Файл: Методические рекомендации Коррекция письменной речи учащихся пятых классов в условиях школьного логопункта. Учительлогопед мбоу сош с уиоп 58 г. Кирова, Вылегжанина Лариса Васильевна Оглавление.doc
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 249
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Методика выявления дизорфографии у учащихся общеобразовательной школы
1. ИССЛЕДОВАНИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ
2. ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ В ПИСЬМЕ
3. ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
4. ИССЛЕДОВАНИЕ СЕНСОРНО-ПЕРЦЕПТИВНОГО УРОВНЯ ВОСПРИЯТИЯ РЕЧИ
5. ИССЛЕДОВАНИЕ УДАРЕНИЯ В СЛОГАХ И СЛОВАХ
6. ИССЛЕДОВАНИЕ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА, СИНТЕЗА, ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
8. РАЗЛИЧЕНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ, ГЛАГОЛОВ И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
9. ИССЛЕДОВАНИЕ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ
10. ИССЛЕДОВАНИЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ
11. ИССЛЕДОВАНИЕ УСВОЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА И ЕГО СВЯЗИ С ФОРМАЛЬНЫМИ ПРИЗНАКАМИ
12. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РОДСТВЕННЫХ СЛОВ И МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВ
13. ИССЛЕДОВАНИЕ ПОНИМАНИЯ И ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ ТЕКСТА
Процедура и инструкция. Ученикам 2-х и 3-х классов предлагается внимательно прослушать диктуемое экспериментатором слово, а затем записать его.
Оценка результатов: высокий уровень - верное написание слов; уровень выше среднего - допущено 1-2 ошибки, которые исправляются самостоятельно или после наводящего вопроса экспериментатора; средний уровень - сделано 3-6 ошибок, помощь экспериментатора или самопроверка позволила исправить только отдельные из них; уровень ниже среднего - стойкие ошибки в половине предложенных слов, отдельные ошибки удается исправить благодаря интенсивной помощи экспериментатора; низкий уровень - неправильное написание большинства слов, помощь экспериментатора неэффективна.
3. ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
3.1. Исследование знания букв алфавита
Материал — печатные и письменные буквы алфавита.
Процедура и инструкция. Учащемуся последовательно предлагаются печатные, затем письменные буквы (строчные и прописные). Даются следующие задания: а) по указанию экспериментатора показать условленную букву; б)1 назвать букву, предъявленную экспериментатором.
Оценка результатов: высокий уровень - безошибочное и быстрое выполнение задания; уровень выше среднего - замедленный темп работы, правильное называние букв алфавита лишь после повторения инструкции, но задание выполнено верно и самостоятельно; средний уровень - медленный темп работы, длительное рассматривание букв, многочисленные ошибки в их показе и назывании, которые исправляются лишь после замечаний экспериментатора; уровень ниже среднего -стойкие ошибки при выполнении заданий, но помощь экспериментатора позволяет справиться с большинством из них; низкий уровень - стойкие затруднения, помощь экспериментатора неэффективна, все задания выполняются с ошибками.
3.2. Исследование знания основных терминов (звук, буква, слог, слово, предложение) и умения их применять в учебной практике
Речевой материал - предложения: На город опустилась ночь. (2-й класс). Возле дома распустилась сирень. (3-й класс).
Процедура и инструкция. Экспериментатор дает задание ученику внимательно прослушать предложение, после чего задает вопросы;
— Скажи, что я сейчас произнесла?
— Сколько в этом предложении слов?
— Сколько в слове ... слогов?
— Сколько в слове ... звуков? букв?
— Перечисли звуки слова ....
После записи предложения экспериментатор просит найти в предложении слово, в котором звуков было бы меньше, чем букв и наоборот, и объяснить свой выбор.
Оценка результатов: высокий уровень - точное и правильное употребление грамматических терминов; уровень выше среднего - допускается 2-3 ошибки, которые исправляются учеником при самопроверке, верное понимание терминологии в импрессивной речи; средний
уровень - отмечается неуверенность в ответах, систематические ошибки исправляются только с помощью экспериментатора; уровень ниже среднего - стойкие ошибки не позволяют выполнить большую часть заданий; низкий уровень - неправильное выполнение преобладающего большинства заданий, грубые нарушения в овладении терминологией в импрессивной и экспрессивной речи.
3.3 Исследование имеющихся знаний о частях речи
Материал - карточки со словами: квартира, глубокий, синий, пробежал, он; памятка для выполнения морфологического разбора различных частей речи (для 2-х и 3-х классов).
Данное исследование проводится с помощью общепринятых в методике преподавания русского языка приемов и методов, применяемых на 2-м и 3-м годах обучения в школе.
Оценка результатов: высокий уровень - правильное выполнение всех заданий; уровень выше среднего — сформировано обобщенное представление о частях речи, отдельные ошибки находятся и исправляются самостоятельно; средний уровень - допускаются грубые ошибки в половине предложенных заданий, часть из которых исправляется путем уточнения учителем имеющихся у школьника знаний; уровень ниже среднего - стойкие ошибки в определении частей речи, основных грамматических категорий, при помощи уточняющих вопросов экспериментатора удается выполнить отдельные задания; низкий уровень - отсутствие обобщенного представления о частях речи, грамматических категориях не позволяет выполнить большую часть заданий даже с активной помощью экспериментатора.
3.4. Исследование запоминания формулировок орфограмм
В вышеописанных заданиях экспериментатор выясняет знание формулировки пройденных орфограмм, насколько полно ученик передает содержание правил своими словами, умеет выделить их опознавательные признаки (расхождение между звуком и буквой, произношением и написанием; определение "опасных" звуков, их сочетаний, морфем) и на этом основании прогнозировать в них орфограммы.
Оценка результатов:
высокий уровень - правильное написание слов и полное изложение формулировки орфограмм;
уровень выше, среднего - допускаются отдельные неточности в передаче содержания правил правописания и в нахождении "опасных" мест слов, которые исправляются самостоятельно;
средний уровень - отмечается неуверенность в ответах, систематические ошибки исправляются с помощью экспериментатора, выделяются лишь отдельные опознавательные признаки орфограмм;
уровень ниже среднего - стойкие ошибки в передаче формулировок орфограмм, а также в нахождении "опасных" мест слов, интенсивная помощь экспериментатора помогает исправить отдельные из них;
низкий уровень - грубые нарушения усвоения и применения орфограмм, помощь экспериментатора неэффективна.
Ответить на дополнительные вопросы (например: "Каким еще способом можно проверить написание этого слова'.'").
Оценка результатов:
высокий уровень - быстрое и аргументированное выполнение задания;
уровень выше среднего - замедленный темп работы, уточнение инструкции позволяет справиться с заданием правильно и самостоятельно;
средний уровень - медленный темп работы, проверочные слова подобраны лишь в половине предложенных, помощь экспериментатора позволяет до конца справиться с заданием;
уровень ниже среднего - стойкие ошибки в написании данных и в подборе проверочных к ним слов, замечания логопеда помогают исправить большинство ошибок;
низкий уровень — постоянные затруднения, помощь экспериментатора неэффективна, навыки подбора проверочных слов не сформированы.
3.5. Исследование усвоения способов проверки орфограмм
3.6. Проведение анализа дисграфических и дизорфографических ошибок в диктанте
Речевой материал - тексты диктантов "На даче" и "Речка Яблонька" (см. п.2.1).
Оценка результатов:
высокий уровень — отсутствие дизорфографических;
уровень выше среднего - сочетание дисграфических ошибок с отдельными дизорфографическими, большинство из которых исправляется при самопроверке;
средний уровень - появление большого количества орфографических ошибок на фоне дисграфических, интенсивная помощь экспериментатора позволяет исправить лишь отдельные из них;
уровень ниже среднего - стойкие ошибки в применении орфограмм различных принципов написания сопровождаются многочисленными дисграфическими ошибками
низкий уровень - стойкие дизорфографические ошибки в большинстве слов, помощь экспериментатора неэффективна.
3.7. Соотношение написания и произношения слов, установление между ними сходства и различия
Речевой материал - слова: широкий, мяч, дочь, ненастный, мясорубка, столб, наконечник, касса.
Процедура и инструкция. Ученику дается инструкция прослушать слова и записать их, объяснить разницу в написании и произношении, указать соответствующую орфограмму.
Оценка результатов - см. п.3.4.
3.8. Исследование роли предварительного проговаривания в процессе письма
Речевой материал - слова с пропущенными буквами на пройденные правила правописания: поля, моря, паруса, каток, грустный, ненастный, разбежались.
Процедура и инструкция. Экспериментатор предъявляет ученику напечатанные на карточке слова с пропущенными буквами. Дает инструкцию внимательно прочесть слова, вставить пропущенные буквы, написать проверочные слова.
Материал - все вышеописанные упражнения,
Процедура и инструкция. Перед началом экспериментальной работы ученик получает инструкцию проговаривать вслух записываемые им слова и предложения по слогам. В дальнейшем проводится фиксация того, используется ли данный прием во всей экспериментальной работе.
Оценка результатов:
высокий уровень - точное выполнение инструкции во всех письменных заданиях;
уровень выше среднего - использование проговаривания в преобладающем большинстве письменных заданий;
средний уровень - использование проговаривания в половине предложенных заданий, повторение инструкций приводит к применению данного приема;
уровень ниже среднего - отмечается неуверенность в выполнении задания, проговаривание сопровождает написание лишь отдельных слов;
низкий уровень - стойкие затруднения при проговаривании, лишь интенсивная помощь экспериментатора помогает выполнить инструкцию в отдельных случаях.
3.9. Нахождение в отдельных словах, предложениях и тексте определенной сочетаемости букв
Речевой материал - слова: широкий, чаша, щука, срочный, сорока, здравствуй, солнце, радостный (2-й класс); животное, чудовище, ненастный, грустный, лестница, одиннадцать; предложения: Чудесным утром мама с дочкой решили пойти в лес за грибами. (2-й класс). Глубокой осенью опавшие листья ковром выстилают землю. (3-й класс).
Процедура и инструкция. Экспериментатор дает инструкцию внимательно прослушивать слова, записать их и выделить в них такие сочетания как: ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ, ЧН, ЧК, СТН, СТЛ и некоторые другие.