.
Мировая практика оценки качества государственного управления также хорошо укладывается в такой подход.
В связи с тем что между политическими, правовыми и социально-экономическими ценностями есть взаимные противоречия (так же, как есть противоречия и
«внутри» этих ценностей), интегральное понятие «качество государственного управления» – субъективно. Оно зависит от оценивающего индивида, от его системы ценностей, а потому по своей природе носит ценностный характер.
Далее эти тезисы будут рассмотрены более подробно.
1.2.1.2. Неоднозначностьпонятия «качество»
Является ли качественным товар, которым потребитель не может воспользоваться?
Или является ли качественным товар, функциональность которого на десятилетие отстает от современных ему аналогов?
Очевидно, что большинство ответит «нет». Однако если рассматривать такое распространенное средство ИТ, как мобильный телефон, то окажется, что это не обязательно верный ответ. Некоторые пользователи телефонов предпочитают иметь самый современный телефон, обладающий встроенным фотоаппаратом и музыкальным плеером, а также дисплеем с большим разрешением, позволяющим на нескольких квадратных сантиметрах вместить много текста и картинок.
Казалось бы, вот он, пример качественного телефона. Проблема лишь в том, что этот телефон едва ли понравится представителям старшего поколения, которое в телефонах ценит простоту, крупные кнопки и большие надписи на дисплее.
Описанный ранее телефон они справедливо сочтут «некачественным».
20
Крупной инновацией японского рынка мобильных телефонов стало появление телефона Raku Raku, предназначенного специально для старшего поколения (22 % пользователей телефонов в Японии старше 50 лет). Телефон обладает крупными кнопками, только базовой функциональностью, функцией замедленного воспроизведения речи собеседника, а также шагомером. Для своей целевой аудитории такой телефон является весьма качественным, но согласятся ли с этим представители молодого поколения?
Рис. 2. Мобильный телефон Raku Raku (NTT DoCoMo)
1.2.1.3. Сложностьоднозначнойоценкикачества
Как разрешить парадокс: качественным является как товар, который обладает современной функциональностью, так и тот, чья функциональность «отстает»?
Ответ заключается в том, что «качество» является оценочной категорией и зависит от оценивающего субъекта. Чем больше соответствует товар целям и потребностям конкретного потребителя, тем он для него качественнее. В то же время субъективная оценка качества того же самого товара другими потребителями может быть категорически иная.
Это положение не меняется и при обращении к понятию «качество государственного управления», вошедшему в русский язык сравнительно недавно.
Перевод английского термина «good governance» дословно обозначает «хорошее правление» и подразумевает степень приближения процесса принятия и воплощения государственных решений к идеалу.
21
1.2.1.4. Критерииоценкикачествагосударственного
управления: международныйопыт
Индикаторы, отражающие качество государственного управления, разрабатывают многие международные правительственные и неправительственные организации. В ряде стран правительствами проводятся национальные оценки, используемые в практике государственного управления.
Одной из наиболее известных методик подобного рода является методика оценки качества государственного управления ООН
19
. Она подразумевает оценку по восеми критериям (качеств, ценностей).
1. Участие (participation) – участие граждан в процессе принятия государственных решений (как непосредственное, так и через организации гражданского общества).
2. Верховенство права (rule of law) – наличие справедливых законов и действенная защита прав человека, особенно для меньшинств.
Беспристрастное применение закона к гражданам (верховенство права, а не людей).
3. Прозрачность (transparency) – доступность информации о деятельности государства всем заинтересованным гражданам.
4. Восприимчивость (responsiveness) – административные процессы позволяют всем заинтересованным лицам за разумное время принять участие в дейтельности государства.
5. Ориентация на консенсус (consensus oriented) – использование механизмов посредничества и иных способов достижения общего согласия при принятии решений в интересах всех членов общества.
6. Равенство и отсутствие дискриминации (equity and inclusiveness) – равный подход ко всем гражданам.
7. Результативность и эффективность (effectiveness and efficiency) – результаты деятельности органов власти отвечают общественным ожиданиям и в то же время наилучшим образом используют и воспроизводят используемые ресурсы.
8. Подотчетность (accountability) – ответственность государственных служащих и органов власти перед вышестоящими должностными лицами и организациями, а также перед источником государственной власти – народом.
19
What is Good Governance? // http://www.unescap.org/huset/gg/governance.htm