Файл: Методические рекомендации Коррекция письменной речи учащихся пятых классов в условиях школьного логопункта. Учительлогопед мбоу сош с уиоп 58 г. Кирова, Вылегжанина Лариса Васильевна Оглавление.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 238

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Литература:

Приложение 2

Методика выявления дизорфографии у учащихся общеобразовательной школы

1. ИССЛЕДОВАНИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ

2. ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ В ПИСЬМЕ

3. ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

4. ИССЛЕДОВАНИЕ СЕНСОРНО-ПЕРЦЕПТИВНОГО УРОВНЯ ВОСПРИЯТИЯ РЕЧИ

5. ИССЛЕДОВАНИЕ УДАРЕНИЯ В СЛОГАХ И СЛОВАХ

6. ИССЛЕДОВАНИЕ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА, СИНТЕЗА, ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

7. ИССЛЕДОВАНИЕ ЛЕКСИКИ

8. РАЗЛИЧЕНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ, ГЛАГОЛОВ И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

9. ИССЛЕДОВАНИЕ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ

10. ИССЛЕДОВАНИЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ

11. ИССЛЕДОВАНИЕ УСВОЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА И ЕГО СВЯЗИ С ФОРМАЛЬНЫМИ ПРИЗНАКАМИ

12. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РОДСТВЕННЫХ СЛОВ И МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВ

13. ИССЛЕДОВАНИЕ ПОНИМАНИЯ И ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ ТЕКСТА

14. СОСТОЯНИЕ ЗРИТЕЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ФУНКЦИЙ

15. ИССЛЕДОВАНИЕ ЗРИТЕЛЬНОЙ И РЕЧЕСЛУХОВОЙ ПАМЯТИ



Обучение орфографии - сложный и длительный процесс. Одни дети легко усваивают правила орфографии и применяют их на практике. Другие, не смотря на знание правил, допускают множество ошибок. Чтобы писать правильно, знания правила недостаточно. Необходимо уметь выполнить ряд последовательных действий:

1. Найти орфограмму в слове и определить её тип - это умение называется "орфографическая зоркость". Чтобы найти орфограмму (опасное или слабое место), надо знать её отличительные признаки. Чаще всего эти признаки перечислены в самом названии орфограммы: "Безударная гласная в корне слова". Ребенок должен научиться слышать и видеть безударную гласную в слове.
2. Выделить часть слова, в которой находится орфограмма. Например, "Правописание безударных окончаний существительных". Ребенку необходимо правильно выделить окончание в слове.

3. Применить необходимое правило. Для этого нужно понять алгоритм (жесткий порядок действий), который поможет выбрать верное написание слова. Правила уже содержат алгоритмы: чтобы проверить безударную гласную, нужно: · подобрать проверочное слово или изменить слово так, чтобы безударная гласная стала ударной; · записать в слове ту букву, которую услышали под ударением.

4 Сверить проверочное и проверяемое слово; убедиться, что и в сильной и в слабой позиции записана одинаковая буква.

В зависимости от того, на каком этапе ребенок испытывает большие трудности, выстраивается коррекционная работа с логопедом.

Ра­бота с детьми по устранению дизорфографических нарушений у при переходе из начальной в среднюю школу должна проводится в четыре этапа.

1-й этап — диагностический.

• Проводится анализ письменных работ, процесса чтения.

• Определяется состояние звукопроизношения, языкового анализа и синтеза, языковых представлений; фонематического восприятия (дифференциация фонем).

• Проверяется состояние лексико-грамматического строя, со­стояние связной речи.

• Выявляются индивидуальные особенности таких психичес­ких процессов, как мышление, внимание, память.

• Выявляется наличие мотивации к коррекционной работе по устранению дефекта.

На данном этапе при проведении диагностики следует (при возможности) подключать школьного психолога.

Общая характеристика коррекционной работы.

1. Проведение фронтальных диктантов с помощью учителей русского языка; проверка и анализ ошибок.


2. Повторная письменная работа с группой детей, допустив­ших специфические ошибки в диктантах, включающая в себя списывание и диктант слогов, слов, предложений и текстов; уст­ный рассказ или сочинение по опорным словам, по серии сюжет­ных картинок.

3. Обследование состояния лексико-грамматической стороны речи с использованием групповой тестовой методики (письменно).

4. Обследование связной речи. Проводится индивидуально с каждым учеником в форме беседы.

5. Анализ результатов обследования. Комплектование групп.

2-й этап — подготовительный.

• Уточняются созданные в процессе обучения в начальной школе простые предпосылки овладения орфографией (зри­тельный гнозис, мнезис, оптико-пространственные представ­ления).

• Проводится работа:

— по развитию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, сопоставление;

— по развитию внимания, памяти;

— по коррекции почерка (с возможным использованием адап­тированных для данного возраста упражнений, направленных на развитие мелкой ручной моторики).

• При возможности параллельного ведения ребенка психоло­гом часть заданий и упражнений направляется на снятие «стра­ха письма», неуверенности, тревожности, склонности к негатив­ным реакциям.

Общая характеристика коррекционной работы.

1. Развитие общей и мелкой ручной моторики.

2. Развитие и уточнение пространственно-временных пред­ставлений.

3. Развитие внимания. Важно для нахождения «ошибкоопасных» мест в слове, нахождения собственных ошибок (корректур­ные пробы).

4. Развитие памяти. Запоминание при помощи ассоциативных рядов, эмоциональной близости запоминаемого, графической за­шифровки объекта запоминания.

5. Развитие мышления.

3этап — коррекционный.

Осуществляется работа по преодолению дизорфографических нарушений. Она проводится на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях по направлениям, соответствующим основным видам ошибок. Комплексный подход данной методики по коррекции дизорфографии предполагает при необходимости параллельную работу, направленную на устранение нарушений звукопроизношения, чтения и письма.

Общая характеристика коррекционной работы.

1. Уточнение и развитие следующих понятий: алфавит, глас­ные и согласные буквы и звуки. Написание заглавной буквы в начале предложения и в именах собственных.



2. Работа над ударением. Родственные и однокоренные слова. Безударные гласные.

3. Уточнение и повторение трудных слов; работа со словарем. Правописание непроизносимых согласных, звонких и глухих согласных в конце слова и в словах со стечением согласных. Уточ­нение употребления правил переноса.

4. Написание гласных после шипящих. Работа по коррекции употребления мягкого знака в середине и конце слова для смяг­чения согласного. Употребление разделительных твердого и мягкого знаков.

5. Коррекционная работа по употреблению в устной и пись­менной речи омонимов, синонимов, антонимов. Многозначные слова. Устойчивые словосочетания. Фразеологические обороты.

6. Рассмотрение тем: словоизменение и словообразование; со­став слова: корень, суффикс, приставка, окончание, основа.

7. Уточнение понятий: части речи, имя существительное. Упо­требление мягкого знака после шипящих.

8. Рассмотрение и уточнение понятий: глагол, начальная фор­ма глагола.

9. Работа над дифференциацией прилагательных и причастий.

10. Работа над дифференциацией приставок и предлогов.

11. Работа над просодическим компонентом речи. Интонация. Темп. Ритм. Логическое ударение. Фонетическая ритмика. Лого-ритмика.

12. Рассмотрение и уточнение понятий: причастие и дееприча­стие, деепричастный оборот.

13. Работа над развитием связной речи. Диалог. Монолог. Рас­сказ. Пересказ.

4-й этап — оценочный.

• Оценивается эффективность коррекционной работы.

• Проводится повторная проверка навыков письма.

• Анализируются различные виды письменных работ детей. Общая характеристика коррекционной работы. Проводится в виде контрольной работы, включающей в себя:

1) диктант с грамматическим заданием;

2) тестовое задание, по которому оцениваются усвоение учеб­ной терминологии и состояние лексико-грамматической стороны речи;

3) изложения и сочинения для оценки состояния речевого вни­мания и памяти;

4) устный опрос, позволяющий оценить состояние связной ре­чи и наличие в ней аграмматизмов.

При наличии у учеников нарушений звукопроизношения проводится индивидуальная и подгрупповая работа по обще­принятой схеме на адаптированном для данного возраста ре­чевом материале. В случае выявления у дизорфографиков ошибок дисграфического характера коррекционная работа ве­дется параллельно: формируются группы сочетанного диагно­за «дисграфия-дизорфография», для них составляется пер­спективный и поурочный планы работы в зависимости от фор­мы и степени выраженности дефекта.


Заключение.

Непростой задачей является дифференциация дисграфии и дизорфографии. Трудность решения этой задачи обусловлена как недостаточной изученностью дизорфографии, так и тем, что они нередко сопутствуют друг другу. Кроме того, довольно часто после исчезновения явлений дисграфии в результате проведенной коррекционной работы на первый план выступают дизорфографические ошибки, носящие весьма стойкий характер. Встречаются и случаи, когда вслед за относительно благополучным периодом освоения письма в первые 1-2 года обучения, в 3-м классе резко возрастает число орфографических ошибок и сохраняется в последующие годы обучения. В связи с этим. при коррекции дисграфии во всех случаях одновременно следует проводить работу по предупреждению дизорфографии даже тогда, когда она себя еще не обнаруживает.


Литература:


1. Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку. М., 1978.

2. Алгазина Н.Н. Трудные случаи правописания. М., 1961.

3. Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков. М., 1987.

4. Ананьев Б.Г. Анализ трудностей в процессе, овладения детьми чтением и письмом // Известия АПН РСФСР. Вып. 7, 1955. - С. 104-149.

5. Арямова О.С. Причины орфографических ошибок младших школьников // Проблемы развития речи учащихся начальных классов. М., 1985. - С.174-194.

6. Богоявленский Д.Н. Очерки психологии усвоения орфографии. М., 1949.

7. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. М., 1966.

8. Гурьянов Е.В. Психология обучения письму. Формирование навыков письма. М., 1959.

9. Жуйкое С.Ф. Формирование орфографических действий у младших школьников. М., 1965.

10. Каоочкин Л.Н. Роль усиления речевых кинестезии в процессе формирования орфографических навыков // Вопросы психологии. 1955. Вып. 3. - С.71-76.

11. Карпова С.Н. Особенности ориентировки на слово у детей. М., 1978.

12. Комаров К.В. Методика обучения русскому языку в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. М., 1982.

13. Кузьмина С.М. Теория русской орфографии. М., 1981.

14. Левина Р.Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи. М., 1961.

15. Логолеоия/Под ред. Л.С.Волковой. М., 1989.

16. ЛурияА.Р. Очерки психофизиологии письма. М., 1950.

17. Львов М.Р. Обучение орфографии в начальных классах // Начальная школа. 1986.№7.-СЛ1-17.

18. Методика.грамматики и орфографии в начальных классах /Под ред. Н.С.Рождественского. М., 1979.

19. Петрова В.И. О соотношении орфографического правила и навыка // Вопросы психологии. 1967. № 2. - С.130-141.

20. Прищепова И.В. К вопросу о дизорфографии у учеников младших классов общеобразовательной школы, имеющих нарушения речи // Патология речи: история изучения, диагностика, преодоление. СПб., 1992. - С.124-131.

21. Прищепова И.В. Симптоматика дизорфографии у младших школьников, страдающих нарушениями письменной речи // Инновации в образовании и социальные перемены. Ч. II. СПб., 1993. - С.53-55.

22. Рамзаева Т.Г. Орфографический навык и методические условия его формирования // Начальная школа. 1976. № 8. - С.24-29.

23. Рождественский Н.С. Обучение орфографии в начальной школе. М., 1960.