Файл: Сельское хозяйство как составляющая экономики страны одна из тех отраслей, состояние которой определяет фундаментальные основы существования социальных структур общества.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 100
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
На их долю в среднем в каждом регионе приходится порядка 50% рынка молочной продукции. В основном это касается крупных городов. В сельских районах доля подобных брендов на прилавках магазинов ничтожна.
Эти бренды в основном ориентированы на сетевой ритейл, супер и гипермаркеты, куда продукция поставляется большими партиями. Остальную часть молочного рынка занимают небольшие региональные производители, ориентированные исключительно на местные ограниченные (локализованные) рынки. Наибольшая концентрация компаний, молоко производителей, приходится на Центральную часть РФ, районы Поволжья, Алтайский край, районы Западной Сибири, Южный федеральный округ. Достаточно сложная ситуация с обеспечением молоком в Сибири и Дальнем востоке, где идет постоянное сокращение поголовья молочного животноводства. Частично ситуация на молочных рынках компенсируется поставками молочной продукции из других регионов страны [4].
Основными потребителями продукции ООО «Альметьевский молочный комбинат» являются:
1) Торговые сети:
а) «Арена»;
б) Сеть супермаркетов «Олвитис»;
в) Снабженческо-сбытовые предприятия, обслуживающие учреждения образования (госзаказ);
г) Население, через собственную торговую сеть.
В связи с этим, всех потребителей можно классифицировать по ряду демографических критериев, которые приведены в таблице 1.
Таблица 1
Критерии разделения потребителей на категории
Критерий | Степень влияния |
Пол | Не значительное |
Возраст | Не значительное |
Географическое положение | Большая |
Мобильность | Большая |
Дифференциация доходов | Большая |
Семейное положение | Не влияет |
В процессе хозяйственной деятельности предприятие закупает продукцию у населения, фермерских хозяйств, сельскохозяйственных предприятий государственной, коллективной формы собственности. На предприятии имеется своя автомобильная база
, которая в своем распоряжении насчитывает около 20 автомобилей, предназначенных для перевозки молока. С отдаленными поставщиками договора подписываются на условиях доставки сырья своим транспортом.
Предприятие не имеет проблем со сбытом продукции и доставкой сырья.
5. Анализ конкурентов и конкурентных преимуществ
Стремясь полнее удовлетворить растущие требования потребителей к качеству продукции, ООО «Альметьевский молочный комбинат» старается совершенствовать выпускаемый ассортимент. С этой целью периодически проводятся исследования ассортимента молочных продуктов, представленных в других регионах. Совсем недавно освоен выпуск новых видов продукции: кисломолочный «Иммунолакт» для поддержания иммунитета; напиток «Полосатый вкус», содержащий сыворотку, сливки и сок.
У ООО «Альметьевский молочный комбинат» самый широкий и разнообразный ассортимент продукции, однако по сравнению с другими регионами России он далек от насыщения, что дает возможность предприятию расширить ассортимент выпускаемой продукции.
Анализ внешней среды показал, что молочная отрасль является растущей и высококонкурентной. Молочные продукты относятся к категории продуктов питания первой необходимости и повседневного спроса. По данным Молочного союза России, рынок молочной продукции ежегодно растет на 4—5% и еще далек от насыщения.
Динамика развития молочной отрасли в 2020 году складывалась под влиянием многих факторов, основными из которых являются объемы поставок молока — сырья, его качество, а также спрос на потребительском рынке на продукцию [5].
Анализ молочной отрасли показывает, что за последние годы характерными направлениями в деятельности предприятий молочной промышленности являются: расширение и обновление ассортимента, рост объемов выпуска продукции в фасованном виде, улучшение качества продукции, что способствует повышению спроса покупателей на отечественную продукцию.
В рационе питания населения страны растет доля молочных продуктов со сложным сырьевым составом: с фруктово-ягодными наполнителями, злаковыми культурами, с содержанием витаминов.
С каждым годом расширяется ассортимент кисломолочной продукции лечебного и профилактического назначения, в состав которой входят бифидобактерии, лактулоза.
По оценкам Молочного союза России, перспективы развития молочного рынка сегодня достаточно предсказуемы. Будет расширяться ассортимент продукции
; появятся новые продукты функционального, профилактического значения; активизируется реклама о пользе молочной продукции; будет проводиться работа по совершенствованию технологий и рецептур.
При дальнейшем сохранении тенденции увеличения реальных доходов населения при прочих равных условиях спрос на молоко и молочные продукты будет расти, что является объективной предпосылкой для дальнейшего развития молокоперерабатывающей промышленности.
Потребление населением молока и молочных продуктов остается пока на невысоком уровне — 148 кг в год при физиологической норме 392 кг. Одна из основных причин такого положения — все еще медленный рост уровня платежеспособного спроса населения.
Проведенный SWOT-анализ деятельности молочного комбината, представленный в таблице 2, подтверждает вывод о том, что главной возможностью предприятия является расширение ассортимента продукции.
Таблица 2
SWOT-анализ ООО «Альметьевский молочный комбинат»
Внутренние сильные стороны (S) | Внутренние слабые стороны (W) |
- наличие грамотного и дальновидного руководства - высокое качество и широкий ассортимент выпускаемой продукции - периодическое совершенствование продукции - положительный имидж предприятия на рынке, высокая репутация у потребителей - надежная сеть распределения - наличие стабильного, сплоченного профессионального коллектива | - недостаточный объем оборотных средств - нехватка квалифицированных рабочих (токарей, наладчиков) - устаревшее оборудование - неполная загруженность производственных мощностей |
Внешние возможности (О) | Внешние угрозы (Т) |
- способность обслуживать дополнительные группы потребителей или проникнуть на новые рынки или их сегменты - расширение ассортимента продукции для удовлетворения запросов потребителей - приобретение нового оборудования и новейших технологий - сотрудничество с надежным банком - постоянный спрос на молочную продукцию | - высокий уровень конкуренции в отрасли - растущая степень влияния поставщиков и покупателей - низкая покупательная способность потребителей - рост тарифов на топливно-энергетические ресурсы |
Основной угрозой для деятельности ООО «Альметьевский молочный комбинат» является усиление уровня конкуренции в отрасли.
Проведем анализ влияния пяти сил конкуренции М. Портера на деятельность ООО «Альметьевский молочный комбинат».
1) Конкуренция между существующими фирмами.
Рынок молока и молочной продукции представлен несколькими производителями, среди которых ООО «Альметьевский молочный комбинат» занимает лидирующее место. Основными конкурентами являются:
- крупные национальные компании, поставляющие продукцию длительного хранения: Царицынский молочный комбинат, Новосибирский молочный комбинат, компании «Вимм-Билль-Данн», «Милко», «Кампина», «Данон» и др.
Сильные стороны: развитая дилерская сеть, «брэнд», яркая красочная упаковка.
Слабые стороны: высокая цена в среднем на 10—20%, удаленность от рынка сбыта.
- местные предприятия.
Сильные стороны: цена ниже в среднем на 5—10%, хорошее качество, у некоторых собственная сырьевая база, хорошие финансовые возможности, развитая маркетинговая и сбытовая политика.
Слабые стороны: неполный ассортимент, не охвачен нижний ценовой сегмент, ограниченные производственные мощности.
Остальные участники рынка занимают сравнительно небольшие доли рынка и потенциальной угрозы не представляют. Это фермеры и частные лица, торгующие продукцией на розлив и разновес.
Сильные стороны: цена ниже в среднем на 30—40%, более жирная продукция.
Слабые стороны: небольшой ассортимент, не всегда соблюдаются санитарные нормы.
Конкурентным преимуществом ООО «Альметьевский молочный комбинат» является известная марка, которая ассоциируется у потребителей со знаком качества производимой продукции, что неоднократно подтверждалось победами на выставках и конкурсах качества.
Таким образом, конкуренты ООО «Альметьевский молочный комбинат» достаточно сильны, и комбинату необходимо использовать свои сильные стороны для сохранения лидирующего положения, улучшать слабые стороны, расширять ассортимент для более полного удовлетворения запросов потребителей [6].
2) Возможность появления новых конкурентов в отрасли.
Барьерами входа в молочную отрасль являются:
- приверженность к торговым маркам и предпочтения покупателей;