ВУЗ: Уральский государственный педагогический университет
Категория: Рабочая программа
Дисциплина: Педагогика
Добавлен: 10.02.2019
Просмотров: 1090
Скачиваний: 2
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
«Уральский государственный педагогический университет»
Институт специального образования
Кафедра специальной педагогики и специальной психологии
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине «Учебная и производственная практики»
для ООП «050700.62 – Специальное (дефектологическое) образование»
Профиль «Олигофренопедагогика»
по циклу Б.5 – профессиональный цикл,
базовая часть
Очная форма обучения |
Заочная форма обучения |
Курс – II, III, IV |
Курс - III, IV |
Семестр – 4, 5, 8 |
Семестр – 5,6,7 |
Объем в часах всего – 1008 |
Объем в часах всего – 1008 |
Дифф. зачет– 5, 8 семестр |
Экзамен – |
Зачет – - 4 семестр |
Дифф. зачет --- 6,8 семестр |
|
|
|
|
Екатеринбург 2012
Рабочая учебная программа по дисциплине
«Учебная и производственная практики»
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»
Екатеринбург, 2012. - 40 с.
Составитель: О.Ф. Коробкова, доцент кафедры методик преподавания школьных дисциплин в специальной (коррекционной) школе
Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры специальной педагогики и специальной психологии УрГПУ
Протокол от _07.06.2012г. _№___15___
Зав. кафедрой ________ О.Л. Алексеев
Руководитель учебного подразделения_______________
И.А.Филатова
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Цели и задачи дисциплины
Профессиональная деятельность учителя-олигофренопедагога направлена на содействие ребенку с особыми образовательными потребностями. Педагогическая практика служит связующим звеном между теоретическим обучением студента и его будущей самостоятельной работой в образовательном учреждении. Практика осуществляется с учетом основных направлений профессиональной деятельности учителя-олигофренопедагога: коррекционно-педагогической,диагностико-консультативной, исследовательской,культурно-просветительской, предусмотренных ФГОС ВПО; является средством развития педагогического мышления, творческого отношения к профессиональной деятельности, проверки теоретической подготовки студентов, формирования адекватного отношения к детям с нарушениями интеллекта.
Целью практики является:
закрепление и углубление теоретических знаний бакалавра, полученных при изучении базовых дисциплин и формирование практических навыков и компетенций во всех сферах профессиональной деятельности.
Задачи практики:
-
совершенствование теоретического уровня овладения общими и специальными знаниями и развитие способности творчески применять эти знания для решения профессиональных задач;
-
формирование умений и навыков в области коррекционно-педагогической деятельности:
- осуществления коррекционно-образовательного процесса лиц с нарушением интеллекта в различных институциональных условиях;
- проектирования и реализации индивидуальных и групповых программ развития, образования и коррекционной работы для младших школьников с интеллектуальной недостаточностью;
- анализа существующего опыта и совершенствования собственной педагогической деятельности;
- осуществления психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с нарушением интеллекта;
-
формирование умений и навыков в области диагностико-консультативной деятельности:
- психолого-педагогического изучения особенностей психофизического развития и образовательных возможностей лиц с интеллектуальной недостаточностью;
- оказания консультативной помощи лицам с интеллектуальной недостаточностью, членам их семей, педагогам по проблемам образования, развития, семейного воспитания, профессионального самоопределения;
-
формирование умений и навыков в области исследовательской деятельности:
- сбора, анализа и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности и применения их результатов при решении конкретных педагогических и исследовательских задач;
- обобщения результатов деятельности;
- выбора и обоснования образовательной программы, учебно-методического обеспечения образовательного, воспитательного, коррекционно-развивающего процесса;
- планирования коррекционно-развивающей работы с учетом специфики образовательных программ и структуры нарушений у лиц с интеллектуальной недостаточностью;
-
формирование умений и навыков в области культурно-просветительской деятельности:
- развития общей культуры лиц с интеллектуальной недостаточностью;
- участия в организации культурного пространства образовательного учреждения;
- пропаганды толерантного отношения к лицам с интеллектуальной недостаточностью среди широкой общественности.
1.2. Место дисциплины в структуре ПрОП.
Теоретическую основу проведения практики (Б5) составляют все дисциплины базовой и вариативной частей цикла «Профессиональные дисциплины» (Б3). В процессе прохождения практики закрепляются и углубляются знания по пройденным дисциплинам и их разделам, формируется опыт разных видов профессиональной деятельности, необходимый, в свою очередь, для качественного усвоения дальнейших разделов и дисциплин, предусмотренных учебным планом специальности.
1.3. Требования к результатам освоения дисциплины.
В результате прохождения практики бакалавр овладевает следующими компетенциями:
-
способностью к социальному взаимодействию, сотрудничеству, толерантности в социальной и профессиональной сферах (ОК-1);
-
способностью использовать знания и методы гуманитарных, социальных и экономических наук в различных сферах профессиональной деятельности (ОК-4);
-
готовностью к использованию навыков публичной речи в профессиональной деятельности (ОК-5);
-
способностью использовать нормативные правовые документы в профессиональной деятельности (ОК-7);
-
способностью осознавать социальную значимость своей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, способность к эмпатии, корректному и адекватному восприятию лиц с ОВЗ (ОП-1);
-
способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, выявлять сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности (ОП-2);
-
способностью к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к образованию лиц с интеллектуальной недостаточностью (ПК-1);
-
готовностью к организации коррекционно-развивающей среды, ее методическому обеспечению и проведению коррекционно-компенсаторной работы в сферах образования, здравоохранения и социальной защиты с целью успешной социализации лиц с интеллектуальной недостаточностью (ПК-2);
-
способностью к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в условиях как специальных (коррекционных), так и общеобразовательных учреждений с целью реализации интегративных моделей образования (ПК-3);
-
готовностью к осуществлению психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с интеллектуальной недостаточностью (ПК-4);
-
способностью организовывать и осуществлять психолого-педагогическое обследование лиц с интеллектуальной недостаточностью с целью уточнения структуры нарушения (ПК-5);
-
способностью к анализу данных медико-психолого-педагогического обследования лиц с интеллектуальной недостаточностью на основе использования различных (клинико-психолого-педагогических) классификаций нарушений в интеллектуальном развитии, в том числе для осуществления дифференциальной диагностики (ПК-6);
-
способностью осуществлять динамическое наблюдение за ходом коррекционно-развивающего воздействия с целью оценки его эффективности (ПК-7);
-
готовностью к оказанию консультативной помощи лицам с интеллектуальной недостаточностью, их родственникам и педагогам по проблемам обучения, развития, семейного воспитания, жизненного и профессионального самоопределения (ПК-8);
-
готовностью к сбору, анализу и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности (ПК-9);
-
способностью планирования, организации и совершенствования собственной коррекционно-педагогической деятельности (ПК-10);
-
готовностью к использованию знаний в области современного русского литературного языка, к лингвистическому анализу языкового и речевого материала (ПК-11);
-
способностью использовать данные медицинской документации в процессе организации и осуществления коррекционно-педагогической работы с лицами с интеллектуальной недостаточностью (ПК-12);
-
готовностью к формированию общей культуры лиц с интеллектуальной недостаточностью и к взаимодействию с учреждениями культуры по реализации просветительской работы с лицами с интеллектуальной недостаточностью и их семьями (ПК-13);
- способностью осуществлять работу по популяризации дефектологических знаний среди населения (ПК-14).
В результате прохождения практики студент должен:
ЗНАТЬ:
-
общие и специальные задачи учреждений для детей с умственной отсталостью, пути и средства их осуществления, контингент детей, подлежащих обучению и воспитанию в каждом из специальных учреждений;
-
особенности развития всех групп умственно отсталых школьников и их компенсаторные возможности; психолого-педагогические основы специального обучения и воспитания;
-
особенности организации учебно-воспитательного процесса с учетом контингента детей;
-
пути и особенности реализации принципов обучения и воспитания в работе с умственно отсталыми детьми; содержание образования;
-
требования к оборудованию и оснащению учебных кабинетов; пути, условия и особенности формирования знаний, умений и навыков у умственно отсталых школьников;
-
совместные методы обучения и воспитания; пути их использования в специальных учреждениях;
-
пути и средства дифференциации и индивидуализации учебного процесса;
-
особенности организации и проведения самостоятельной работы учащихся;
-
дидактические требования к уроку, типы и структура уроков; содержание и формы внеклассной работы;
-
особенности классного коллектива, отдельных групп и приемы управления ими;
-
особенности организации различных видов деятельности умственно отсталых школьников;
-
пути и средства осуществления профессиональной ориентации и социальной адаптации школьников с отклонениями в психическом развитии;
-
виды планирования учебно-воспитательной работы;
УМЕТЬ:
-
творчески реализовывать общие и специальные задачи изучения, обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта; осуществлять нравственное, эстетическое, трудовое воспитание с целью успешной социализации и трудовой адаптации учащихся;
-
выбирать и обосновывать образовательные программы, учебно-методическое обеспечение образовательного, воспитательного, коррекционно-развивающего процессов в младших классах специальной (коррекционной) школы для детей с интеллектуальной недостаточностью;
-
осуществлять коррекционно-образовательный процесс лиц с нарушением интеллекта младшего школьного возраста в различных институциональных условиях;
-
планировать коррекционно-развивающую работу с учетом специфики образовательных программ и структуры нарушений у лиц с интеллектуальной недостаточностью;
-
стимулировать положительное отношение школьников к учению, формировать у них положительные интересы и потребность в знаниях;
-
использовать методы психолого-педагогического изучения детей в целях научно обоснованного индивидуального подхода к ним;
-
оптимально применять и сочетать словесные, наглядные и практические, продуктивные и поисковые методы и приемы обучения;
-
учить установлению причинно-следственных, связей и отношений между предметами и явлениями окружающей действительности;
-
проектировать и реализовывать индивидуальные и групповые программы развития, образования и коррекционной работы для младших школьников с интеллектуальной недостаточностью в условиях классно-урочного обучения;
-
применять технические средства обучения, рационально сочетать слово, наглядность и практическую деятельность: использовать элементы алгоритмизации, программированного и проблемного обучения;
-
самостоятельно организовывать воспитательную работу, проводить внеклассные занятия;
-
активизировать познавательную деятельность школьников, развивать мышление, речь, память, формировать учебные навыки;
-
руководить формированием коллектива учащихся, правильно строить межличностные отношения в коллективе с учетом типологических особенностей детей;
-
осуществлять психолого-педагогического сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с нарушением интеллекта;
-
оказывать консультативную помощь лицам с интеллектуальной недостаточностью, членам их семей, педагогам по проблемам образования, развития, семейного воспитания, профессионального самоопределения;
-
анализировать и давать оценку опыту работы педагогов, осуществлять его реконструкцию, совершенствовать собственную педагогическую деятельность;
-
овладевать системным анализом процессов в конкретном учреждении и в специальном образовании региона;
-
собирать, анализировать и систематизировать информацию в сфере профессиональной деятельности и применять результаты при решении конкретных педагогических и исследовательских задач;
-
обобщать результаты деятельности.
ВЛАДЕТЬ:
-
навыками развития общей культуры младших школьников с интеллектуальной недостаточностью;
-
навыками, необходимыми для организации культурного пространства образовательного учреждения;
-
готовностью к пропаганде толерантного отношения к лицам с ОВЗ среди широкой общественности.
-
навыками реализации общих и специальных задач изучения, обучения и воспитания школьников с интеллектуальной недостаточностью;
-
навыками выбора и обоснования образовательных программ, учебно-методического обеспечения образовательного, воспитательного, коррекционно-развивающего процессов в условиях специальной (коррекционной) школы;
-
навыками стимулирования положительного отношения школьников к учению, формирования у них положительных интересов и потребности в знаниях;
-
навыками использования методов психолого-педагогического изучения детей в целях научно обоснованного индивидуального подхода к ним;
-
навыками применения и сочетания словесных, наглядных и практических, продуктивных и поисковых методов и приемов обучения и воспитания;
-
навыками обучения установлению причинно-следственных, связей и отношений между предметами и явлениями окружающей действительности;
-
навыками проектирования и реализации индивидуальных и групповых программ развития, образования и коррекционной работы для школьников с интеллектуальной недостаточностью в различных институциональных условиях;
-
навыками самостоятельной организовации воспитательной работы, проведения внеклассных занятий, режимных моментов;
-
навыками активизации познавательной деятельности младших школьников, развития мышления, речи, памяти, формирования учебных навыков;
-
навыками руководства формированием коллектива учащихся, правильного построения межличностных отношений в коллективе с учетом типологических особенностей детей;
-
навыками анализа и оценки опыта работы педагогов, совершенствования собственной педагогической деятельности;
-
навыками оказания консультативной помощи лицам с интеллектуальной недостаточностью, членам их семей, педагогам по проблемам образования, развития, семейного воспитания;
-
навыками сбора, анализа и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности и применения результатов при решении конкретных педагогических и исследовательских задач; навыками обобщения результатов деятельности.
1.4. Общая трудоемкость педагогической практики
Общая трудоемкость учебной и производственной практики составляет 28 зачетных единиц, 1008 часов.
2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Учебно-тематический план очной формы обучения
Наименование практики |
Семестр |
Кол-во недель |
1. Учебная |
4 |
3 |
2. 2. Учебная а/ учебно-воспитательская б/ учебно-методическая |
5 |
3 3 |
3. Производственная |
8 |
10 |
Итого: |
|
19 |
Учебно-тематический план заочной формы обучения
Наименование практики |
Семестр |
Кол-во недель |
1. Учебная |
6 |
9 |
2. Производственная |
7 |
10 |
Итого: |
|
19 |
3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Учебная практика (II курс)
Виды деятельности:
1. Коррекционно-педагогическая:
- посещение и анализ режимных моментов и внеклассных воспитательных мероприятий;
- участие в проведении режимных моментов и внеклассной деятельности под руководством педагога-наставника, методиста;
2. Диагностико-консультативная:
- изучение учащихся класса (группы) —групповое, индивидуальное; наблюдение, изучение документации, беседы с педагогами;
- анализ результатов медико-психолого-педагогического обследования учащихся на основе классификаций нарушений, изученных по базовым теоретическим дисциплинам;
- осуществление дифференциальной диагностики учащегося;
3. Исследовательская:
- сбор, анализ систематизация информации по составу класса, группы;
- обобщение результатов деятельности.
3.1.1. Организация практики
Перед выходом на практику студенты принимают участие в установочной конференции, где получают информацию о сроках, задачах, содержании практики, распределении по базовым учреждениям, групповом и методическом руководстве практикой в соответствии с приказом, требованиям к видам, формам и срокам отчетных мероприятий и документации.
Первая неделя:
-
Организованный выход в образовательное учреждение; распределение по классам (группам);
-
Знакомство с базовым учреждением в ходе групповых и индивидуальных бесед с администрацией, педагогами-наставниками;
-
Посещение и анализ уроков и внеклассных мероприятий по расписанию класса (группы);
-
Изучение медицинской и психолого-педагогической документации на учащихся класса (группы);
-
Наблюдение за учащимися во всех видах деятельности.
-
Проведение диагностических мероприятий с классом (группой);
Вторая -третья неделя:
-
Посещение внеклассных мероприятий по расписанию класса (группы);
-
Сбор данных, проведение диагностических мероприятий и составление психолого-педагогической характеристики одного ученика;
-
Участие в проведении режимных моментов с классом (группой) — утренний прием учащихся, зарядка, перемены, организация приемов пищи, динамические паузы, прогулки и т.д.; продолжение наблюдений за учащимися во внеурочной деятельности;
-
Самостоятельное проведение внеклассного мероприятия (прогулка, классный час, викторина, конкурс, праздник и т.п. – по выбору студента и согласованию с педагогом ОУ)
-
Заполнение отчетной документации (дневник, рабочая тетрадь);
-
Участие в итоговом педсовете.
По окончании практики в течение следующей недели (но не позже, чем через 5 рабочих дней) студент оформляет и сдает на кафедру пакет отчетной документации, в который входят: