Файл: Урок 12 общее учение о болезни.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 507

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  1. подробное описание каждого члена родословной, сведения о котором обязательны или существенны для понимания характера наследования заболевания (признака) или особенностей клинического проявления;

  2. перечень источников медицинских и других сведений с содержательной информацией;

  3. указание на характер патологического процесса или его локализацию (например, у некоторых членов родословной диагностирована изолированная злокачественная опухоль желудка, у других — множественные неоплазии);

  4. указание на время начала заболевания и особенности течения;

  5. указание на возраст и причину смерти;

  6. описание методов диагностики и идентификации (например, качественный или количественный характер описываемого (признака).

Таким образом, «Легенда родословной» — это информация о членах родословной с подробным изложением любых, но обязательно существенных для анализа сведений.

Поколения обозначаются римскими цифрами сверху вниз, обычно они ставятся слева от родословной. Последнее поколение предков, по которому собрана информация, обозначается как I поколение. Арабскими цифрами нумеруются все элементы одного поколения (весь ряд) слева направо, последовательно. Братья и сестры располагаются в родословной в порядке рождения. Таким образом, каждый член родословной имеет свои координаты. Все индивиды одного поколения должны располагаться строго в один ряд. «Подвешивание» символов между рядами поколений является грубой ошибкой. Если родословная обширна, то поколения можно располагать не горизонтальными рядами, а концентрическими кругами. В родословной важно отмечать лично обследованных на присутствие признака заболевания или заболевания.

Исследователь должен стремиться к получению объективного первичного материала, который кладется в основу статистического и генетического анализа.

Форма отчетности: родословная и ее анализ.

Рекомендуемые информационные источники

  1. Дубинин, Н.П.. Генетика, поведение, наследственность [Текст] / Н.П.Дубинин. - М.: Просвещение, 1989.

  2. Приходченко, Н.Н. Основы генетики человека [Текст] / Н.Н. Приходченко, Т.П. Шкурат. – Ростов-на-Дону.: , 1997.

  3. Самсонов, Ф.А. Основы генетики в дефектологии [Текст] / Ф.А.Самсонов.– М.: Просвещение, 1995.

  4. База знаний по биологии человека: физиология, эндокринология, генетика, биохимия, иммунология, репродукция и развитие, патология, молекулярная эволюция [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://obi.img.ras.ru



Урок 15-17

    1. ИЗУЧЕНИЕ ПО РОДОСЛОВНЫМ АУТОСОМНО-ДОМИНАНТНОГО,

АУТОСОМНО-РЕЦЕССИВНОГО, СЦЕПЛЕННОГО С ПОЛОМ ТИПОВ НАСЛЕДОВАНИЯ

Количество часов: 3

Вид занятия: практическое

Цель: формирование навыка интерпретировать и применять основные понятия генетики при совместной работе с медицинским персоналом.

Задачи

  • сформировать навык интерпретировать и применять основные понятия генетики при совместной работе с медицинским персоналом.

ПК 1.4. Осуществлять педагогическое наблюдение за состоянием здоровья каждого ребенка, своевременно информировать медицинского работника об изменениях в его самочувствии.

ПК 1.5. Анализировать процесс и результаты проведения мероприятий, направленных на укрепление здоровья и физическое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья и с сохранным развитием.

ПК 3.5. Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста с ОВЗ.

  • ОК 2,3

  • ОК 1,6,10

Задание

Проанализируйте представленные ниже родословные, дополните их легендой.

  1. Пример родословной семьи с гемофилией




  1. Пример родословной с сахарным диабетом (а) и нейрофиброматозом (б). Лично обследованные пациенты обозначены (!).


  1. Родословная семьи с анемией Минковского-Шоффара (доминантный тип наследования).




  1. Родословная с аутосомно-рецессивным типом наследования болезни (муковисцидоз)



  1. Родословная семьи с гемофилией



  1. Родословная с аутосомно-рецессивным типом наследования болезни (адреногенитальный синдром)



7. Родословная семьи с мышечной дистрофией Дюшена (Х-сцепленный рецессивный тип наследования)



8. Родословная больных с бронхиальной астмой



Форма отчетности: легенды проанализированных родословных.
КонтрольнАЯ РАБОТА по разделу «ОСНОВЫ генетикИ»

Тестовые задания по генетике

1. Причинами хромосомных болезней являются:

а) числовые мутации хромосом

б) структурные мутации хромосом

в) кровнородственный брак

г) изменение кратности хромосомного набора

д) мутации половых хромосом

2. Повышенный риск мультифакториальной болезни оценивают на основании учета следующих данных:

а) близкого родства супругов

б) данных клинико-генеалогического анализа

в) вредных профессиональных факторов на производстве и по месту жительства

3. Для мультифакториальных болезней характерны следующие признаки:

а) различия больных по полу и возрасту

б) широкий спектр клинических проявлений


в) менделирующий характер

г) популяционные различия в частоте

д) несоответствие законам Менделя

4. К болезням с мультифакториально обусловленной предрасположенностью относятся следующие:

а) шизофрения

б) стенокардия

в) язвенная болезнь 12-перстной кишки

г) фенилкетонурия

д) бронхиальная астма

5. Какая часть детей появляется на свет с наследственной патологией?

а) менее 0,1%

б) 1-2 %

в) 3-4%

г) 5-6%

6. Генные мутации не связаны:

а) с изменением числа хромосом

б) с изменениями структуры хромосом

в) с изменением структуры отдельных генов

7. Основная причина множественных врожденных пороков развития (МВПР)?

а) хромосомный дисбаланс

б) влияние повышенных уровней радиации на эмбрион

в) воздействие химических тератогенов на эмбрион

8. Мутагены - это:

а) факторы, обеспечивающие относительную стабильность генов

б) факторы, обеспечивающие резерв наследственной изменчивости

в) факторы среды, вызывающие скачкообразные изменения в наследственном материале живых организмов

9. Показания для исследования кариотипа:

а) супружеская пара с пятью спонтанными абортами

б) ребенок с множественными пороками развития

в) врожденный порок сердца

г) женщина с нарушением менструального цикла, с типичным фенотипом

10. Какие внешнесредовые факторы способствуют реализации предрасположенности к коронарной болезни сердца:

а) жирная пища

б) умеренные физические упражнения

в) высококалорийная диета

г) курение

д) эмоциональные нагрузки

11. Наследственно обусловленные пороки подразделяются на:

а) генные

б) экзогенные

в) хромосомные

12. Почти все хромосомные болезни проявляются:

а) множественными врожденными пороками развития

б) изолированными пороками развития

13. К методам медицинской генетики относятся:

а) клинико-генеалогический

б) цитохимический

в) методы ДНК-технологии

г) электрофизиологический

д) цитогенетический

14. Врожденные заболевания – это:

а) заболевания, обусловленные мутацией генов

б) заболевания, проявляющиеся на 1-м году жизни ребенка

в) заболевания, диагностируемые при рождении

15. Термин «врожденный порок» относится к морфологическому изменению органа или части органа:

а) выходящему за пределы нормальных вариаций, но не нарушающему функцию органа

б) не выходящему за пределы нормальных вариаций и не нарушающему функцию органа


в) выходящему за пределы нормальных вариаций, и нарушающему функцию органа

Вопросы для обсуждения

  1. Методика составления родословной, особенности сбора анамнеза.

  2. Основные типы наследования.

  3. Основные методы генетического обследования.

  4. Причины наследственных болезней, мутагенез.

  5. Влияние наследственности и среды на здоровье человека.

  6. Признаки, позволяющие заподозрить наследственные дефекты.

  7. Принципы лечения и профилактики наследственных болезней.

  8. Причины и общая характеристика врожденных пороков развития.

  9. Профилактика врожденных пороков развития.

  10. Деонтология и морально-этические проблемы, связанные с генетическими заболеваниями.

  11. Современные методы диагностики наследственных болезней и врожденных пороков развития.

  12. Социально-педагогическая реабилитация детей с врожденными и наследственными болезнями.


Раздел 3. ОСНОВЫ ДЕТСКОЙ НЕВРОПАТОЛОГИИ


№ урока

Раздел, тема

Количество часов

Вид занятия

Задание для ВСР

Количество часов ВСР

Форма контроля

1-2

3.1. Строение, развитие и физиология нервной системы. Критические периоды развития нервной системы у детей. Предмет невропатологии

2

лекция

Конспект «Строение, развитие и физиология нервной системы».

6

Устный опрос, таблица

3-4

3.2. Составление маршрутной карты неврологичевского больного «Методы исследования нервной системы».

2

ПРЗ







Маршрутная карта

5-6

3.3. Неврологические симтомы и синдромы.

2

лекция







Тестирование


7-8

3.4. Болезни нервной системы.

2

лекция







Письменный опрос

9-10

3.5. Особенности обучения и воспитания детей с нервными нарушениями

2

лекция







Рекомендации для родителей и педагогов




Всего:

10/2







6