Файл: Беспре дельная Власть.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 1042

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
от астмы или нервного тика, он подумает, что вы над ним издеваетесь.
Путем постоянной практики вы способны проникнуть в мир своего собеседника, разговаривая с ним в его режиме. Это вскоре станет вашей второй натурой, и вы будете делать это автоматически. Научившись эффек- тивно копировать других, вы сможете не просто уста- навливать контакт с ними, но и перехватывать инициа- тиву и заставлять следовать за вами. При этом неважно, насколько вы разные, где и при каких обстоятельствах встретились. Если вы сможете создать атмосферу взаи- мопонимания со своим собеседником, он рано или поздно также изменит свое поведение, чтобы установить контакт с вами.
Позвольте мне привести вам один пример. Несколько лет назад, занимаясь вопросами рационального питания, я познакомился с одним очень влиятельным врачом с
Беверли-Хиллз. Знакомство наше началось не лучшим образом. Он настаивал на немедленном решении своего вопроса, а меня в это время не было в городе. Ему не понравилось, что приходится ждать столь молодого партнера — а мне тогда был только двадцать один год,
— и, когда, наконец, я увиделся с ним, он был настроен очень неприязненно.
Когда я вошел, он сидел, выпрямившись, на стуле, все его мышцы были напряжены. Я сел на стул напротив, принял точно такую же позу и начал воспроизводить ритм его дыхания. Он заговорил быстро, я ему ответил так же. У него была необычная жестикуляция (он по- стоянно делал круговые движения правой рукой), и я стал жестикулировать так же.
Несмотря на крайне неблагоприятные обстоятель- ства нашей встречи, мы начали потихоньку сходиться.
Почему? Потому что, подражая его поведению, я уста- новил с ним контакт. Прошло немного времени, я по-
чувствовал, что могу стать лидером. Во-первых, я снизил темп речи. Он также стал говорить медленнее.
Затем я откинулся на спинку стула, он повторил мое движение. Поначалу я старался подстраиваться под него, имитируя его движения. Но по мере развития взаимопонимания я почувствовал, что могу заставить его подстраиваться под меня и подражать мне. Вскоре он пригласил меня в ресторан, и наша встреча закончилась тем, что мы мирно пообедали, беседуя, как давние друзья.
А ведь это был тот самый человек, который меня буквально ненавидел, когда я вошел.
To есть, я хочу сказать, что вам не нужны никакие идеальные обстоятельства для установления хорошего контакта.
Вам просто нужно уметь адаптировать свое поведение к поведению собеседника.
То, что я проделал с этим человеком, можно назвать
«подражание и лидерство». Подражание — просто умелое копирование, умение двигаться так же, как двигается этот человек, использовать те же жесты, что и он. Освоив технику подражания, вы научитесь менять свою физиологию и поведение практически инстинктивно вместе с другими людьми. Взаимодействие не является чем-то статичным; оно не остается устойчивым после того, как достигнуто.
Это динамичный, плавный и гибкий процесс. Ключом к установлению поистине прочного долгосрочного партнерства является умение подстраиваться под то, что испытывает и делает другой человек, точно так же ключом к подражанию является способность элегантно и точно «переключать передачи» так же, как это делает другой.
Лидерство является прямым следствием подражания.
Установив контакт с кем-то, вы создаете почти физически ощутимую связь. Лидерство должно естественно вытекать из подражания. Вы достигаете такой точки, когда сами начинаете инициировать изменения, а не про-

сто следовать за другим человеком, такой точки, когда контакт, установленный вами, становится настолько проч- ным, что, когда вы изменяетесь, ваш собеседник, сам того не замечая, начинает следовать за вами. Вы, наверное, замечали, как, засидевшись в дружной компании за пол- ночь, все начинают зевать, стоит кому-то одному зев- нуть, хотя никто до этого не чувствовал усталости. Луч- шие продавцы пользуются этим приемом: они стараются проникнуть в мир своего потенциального покупателя, установить с ним контакт, а затем в этом контакте ис- полнять роль ведущего.
Когда мы рассматриваем контакт с этой точки зре- ния, возникает закономерный вопрос: а что, если ваш партнер вне себя от гнева? Должны ли мы зеркально отображать его ярость? Конечно, это вопрос выбора.
Однако в следующей главе мы поговорим о том, как можно сломать чьи-то стереотипы, будь то ярость или отчаяние, и как сделать это мгновенно. Иногда целесо- образнее уничтожить стереотипы, чем копировать гнев.
Но, начав с копирования чьей-то ярости, вы можете так глубоко проникнуть в мир этого человека, что он сам расслабится, когда расслабитесь вы. Помните, взаимо- понимание — это не только постоянная улыбка на лице.
Контакт предполагает взаимную реакцию. Уличные хулиганы, например, считают, что на злость нужно всегда отвечать злостью. Иногда, конечно, нужно быть столь же напряженным в своем диалоге с собеседником, сколь и он, поскольку это вызов вам, а авторитет в нашей культуре часто завоевывается достойным отпором.
Проделайте такой эксперимент. Вступите с кем-ни- будь в разговор. Скопируйте позу, голос и ритм дыхания вашего собеседника. Спустя некоторое время измените свою позу и интонацию голоса. Обратите внимание, следует ли ваш собеседник за вами. Если нет, вернитесь
к прежним манерам и начинайте все сначала, но на этот раз не столь резко. Если, несмотря на ваши попытки стать лидером и вести, собеседник вам не подчиняется, это просто означает, что у вас еще нет достаточного взаи- мопонимания. Попробуйте установить более тесный кон- такт и проведите эксперимент заново.
1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   25

Подстраивание и лидерство
«Цифровое» подстраивание:
Согласование предикативных слов и фраз
• Согласование последовательности приемов доступа
• Согласование тональности
• Согласование высоты тона
Аналоговое подстраивание, или
зеркальное копирование:
Дыхание
• Пульс
• Влажность кожи
• Положение головы
• Выражение лица
• Движения бровей
• Размер зрачка
• Мышечный тонус (напряжение)
• Колебания веса
• Движения ног
• Расположение частей тела
• Пространственное расположение частей тела
• Жесты
• Перемещение тела в пространстве
• Поза

Я велел ему заглядывать в жизнь других лю-
дей, как в зеркало, и оттуда брать примеры
для себя.
Теренций
Что главное в установлении контакта? Гибкость. Пом- ните, что самым большим препятствием на пути взаимо- понимания является убеждение, что у других людей та же карта мира, что и у вас, что все видят окружающий мир точно так же, как и вы. Умелые специалисты по общению редко совершают эту ошибку. Они знают, что им нужно менять и свой язык, и тональность, и ритм дыхания, и жесты до тех пор, пока они не найдут такой способ, который благоприятствует достижению их целей.
Если вам не удалось установить контакт с кем-то, вы часто склонны полагать, что ваш собеседник — безна- дежный глупец, который не понимает очевидного. Но такой вывод дает абсолютную гарантию, что вы ничего не добьетесь. Гораздо лучше изменять манеру речи и поведения до тех пор, пока они не совпадут с его моде- лью внешнего мира.
Один из важнейших принципов НЛП гласит, что суть вашей коммуникации — это тот ответ, который вы про- воцируете. Умение вызвать ответ — это то, на чем бази- руется искусство общения. Если вы уговариваете кого-то сделать одно, а он делает совсем другое, виноваты вы сами. Вы не нашли способа довести до собеседника свою информацию.
Все это чрезвычайно важно в любом деле. Давайте рассмотрим профессию учителя. Самая большая трагедия в образовании заключается в том, что большинство учителей прекрасно знают свой предмет, но совершенно не знают своих учеников. Они не представляют, как их ученики обрабатывают информацию, как работает их сознание, они не знают их систем представлений.

Но лучшие учителя инстинктивно чувствуют, как под- строиться и стать лидером. Они способны установить контакт, поэтому их информация доходит до учеников.
Непонятно, почему все учителя не могут это делать?
Научившись вести за собой класс, научившись пред- ставлять информацию в таком виде, чтобы ученики могли эффективно обрабатывать ее, они могут совершить подлинную революцию во всей системе образования.
Некоторые учителя полагают, что поскольку они знают свой предмет, то все коммуникативные неудачи лежат на совести учеников, которые не могут учиться. Но, как мы уже знаем, сутью общения является не содержание, а умение вызвать реакцию. Вы можете знать все об истории
Римской империи, но, если вы не можете установить контакт с учениками, если вы не способны перенести эту информацию из своей «карты» в «карты» слушателей, ваши знаний будут бесполезны. Вот почему лучшими учителями считаются те, кто умеет устанавливать контакт. Вот случай, происшедший в одном из классов, в котором все ученики договорились между собой, что ровно в 9 часов они одновременно бросят на парты свои учебники, чтобы таким образом сорвать урок. Когда они сделали это, учительница, нисколько не смутившись, отложила мел, взяла свой учебник и бросила его на стол, сказав при этом: «Извините, я не успела». После этого, как она рассказывает, в ее классе никогда не было проблем с дисциплиной.
Основоположники науки НЛП приводят интересный пример того, как должна организовываться учебная ра- бота. У одного студента колледжа, основная система представлений которого была кинестетической, поначалу были трудности с чтением электрических схем. Этот предмет ему казался очень сложным и утомительным.
Ему было очень трудно вникать в суть понятий, вводи- мых в визуальной форме.


И вот однажды он стал представлять, что происходило бы с ним, если бы он сам был электроном, путешест- вующим по электрической цепи, изображенной перед ним. Он представлял себе свои различные реакции и изменения поведения, когда он вступает в контакт с
различными компонентами цепи, обозначенными в виде символов. И сразу же схема будто ожила и приобрела для него совершенно новый смысл. Ему даже понравился этот процесс, а каждая схема казалась новой одиссеей. Это так его заинтересовало, что в результате он стал инженером-электриком. Его ожидал успех, по- тому что он научился учиться, используя свою основ- ную систему представлений. Почти всех детей, которые оказались отброшенными нашей системой образования, можно научить, и они способны к обучению. Мы просто не знаем, как это делать. Мы никогда не пытались уста- новить с ними контакт и никогда не старались подстро- иться под их стратегию учебы.
Я сделал акцент на преподавательском труде по той причине, что это та работа, которой мы все занимаемся либо дома со своими детьми, либо на работе с нашими сотрудниками или начальством. Что срабатывает в классе, срабатывает и в офисе, и дома.
Есть еще одно, последнее замечание о волшебстве вза- имопонимания. Это наиболее доступное умение в мире.
Вам не нужны для этого объемные учебники, специальные курсы. Вам не нужно никуда ездить на учебу и поступать в ученики к какому-нибудь мастеру, вам не нужно потеть над диссертацией. Единственное, что вам необходимо, — это ваши глаза, уши, органы осязания,
.вкуса и запаха.
Вы можете начать вырабатывать в себе умение взаи- модействовать прямо сейчас. Мы постоянно с кем-то разговариваем и поддерживаем отношения. Контакт — это способ делать и то, и другое. Вы можете учиться
искусству взаимодействия, когда сидите в ожидании са- молета, копируя людей, стоящих в очереди. Вы можете пользоваться методиками этого искусства в магазине, на работе и дома. Если, например, вы беседуете в отделе кадров по поводу приема на работу, вы можете подстро- иться и копировать опрашивающего вас «кадровика», и он непременно проникнется симпатией к вам. Исполь- зуйте эти методики в своих деловых связях, чтобы уста- новить хорошие отношения с клиентами. Если вы хотите стать профессионалом в деле общения, все, что вам нужно, это научиться проникать в мир другого человека.
Для этого у вас уже есть все, что надо.
Существует еще один способ добиться взаимопони- мания, набор индивидуальных признаков, который по- могает определить, почему люди делают тот или иной выбор. Это...


Признаки
совершенства -
метапрограммы
В правильном ключе можно сказать что угодно,
в неправильном — ничего. Единственная
тонкость в том, чтобы подобрать нужный
ключ.
Джордж Бернард Шоу
Один из самых простых способов убедиться в неве- роятном многообразии человеческих реакций — пого- ворить с группой людей. Вы просто не сможете не заметить, насколько разные люди по-разному реагируют на одинаковые сообщения. Вы рассказываете им какую-то историю, и один слушает затаив дыхание, а у другого от зевоты скулы сводит. Можно подумать, что у людей разные языки мышления, и это проявляется именно при слушании. Так почему же разные люди так по-разному реагируют на одну и ту же информацию? Почему один человек видит стакан полупустым, в то время как другой наполовину полным? Почему один человек, услышав что- то, переполняется энергией, волнением и мотивацией, в то время как другой, услышав то же самое, не выражает никакой реакции? Приведенное выше выска-
14
зывание Шоу абсолютно верно. Если вы обращаетесь к кому-то в правильном ключе, предугадав реакцию, вы можете добиться всего. Если же вы обратитесь к человеку в неправильном ключе, не добьетесь ничего. Никакая самая вдохновляющая речь, самая глубокая мысль, самая тонкая критика не будут иметь абсолютно никакого смысла, если они не будут поняты как интеллектуально, так и эмоционально тем человеком, кому они адресованы. Это основные ключи не только к личной власти, но и ко многим более широким вопросам, которые решаются коллективно. Если вы хотите стать человеком, способным убеждать, мастером общения как в бизнесе, так и в личной жизни, вам необходимо научиться подбирать нужный ключ к нужному человеку.
Путь к этому лежит через метапрограммы.
Метапрограммы — это ключи к тому, как человек перерабатывает информацию. Это мощные внутренние модели, которые помогают определить способы формирования своих внутренних представлений и поведения человека. Метапрограммы — это внутренние программы, используемые нами для того, чтобы решить, на что нам, обратить внимание. Мы искажаем, стираем и обобщаем информацию по той причине, что наше сознание способно воспринимать только определенное количество информации за единицу времени.
Наш мозг перерабатывает информацию во многом так же, как и компьютер. Он поглощает фантастическое количество данных и организует их в такую кон- фигурацию, которая имеет определенный смысл для конкретного человека. Компьютер не может работать без программного обеспечения, которое создает в нем структуру для выполнения конкретных задач. Мета- программы выполняют во многом такую же функцию для нашего мозга. Они структурируют поток впечатлений, управляя нашим вниманием, вливая в них опреде-