Файл: Методические рекомендации Коррекция письменной речи учащихся пятых классов в условиях школьного логопункта. Учительлогопед мбоу сош с уиоп 58 г. Кирова, Вылегжанина Лариса Васильевна Оглавление.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 235

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Литература:

Приложение 2

Методика выявления дизорфографии у учащихся общеобразовательной школы

1. ИССЛЕДОВАНИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ

2. ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ В ПИСЬМЕ

3. ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

4. ИССЛЕДОВАНИЕ СЕНСОРНО-ПЕРЦЕПТИВНОГО УРОВНЯ ВОСПРИЯТИЯ РЕЧИ

5. ИССЛЕДОВАНИЕ УДАРЕНИЯ В СЛОГАХ И СЛОВАХ

6. ИССЛЕДОВАНИЕ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА, СИНТЕЗА, ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

7. ИССЛЕДОВАНИЕ ЛЕКСИКИ

8. РАЗЛИЧЕНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ, ГЛАГОЛОВ И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

9. ИССЛЕДОВАНИЕ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ

10. ИССЛЕДОВАНИЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ

11. ИССЛЕДОВАНИЕ УСВОЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА И ЕГО СВЯЗИ С ФОРМАЛЬНЫМИ ПРИЗНАКАМИ

12. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РОДСТВЕННЫХ СЛОВ И МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВ

13. ИССЛЕДОВАНИЕ ПОНИМАНИЯ И ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ ТЕКСТА

14. СОСТОЯНИЕ ЗРИТЕЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ФУНКЦИЙ

15. ИССЛЕДОВАНИЕ ЗРИТЕЛЬНОЙ И РЕЧЕСЛУХОВОЙ ПАМЯТИ

-ре-за.

3. Выписать отдельно слог, вызывающий сомнение, выделив (размером, цветом) сомнительную орфограмму. Например: б_Е., б_е. 4. Найти асоциативный образ, связанный со словарным словом, и записать его напротив словарного слова.

ТРЕБОВАНИЯ К АССОЦИАТИВНОМУ ОБРАЗУ:

а) Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком.

Модель: Ассоциативная связь может быть по: - цвету; - месту расположения; - форме; - звучанию; - действию; - вкусу; - материалу; - назначению; - количеству и т.д.

б) Ассоциативный образ должен иметь в своем написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове. Например: Словарное слово* береза - по цвету _бЕлая* береза - кудрявая: нужен грЕбень, чтобы расчесать (по форме как буква Е)

Результат:

б_Е.реза - б_Е.лая,

гр_Е.бень (_Е.)

5. Изобразить словарное слово, объединенное с ассоциативным образом (рисунок и/или пересечение слов через сомнительную орфограмму).

Прочесть словарное слово и четко воспроизвести вслух найденный ассоциативный образ, представляя их объединение и связывающую их сомнительную орфограмму.

ВНИМАНИЕ! НЕ навязывайте ребенку своей ассоциации! Ценность - наличие у каждого своего ассоциативного образа при данных требованиях: связь и общая заданная орфограмма.

Примеры словарных слов и ассоциативных образов:

г_А.зета - бум_А.га, к_А.рман - дыр_А., д_И.рект_О.р - кр_И.к, р_О.т, к_О.нцерт - н_О.та, д_О., х_О.р, з_А.вод - труб_А., к_О.рабль - в_О.лны, б_О.цман, к_О.к, ин_Е.й - б_Е.лый, сн_Е.г, л_А.донь - л_А.па, к_А.пуста - з_А.яцк_А.рандаш - гр_А.нь, бум_А.га, с_О.бака - хв_О.ст
Литература,

1. Агафонов В. В. "Неправильные правила" для словарных слов - и не только".

2. "Словарные слова в образах и картинках". Пособие для логопеда в двух частях.

Приложение4

Конспект индивидуального логопедического занятия
по коррекции дисграфии и дизорфографии с обучающимся 5 класса


Тема: Дифференциация строчных букв и-у.

Цель: Обучение грамотному письму посредством самостоятельного определения на письме букв, орфограмм и решения необходимых для этого дисграфических и дизорфографических задач.

Задачи: Работать над дифференциацией букв (и-у) в письменных работах, закрепить поэлементное написание данных букв, совершенствовать умение правильного написания под диктовку с опорой и без опоры; повторить лексическое значение слов; синтаксис, орфографию (правописание приставок на з-с; и-ы после ц), развивать зрительную память, зрительное внимание, логическое мышление, моторику,
фонематический анализ и синтез, перцептивные способности, морфологический анализ; воспитывать умение контролировать себя при письме.

Оборудование: Тетрадь с образцом и заготовками, лента букв, образцы отдельных элементов букв, карточка по орфографии.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационный момент: проверка посадки, положения тетради.

1. Повторение артикуляционного уклада И-У (вывод: И – губы в улыбке, расстояние между ними маленькое – буква короткая, хвостик в сторону). Прописать строку – буква И. У – губы в трубочку вытягиваются – буква длинная – хвостик вниз. Прописать строку – буква У.

2. Допиши элемент по образцу и опорной точке:

 

3. Выкладывание букв из набора элементов.

1

2

3

4

5

6

7

8







J

с

С





о

О





/

/

ь

 

4. Запись буквы под диктовку, указывая себе направление элемента:

и у у и и у и у и

слогов:

ми ти му ту ни шу ну ши

(обратить внимание на твёрдость и мягкость произносимых слогов, вывод: И – гл.2 ряда - смягчение – отдаёт мягкость согласному; У – гл. 1 ряда – звук твёрдый – нет смягчения)



5. Физминутка. Массаж пальцев рук, встряхивание кистей. Повороты головы в разные стороны, круговые движения.

6. Спиши слова, вставляя буквы И-У, определи часть речи.

Т…чка, м…л...ц…я, соц....м, ….м, какт…с, т…хо, …д…вляться, рван…ть, бомбард…р.

Раскрой их лексическое значение. Составь предложение, используя максимальное количество слов.

7. Задание по карточке. Вставь пропущенные буквы, объясни правописание.

Ра…гадать ребус, ра…смотреть проект, ра…считать время, точный ра…чёт, ра…следовать запутанное дело, …бивчивый ответ, и…пользовать формулу, во…будить иск, и…чезнуть вдали, во…тановить в памяти, и…портить модель, и…тратить средства, бе…спорное решение, бе…крайний простор, бе…полезная вещь, чре…мерные требования.

8. Запиши по памяти предложение.

Просвещённый ум… составляется из умов всех предшествующих веков.

Фонтенель

Расскажи, о чём это предложение?

Итог: Оцени сам, насколько ты правильно выполнял задания на занятии. Старайся постоянно контролировать себя при письме в классных и домашних работах.