Файл: Методические рекомендации Коррекция письменной речи учащихся пятых классов в условиях школьного логопункта. Учительлогопед мбоу сош с уиоп 58 г. Кирова, Вылегжанина Лариса Васильевна Оглавление.doc
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 232
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Методика выявления дизорфографии у учащихся общеобразовательной школы
1. ИССЛЕДОВАНИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ
2. ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ В ПИСЬМЕ
3. ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
4. ИССЛЕДОВАНИЕ СЕНСОРНО-ПЕРЦЕПТИВНОГО УРОВНЯ ВОСПРИЯТИЯ РЕЧИ
5. ИССЛЕДОВАНИЕ УДАРЕНИЯ В СЛОГАХ И СЛОВАХ
6. ИССЛЕДОВАНИЕ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА, СИНТЕЗА, ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
8. РАЗЛИЧЕНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ, ГЛАГОЛОВ И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
9. ИССЛЕДОВАНИЕ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ
10. ИССЛЕДОВАНИЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ
11. ИССЛЕДОВАНИЕ УСВОЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА И ЕГО СВЯЗИ С ФОРМАЛЬНЫМИ ПРИЗНАКАМИ
12. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РОДСТВЕННЫХ СЛОВ И МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВ
13. ИССЛЕДОВАНИЕ ПОНИМАНИЯ И ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ ТЕКСТА
Приложение 2
Методика выявления дизорфографии у учащихся общеобразовательной школы
1. ИССЛЕДОВАНИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ
1.1. Анкетные данные;
а) фамилия, имя;
б) возраст;
в) школа и класс;
г) национальность;
д) домашний адрес.
1.2. Анамнез
Устанавливается анамнез нормальный или анамнез отягощенный (патологическим протеканием беременности и родов матери ребенка). Уточняются особенности формирования устной и письменной речи испытуемого. Отмечается наличие речевых нарушений у родителей и родственников, а также имеющиеся нервно-психические и соматические заболевания до рождения ребенка. Выясняется нервно-психическое и физическое состояние школьника по данным медицинской карты, делается выписка.
1.3. Состояние звукопроизношения
Характер нарушения звукопроизношения гласных и согласных звуков определяется по общепринятой методике исследования: произношение изолированных звуков и в слоговых сочетаниях; в словах различной структуры; предложениях и связной речи. Дается характеристика произносительной стороны речи (нарушенного звука или группы звуков).
1.4. Строение органов периферического отдела артикуляторного аппарата Путем осмотра периферического отдела артикулярного аппарата выявляется наличие и характер имеющихся аномалий в анатомическом строении челюстей, зубов, губ, языка, твердого и мягкого неба.
1.5. Речевая моторика
При исследовании учитываются следующие параметры выполнения заданных положений губ, языка: объем движений, точность переключения с одного движения на другое, самостоятельность, их координированность, наличие синки-незий. При этом используются методы и приемы, широко описанные в литературе.
1.6. Слуховая функция
А. Из медицинской карты выписываются заключение о состоянии биологического слуха. Экспериментатор отмечает нормальный или сниженный слух.
Б. На основании проведенной беседы с учащимся : и выполненных им специальных заданий проводится анализ восприятия обращенной к ребенку речи. (Используются традиционные приемы исследования.)
1.7. Состояние звукового анализа, синтеза, представлений. (См. 6.3)
1.8. Фонематическое восприятие. (См. 4.2)
1.9. Особенности словарного запаса речи. (См. 7)
1.10. Исследование грамматического строя речи. (См. 9,10,11,12)
1.11. Особенности динамической стороны речи
В процессе общения с учащимся определяются такие параметры его экспрессивной речи, как темп, ритм, паузация, употребление основных видов интонации.
1.12. Состояние зрительно-пространственных функций
А. Заключение о состоянии биологического зрения ребенка выписывается из медицинской карты.
Б. Исследование оптико-пространственного гнозиса и праксиса.
Исследуется умение ребенка ориентироваться в частях собственного тела. С этой целью экспериментатор дает ему следующие задания: "Подними правую руку, левой рукой дотронься до правого уха и правой рукой закрой левый глаз" и т.п.
Изучается, насколько ученик ориентируется в условиях логопедического кабинета.
В ходе выполнения инструкций экспериментатора выясняется понимание учеником таких пространственных понятий, как "выше", "ниже", "дальше", "ближе", "справа", "слева", "впереди", "позади" и т.д.
В. Исследование состояния речезрительных функций проверяется на материале элементов букв и букв алфавита.
Исследование знания букв, зрительного гнозиса и праксиса. Материал - печатные и письменные буквы алфавита.
Процедура и инструкция. Ученику показывают печатные буквы алфавита и предлагают их назвать. Аналогичное задание проводится и с рукописными буквами. Демонстрируются как изолированные буквы, так и ряды букв, сходных по начертанию.
Исследование умения конструировать и реконструировать буквы. Материал - элементы букв.
Процедура и инструкция. Экспериментатор демонстрирует школьникам элементы печатных, затем - письменных букв, просит их внимательно рассмотреть. Далее дает задание составить из них буквы.
1.13. Состояние процесса чтения
Речевой материал - незнакомые детям тексты "В лесу" (2-й класс), "Кто как . зиму встретил" (3-й класс).
Процедура и инструкция. Экспериментатор просит внимательно прочитать рассказ, а затем его пересказать. Если ученик затрудняется в ответе, ему дополнительно задаются вопросы. При исследовании процесса чтения определяется характер и точность понимания прочитанного.
2. ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ В ПИСЬМЕ
2.1. Исследование состояния письменной речи на материале диктантов
Речевой материал - тексты диктантов "На даче" (2-й класс) и "Речка Яблонька" (3-й класс).
На даче
Стояли теплые деньки. Наша дача была у моря. Дул морской ветерок. Утром мы пришли в сад. Там цвели красные маки. Рядом душистые розы. В цветах блестели капельки росы. На ягодных кустах зрели сочные плоды. У крыльца спал кот Мурзик.
(По С. Романовскому)
Речка Яблонька.
Славное это место. Меж крутых бережков текла речка Яблонька. Дно реки было песчаное. Со дна били студеные ключи. Вода была удивительно вкусная и прозрачная. По склонам речки жило семейство барсуков. Они вырыли глубокие норы с ходами и выходами.
(По И.Аксенову)
Процедура и инструкция. Слуховой диктант проводится согласно традиционной методике. После окончания выполнения задания экспериментатор просит проверить написанное и подчеркнуть в словах пройденные орфограммы.
Оценка результатов: высокий уровень - безошибочное написание диктанта; уровень выше среднего - допускаются 2-3 орфографические ошибки, которые самостоятельно замечаются и исправляются; средний уровень - допускается 2-3 ошибки правописания, отдельные помарки и исправления; уровень ниже среднего - допускаются 4-6 орфографических ошибок, значительное количество помарок и исправлений; низкий уровень - письменная работа содержит более 6 орфографических ошибок, многочисленные помарки и исправления.
2.2. Исследование навыков письменной речи в изложении, сочинении
А. Исследование навыков письменной речи в изложении (2-й класс). Речевой материал - текст изложения "Муравей и голубка".
Муравей и голубка
Муравей спустился к ручью: захотелось напиться. Волна захлестнула муравья и чуть не потопила.
Голубка несла ветку. Она бросила муравью ветку в ручей. Муравей сел на ветку и спасся.
Охотник расставил сеть и хотел захлопнуть голубку. Муравей подполз к нему и укусил охотника за ногу. Охотник охнул и уронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.
(По Л.Н. Толстому)
Процедура и инструкция. Экспериментатор предлагает учащемуся внимательно прослушать текст и ответить на вопросы:
— О чем я сейчас прочитала?
— Зачем муравей спустился к ручью?
— Почему голубка бросила ветку в ручей?
— Как спасся муравей?
— Поймал ли охотник голубку? Почему ты так решил?
Затем вместе с учениками он составляет план изложения. Текст прочитывается снова, после чего, пользуясь планом, дети пишут изложение.
Оценка результатов:
высокий уровень — полное и последовательное изложение содержания текста, самостоятельные выводы, выражение собственного отношения к прочитанному;
уровень выше среднего - последовательная передача событий, высокий уровень обобщения в виде рассуждений, отсутствие незначительных деталей сюжета;
средний уровень - передача основного содержания сюжета, не нарушена последовательность событий, однако не изложены отдельные их детали;
уровень ниже среднего - грубые нарушения в изложении последовательности текста, причинно-следственных связей, нет описаний;
низкий уровень - перечисление отдельных фактов рассказа, отсутствие логико-грамматического его построения, использование элементарных по структуре предложений.
Б. Исследование состояния письменных навыков в сочинении (3-й класс).
Материал - картинка "На рыбалке". Мальчики ловят рыбу. Девочка набирает в котелок воду. Мальчик разжигает костер. Собака несет в зубах палку.
Процедура и инструкция. Учащимся предлагается рассмотреть картинку, составить небольшой рассказ и самостоятельно его записать.
Оценка результатов - см. 2.2.А.
2.3. Исследование навыков письма на материале слов из словаря
Материал - слова: адрес, береза, ветер, воробей, город, дежурный, завод, заяц, капуста, карандаш, колхоз, коньки, корова, машина, мороз, Москва, одежда, пальто, посуда, родина, русский, собака, сорока, суббота, ученик (2-й класс); автомобиль, аллея, багаж, беседа, богатство, вагон, вокзал, воробей, ворона, восток, город, девочка, дежурный, дорога, жилище, завод, заяц, земляника, календарь, квартира, корова, костер, лагерь, лестница, молоко, мороз, Москва, огурец, около, пальто, растение, столица, субботник, ужин, урожай, яблоко, язык (3-й класс).