ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 509
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В возрасте 12-16 лет подросток вступает в третий, т.н. пубертатный (возмужалый) период. Происходит бурный рост подростка. Моторика становится неловкой, резкой, порывистой. Возникают изменения, связанные с половым метаморфозом. Особенно значительно изменяется поведение подростков. Они становятся непоседливыми, беспокойными, непослушными, раздражительными. Нередкое злоупотребление старших ссылками на свой авторитет вызывает у подростков противодействие всякому разумному совету. Они становятся заносчивыми и самоуверенными.
Возрастные кризы сопровождаются сложными нейроэндокринными изменениями. Если имеет место заболевание нервной системы, то эти изменения могут приводить к нарушениям психического развития. Есть основание полагать, что к 18-20 годам формирование нервной системы завершается.
Научное познание вопросов психической деятельности человека началось, по существу, со второй половины XIX в. В 1863 г. И.М. Сеченов опубликовал работу “Рефлексы головного мозга”, в которой привел убедительные доказательства рефлекторной природы психической деятельности мозга. Он подчеркивал, что ни одно впечатление, ни одна мысль не возникают сами по себе, а всегда в результате какой-нибудь причины. Самые разнообразные переживания, чувства, мысли в конечном итоге ведут к тем или иным ответным действиям.
С нейрофизиологической точки зрения обучение и воспитание есть изменение ответных реакций по мере приобретения и накопления личного опыта. Процесс обучения тесно связан с восприятием сенсорной (входящей, чувствительной) информации и аналитико-синтетической деятельностью коры головного мозга. Анализ означает как бы расслоение, разделение поступающей в мозг информации на отдельные части, синтез представляет собой их соединение в единый образ.
Ни один вид психической деятельности не может совершаться без одновременного участия трех функциональных блоков, трех основных аппаратов мозга.
Первый блок (энергетический, или блок регуляции тонуса и бодрствования) анатомически представляет собой сетчатое образование ствола головного мозга. Первый блок принимает сигналы возбуждения, приходящие из внутренних органов и от органов чувств, улавливающих информацию о происходящих во внешнем мире событиях. Затем он перерабатывает эти сигналы в поток импульсов и постоянно посылает их в кору головного мозга. Импульсы тонизируют кору, без них она “засыпает”.
Второй блок (блок приема, переработки и хранения информации) находится в задних отделах больших полушарий и состоит из трех подблоков - зрительного (затылочного), слухового (височного) и общечувствительного (теменного). Условно в них выделяют первичные, вторичные и третичные отделы. Первые дробят воспринимаемый образ мира (слуховой, зрительный, осязательный) на мельчайшие признаки: округлость и угловатость, высоту и звонкость, яркость и контрастность. Вторые синтезируют из этих признаков целые образы. Третьи объединяют информацию, полученную от разных подблоков, т.е. от зрения, слуха, обоняния, осязания.
Третий блок (блок программирования, регуляции и контроля) Расположен преимущественно в лобных долях мозга. Человек, у которого этот участок нарушен, лишается возможности поэтапно организовать свое поведение, не умеет перейти от одной операции к другой. В связи с этим личность такого человека как бы “распадается”.
В тех случаях, когда имеется “поломка” к-л механизма мозга, процесс развития и обучения нарушается. “Поломка” может произойти на разном уровне: мб нарушены ввод информации, ее прием, переработка и т.д. Например, поражение внутреннего уха с развитием тугоухости обусловливает снижение потока звуковой информации. Это приводит, с одной стороны, к функциональному, а затем и к структурному недоразвитию центрального (коркового) отдела слухового анализатора, с другой - к недоразвитию связей между слуховой зоной коры и двигательной зоной речевой мускулатуры, между слуховым и другими анализаторами. В этих условиях оказываются нарушенными фонематический слух и фонетическое оформление речи. Нарушается не только речевое, но и интеллектуальное развитие ребенка. В результате значительно затрудняется процесс его обучения и воспитания. Т.о., недоразвитие или нарушение одной из функций ведет к недоразвитию другой или даже нескольких функций. Однако мозг располагает
значительными компенсаторными возможностями. Неограниченные возможности ассоциативных связей в нервной системе, отсутствие узкой специализации нейронов коры головного мозга, формирование сложных “ансамблей нейронов” составляют основу больших компенсаторных возможностей коры головного мозга. Резервы компенсаторных возможностей мозга поистине грандиозны. По современным расчетам, человеческий мозг может вместить примерно 1020 единиц информации; это означает, что каждый из нас в состоянии запомнить всю информацию, содержащуюся в миллионах томов библиотеки. Из имеющихся в мозге 15 млрд. клеток человек использует лишь 4 %. О потенциальных возможностях мозга можно судить по необычайному развитию к-л функции у талантливых людей и возможностям компенсации нарушенной функции за счет других функциональных систем.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
-
Анамнез неврологический и его схема -
Исследование рефлекторно-двигательных функций -
Исследование экстрапирамидной системы -
Исследование чувствительности -
Дополнительные методы обследования в неврологии -
Исследование функции черепно-мозговых нервов
Исследование нервной системы должно быть всесторонним комплексным. Оно требует детального анализа патологических признаков, сочетания клинических приемов обследования с инструментальными и лабораторными методами. При исследовании нервной системы необходимо учитывать возраст обследуемого, степень зрелости организма, состояние внутренних органов и других систем.
Слово “анамнез” происходит от греческого anamnesis - воспоминание. Анамнез состоит из двух частей - анамнеза жизнии анамнеза болезни. В анамнезе жизни излагается история развития ребенка с момента рождения до времени исследования. При этом важно выяснить, как протекали роды, особенности психофизического развития ребенка в раннем возрасте, какое лечение проводилось. В анамнез жизни надо включить описание санитарно-гигиенических и социально-бытовых условий, в которых ребенок находился до момента обследования. После выяснения анамнестических данных надо переходить к исследованию непосредственно неврологического статуса - функционального состояния нервной системы на момент осмотра. При этом исследуют двигательную и экстрапирамидную системы
, чувствительность, черепные нервы, вегетативную систему, высшие корковые функции.
При исследовании двигательных функций, прежде всего, устанавливают объем и силу движений, состояние мышечной системы, наличие похудания мышц или их чрезмерного развития, излишних движений или, наоборот, скованности.
Мышечную силу определяют посредством специальных приемов, а также с помощью динамометров: верхняя проба Баре; нижняя проба Баре.
Исследование рефлексов:
Поверхностные рефлексы: например: подошвенный рефлекс возникает при штриховом раздражении кожи на наружном крае подошвы по направлению сверху вниз. При этом сгибаются пальцы стопы (рис.)
Г лубокие рефлексы: Надбровный рефлекс вызывается ударом молоточка по краю надбровной дуги. Ответная реакция - смыкание век.
К оленный рефлекс вызывается ударом молоточка по сухожилию четырехглавой мышцы бедра ниже коленной чашечки. При этом нога разгибается в коленном суставе.
Экстрапирамидные нарушения проявляются изменениями мышечного тонуса, координации движений, двигательной активности, равновесия тела в покое и при ходьбе. При исследовании паллидарного отдела экстрапирамидной системы обращают внимание на речь, активность движений, позу больного, походку, состояние мышечного тонуса наличие дрожания (тремор) рук, головы.
Равновесие исследуют, проводя пробу Ромберга .
Пальценосовая проба заключается в том, что больного просят с закрытыми глазами указательным пальцем дотронуться до кончика своего носа.
При исследовании чувствительности основываются на показаниях больных в ответ на те или иные раздражители. Вначале исследуют поверхностную чувствительность, затем глубокую.
Тактильную чувствительность, или чувство осязания, исследуют путем легкого прикосновения к коже ваткой или кисточкой.
Болевую чувствительность определяют с помощью булавки или иглы.
Температурную чувствительность исследует при помощи прикосновения пробирками с горячей или холодной водой.
После изучения поверхностной чувствительности исследуют глубокую (проприоцептивную) чувствительность: суставно-мьпшечное чувство, вибрационную чувствительность, чувство давления и веса. Суставно-мышечное чувство, или
чувство положения и движения, исследуют при помощи пассивных движений в мелких и крупных суставах.
Чувство давления определяют надавливанием пальца. Исследуемый должен отличить прикосновение от давления.
Вибрационную чувствительность исследуют, прикладывая ножки вибрирующего камертона к тому или иному участку тела.
Важное место среди нарушений чувствительности занимают боли. Они могут быть местными (ощущаются в области нанесения раздражения), проекционными (проецируются с места раздражения в область кожи, иннервируемую данным нервом), иррадиирующими (возникают в зоне иннервации одной ветви нерва и передаются в другие ветви этого же нерва).
Дополнительные методы обследования в неврологии
- исследование цереброспинальной жидкости
- трансиллюминация черепа - как бы просвечивание черепа.
- рентгеновское исследование широко применяют при внутричерепных заболеваниях, травмах головы заболеваниях костей черепа, позвоночника, сочленений между позвонками и т.д.
- вентрикулография - метод введения контрастного вещества непосредственно в желудочки мозга с последующей рентгенографией.
- ангиография - ценный метод, дающий рентгенографическое изображение сосудов головного мозга после введения в них ренгеноконтрастного вещества.
- компьютерная томография - метод исследования, позволяющий получить точные и детальные изображения малейших изменений плотности мозговой ткани.
- электроэнцефалография (ЭЭГ)- это метод регистрации биотоков мозга.
- электромиография (ЭМР) - метод регистрации биотоков мышц. Он широко используется для диагностики нервно-мышечных заболеваний.
Исследование обонятельного нерва проводят при помощи набора склянок с ароматическими веществами (духи, камфора, настойка валерианы).
В неврологии исследуют зрительный нерв, оценивая остроту зрения, цветоощущение, поля зрения, глазное дно. Глазодвигательный, блоковый и отводящий нервы исследуют одновременно, так как они выполняют общую функцию - осуществляют движения глазных яблок. Оценивая функции этих нервов, обращают внимание на подвижность глазных яблок при взгляде в стороны, вверх, вниз и подвижность верхнего века. При исследовании слухового нерва проверяют остроту слуха и способность к локализации источника звуков. При исследовании функции добавочного нерва больному предлагают повернуть голову в сторону (вправо, влево), пожать плечами, сблизить лопатки. Подъязычный нерв иннервирует мышцы языка. При анализе функций этого нерва определяют положение языка в полости рта и при высовывании (язык - по средней линии или сдвигается в сторону), подвижность языка (вверх, вниз, в стороны), тонус мышц языка.