Добавлен: 10.02.2019

Просмотров: 1090

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Уральский государственный педагогический университет»

Институт специального образования

Кафедра специальной педагогики и специальной психологии






РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине «Учебная и производственная практики»

для ООП «050700.62 – Специальное (дефектологическое) образование»

Профиль «Олигофренопедагогика»

по циклу Б.5 – профессиональный цикл,

базовая часть




Очная форма обучения

Заочная форма обучения

Курс – II, III, IV

Курс - III, IV

Семестр – 4, 5, 8

Семестр – 5,6,7

Объем в часах всего – 1008

Объем в часах всего – 1008

Дифф. зачет– 5, 8 семестр

Экзамен –

Зачет – - 4 семестр

Дифф. зачет --- 6,8 семестр










Екатеринбург 2012

Рабочая учебная программа по дисциплине

«Учебная и производственная практики»


ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»

Екатеринбург, 2012. - 40 с.


Составитель: О.Ф. Коробкова, доцент кафедры методик преподавания школьных дисциплин в специальной (коррекционной) школе


Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры специальной педагогики и специальной психологии УрГПУ


Протокол от _07.06.2012г. _№___15___

Зав. кафедрой ________ О.Л. Алексеев


Руководитель учебного подразделения_______________

И.А.Филатова















1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


1.1. Цели и задачи дисциплины

Профессиональная деятельность учителя-олигофренопедагога направлена на содействие ребенку с особыми образовательными потребностями. Педагогическая практика служит связующим звеном между теоретическим обучением студента и его будущей самостоятельной работой в образовательном учреждении. Практика осуществляется с учетом основных направлений профессиональной деятельности учителя-олигофренопедагога: коррекционно-педагогической,диагностико-консультативной, исследовательской,культурно-просветительской, предусмотренных ФГОС ВПО; является средством развития педагогического мышления, творческого отношения к профессиональной деятельности, проверки теоретической подготовки студентов, формирования адекватного отношения к детям с нарушениями интеллекта.

Целью практики является:

закрепление и углубление теоретических знаний бакалавра, полученных при изучении базовых дисциплин и формирование практических навыков и компетенций во всех сферах профессиональной деятельности.

Задачи практики:

  • совершенствование теоретического уровня овладения общими и специальными знаниями и развитие способности творчески применять эти знания для решения профессиональных задач;

  • формирование умений и навыков в области коррекционно-педагогической деятельности:


- осуществления коррекционно-образовательного процесса лиц с нарушением интеллекта в различных институциональных условиях;

- проектирования и реализации индивидуальных и групповых программ развития, образования и коррекционной работы для младших школьников с интеллектуальной недостаточностью;

- анализа существующего опыта и совершенствования собственной педагогической деятельности;

- осуществления психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с нарушением интеллекта;

  • формирование умений и навыков в области диагностико-консультативной деятельности:

- психолого-педагогического изучения особенностей психофизического развития и образовательных возможностей лиц с интеллектуальной недостаточностью;

- оказания консультативной помощи лицам с интеллектуальной недостаточностью, членам их семей, педагогам по проблемам образования, развития, семейного воспитания, профессионального самоопределения;

  • формирование умений и навыков в области исследовательской деятельности:

- сбора, анализа и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности и применения их результатов при решении конкретных педагогических и исследовательских задач;

- обобщения результатов деятельности;

- выбора и обоснования образовательной программы, учебно-методического обеспечения образовательного, воспитательного, коррекционно-развивающего процесса;

- планирования коррекционно-развивающей работы с учетом специфики образовательных программ и структуры нарушений у лиц с интеллектуальной недостаточностью;

  • формирование умений и навыков в области культурно-просветительской деятельности:

- развития общей культуры лиц с интеллектуальной недостаточностью;

- участия в организации культурного пространства образовательного учреждения;

- пропаганды толерантного отношения к лицам с интеллектуальной недостаточностью среди широкой общественности.


1.2. Место дисциплины в структуре ПрОП.

Теоретическую основу проведения практики (Б5) составляют все дисциплины базовой и вариативной частей цикла «Профессиональные дисциплины» (Б3). В процессе прохождения практики закрепляются и углубляются знания по пройденным дисциплинам и их разделам, формируется опыт разных видов профессиональной деятельности, необходимый, в свою очередь, для качественного усвоения дальнейших разделов и дисциплин, предусмотренных учебным планом специальности.


1.3. Требования к результатам освоения дисциплины.

В результате прохождения практики бакалавр овладевает следующими компетенциями:

  • способностью к социальному взаимодействию, сотрудничеству, толерантности в социальной и профессиональной сферах (ОК-1);

  • способностью использовать знания и методы гуманитарных, социальных и экономических наук в различных сферах профессиональной деятельности (ОК-4);

  • готовностью к использованию навыков публичной речи в профессиональной деятельности (ОК-5);

  • способностью использовать нормативные правовые документы в профессиональной деятельности (ОК-7);

  • способностью осознавать социальную значимость своей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, способность к эмпатии, корректному и адекватному восприятию лиц с ОВЗ (ОП-1);

  • способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, выявлять сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности (ОП-2);

  • способностью к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к образованию лиц с интеллектуальной недостаточностью (ПК-1);

  • готовностью к организации коррекционно-развивающей среды, ее методическому обеспечению и проведению коррекционно-компенсаторной работы в сферах образования, здравоохранения и социальной защиты с целью успешной социализации лиц с интеллектуальной недостаточностью (ПК-2);

  • способностью к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в условиях как специальных (коррекционных), так и общеобразовательных учреждений с целью реализации интегративных моделей образования (ПК-3);

  • готовностью к осуществлению психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с интеллектуальной недостаточностью (ПК-4);

  • способностью организовывать и осуществлять психолого-педагогическое обследование лиц с интеллектуальной недостаточностью с целью уточнения структуры нарушения (ПК-5);

  • способностью к анализу данных медико-психолого-педагогического обследования лиц с интеллектуальной недостаточностью на основе использования различных (клинико-психолого-педагогических) классификаций нарушений в интеллектуальном развитии, в том числе для осуществления дифференциальной диагностики (ПК-6);

  • способностью осуществлять динамическое наблюдение за ходом коррекционно-развивающего воздействия с целью оценки его эффективности (ПК-7);

  • готовностью к оказанию консультативной помощи лицам с интеллектуальной недостаточностью, их родственникам и педагогам по проблемам обучения, развития, семейного воспитания, жизненного и профессионального самоопределения (ПК-8);

  • готовностью к сбору, анализу и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности (ПК-9);

  • способностью планирования, организации и совершенствования собственной коррекционно-педагогической деятельности (ПК-10);

  • готовностью к использованию знаний в области современного русского литературного языка, к лингвистическому анализу языкового и речевого материала (ПК-11);

  • способностью использовать данные медицинской документации в процессе организации и осуществления коррекционно-педагогической работы с лицами с интеллектуальной недостаточностью (ПК-12);

  • готовностью к формированию общей культуры лиц с интеллектуальной недостаточностью и к взаимодействию с учреждениями культуры по реализации просветительской работы с лицами с интеллектуальной недостаточностью и их семьями (ПК-13);


- способностью осуществлять работу по популяризации дефектологических знаний среди населения (ПК-14).


В результате прохождения практики студент должен:

ЗНАТЬ:

  • общие и специальные задачи учреждений для детей с умственной отсталостью, пути и средства их осуществления, контингент детей, подлежащих обучению и воспитанию в каждом из специальных учреждений;

  • особенности развития всех групп умственно отсталых школьников и их компенсаторные возможности; психолого-педагогические основы специального обучения и воспитания;

  • особенности организации учебно-воспитательного процесса с учетом контингента детей;

  • пути и особенности реализации принципов обучения и воспитания в работе с умственно отсталыми детьми; содержание образования;

  • требования к оборудованию и оснащению учебных кабинетов; пути, условия и особенности формирования знаний, умений и навыков у умственно отсталых школьников;

  • совместные методы обучения и воспитания; пути их использования в специальных учреждениях;

  • пути и средства дифференциации и индивидуализации учебного процесса;

  • особенности организации и проведения самостоятельной работы учащихся;

  • дидактические требования к уроку, типы и структура уроков; содержание и формы внеклассной работы;

  • особенности классного коллектива, отдельных групп и приемы управления ими;

  • особенности организации различных видов деятельности умственно отсталых школьников;

  • пути и средства осуществления профессиональной ориентации и социальной адаптации школьников с отклонениями в психическом развитии;

  • виды планирования учебно-воспитательной работы;

УМЕТЬ:

  • творчески реализовывать общие и специальные задачи изучения, обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта; осуществлять нравственное, эстетическое, трудовое воспитание с целью успешной социализации и трудовой адаптации учащихся;

  • выбирать и обосновывать образовательные программы, учебно-методическое обеспечение образовательного, воспитательного, коррекционно-развивающего процессов в младших классах специальной (коррекционной) школы для детей с интеллектуальной недостаточностью;

  • осуществлять коррекционно-образовательный процесс лиц с нарушением интеллекта младшего школьного возраста в различных институциональных условиях;

  • планировать коррекционно-развивающую работу с учетом специфики образовательных программ и структуры нарушений у лиц с интеллектуальной недостаточностью;

  • стимулировать положительное отношение школьников к учению, формировать у них положительные интересы и потребность в знаниях;

  • использовать методы психолого-педагогического изучения детей в целях научно обоснованного индивидуального подхода к ним;

  • оптимально применять и сочетать словесные, наглядные и практические, продуктивные и поисковые методы и приемы обучения;

  • учить установлению причинно-следственных, связей и отношений между предметами и явлениями окружающей действительности;

  • проектировать и реализовывать индивидуальные и групповые программы развития, образования и коррекционной работы для младших школьников с интеллектуальной недостаточностью в условиях классно-урочного обучения;

  • применять технические средства обучения, рационально сочетать слово, наглядность и практическую деятельность: использовать элементы алгоритмизации, программированного и проблемного обучения;

  • самостоятельно организовывать воспитательную работу, проводить внеклассные занятия;

  • активизировать познавательную деятельность школьников, развивать мышление, речь, память, формировать учебные навыки;

  • руководить формированием коллектива учащихся, правильно строить межличностные отношения в коллективе с учетом типологических особенностей детей;

  • осуществлять психолого-педагогического сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с нарушением интеллекта;

  • оказывать консультативную помощь лицам с интеллектуальной недостаточностью, членам их семей, педагогам по проблемам образования, развития, семейного воспитания, профессионального самоопределения;

  • анализировать и давать оценку опыту работы педагогов, осуществлять его реконструкцию, совершенствовать собственную педагогическую деятельность;

  • овладевать системным анализом процессов в конкретном учреждении и в специальном образовании региона;

  • собирать, анализировать и систематизировать информацию в сфере профессиональной деятельности и применять результаты при решении конкретных педагогических и исследовательских задач;

  • обобщать результаты деятельности.


ВЛАДЕТЬ:

  • навыками развития общей культуры младших школьников с интеллектуальной недостаточностью;

  • навыками, необходимыми для организации культурного пространства образовательного учреждения;

  • готовностью к пропаганде толерантного отношения к лицам с ОВЗ среди широкой общественности.

  • навыками реализации общих и специальных задач изучения, обучения и воспитания школьников с интеллектуальной недостаточностью;

  • навыками выбора и обоснования образовательных программ, учебно-методического обеспечения образовательного, воспитательного, коррекционно-развивающего процессов в условиях специальной (коррекционной) школы;

  • навыками стимулирования положительного отношения школьников к учению, формирования у них положительных интересов и потребности в знаниях;

  • навыками использования методов психолого-педагогического изучения детей в целях научно обоснованного индивидуального подхода к ним;

  • навыками применения и сочетания словесных, наглядных и практических, продуктивных и поисковых методов и приемов обучения и воспитания;

  • навыками обучения установлению причинно-следственных, связей и отношений между предметами и явлениями окружающей действительности;

  • навыками проектирования и реализации индивидуальных и групповых программ развития, образования и коррекционной работы для школьников с интеллектуальной недостаточностью в различных институциональных условиях;

  • навыками самостоятельной организовации воспитательной работы, проведения внеклассных занятий, режимных моментов;

  • навыками активизации познавательной деятельности младших школьников, развития мышления, речи, памяти, формирования учебных навыков;

  • навыками руководства формированием коллектива учащихся, правильного построения межличностных отношений в коллективе с учетом типологических особенностей детей;

  • навыками анализа и оценки опыта работы педагогов, совершенствования собственной педагогической деятельности;

  • навыками оказания консультативной помощи лицам с интеллектуальной недостаточностью, членам их семей, педагогам по проблемам образования, развития, семейного воспитания;

  • навыками сбора, анализа и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности и применения результатов при решении конкретных педагогических и исследовательских задач; навыками обобщения результатов деятельности.


1.4. Общая трудоемкость педагогической практики

Общая трудоемкость учебной и производственной практики составляет 28 зачетных единиц, 1008 часов.



2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Учебно-тематический план очной формы обучения

Наименование практики

Семестр

Кол-во недель

1. Учебная

4

3

2. 2. Учебная

а/ учебно-воспитательская

б/ учебно-методическая


5


3

3

3. Производственная

8

10

Итого:


19


Учебно-тематический план заочной формы обучения

Наименование практики

Семестр

Кол-во недель

1. Учебная

6

9

2. Производственная

7

10

Итого:


19


3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


3.1. Учебная практика (II курс)

Виды деятельности:

1. Коррекционно-педагогическая:

- посещение и анализ режимных моментов и внеклассных воспитательных мероприятий;

- участие в проведении режимных моментов и внеклассной деятельности под руководством педагога-наставника, методиста;

2. Диагностико-консультативная:

- изучение учащихся класса (группы) —групповое, индивидуальное; наблюдение, изучение документации, беседы с педагогами;

- анализ результатов медико-психолого-педагогического обследования учащихся на основе классификаций нарушений, изученных по базовым теоретическим дисциплинам;

- осуществление дифференциальной диагностики учащегося;

3. Исследовательская:

- сбор, анализ систематизация информации по составу класса, группы;

- обобщение результатов деятельности.

3.1.1. Организация практики

Перед выходом на практику студенты принимают участие в установочной конференции, где получают информацию о сроках, задачах, содержании практики, распределении по базовым учреждениям, групповом и методическом руководстве практикой в соответствии с приказом, требованиям к видам, формам и срокам отчетных мероприятий и документации.

Первая неделя:

  1. Организованный выход в образовательное учреждение; распределение по классам (группам);

  2. Знакомство с базовым учреждением в ходе групповых и индивидуальных бесед с администрацией, педагогами-наставниками;

  3. Посещение и анализ уроков и внеклассных мероприятий по расписанию класса (группы);

  4. Изучение медицинской и психолого-педагогической документации на учащихся класса (группы);

  5. Наблюдение за учащимися во всех видах деятельности.

  6. Проведение диагностических мероприятий с классом (группой);


Вторая -третья неделя:

  1. Посещение внеклассных мероприятий по расписанию класса (группы);

  2. Сбор данных, проведение диагностических мероприятий и составление психолого-педагогической характеристики одного ученика;

  3. Участие в проведении режимных моментов с классом (группой) — утренний прием учащихся, зарядка, перемены, организация приемов пищи, динамические паузы, прогулки и т.д.; продолжение наблюдений за учащимися во внеурочной деятельности;

  4. Самостоятельное проведение внеклассного мероприятия (прогулка, классный час, викторина, конкурс, праздник и т.п. – по выбору студента и согласованию с педагогом ОУ)

  5. Заполнение отчетной документации (дневник, рабочая тетрадь);

  6. Участие в итоговом педсовете.

По окончании практики в течение следующей недели (но не позже, чем через 5 рабочих дней) студент оформляет и сдает на кафедру пакет отчетной документации, в который входят: