Файл: Учебник для бакалавров и специалистов Москва 2011 2 удк 101(075) ббк 87я73 п 81 Рецензенты.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 1135

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
§ 4. История как действительность общественной жизни
В результате действий людей общество постоянно изменяется и развивается. Осмысление проблем развития общества, определение целей его существования и смысла осуществляется в рамках филосо-
фии истории. Философия истории пытается ответить на вопрос, куда приведет общество его история, чего человечеству ждать от настоя- щего и будущего.
В древности развитие общества рассматривали по аналогии с при- родными процессами. Наблюдая смену времен года, круговорот ве- ществ в природе, биологические жизненные циклы, древневосточные

577
и античные мыслители пришли к выводу, что человеческая история есть простая последовательность событий. Движение общества осу- ществляется по замкнутому кругу или приводит к деградации по сравнению с минувшим «золотым веком». Человечество идет как бы от «золотого века» к худшим векам. Отголоски такого представления о ходе истории угадываются в идеях Руссо о прекрасном прошлом
«естественного» человека, испорченного цивилизацией.
С возникновением христианства оказалось возможным такое по- нимание истории, которое исходит из признания неповторимости со- бытий общественной жизни, протекающей от прошлого в будущее. В средневековой философии Августином Блаженным создается линей- ная, или линеарная концепция, согласно которой в истории человече- ства осуществляется поступательное развитие от акта творения Богом мира и человека до второго пришествия Христа и Страшного суда, знаменующего собой «финал», конец истории.
В Новое время земная история перестала восприниматься как священная история. Человеческая история истолковывается теперь посредством понятия естественного закона, утверждающего цикличе- скую повторяемость в мире природы и в человеческой жизни как час- ти этого мира. История человечества есть повторяемость в смене форм государственного правления, династий, в расцвете и упадке различных культур. Но в ХVIII в. формируется также представление об общественном развитии в современном его смысле, и человеческая история рассматривается, исходя из понятия общественного прогрес- са. Таким образом, в Новое время в философии истории оформились две основные концепции исторического развития — циклическая и прогрессистская.
Значимый вклад в разработку циклической концепции внес один из основоположников историзма, итальянский философ Джамбаттиста
Вико (1668–1744). Он изложил свои взгляды в теории, получившей название «исторического круговорота». Согласно этой теории, любая нация развивается по единому закону, проходит одинаковые циклы в своей истории. Каждый цикл состоит из трех эпох: божественной, ге- роической и человеческой. «Век богов» — это эпоха, для которой ха- рактерно отсутствие государства и подчинение общественной жизни религиозным структурам. В «век героев» господствующее положение


578
занимает аристократическое государство, на смену которому в «век людей» приходит демократическое государство или представительная монархия. После прохождения своей вершины общество оказывается в состоянии упадка, потом движение вновь начинается по восходящей линии и проходит те же стадии в той же последовательности.
Прогрессистская концепция впервые системно была разработана
Гегелем. Согласно этой концепции, общественный прогресс есть та- кое развитие общества, которое характеризуется поступательным, восходящим переходом его от низшего состояния к высшему, благо- получному, совершенному состоянию.
В своей философии Гегель обосновывал идею о неизбежности прогресса в движении человечества. Историю он представил как про- цесс поступательного роста сознания свободы, его объективации в социально-политических институтах. На высшей ступени обществен- ного развития мировой дух приходит к сознанию, что человек как че- ловек свободен, что свобода есть сущность духа, и этим завершает свое историческое саморазвитие.
Диалектика Гегеля послужила основой для разработки марксист- ской теории общественного развития. Как и Гегель, Маркс и Энгельс занимали прогрессистскую позицию, но доказывали, что обществен- ный прогресс обусловлен экономическими причинами, развитием производительных сил.
С конца ХХ в. понятие прогресса общества и истории все более связывается с развитием телесных и духовных характеристик самого человека. С особой силой философия истории конца ХХ — начала
ХХI в. поставила проблему коммуникации как основания человече- ского существования. История возможна лишь в той мере, в какой люди открыты миру и друг другу. История реализуется через обще- ние.
В современном мире, в котором витает постоянный страх термо- ядерной и экологической катастрофы, многие философы и социологи стали избегать темы общественного прогресса. Часто прогресс отри- цают, считая невозможным найти его измерения. Иногда, признавая прогресс в отдельных областях общественной жизни, отрицают его для общества в целом на том основании, что сплошь и рядом прогрес-

579
сивные изменения несли людям не облегчение, а многие трудности, страх и сомнения.
Действительно, по своей природе прогресс не может полностью совпадать с благополучием человеческого существования, поскольку движение вперед неизбежно порождает множество проблем: раскол поколений, нарушение традиций. Культурный и моральный нигилизм способствует развитию многих социальных болезней — преступно- сти, наркомании, непомерной роли секса и т. д.
Общественный прогресс осуществляется в непримиримых проти- воречиях. В нем сочетаются прогресс и регресс отдельных обществ, развитие одних социальных организмов и отсталость других. На про- тиворечивость общественного прогресса указывал еще Руссо. Он обосновывал идею о том, что развитие цивилизации и культуры вовсе не означает прогресса, а, напротив, ведет к нравственной деградации и падению человека. Тем самым он выражал пессимистическую точку зрения на понимание общественного прогресса.
Начиная с ХIХ в., благодаря теории естественного отбора
Ч. Дарвина, одним из ведущих объяснительных принципов общест- венного развития в философии становится эволюционизм, у истоков которого стоял Г. Спенсер, разработавший учение о всеобщей эволю- ции.
В этом учении эволюция предстает как ускоряющееся движение от односторонности к разносторонности, которое включает в себя как прогрессивные, так и регрессивные процессы. Суть эволюции заклю- чается в адаптации всего живого, в том числе общества, к природным условиям. Общество есть процесс адаптации людей к природному ок- ружению. Механизмы адаптации и составляют эволюционное разви- тие общества.
Американский историк и этнограф Льюис Генри Морган (1818–
1881) утверждал, что эволюция общества проявляется в усложнении организации человеческого рода, переходя от дикости через варварст- во к цивилизации. Ознакомившись с учением Моргана, Ф. Энгельс констатировал, что тот в границах своего предмета вновь открыл марк- сово материалистическое понимание истории.
В современной философии все более влиятельной становится по- зиция, согласно которой развитие общества идет по нескольким на-


580
правлениям, и его нельзя понять, исходя из какого-либо одного фак- тора. Стремление к наиболее полному отражению реального хода ис- торического процесса способствовало тому, что в настоящее время многие ученые признают необходимость дополнить некогда господ- ствовавший в философии истории формационный подход к понима- нию общественного развития цивилизационным подходом.
Формационный подход, представляющий собой оптимистиче-
скую трактовку общественного прогресса, был разработан в рамках марксистской философии. С точки зрения формационного подхода, исторический прогресс понимается как естественная смена общест- венно-экономических формаций. Общественно-экономическая фор-
мация — это исторически конкретное общество на данном этапе его развития. Она включает в себя все явления, которые имеются в обще- стве: материальные, духовные, политические, социальные, семейно- бытовые. Основу общественно-экономической формации составляет способ производства материальной жизни в единстве производитель- ных сил и производственных отношений. В зависимости от типа про- изводственных отношений в развитии исторического процесса выде- ляют пять общественно-исторических формаций: первобытно- общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую.
Поскольку в учении о формациях особое внимание акцентирова- лось на роли экономического фактора, материально-производ- ственной деятельности людей в жизни общества, то вся иная их мно- гообразная деятельность (политическая, духовная, культурная) не бы- ла в этом учении раскрыта в должной мере. Последовательное приме- нение формационного подхода отодвигает на задний план роль человеческого фактора.
Поэтому в современных условиях на первый план выходит циви- лизационный подход, который применяет антропологическое измере- ние общественной жизни и ставит в центр исследования многообраз- ную человеческую деятельность и человека, ориентирует на изучение ценностей, психологии, духовной жизни, национальных особенностей и других сторон общественной жизни, которые выпадают из поля зрения сторонников формационного подхода. Таким образом, при ци-

581
вилизационном подходе история предстает, прежде всего, как мир, в котором человек реализует себя в различных формах творчества.
Цивилизационный подход получил распространение благодаря английскому историку и социологу А. Тойнби, который для исследо- вания исторического процесса использовал понятие цивилизации.
Категория цивилизации нередко отождествляется с понятием культуры. Однако имеют место концепции, в которых цивилизация и культура противопоставляются друг другу. Так, например, Вл. Со- ловьев и Н. Бердяев рассматривали их как такие ступени мировой ис- тории, которые существенно отличаются друг от друга.
Культуру часто определяют как «вторую природу». Другими сло- вами, под культурой понимают природу, обработанную человеком в целях удовлетворения тех или иных его потребностей. Однако куль- туру нельзя свести только к материальным вещам. Понятие культуры охватывает собой и продукты духовного производства, распространя- ется на общественные отношения. Суть культуры заключается в том, что она несет в себе совокупность и природных, и социальных ка- честв.
Культура — это система материальных и духовных ценностей, которая создается в процессе духовно-практической деятельности людей и которая в своем наиболее обобщенном проявлении выступа- ет как мера творческого развития человека, раскрытия его сущност- ных сил и способностей.
Главный признак культуры, определяющий все ее существо, — это степень развития человека как субъекта творческой, духовно- практической деятельности, формирования его как личности.
Культура обнаруживает себя в истории. Она существует на всех ступенях человеческой истории, включая доклассовое и возможное в будущем бесклассовое общество. Одним из главных критериев жиз- нестойкости и прогресса культуры является способность одной куль- туры вбирать и осваивать достижения других культур. Культура обу- словлена потребностью общества в закреплении и передаче совокупного духовного опыта.
На протяжении длительного времени ведущим компонентом в культуре была технология обеспечения жизненного цикла человека.
Технологический аспект культуры воплощает в себе цивилизация.


582
Главное в цивилизации — это непрерывная смена технологий для удовлетворения столь же непрерывно растущих потребностей и воз- можностей человечества.
Понятие цивилизации (от лат. civilis — гражданский, государст- венный) появилось во Франции в ХVIII в., а содержание ее было рас- крыто в трудах Л.Г. Моргана и Ф. Энгельса. В своем развитии обще- ство переходит от состояния дикости, а затем варварства к цивилизации. Таким образом, цивилизация представляет собой ту ступень в человеческой истории, которая приходит на смену варвар- ству. Возникновение цивилизации обусловлено разделением труда, совершенствованием производительных сил в результате развития науки и техники, улучшением средств сообщения, созданием массо- вого рынка и т. п. причинами. Связующей силой цивилизованного общества стало государство.
Цивилизация — «это такой исторический период в истории чело- вечества, который связан с существованием товарного производства и социально-классовых отношений и характеризуется интенсивным и разносторонним развитием промышленности, техники, науки, искус- ства, средств связи, городского строительства, предметов быта и дру- гих культурных ценностей, а также появлением соответствующего образа жизни людей, некоторых черт их поведения и внешнего обли- ка»
104
В будущем, согласно Моргану, Энгельсу и их последователям, цивилизация должна уступить место бесклассовому обществу.
Разные общества относятся к определенному историческому типу цивилизации в силу того, что им присущи подобные пути развития науки и техники, средств связи, транспорта, предметов быта и т. д.
Так, для аграрной цивилизации характерно приручение животных, ис- пользование простых орудий труда и переход к производящей дея- тельности, а также классовое расслоение общества и становление го- сударства, возникновение письменности.
Для промышленной (индустриальной) цивилизации свойственно научное восприятие мира, использование точного знания, применение машинного труда, расширение степени свободы человека вследствие
104
Философия : курс лекций. М. : ТЕИС, 2001. С. 244–245.

583
передачи им части своих естественных функций механизмам, рост го- родов как центров развития науки, техники, культуры.
Формирование постиндустриальной цивилизации, которая суще- ствует сегодня в виде отдельных очагов в высоко развитых странах, обусловлено развертыванием современной научно-технической рево- люции. Основу этой цивилизации составляет научно-технологический способ производства.
При существовании в каждом классовом обществе в определен- ную историческую эпоху различных культур, цивилизация в таком обществе остается одной и той же. Например, в рамках аграрной ци- вилизации сформировались египетская, греческая и иные культуры с их своеобразным содержанием.
В силу того, что существуют различные трактовки проблемы ци- вилизации, ее связи с культурой, неоднозначно в философии истории определяется и суть цивилизационного подхода к развитию историче- ского процесса.
Арнольд Тойнби (1889–1975) обосновывал концепцию кругово- рота локальных цивилизаций. Под цивилизацией он понимал устой- чивую систему территориальных, религиозных и политических ха- рактеристик. Всемирная история в его учении предстает как совокупность локальных цивилизаций, каждая из которых проходит определенный цикл.
Цикл обозначает последовательный переход от стадии генезиса, как периода зарождения цивилизации, к стадии роста, сменяющейся надломом и затем дезинтеграцией. Дезинтеграционная фаза — это период разложения цивилизации, завершающийся ее гибелью.
Такое циклическое развитие цивилизации определяется законом
«вызова и ответа». Умеренно неблагоприятная природная среда по- стоянно бросает «вызов» обществу. Общество посредством усилий
«творческого меньшинства», властвующего за счет силы своего авто- ритета, решает возникающие проблемы. Когда способность находить надлежащие ответы уменьшается, «творческое меньшинство» пре- вращается в меньшинство «господствующее» и уже не может обеспе- чивать рост цивилизации. Это приводит к упадку цивилизации, ее разложению и гибели.


584
Согласно Тойнби в истории человечества существовало около трех десятков локальных цивилизаций, между которыми не было же- сткой взаимосвязи.
Подобно Тойнби, идею цикличности в движении человеческой истории развивали О. Шпенглер в своей знаменитой книге «Закат
Европы» и Н.Я. Данилевский в труде «Россия и Европа».
Освальд Шпенглер (1880–1936) цивилизацию и культуру считал различными стадиями мировой истории. Он исходил из того, что ка- ждая культура существует изолированно и замкнуто. Появляясь на определенном этапе исторического процесса, она переживает возрас- ты отдельного человека (детство, юность, зрелость и старость) и затем погибает. Смерть культуры начинается с возникновения цивилизации.
Таким образом, Шпенглер определял цивилизацию как заключитель- ную стадию любой культуры, как показатель ее разложения и гибели.
В философии русского философа Николая Яковлевича Дани-
левского (1822–1885) понятия цивилизации и культуры по сути дела отождествляются. Цивилизация понимается как определенный куль- турно-исторический тип. Он считал, что начала цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам другого типа.
Всякое воздействие чуждых начал Данилевский отвергал безусловно.
Тем самым он подчеркивал обособленность культурно-исторических типов, находящихся в постоянной борьбе друг с другом и внешней средой.
Лишь немногие народы, по мнению Данилевского, смогли создать великие цивилизации и стать «культурно-историческим типом». Он насчитывал десять таких цивилизаций: египетскую, древнесемит- скую, китайскую, индийскую, иранскую, еврейскую, греческую, рим- скую, аравийскую и германо-романскую. Самым перспективным Да- нилевский считал славянский тип цивилизации, который наиболее полно представлен в русском народе.
Тойнби, Шпенглер, Данилевский и их последователи разрабаты- вали цивилизационный подход, исходя из отрицания всемирной исто- рии и пессимистической трактовки общественного прогресса.
В последние десятилетия ХХ в. цивилизационный подход полу- чил обстоятельную разработку в трудах авторов концепций индустри- ального общества. Они оптимистически оценивают общественный

585
прогресс, связывая его с развитием и совершенствованием техники и науки, признают преемственность в развитии общества.
Согласно американскому социологу У. Ростоу, в истории в зависи- мости от уровня развития техники, науки, производительных сил можно выделить пять стадий экономического роста. Во-первых, это отсталое, аграрное традиционное общество, которое просуществовало до конца феодализма. Во-вторых, это переходное общество, в котором складыва- ются предпосылки для становления домонополистического капитализма.
В-третьих, это общество взлета, обусловленного промышленной рево- люцией, предваряющей монополистический капитализм. В-четвертых, это зрелое индустриальное общество. И, наконец, в-пятых, это общество высокого уровня массового потребления. Такое общество, по словам
Ростоу, обозначилось в английском и американском государствах.
Развернутую характеристику трех основных стадий истории дал другой известный американский социолог
1   ...   33   34   35   36   37   38   39   40   41