Файл: Учебник для бакалавров и специалистов Москва 2011 2 удк 101(075) ббк 87я73 п 81 Рецензенты.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 1138
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
568
В-четвертых, государство обладает правом принудительного взима- ния налогов, чем обеспечивает свою экономическую самостоятель- ность.
Государство выполняет определенные функции, объем которых обусловлен степенью развития конкретного общества. Все функции государства разделяют на внутренние и внешние.
Внутренними функциями являются: хозяйственно-организа-
торская функция, направленная на регулирование экономических процессов; социальная функция, состоящая в удовлетворении потреб- ности людей в социальных благах; правовая функция, обеспечиваю- щая защиту прав и личного достоинства граждан, охрану обществен- ного порядка; культурная функция, способствующая формированию условий для удовлетворения культурных потребностей населения.
К внешним функциям относятся: оборона страны и установление контактов с другими странами для взаимовыгодного сотрудничества в различных областях деятельности.
В развивающихся обществах государство, как правило, осуществ- ляет свои функции в полном объеме. Для них характерно усиление роли государства, в первую очередь, в экономической и политической жизни. В развитых обществах число функций государства сводится к минимуму, ограничиваясь в основном выполнением внешних и соци- ально-правовых функций.
Различаются государства по их внешним признакам, формам.
По форме правления, то есть способу организации верховной по- литической власти, государство может быть монархией (абсолютной и конституционной) или республикой (президентской, парламентской и президентско-парламентской).
По форме государственного устройства, которое определяется территориальным и национальным признаками, выделяют унитарное, федеративное и конфедеративное государства.
Унитарное государство — это, как правило, мононациональное государство, для которого характерна абсолютная политическая неде- лимость и целостность. В таком государстве (например, Франция,
Англия, Япония, Греция и др.) существует единое законодательство, единые органы власти, единые гражданство, налоговая и кредитная политика.
569
Федеративное государство представляет собой добровольное об- разование единого союзного государства несколькими государствен- ными образованиями при сохранении ими определенной политиче- ской и юридической самостоятельности. Такое государство может основываться как по территориальному (например, США или ФРГ), так и по территориально-национальному принципу (РСФСР или Ин- дия).
Конфедеративное государство — союз нескольких государств для проведения совместной политики в определенных целях при их полной юридической и политической самостоятельности и отсутст- вии центральной власти, общего законодательства, гражданства, су- дебной системы. Союз этот непрочный. Обычно со временем он либо распадается, либо преобразуется в федерацию. Так, США первона- чально были конфедерацией и только во второй половине ХIХ в. ста- ли федерацией. Сегодня наблюдается тенденция к складыванию кон- федерации в рамках Европейского союза.
По политическому режиму, который определяется методами осуществления государственной власти, государства бывают деспо- тическими, тираническими, тоталитарными, авторитарными и демо- кратическими.
Тиранический режим отличается от деспотического тем, что ли- цо, единолично осуществляющее правление, насильственно захватило власть, а не получило ее законным образом, например, по наследству.
Тоталитарный режим — это режим некой социальной группы
(закрытой правящей элиты), которая опирается на власть одной пар- тии и стремится осуществить полный контроль над всеми сферами общественной жизни.
Авторитарный режим — это режим, который в отличие от тота- литарного не исключает единоличную диктатуру, опирающуюся пре- жде всего на армию, но допускает в сфере экономики свободу пред- принимательской деятельности.
При демократическом режиме обеспечивается реальное участие граждан в управлении в рамках конституционных процедур или дей- ственный контроль за осуществлением власти со стороны народа.
Выделяют также такие типы государства, как правовое и социаль- ное.
570
Правовое государство — это государство, в котором и само госу- дарство, и все его социальные общности, и отдельный индивид ува- жают право и находятся в одинаковом к нему отношении.
Идея правового государства берет начало от римского права, суть которого заключена в формуле: «пусть погибнет государство, но тор- жествует закон». Эта идея получила реальное наполнение с выдвиже- ния Дж. Локком принципа разделения властей, а И. Кант положил на- чало разработке концепции правового государства. Наиболее полный опыт практической реализации этой концепции был осуществлен в
США.
Правовое государство основывается на таких принципах, как раз- деление государства и общества, разделение властей на законода- тельную, исполнительную и судебную, верховенство законов, взаим- ная ответственность государства и каждой личности, гарантия прав личности.
Социальное государство — это такая форма организации госу- дарственной власти, при которой осуществляется забота о благосос- тоянии граждан. Оно основано на принципах социальной справедли- вости, социального мира и гражданского согласия. Становление социального государства возможно только при достижении достаточ- но высокого уровня экономического развития общества.
В традиционном (рабовладельческом и феодальном) обществе го- сударство регламентировало практически все стороны общественной жизни. Становление буржуазного общества привело к обособлению от государства гражданского общества. Это было обусловлено тем, что в буржуазном обществе индивиды независимо от их социального происхождения и имущественного положения законодательно при- знаются свободными и полноправными участниками общественной жизни. Принятие биллей о правах в Англии, США и Декларации прав человека и гражданина во Франции стало реальным основанием функционирования гражданского общества.
Основу гражданского общества составляет свободный индивид, который в своей повседневной жизни реализует в основном частные интересы, а потому не нуждается в государстве. В данном случае для него более значимую роль играют такие неполитические институты, как семья, церковь, различные культурные, научные, спортивные,
571
профессиональные объединения, которые охраняют и расширяют свободу человеческой личности и составляют сферу гражданского общества.
Гражданское общество — это такая сфера общественной жизни, в которой взаимодействуют свободные индивиды, реализующие ча- стные интересы и осуществляющие индивидуальный выбор.
Россия лишь вступила на путь формирования гражданского обще- ства, поскольку такие необходимые его основания, как частная собст- венность, рынок, конкуренция, демократия пока еще не стали важ- нейшими ценностями для большинства российского населения. И в этих условиях государство должно стать гарантом создания надежных предпосылок для удовлетворения повседневных потребностей своих граждан.
Хотя государство и гражданское общество представляют собой противостоящие друг другу стороны общественной жизни, между ними существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость. Когда по- требности отдельных индивидов затрагивают интересы социальных групп, то их реализация невозможна без вмешательства государства, которое призвано противодействовать процессам дезинтеграции в обществе. Главное, чтобы государство не поглотило гражданское об- щество и не отказалось бы от стремления обеспечивать условия для реализации прав и свобод отдельного гражданина. А чем более зре- лым будет гражданское общество, тем больше у государства появля- ется возможностей стать правовым демократическим государством.
Духовная сфера общественной жизни представляет собой, преж- де всего, процесс производства людьми форм своего сознания, а так- же его распространения и потребления.
В обществе сознание выступает как общественное сознание. По- нятие «общественное сознание» характеризует реальное содержание и способ существования сознания конкретного общества. Общест-
венное сознание есть совокупность идей, взглядов, теорий, а также настроений, чувств, привычек и нравов определенных социальных общностей и общества в целом на том или ином этапе его развития.
Общественное сознание выражает идеальный уровень социальной жизни, являясь отражением общественного бытия. При этом отраже-
572
ние общественного бытия в общественном сознании может быть весьма различным и отнюдь не всегда верным.
Важнейшая особенность общественного сознания состоит в том, что оно определяется общественным бытием не прямо, а лишь в ито- ге, в конечном счете. Это означает, что общественное сознание обла- дает относительной самостоятельностью, то есть имеет свои собст- венные, внутренние закономерности формирования и развития. Это закономерности преемственности, опережения или отставания, ак- тивной роли общественного сознания.
Преемственность проявляется во внутреннем процессе содержа- тельного развития знаний, когда осуществляется связь старого с но- вым и новые идеи исходят из уже известного мыслительного мате- риала. Благодаря преемственности многие позитивные идеи прошлого сохраняют свое значение для последующих поколений людей.
Отставание общественного сознания от общественного бытия во многом обусловлено консервативностью сознания, что связано с су- ществованием традиций, с силой привычек, а также с заинтересован- ностью определенных социальных групп в сохранении отживших представлений ради удержания своей власти в обществе.
Под опережением общественным сознанием общественного бы- тия имеют в виду способность общественного сознания предвидеть будущие события на основе выявления тенденций, присущих данному общественному бытию.
Активная роль общественного сознания заключается в его обрат- ном воздействии на общественное бытие. В зависимости от конкрет- ных экономических, социально-психологических и идеологических факторов общественное сознание может ускорять, либо замедлять ход исторического процесса.
Общественное сознание имеет сложную структуру. Для выделе- ния его основных структурных элементов используют разные крите- рии.
Если рассматривать общественное сознание с точки зрения того, кто является его носителем, то можно говорить как об индивидуаль-
ном сознании, так и о сознании общества в целом. Ведь общественное сознание существует только в сознании и через сознание отдельного человека. Сознание всегда индивидуально-личностно. Но поскольку
573
каждый индивид формируется в сфере реального разделения труда, в конкретных политических условиях, принадлежит к определенной нации и т. д., то его сознание воспроизводит в своем содержании со- держание общественного сознания. Однако общественное сознание превосходит любое индивидуальное сознание по богатству идей и представлений.
Проблема взаимодействия индивидуального и общественного сознания является актуальной для любого общества. Правда, в раз- личных обществах она решается по-разному, в зависимости от кон- кретных социально-политических условий. В традиционных и тота- литарных государствах, например, утверждается приоритет общественного сознания над индивидуальным. Еще Платон в своей социальной утопии представил теоретическую схему деспотического государства, которая в последующем развитии цивилизации претво- рялась в жизнь со многими ее тоталитарными чертами. Платоном, на- пример, предусматривалась жесткая идеологическая диктатура вла- стей. Строгой цензуре подвергалось любое искусство, которое не было направлено на развитие морального совершенства в интересах государства. Сплоченность государства обеспечивалась за счет огра- ничения и обеднения личной жизни людей и полного их подчинения государству.
В либерально-демократических обществах, напротив, главной ценностью признают индивидуальное сознание и в диктате общест- венного сознания видят опасность утраты индивидом его творческой активности.
Между индивидуальным и общественным сознанием существует неразрывная связь и происходит постоянное взаимодействие. Можно, конечно, объявить себя космополитом, «гражданином мира», пере- стать идентифицировать себя с каким бы то ни было государством, нацией, религией и на этом основании заявлять о своей свободе от давления общественного сознания. Однако подобное заявление не поможет, скажем, современному космополиту почувствовать себя ан- тичным человеком или монахом средневековья, поскольку он остает- ся в сфере влияния менталитета, если не определенного общества, то той эпохи, в которой живет.
574
Менталитет есть предрасположенность индивида или социаль- ной группы действовать, мыслить, чувствовать и воспринимать мир в соответствии с принятыми обществом взглядами, стереотипами и формами поведения. Он формируется в соответствии с традициями, культурой и всей средой обитания человека. Причем менталитет не закреплен в материализованных продуктах, он как бы растворен в ат- мосфере общества, и человек не осознает свою зависимость от мента- литета, сложившегося независимо от его воли. Поэтому он может пребывать в убеждении, что сам выработал свои позиции и взгляды.
По степени проникновения в сущность общественных процессов различают два уровня общественного сознания: обыденное и теоре- тическое.
Обыденное сознание отражает внешние явления общественной жизни, формируется стихийно в процессе непосредственной практи- ческой деятельности людей. В его недрах складывается общественное мнение, посредством которого люди высказывают свои суждения применительно к наиболее существенным событиям или относитель- но проблем политической, экономической и духовной жизни. Теоре-
тическое сознание ориентировано на отражение внутренних связей и закономерностей общественного бытия и формируется специально подготовленными людьми (теоретиками).
При более узком подходе к уровням общественного сознания в нем выделяют общественную психологию и идеологию.
Общественная психология — это совокупность несистематизиро- ванных идей, чувств, влечений, которые возникают стихийно путем непосредственного отражения условий жизни людей. В совокупности всех своих элементов (социальный характер, привычки, традиции, обычаи, мода, слухи и т. п.) общественная психология выступает как реальное массовое сознание. Для массового сознания характерно уст- ранение индивидуальных различий и санкционирование всех его компонентов той или иной массовой общностью.
Идеология («наука об идеях»)представляет собой теоретическое осмысление социальной действительности и выражает коренные ин- тересы конкретных социальных групп. Идеология — это система ба- зовых взглядов и идей, систематизированных и обоснованных теоре- тиками, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к
575
действительности и друг к другу и которые регулируют эти отноше- ния.
Одной из форм идеологии является политическая идеология. По- литические идеологии были созданы для выражения и защиты инте- ресов социальных групп и классов, претендовавших на власть или от- стаивавших властные привилегии.
Идеология объединяет людей вокруг тех или иных идей и соци- альных идеалов. Можно говорить, например, об идеологии консерва- тивных и революционных групп, об идеологии эксплуатируемых и эксплуататоров.
По объекту отражения и способам его отражения, а также по оп- ределенной социальной функции различают формы общественного
сознания: религиозное, эстетическое, нравственное, политическое, правовое, философское, научное.
Формы общественного сознания носят исторический характер.
Они возникли как отражение общественно-исторической практики людей. По мере ее усложнения осуществлялась профессионализация духовной деятельности, за отдельными социальными группами за- креплялись определенные формы труда. Таким образом, каждая из форм общественного сознания выражает конкретную сферу деятель- ности людей и виды общественных отношений.
Общественное сознание выступает основой духовной жизни об- щества, организует духовную жизнь в особую сферу общества, опре- деляет ее границы. При этом общественное сознание само имеет оп- ределенные границы и охватывает собой далеко не все духовные образования данного общества. Так, современное общественное соз- нание не включает в себя общественное сознание прошлых эпох. По- этому чтобы освоить его содержание люди вынуждены обращаться к памятникам духовной культуры.
Духовная культураесть совокупный результатдуховной дея- тельности людей на протяжении всей истории человечества. Все про- дукты духовной культуры выступают как ценности, то есть положи- тельно значимые явления. В силу этого из подлинной духовной культуры исключаются всякие проявления варварства, жестокости, мракобесия, всего того, что не является для человека позитивно зна- чимым, что его унижает и заставляет страдать.
576
Духовные ценности, как и антиценности, — продукты духовного производства. Духовное производство — это исходный элемент ду- ховной сферы общественной жизни, представляющий собой творче- ский процесс, который осуществляется как отдельными людьми и со- циальными группами, так и народом в целом. Духовное производство вызвано к жизни разнообразными духовными потребностями людей, которые меняются в зависимости от исторического времени. Процесс удовлетворения духовных потребностей есть духовное потребление.
Духовное потребление формирует личностные качества человека.
Обогащает духовный мир человека обмен с другими людьми идеями, чувствами, эмоциями. Поэтому важным компонентом духовной сфе- ры выступают духовные отношения, которые складываются между людьми в их совместной духовной деятельности. Характерной чертой духовной сферы является также ее организация в виде определенных
социальных институтов, предназначенных для создания и распро- странения духовных ценностей. К ним относятся различные идеоло- гические и научные учреждения, театры, библиотеки, школы, музеи и др.
В зависимости от специализации духовного производства и функ- ционирования особых социальных институтов в духовной сфере сло- жилось несколько подсистем: научная, художественная, нравствен- ная, религиозная, идеологическая, воспитание и образование. Все эти подсистемы, в отличие от форм общественного сознания, выступают специализированными видами духовной деятельности.
1 ... 33 34 35 36 37 38 39 40 41