Файл: Учебник для бакалавров и специалистов Москва 2011 2 удк 101(075) ббк 87я73 п 81 Рецензенты.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 1134

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

31
Налетов И.З. Философия. — М., 2007.
Спиркин А.Г. Философия. — М., 2006.
Философия : учебник / под ред. В.Д. Губина и Т.Ю. Сидориной. —
М., 2008.
Философия : учебник / под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова,
А.В. Разина. — М., 2009.
Философия : учебник / под ред. В.Н. Лавриненко. — М., 2008.
Дополнительная литература
Библер В.В. Что есть философия? Очередное возвращение к ис- ходному вопросу // Вопросы философии, 1995. — № 1.
Кузнецов В.Г. Словарь философских терминов. — М., 2009.
Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. — М., 1991.
Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. — М., 1992.
Мир философии. Книга для чтения : в 2-х ч. — Ч. 1. — М., 1991.
Мифы народов мира. Энциклопедия : в 2-х т. — М., 1994.
Мотрошилова Н. Рождение и развитие философских идей. — М.,
1991.
Новая философская энциклопедия : в 4-х т. — М., 2000–2001.
Русская мифология. Энциклопедия. — М., 2007.
Тейлор Э.Б. Первобытная культура. — М., 1989.
Философия и мировоззрение. — М., 1992.
Философия : энциклопедический словарь / под ред. А.А. Ивина. —
М., 2009.
Хрестоматия по философии. — М. : Проспект, 2008.
Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
Портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/
Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/
Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образова- тельных ресурсов» http://school-collection.edu.ru/

32
Ч А С Т Ь 1
ОСНОВНЫЕ ВЕХИ МИРОВОЙ
ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ
Глава 1. Древневосточная философия
Глава 2. Античная философия
Глава 3. Философия средневековья и эпохи
Возрождения
Глава 4. Западноевропейская философия нового времени
Глава 5. Развитие современной западной философии
Глава 6. Русская философия

33
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   41

ГЛАВА 1. ДРЕВНЕВОСТОЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Философия зародилась в странах Древнего Востока. Отдельные философские идеи, обобщавшие многотысячелетний опыт человече- ства можно обнаружить в литературных памятниках Древнего Египта и Древнего Вавилона. Однако философские школы там образованы не были, поскольку в VI в. до н. э. эти государства были завоеваны Пер- сией, что положило конец египетской и вавилонской культурам.
Страной, в которой ранее всего сложились философские традиции и образовались первые философские школы, стала Древняя Индия.
§ 1. Философия Древней Индии
Духовная жизнь древнеиндийского общества во многом была обу- словлена его социальным устройством. Положение человека в обществе определялось системой строго фиксируемых сословий (варн), принадлеж- ность к которым наследовалась. Переход из одной варны в другую при жизни человека исключался. Члены варны имели свою традиционную профессию. В Законах Ману
10
подробно разбирается назначение всех варн древнеиндийского общества. В них говорится, что высшее место на земле принадлежит брахманам-жрецам. Они занимаются изучением Вед, обучением, жертвоприношениями. Кшатрии охраняют подданных. Вай-
шьи занимаются пастьбой скота, торговлей, ростовщичеством и земледе- лием. Уделом шудр является низменный труд, ремесло и актерство, а глав- ное — служение всем другим варнам со смирением.
Деление на варны санкционировалось Ведами. Согласно этому памятнику древнеиндийской культуры, Брахма — «вечный творец всех существ» — определил для всех имена, род деятельности и осо- бое положение, то есть варновую принадлежность.
10
Законы Ману (II в. до н.э.),приписываемые мифическому прародителю людей, божест- венному законодателю Ману, представляют собой сборник предписаний о правилах пове- дения людей в их частной и общественной жизни в соответствии с религиозными догмата- ми брахманизма.

34
Веды создавались с середины II тысячелетия до VI в. до н. э. Пе- реселившиеся на территорию Северной Индии пастушеские кочевые племена (арии) из поколения в поколение передавали своеобразные песнопения и гимны в честь богов, жертвенные формулы и заклина- ния, которые получили название «Веды», что в переводе с санскрита означает «знание». Считается, что в Ведах заключена конечная муд- рость мира. Вся жизнь индийцев регулировалась, и в значительной степени регулируется до сих пор, предписаниями Вед.
Носителями сокровенного знания Вед были брахманы-жрецы. По- этому, согласно Законам Ману, их должен чтить сам царь. Он должен следовать их советам и наставлениям, учиться у них знанию Вед и искусству управления. Варна жрецов определяла развитие религиоз- ной идеологии — брахманизма. Брахманизм, воплощавший собой племенные верования и обычаи и сохранявший ритуальную практику архаического общества, стал самой влиятельной формой идеологиче- ской жизни Древней Индии.
Система варн, освященная Ведами, настолько жестко детермини- ровала жизнь человека, что он был вынужден искать успокоения вне окружающей его среды и реализовывать свое право на свободу в са- мопознании. Таким образом, социальное устройство древнеиндийско- го общества обусловило такие особенности его духовной традиции, как углубленный самоанализ, выражающийся в практике аскезы и йо- ги, интерес к изощренным религиозно-философским абстракциям, обращение к собственным индивидуальным поискам спасения. Уси- лия индийцев были направлены на самосовершенствование, которое приблизило бы их к верховному божественному Абсолюту — Брахме.
В Ведах впервые была сделана попытка философского толкования мира. Веды делятся на четыре части: Самхиты (гимны), Брахманы
(ритуальные тексты), Араньяки (правила поведения для отшельников) и Упанишады, которым и принадлежит особая роль в формировании начальных элементов философского знания.
Упанишады (буквально: «сидеть у ног учителя») были написаны в IХ–VI вв. до н. э. в форме диалога учителя с учеником. В них осве- щались некоторые вопросы устройства мироздания, обсуждалась проблема первоначала бытия, с помощью которого объяснялось про- исхождение всех явлений природы и человека. Таким первоначалом,


35
высшей реальностью считали Брахмана, который выступал не только как живой Бог, но и как отвлеченное философское понятие. Невыра- зимый в словесных терминах он обозначался как «Это» или «То».
Брахмана называли также Атманом. Однако обычно под понятием
«Брахман» понимают вездесущего духа как субстанциональное нача- ло всего существующего, а под понятием «Атман» — субъективное, индивидуальное начало, то есть душу, «сгусток чистого сознания».
Важнейшим положением Упанишад стало утверждение: «Ты есть
То». Оно означает единство Брахмана и Атмана, или, другими слова- ми, объекта и субъекта, природы и человека. Высшей нравственной ценностью считалось растворение в Брахмане человеческого «я».
Упанишады учили, как достичь слияния с Брахманом и таким обра- зом реализовать главный смысл человеческой жизни. В Упанишадах были предприняты попытки определить причинно-следственную связь в цепи человеческих поступков. В них впервые прозвучала идея переселения душ (сансара) и воздаяния за прошлые действия (карма).
В соответствии с религиозно-мистической системой в Упанишадах были обозначены практические пути совершенствования человече- ской природы в целях приближения к Брахману. Полагалось, что с помощью нравственных принципов (дхармы) можно скорректировать поведение человека на каждой стадии его существования.
Идеи, сформулированные в Упанишадах, на длительное время стали фундаментом для практически всех философских течений, поя- вившихся в Древней Индии. Постоянное обращение к духовному на- следию Вед — одна из особенностей древнеиндийской культуры в целом и философии в частности.
На основе отношения к Ведам сложились классические школы древнеиндийской философии. Все эти школы в зависимости от того, принимают они или отвергают Веды как авторитетный источник фи- лософской традиции, делятся на ортодоксальные и неортодоксальные.
К ортодоксальным религиозно-философским школам (астика)
относятся шесть даршан, или систем: веданта, миманса, ньяя, вайше- шика, санкхья и йога. Все они считаются равноправными в толкова- нии истины. Непосредственно на текстах Вед основывались только веданта и миманса. Они отдавали предпочтение тем или иным поло- жениям Вед и развивали различные приемы и методы, посредством

36
которых дух преодолевал оковы материального мира. Остальные из перечисленных школ, хотя и признавали абсолютный духовный авто- ритет Вед, были образованы на независимых от Вед основаниях.
Веданта (в переводе означает «завершение Вед»), основные по- ложения которой были изложены Бадараяном, особое значение при- давала спекулятивной стороне Вед. Эта школа заимствовала из Упа- нишад учение о Брахмане и Атмане как основе всего сущего. Она учила, что абсолютно реален лишь Брахман, а все остальное создано его творческой силой — майей. Атман же по сути тождественен
Брахману. Освобождение и блаженство достигается в слиянии инди- видуальной человеческой души с Богом-Творцом. В этом веданта видела высший смысл человеческой жизни и утверждала возможность его осу- ществления при условии осознания человеком того, что земная жизнь есть тлен и суета. Поэтому следует воздерживаться от участия в жизни, содействовать умерщвлению воли к жизни в себе самом и отказываться от всего, что содействовало бы поддержанию жизни у других.
Миманса («первое исследование») в отличие от веданты тракто- вала освобождение человеческой души как избавление от страданий и наслаждение плодами ритуала. Поэтому особое значение она прида- вала оправданию и сохранению ритуала, освященного Ведами. Осно- ву учения этой школы составило убеждение в том, что конечное ос- вобождение достижимо только с помощью знаний и сознательных усилий, направленных на неукоснительное выполнение обрядов и подчинение запретам, налагаемым кастой. Учение мимансы, таким образом, способствовало поддержанию кастового строя в Индии и идеологии брахманизма.
Ньяя («правило») разрабатывала гносеологическую и логическую проблематику. Ею была создана система формальной логики, классифи- цированы виды достоверного и недостоверного знания. Представители этой школы полагали необходимым преодолеть привязанность человече- ского «я» к объектам и сконцентрировать внимание на Атмане в челове- ке как органе чистой мысли. Они утверждали, что знание правил логики, с помощью которых составляются рассуждения, может привести к осво- бождению души как конечной цели человеческой жизни.


37
Вайшешика («различение») — это первая школа атомизма. Она учила, что мир состоит из субстанций, представляющих собой общую основу качеств и действий. Субстанции выступают в форме пяти фи- зических элементов: земли, воды, воздуха, огня и эфира, которые в свою очередь состоят из атомов. Атомы — это мельчайшие, никем несотворенные, вечные, неделимые частицы. Атомы не имеют протя- жения, но их разнообразные комбинации образуют все протяженные материальные тела. Движущей силой атомов выступает мировая душа — абсолютное божественное Я (Ишвара). Именно она управляет соеди- нением атомов. В результате постоянного движения атомов мир, су- ществующий во времени и пространстве, периодически создается и разрушается. Итак, согласно вайшешике, все действия атомов восходят к воле Бога и совершаются по законам, направленным на благо души.
Санкхья («рассмотрение»)это дуалистическое учение. Оно исходит из признания двух реальностей: пракрити (прасоздательница) и пурушу (мужчина). Это несотворенные и абсолютно независимые друг от друга начала. Пракрити есть природа, то есть материальное начало вселенной, которое находится в постоянном изменении, раз- витии и подчинено закону причинно-следственной связи. Пурушу —
некий бесконечный, неизменный, бескачественный дух, который сближается с Атманом. Он образует вечное, неизменное духовное на- чало вселенной. Цель человеческого существования учение санкхья видело в том, чтобы положить конец ложному отождествлению духа с материей, разъединить в себе пракрити и пурушу и достичь тем са- мым полного освобождения — мокши — с помощью техники йоги.
Одна из важнейших особенностей древнеиндийской философии состояла в том, что она не признавала наличия мысли без действия, полагая, что лишь действие дает законченность мысли. В силу этого в
Древней Индии философия культивировалась не только в виде тео- рий, но и в качестве изощренной практики. Методы, направленные на развитие в человеке способности к воздействию на его физические и психические функции, использовались прежде всего школой йоги.
Элементы йогической практики содержатся в Упанишадах. Одна- ко йога представляет собой не только технику, но имеет и философ- ское содержание. Как философское учение йога («сосредоточение») была создана Патанджаливо II в. до н. э.

38
Основная задача йоги — достижение полной внутренней свободы.
Условием внутренней свободы является свобода от материальных привязанностей, а также такое понимание чувства долга, которое не должно ассоциироваться с моральным принуждением.
Согласно йоге, к достижению внутренней свободы ведут три пу- ти: труд, любовь и знание.
Путем труда можно придти к внутренней свободе лишь тогда, когда человек не оказывается привязанным к плодам своего труда и не жаждет похвалы и награды за свой труд.
Путь любви, или сердца дает свободу, если под любовью пони- мать не привязанность к отдельному человеку или группе людей, а любовь ко всему живому в этом мире как высшему выражению сущ- ности бытия.
Путь знания, или разума, объектом которого является сущность жизни и смерти, повышает жизненную устойчивость человека.
Подчинение всех протекающих в человеческом организме про- цессов сознанию и воле рассматривается йогой необходимым услови- ем освобождения души из-под власти материи. Практически эта зада- ча решается посредством выработки умения сосредоточивать мысль.
Йога рекомендовала медитацию (созерцание) на образ Бога.
Медитация представляет собой состояние, в котором достигается высшая степень концентрации внимания, приводящая к остановке процессов восприятия и мышления. Это состояние достигается после ряда физических и психических упражнений в сосредоточении.
К упражнениям физического характера относятся: 1) воздержание в пище, удобствах, страстях; 2) самодисциплина, основанная на вы- полнении предписаний; 3) асаны — сидение в позе, обеспечивающее условия для сосредоточения; 4) пранаяма — регулирование дыхания.
Далее следует психологический этап тренировки концентрации внимания и мысли. Он включает в себя: 1) отвлечение органов чувств от внешних воздействий и полное сосредоточение внимания на внут- ренних ощущениях; 2) сосредоточение внимания лишь на одном или нескольких объектах сознания; 3) сосредоточение внимания на смыс- ле, не связанного с какой-либо конкретной формой; 4) прекращение деятельности сознания.


39
При успешном овладении медитацией, человек приходит к со- стоянию самадхи. Состояние самадхи — это состояние полной ин- траверсии, самоуглубления человека, обращения человека вовнутрь.
В этом состоянии человеческая душа освобождается от своей телес- ной, чувственно-эмоциональной оболочки и испытывает экстаз, то есть соединяется с Богом. Йогические авторы предупреждают, что описать словесно состояние самадхи невозможно. Они пытаются оп- ределить его как «не то и не это» или сравнивают с пустотой.
Многие современные ученые признают, что учение йоги, отрабо- танное в течение тысячелетий, обладает мощными средствами воз- действия на человеческий организм, несмотря на мистические пред- ставления о природе и жизненных целях человека. Поэтому рекомендации йоги серьезно изучаются с позиций науки.
Философия ортодоксальных школ была доступна только предста- вителям высших варн и, прежде всего, брахманам.
К середине 1-го тысячелетия до н. э. в Древней Индии созрел про- тест против всесилия жрецов-брахманов. Носителями этого протеста стали представители правящей воинской варны — кшатрии. В рамках кшатрийского протеста сформировались неортодоксальные религи- озно-философские школы (настика): джайнизм, буддизм и др. Все эти учения не признавали авторитета Вед, но сохраняли преемствен- ность и связь с Упанишадами. Они выступали лишь против брахма- нистской интерпретации содержания Вед.
К неортодоксальным учениям относилась также школа индийско- го материализма — «мирская» школа, или локаята. Основателем школы считается мудрец Брихаспати (V в. до н. э.). А поскольку ряд ее постулатов приписывают Чарваке, то исаму школу иногда назы- вают чарвакой.
Локаята (чарвака) была непримиримым противником Вед, утвер- ждая, что, гимны Вед отличаются только тремя характеристиками: лживостью, противоречивостью и многословием.
Локаятики полагали, что мир существует благодаря сочетанию таких вечных и неизменных физических первоэлементов, как огонь, воздух, вода и земля. И все свойства предметов зависят от того, ком- бинацией каких элементов они являются. Сознание тоже возникает в результате сочетания этих физических элементов. После смерти жи-

40
вого существа элементы, которые его составляли, распадаются и со- единяются с соответствующими элементами природного мира. По- этому чарваки-локаятики не признавали никакой другой реальности, кроме материального мира, доступного чувственному восприятию, и единственным источником познания этого мира считали данные ор- ганов чувств. На этом основании они отвергали учение о Боге, о ду- ше, о рае и аде и об освобождении души от тела как задаче нравст- венной жизни. Раз индивидуальное человеческое существование полностью прекращается со смертью тела, то смысл человеческой жизни заключается в счастье, которое древнеиндийские материали- сты понимали как чувственное наслаждение.
Джайнизм — это религиозно-философское учение, которое оформилось в Древней Индии в VI–V вв. до н. э. Основателем этого учения был Вардхамана, которого называли «Махавира» (Великий герой) и «Джина» (Победитель). Такие имена он получил не случай- но. Дело в том, что основное содержание философии джайнизма со- ставило учение об освобождении человека от страстей. Достигается оно с помощью аскетизма и знания. Знания эти передаются духовны- ми учителями, которые победили собственные страсти и слабости и способны научить этому других людей.
Все многообразие мира джайны сводили к существованию двух субстанций, которые никем не созданы и существуют вечно. Одна субстанция (джива) — духовная — выступает основой множества от- дельных душ, способных к познанию и деятельности. Другая суб- станция (аджива) — материальная — представляет собой вещество, которое состоит из атомов, обладает качествами осязаемости, звука, запаха, цвета и вкуса и доступно органам чувств. В несовершенном состоянии джива связана с адживой и страдает от этой зависимости.
Совершенное состояние (нирвана) достигается тогда, когда освобо- дившиеся от адживы дживы поднимаются на вершину Вселенной и пребывают там в состоянии духовной чистоты и блаженства. Наибо- лее важным из нравственных предписаний и требований, ведущих к нирване, считается соблюдение ахимсы.
Предписания ахимсы (принципа непричинения вреда живым су- ществам) запрещают убивать какое бы то ни было живое существо.
Причем принцип отказа от умерщвления живых существ был доведен