ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 158
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
• Операционная (производственная) деятельность отражает источники и пути использования фондов, накопленных в процессе обычной деловой активности предприятия, т.е. операции с текущими активами и пассивами.
• Инвестиционная деятельность отражает покупки и продажи активов, не являющихся текущими.
• Финансовая деятельность включает изменение в размере и составе собственного капитала и заемных средств компании.
• Денежная наличность на начало и конец отчетных периодов.
Представление о потоках денежных средств от операционной деятельности
Прямой метод включает основные виды (валовых) денежных поступлений и валовых денежных выплат с корректировкой продаж на изменение дебиторской задолженности, а себестоимости продаж - на изменение остатков запасов и кредиторской задолженности.
Косвенный метод представляет денежный поток как прибыль или убыток до налогообложения (доходы за минусом расходов) с корректировкой на не денежные статьи расходов ( амортизацию, отсроченные налоги), изменения в запасах, дебиторской и кредиторской задолженностях.
Расчет денежного потока от операционной деятельности прямым методом
Пример:Компания готовит отчетность за первый год деятельности.
А) Выручка от продаж составила 125, себестоимость продаж – 85 (не денежных статей нет), прибыль до налогообложения-40, налог на прибыль-6, чистая прибыль-34. Счета к получению и счета к оплате полностью оплачены.
Б) Условия А, только в составе себестоимости амортизация, как не денежная статья расходов, составляет 4.
В) Условия Б, только из выставленных счетов к получению не оплачено
36.
Г) Условия В, только из полученных счетов к оплате не оплачено 5.
Потоки денежных средств от операционной деятельности
(Прямой метод)
А
Б
В
С
Поступило от покупателей
125 125 89 89
Выплачено поставщикам и работникам
85 81 81 76
Выплачено налогов
6 6
6 6
Чистый приток (отток) денежных средств от операционной деятельности
34 38 2
7
Наименование статьи поступления
(расходования) денежных средств
Формула расчета
Данные о доходах и расходах
Поступление от операционной деятельности
В - ΔДЗ В - выручка от операционной деятельности
Δ
ДЗ – изменение дебиторской задолженности (ДЗ
к
-ДЗ
н
)
Платежи
На закупку сырья и материалов
С+ ΔЗ -
Δ
КЗ
С - себестоимость реализованной продукции
Δ
З – изменение запасов сырья и
материалов
Δ
КЗ – изменение кредиторской задолженности
На операционные расходы
О + ΔРБ -
Δ
РН
О - операционные расходы
Δ
РБ – изменение расходов будущих периодов
Δ
РН - изменение начисленных расходов
(начисленные резервы, начисленные проценты по кредиту и т.д.)
На погашение задолженности перед бюджетом по налогам
НП - ΔЗН НП – расходы по налогу на прибыль
Δ
ЗН - изменение задолженности по налогу на прибыль
Примечание. Под изменением дебиторской задолженности понимается разница между дебиторской задолженностью на конец и начало периода.
По аналогии термин «изменение» применяется и для других показателей, рассмотренных в этой таблице.
МАРЖИНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
Четыре ключевых момента определения себестоимости
• Это только текущие, а не капитальные затраты
• Это затраты на всех стадиях производства и реализации продукции
• Эти затраты выражены в денежных единицах
• Это не среднеотраслевые, а вполне определенные затраты конкретной фирмы
Затраты и прибыль предприятия
Δ
КЗ – изменение кредиторской задолженности
На операционные расходы
О + ΔРБ -
Δ
РН
О - операционные расходы
Δ
РБ – изменение расходов будущих периодов
Δ
РН - изменение начисленных расходов
(начисленные резервы, начисленные проценты по кредиту и т.д.)
На погашение задолженности перед бюджетом по налогам
НП - ΔЗН НП – расходы по налогу на прибыль
Δ
ЗН - изменение задолженности по налогу на прибыль
Примечание. Под изменением дебиторской задолженности понимается разница между дебиторской задолженностью на конец и начало периода.
По аналогии термин «изменение» применяется и для других показателей, рассмотренных в этой таблице.
МАРЖИНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
Четыре ключевых момента определения себестоимости
• Это только текущие, а не капитальные затраты
• Это затраты на всех стадиях производства и реализации продукции
• Эти затраты выражены в денежных единицах
• Это не среднеотраслевые, а вполне определенные затраты конкретной фирмы
Затраты и прибыль предприятия
Затраты (издержки, себестоимость) – текущие расходы предприятия на всех стадиях производства и реализации продукции.
Их экономия – главный фактор получения прибыли.
ВЫРУЧКА – ЗАТРАТЫ = ПРИБЫЛЬ
Классификация затрат по экономическим элементам
• Материальные расходы (сырье, материалы, топливо, вода, энергия и т.д.)
• Расходы на оплату труда
• Отчисления на социальные нужды
• Амортизация по амортизируемому имуществу
• Прочие (арендные и лизинговые платежи, расходы на рекламу, командировки и т.д.)
Структура себестоимости
№ п/п
Калькуляционные статьи
Сумма, тыс. руб.
Структура,
%
1
Материальные затраты
145 300 72,65 2 Расходы на оплату труда
20 000 10,00 3
Отчисления на социальные нужды
5 200 2,6 4
Амортизация
21 000 10,5 5
Прочие затраты
8 500 4,25 6 Себестоимость продукции
200 000 100
Классификация затрат
Основные - затраты, непосредственно связанные с технологическим процессом производства, - на сырье и основные материалы, вспомогательные и другие расходы, кроме общепроизводственных и общехозяйственных.
Накладные образуются в связи с организацией, обслуживанием производства и управлением им. Они состоят из общепроизводственных и общехозяйственных.
Общепроизводственные накладные расходы – это расходы на обслуживание и управление производством:
• К расходам на обслуживание производства относят амортизацию оборудования и транспортных средств, издержки на эксплуатацию и ремонт оборудования, расходы вспомогательных производств.
• В расходы на управление производством входят зарплата управленческого персонала цехов, амортизация , содержание и ремонт зданий, сооружений и
• другие аналогичные затраты, связанные с управлением производственными подразделениями.
Общехозяйственные накладные расходы – это расходы, связанные с функциями управления, которые осуществляются в рамках компании в целом. В их состав включают:
• административно-управленческие расходы (содержание работников аппарата управления предприятием, заработная плата, материально-техническое и транспортное обслуживание их деятельности, затраты на командировки)
• оплата консультационных, информационных, банковских, аудиторских услуг
• расходы на подготовку и переподготовку кадров
• содержание и обслуживание технических средств управления, охрана
• налоги, обязательные отчисления и платежи
Производственные издержки связаны с производством
Коммерческие издержки связаны с реализацией продукции:
• расходы на тару и упаковку
• расходы на транспортировку продукции
• затраты на рекламу
• комиссионные и прочие расходы по сбыту продукции.
УСЛОВНО-ПОСТОЯННЫЕ ИЗДЕРЖКИ зависят от произведенного количества, но меняются ступенчато с изменением объемов производства
Расходы по хранению материалов и готовой продукции с ростом объемов производства могут изменяться скачками.
Например, до определенного уровня производства достаточно арендовать один склад. При дальнейшем росте объемов производства необходимо арендовать два склада. При этом арендная плата увеличивается.
ПЕРЕМЕННЫЕ ИЗДЕРЖКИ (V) зависят от изменения объемов производства
Переменные издержки считают пропорциональными изменению объемов производства.
В расчете на единицу продукции их величина не меняется.
Классификация затрат:
Распределить по группам:
• Сырье
• Электроэнергия для технологических нужд
• Зарплата руководителей компании
• Комиссионные торгового агента
• Амортизация спецоборудования
• Зарплата рабочих-повременщиков
• Амортизация универсального оборудования
• Расходы по доставке товара потребителю
• Зарплата рабочих- сдельщиков
• Электроэнергия для отопления помещений
• Аренда помещений
Применение классификации издержек: расчет точки безубыточности
Недостатки “условности” многократно перекрываются аналитическими преимуществами, которые дает
Точка безубыточности – это величина объема продаж, при которой предприятие будет в состоянии покрыть все свои издержки(постоянные и переменные), не получая прибыли.
Объем продаж в точке безубыточности (Т min) в стоимостном выражении равен:
Т min = F + V
В стоимостном выражении уровень безубыточности определяется по следующей формуле:
Т min = F/ (1 - V / S ),
S – объем продаж в стоимостном выражении
F – постоянные затраты,
V – переменные затраты
В натуральном выражении количество единиц проданных товаров в точке безубыточности равно:
Q min = Т min / Цена единицы продукции
Определение порога рентабельности в стоимостном выражении отдельных видов продукции (Т
min
) многономенклатурного производства осуществляется по следующей формуле: где:
F – объем постоянных затрат предприятия;
S
i
– объем реализации i –ой продукции предприятия;
S – общий объем реализации продукции предприятия;
V
i
– объем переменных затрат на производство i –ой продукции предприятия.
Калькуляция себестоимости по переменным издержкам
Суть - отбираются ПЕРЕМЕННЫЕ ИЗДЕРЖКИ. Это те затраты, которые связаны с данным продуктом и меняются пропорционально изменению его выпуска.
Когда известны издержки на единицу продукции, они вычитаются из цены изделия и по величине полученной МАРЖИНАЛЬНОЙ
ПРИБЫЛИ определяется насколько покрываются все остальные
(постоянные) затраты.
Цена – Переменные затраты = Маржинальная прибыль (сумма покрытия)
Общая маржинальная прибыль по всем изделиям должна покрыть все постоянные издержки, а остаток составит прибыль, которая облагается налогом.
Почему целесообразно применять показатель маржинальной прибыли
Продажная цена любого продукта должна быть не ниже переменных затрат
Это равносильно условию: МП>0
Для того, чтобы покрыть постоянные затраты, предприятие должно продать не меньше Х единиц изделий.
Это равносильно условию: МП х Х > постоянные затраты
Каждая дополнительная (сверх Х ) проданная единица продукции непосредственно увеличивает прибыль на величину МП.
Главное преимущество МП – на нее не влияют изменения объема выпуска. Это превращает МП в незаменимый показатель при анализе разных вариантов загрузки мощностей!
Если предприятие выпускает сразу несколько видов продукции, то показатель маржинальной прибыли не только применим, но и помогает найти ответы на следующие вопросы:
1 2 3 4 5
Какие виды продукции рентабельны, а какие нет?
Как наилучшим образом использовать ограниченные ресурсы предприятия?
В расширение производства какой продукции лучше вкладывать инвестиции?
Какой оптимальный ассортимент продукции?
Что будет при снятии с производства каких-либо видов продукции?
Определения
Маржинальная прибыль = Выручка от продаж – Переменные затраты
Прибыль от продаж = Маржинальная прибыль – Постоянные расходы
При анализе доходов и затрат часто ставится задача – насколько в случае необходимости можно снижать объем продаж?
Ответ на вопрос бывает необходимым в ситуациях:
1. Фирма входит в период сезонного спада. Необходимо заранее определить, в какой степени спад продаж повлияет на сумму прибыли, будет ли обеспечено возмещение расходов?
2. Если маржинальная прибыль станет отрицательной, то необходимо знать объем кредитов, необходимых для возмещения полных затрат в период сезонного спада.
3. Проблема дальнейшего производства продукта, спрос на который продолжает падать: следует ли нам продолжать выпуск этого продукта или мы должны отказаться от его производства ввиду полной убыточности продукта.
Производственный рычаг
Показывает какой прирост прибыли от продаж обеспечивает каждый процент прироста объемов продаж при сложившейся структуре издержек.
При повышении доли постоянных затрат увеличивается уровень производственного рычага.
С ростом производственного рычага повышается степень риска недополучения выручки, необходимой для покрытия постоянных расходов.
Операционный (финансовый) рычаг- это доля материальных
(финансовых) условно-постоянных затрат в общих затратах.
Чем выше доля таких затрат, тем в большей степени варьирует соответствующий показатель прибыли или, тем выше риск (соответственно операционный или финансовый), олицетворяемый с данной компанией.
Область применения операционного рычага
Высокий уровень операционного рычага предполагает:
1. высокий уровень постоянных издержек
2. низкий уровень переменных затрат на единицу продукции
3. высокий уровень цен продаваемой продукции (по сравнению со среднерыночными ценами)
Низкий уровень операционного рычага предполагает:
1. относительно низкий уровень постоянных издержек
2. высокий уровень переменных затрат на единицу продукции
3. низкий уровень цен
Анализ в переводе с греческого означает расчленение, разложение изучаемого объекта на части, элементы, на внутренне присущие этому объекту составляющие.
Экономический анализ — это научный способ познания сущности экономических явлений и процессов, основанный на расчленении их на составные части и изучении их во всем многообразии связей и зависимостей.
Экономический анализ:
- Финансовый анализ
- Управленческий анализ
Финансовый анализ, как часть экономического анализа, представляет систему определенных знаний, связанную с исследованием финансового положения организации и ее финансовых результатов, складывающихся под влиянием объективных и субъективных факторов, на основе данных финансовой отчетности.
В традиционном понимании финансовый анализ представляет собой метод оценки и прогнозирования финансового состояния предприятия или, другими словами, анализ данных отчетности.
Финансовое состояние предприятия – это совокупность показателей, отражающих его способность погасить свои долговые обязательства или характеристика его финансовой конкурентоспособности
(т.е. платежеспособности и кредитоспособности).
Анализ финансовой отчетности – это процесс, при помощи которого оценивается прошлое и текущее финансовое положение, а также результаты деятельности организации на основе бухгалтерской отчетности.
Главной целью финансового анализа является оценка финансовой деятельности организации относительно будущих условий существования и выявление возможности повышения эффективности функционирования хозяйствующего субъекта с помощью
рациональной финансовой политики, которая заключается в получение ключевых параметров, дающих объективную оценку финансового состояния и финансовых результатов деятельности предприятия.
Задачи финансового анализа:
Оценка динамики состава и структуры активов, их состояния и движения.
Оценка динамики состава и структуры источников собственного и заемного капитала, их состояния и движения.
Анализ абсолютных относительных показателей финансовой устойчивости предприятия оценка изменения ее уровня.
Анализ платежеспособности предприятия и ликвидности активов его баланса.
Анализ финансовых результатов деятельности компании.
Цели финансового анализа: определение финансового положения; выявление изменений в финансовом состоянии в пространственно- временном разрезе; выявление основных факторов, вызывающих изменения в финансовом состоянии; прогноз основных тенденций финансового состояния.
Объект анализа — это то, на что направлен анализ. В зависимости от поставленных задач объектами анализа финансовой отчетности могут быть: финансовое состояние организации, финансовые результаты, или деловая активность организации и т.д.
Субъектом анализа является человек, занимающийся аналитической работой и подготавливающий аналитические отчеты (записки) для руководства, то есть аналитик.
Полный комплект финансовой отчетности согласно международным стандартам финансовой отчетности включает:
Задачи финансового анализа:
Оценка динамики состава и структуры активов, их состояния и движения.
Оценка динамики состава и структуры источников собственного и заемного капитала, их состояния и движения.
Анализ абсолютных относительных показателей финансовой устойчивости предприятия оценка изменения ее уровня.
Анализ платежеспособности предприятия и ликвидности активов его баланса.
Анализ финансовых результатов деятельности компании.
Цели финансового анализа: определение финансового положения; выявление изменений в финансовом состоянии в пространственно- временном разрезе; выявление основных факторов, вызывающих изменения в финансовом состоянии; прогноз основных тенденций финансового состояния.
Объект анализа — это то, на что направлен анализ. В зависимости от поставленных задач объектами анализа финансовой отчетности могут быть: финансовое состояние организации, финансовые результаты, или деловая активность организации и т.д.
Субъектом анализа является человек, занимающийся аналитической работой и подготавливающий аналитические отчеты (записки) для руководства, то есть аналитик.
Полный комплект финансовой отчетности согласно международным стандартам финансовой отчетности включает: