Файл: Методические рекомендации Коррекция письменной речи учащихся пятых классов в условиях школьного логопункта. Учительлогопед мбоу сош с уиоп 58 г. Кирова, Вылегжанина Лариса Васильевна Оглавление.doc
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 243
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Методика выявления дизорфографии у учащихся общеобразовательной школы
1. ИССЛЕДОВАНИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ
2. ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ В ПИСЬМЕ
3. ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
4. ИССЛЕДОВАНИЕ СЕНСОРНО-ПЕРЦЕПТИВНОГО УРОВНЯ ВОСПРИЯТИЯ РЕЧИ
5. ИССЛЕДОВАНИЕ УДАРЕНИЯ В СЛОГАХ И СЛОВАХ
6. ИССЛЕДОВАНИЕ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА, СИНТЕЗА, ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
8. РАЗЛИЧЕНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ, ГЛАГОЛОВ И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
9. ИССЛЕДОВАНИЕ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ
10. ИССЛЕДОВАНИЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ
11. ИССЛЕДОВАНИЕ УСВОЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА И ЕГО СВЯЗИ С ФОРМАЛЬНЫМИ ПРИЗНАКАМИ
12. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РОДСТВЕННЫХ СЛОВ И МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВ
13. ИССЛЕДОВАНИЕ ПОНИМАНИЯ И ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ ТЕКСТА
24. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. М., 1983.
25. Серебрякова Н.В. К вопросу о методике изучения ориентировки на слово у детей-дошкольников с нарушениями речи // Речевые и нервно-психические нарушения у детей и взрослых. Л., 1987. - С.61-68.
26. Спироеа Л.Ф., Шуйфер Р.И. Вопросы методики обучения русскому языку детей с нарушениями речи. М., 1962.
27. Тарасу В.В. Причины неуспеваемости по русскому языку учащихся 1130008- имеющих тяжелые нарушения речи //Дефектология. 1983. № 3. -
28. Токарева О.А. Расстройства письма у разных групп аномальных детей и принципы в работе по их устранению // Патология речи. М., 1971 - С.62-98
29. Разанова А.С Работа по орфографии при изучении морфологии в школе
30. Христенко М.А., Тиц М.В. Развитие логического мышления при обучении орфографическим задачам //Начальная школа. 1988. № 12. -С. 12-29'.
31. Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи //Под ред Р.Е.Левиной. М., 1961.
32. Ястребова А.В., Конюшков Е.П. Логопедическая работа с учащимися общеобразовательных школ, имеющими нарушения речи
Приложение 1
Программа коррекции дизорфографии обучающихся 5–6-х классов
В исследованиях, посвящённых проблемам нарушений письменной речи детей младшего школьного возраста, имеется особая категория стойких специфических нарушений письма, проявляющихся в неспособности освоить орфографические навыки, несмотря на знание соответствующих правил, которую правомерно именовать дизорфографией.
Дизорфография – специфическое нарушение орфографического навыка письма на фоне сохранного интеллекта и устной речи.
Следует отличать дизорфографические ошибки от дисграфических. Неполноценность фонематического анализа приводит к дисграфии, а несформированность морфологического анализа к дизорфографии.
Выделяют основные три вида дизорфографии:
-
Морфологическая дизорфография, сопровождающаяся большим количеством орфографических ошибок, проявляющихся в самостоятельном письме (сочинения, изложения и др.); -
Синтаксическая дизорфография – стойкая неспособность овладеть синтаксическими правилами на письме, то есть пунктуацией; -
Смешанная дизорфография, которая включает в себя сочетание орфографических и пунктуационных ошибок.
Нарушение усвоения орфографии оказывает отрицательное влияние на речевое развитие детей, на развитие познавательной деятельности, затрагивает эмоционально-ролевую сферу, затрудняет процесс их школьной и социальной адаптации вцелом.
Стойкие и специфические нарушения в овладении орфографическими знаниями, умениями и навыками отмечаются не только в начальный период обучения детей с различными нарушениями речи, но и в средних и старших классах. Наиболее частыми дизорфографическими проявлениями являются ошибки на правила начальной школы. При этом данные орфограммы не усваиваются именно в тот временной период, который положен по программе. Нарушение усвоения правописания у школьников часто сочетается с дислексией, дисграфией, фонетико-фонематическим и общим недоразвитием.
В средних и старших классах общеобразовательных школ, детских домов - школ и других учреждений интернатного типа, дизорфография возникает у детей, имеющих в анамнезе:
- общее недоразвитие речи (ОНР);
- фонетическое недоразвитие речи (ФНР) и фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФНР);
- дисграфию и дислексию (в период обучения в начальной школе);
- различную неврологическую симптоматику: минимальную мозговую дисфункцию (ММД), энцефалопатию;
- пренатальную и постнатальную патологию;
- задержку психического развития (ЗПР) и социально-педагогическую запущенность (СПЗ).
Статистика показывает, что 90% детей среднего и старшего школьного возраста имеют ошибки дизорфографического характера, существенную роль в возникновении которых играет:
-
дефицит произвольной концентрации, переключения и распределения внимания; -
нарушение пространственно-временных представлений; -
снижение слухоречевой памяти; -
нарушение буквенного гнозиса; -
нарушение динамического праксиса руки; -
затруднённость восприятия ритмической структуры слова; -
нечёткая дикция, плохая артикуляция; -
нарушение лексико-грамматического строя речи.
Особенно данные нарушения усугубляются при переходе обучающихся из начальной школы в среднюю. Известно, что ведётся коррекционная работа с дошкольниками (причём уже с ясельного возраста) и с младшими школьниками, имеющими нарушения звукопроизношения и письменной речи (письма и чтения). В 5-6 классах проблема не исчезает, но школьные логопеды, как правило, не берут таких детей на коррекционные занятия – и в первую очередь потому, что в этой области реально не существует ни методических рекомендаций, ни практических материалов, ни теоретических исследований, позволяющих работать с такими детьми (а также с подростками и взрослыми с нарушениями письменной речи). Так как отсутствие специально организованной коррекционной работы вызывает закрепление и усложнение симптоматики дизорфографии, то возникла необходимость в создании данной программы.
Цель: обучение грамотному письму посредством самостоятельного определения на письме орфограмм и решения необходимых для этого орфографических задач; коррекция и развитие пространственно-временных представлений у детей с различными нарушениями письменной речи при переходе из начальной школы в среднюю.
Программа коррекции дизорфографии обучающихся 5-6 классов реализует следующие задачи:
1. Совершенствовать умение обучающихся овладевать морфологическим анализом слов.
2. Вырабатывать алгоритм выбора необходимого проверочного слова по формально грамматическим пунктам.
3. Отрабатывать умения обучающихся оформлять устные и письменные высказывания по законам и с применением синтаксических правил.
Программа рассчитана на проведение фронтальных и подгрупповых коррекционных занятий и состоит из двух разделов:
1 РАЗДЕЛ предназначен для обучающихся 5-х классов. Длительность раздела – 73 часа (9+64), при проведении занятий 2 раза в неделю по 40 минут.
Первый раздел состоит из этапов:
1. Диагностический этап, который решает следующие задачи:
-
проводить анализ письменных работ. Процесса чтения; -
определить состояние звукопроизношения, языкового анализа и синтеза, языковых представлений, фонематического восприятия (дифференциация фонем); -
проверить состояние лексико-грамматического строя, состояние связной речи; -
выявлять индивидуальные особенности таких психических процессов, как: мышление, внимание, память; -
выявлять наличие мотивации к коррекционной работе по устранению дефекта.
На данном этапе при проведении диагностики следует подключать школьного психолога.
Диагностика проводится в период с 1 по 15 сентября или при необходимости (вновь прибывшие дети) в течение учебного года. Длительность этапа 9 часов.
2. Подготовительный этап, в задачи которого входит:
-
уточнить созданные в процессе обучения в начальной школе простые предпосылки овладения орфографией (зрительный гнозис, мнезис, оптико-пространственные представления); -
проводить работу:
- по развитию таких мыслительных операций, как: анализ, синтез, сравнение, сопоставление;
- по развитию внимания, памяти;
- по коррекции почерка (с возможным использованием адаптированных для данного возраста упражнений, направленных на развитие мелкой ручной моторики).
-
осуществлять параллельную работу совместно с психологом на снятие у ребёнка “страха письма”; неуверенности, тревожности, склонности к негативным реакциям; -
активизировать соответствующий темам словарный запас.
Длительность подготовительного этапа 17 часов.
3 этап – коррекционный, работа которого направлена на преодоление дизорфографических нарушений. Она проводится на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях по направлениям, соответствующим основным видам ошибок. При необходимости возможно параллельное проведение работы, направленной на устранение нарушений звукопроизношения, чтения и письма. Длительность этапа – 103 часа. Его особенность заключается в том, что он является переходным между первым и вторым разделом программы (45+58).
2 РАЗДЕЛ предназначен для обучающихся 6-х классов. Длительность раздела – 68 часов, при проведении занятий 2 раза в неделю по 40 минут.
Второй раздел начинается с промежуточной экспресс-диагностики – 5 часов и продолжения коррекционного этапа – 58 часов.
Далее следует новый этап – оценочный или повтор и закрепление пространственно-временных представлений, в котором реализуются задачи:
-
оценивать эффективность коррекционной работы; -
проводить повторную проверку навыков письма; -
анализировать различные виды письменных работ детей.
Длительность этапа - 5часов.
К окончанию обучения по программе обучающиеся должны знать:
- морфологические признаки частей речи;
- состав и названия частей слова;
- признаки гласных и согласных, мягких и твёрдых, звонких и глухих звуков и букв;
- правописание Ь в различных частях речи;
- синтаксические единицы, знаки препинания при них;
- структуру текста;
- стили речи;
- право-лево и другие направления пространственно-временных представлений и соотношений.
Обучающиеся должны уметь:
- различать морфологические и грамматические признаки частей речи;
- проводить все виды анализа слов (фонетический, морфологический…);
- доказывать написание звуков буквами, имеющих акустико-артикуляционное
сходство по твёрдости – мягкости, ударности – безударности, подбирая проверочные слова, проверяя сомнительную букву;
- дифференцировать основные синтаксические единицы, правильно употреблять знаки препинания;
- проводить анализ текста, составлять план;
- дифференцировать право-лево… и другие направления пространственно-временных представлений и соотношений.
Программа составлена на основе Типовой государственной программы “Русский язык 5-9 классы”, Программы компенсирующего обучения по русскому языку в 5-9 классах, научно-методических разработок учителей-логопедов: Лайло В. В. “Повышение грамотности и развитие мышления”, “Развитие памяти и повышение грамотности”; Садовниковой И.Н. “Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников”. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. “Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи”, “Коррекция дизорфографии у учащихся 5-6 классов”.