ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 507
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
подробное описание каждого члена родословной, сведения о котором обязательны или существенны для понимания характера наследования заболевания (признака) или особенностей клинического проявления; -
перечень источников медицинских и других сведений с содержательной информацией; -
указание на характер патологического процесса или его локализацию (например, у некоторых членов родословной диагностирована изолированная злокачественная опухоль желудка, у других — множественные неоплазии); -
указание на время начала заболевания и особенности течения; -
указание на возраст и причину смерти; -
описание методов диагностики и идентификации (например, качественный или количественный характер описываемого (признака).
Таким образом, «Легенда родословной» — это информация о членах родословной с подробным изложением любых, но обязательно существенных для анализа сведений.
Поколения обозначаются римскими цифрами сверху вниз, обычно они ставятся слева от родословной. Последнее поколение предков, по которому собрана информация, обозначается как I поколение. Арабскими цифрами нумеруются все элементы одного поколения (весь ряд) слева направо, последовательно. Братья и сестры располагаются в родословной в порядке рождения. Таким образом, каждый член родословной имеет свои координаты. Все индивиды одного поколения должны располагаться строго в один ряд. «Подвешивание» символов между рядами поколений является грубой ошибкой. Если родословная обширна, то поколения можно располагать не горизонтальными рядами, а концентрическими кругами. В родословной важно отмечать лично обследованных на присутствие признака заболевания или заболевания.
Исследователь должен стремиться к получению объективного первичного материала, который кладется в основу статистического и генетического анализа.
Форма отчетности: родословная и ее анализ.
Рекомендуемые информационные источники
-
Дубинин, Н.П.. Генетика, поведение, наследственность [Текст] / Н.П.Дубинин. - М.: Просвещение, 1989. -
Приходченко, Н.Н. Основы генетики человека [Текст] / Н.Н. Приходченко, Т.П. Шкурат. – Ростов-на-Дону.: , 1997. -
Самсонов, Ф.А. Основы генетики в дефектологии [Текст] / Ф.А.Самсонов.– М.: Просвещение, 1995. -
База знаний по биологии человека: физиология, эндокринология, генетика, биохимия, иммунология, репродукция и развитие, патология, молекулярная эволюция [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://obi.img.ras.ru
Урок 15-17
-
ИЗУЧЕНИЕ ПО РОДОСЛОВНЫМ АУТОСОМНО-ДОМИНАНТНОГО,
АУТОСОМНО-РЕЦЕССИВНОГО, СЦЕПЛЕННОГО С ПОЛОМ ТИПОВ НАСЛЕДОВАНИЯ
Количество часов: 3
Вид занятия: практическое
Цель: формирование навыка интерпретировать и применять основные понятия генетики при совместной работе с медицинским персоналом.
Задачи
-
сформировать навык интерпретировать и применять основные понятия генетики при совместной работе с медицинским персоналом.
ПК 1.4. Осуществлять педагогическое наблюдение за состоянием здоровья каждого ребенка, своевременно информировать медицинского работника об изменениях в его самочувствии.
ПК 1.5. Анализировать процесс и результаты проведения мероприятий, направленных на укрепление здоровья и физическое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья и с сохранным развитием.
ПК 3.5. Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста с ОВЗ.
-
ОК 2,3 -
ОК 1,6,10
Задание
Проанализируйте представленные ниже родословные, дополните их легендой.
-
Пример родословной семьи с гемофилией
-
Пример родословной с сахарным диабетом (а) и нейрофиброматозом (б). Лично обследованные пациенты обозначены (!).
-
Родословная семьи с анемией Минковского-Шоффара (доминантный тип наследования).
-
Родословная с аутосомно-рецессивным типом наследования болезни (муковисцидоз)
-
Родословная семьи с гемофилией
-
Родословная с аутосомно-рецессивным типом наследования болезни (адреногенитальный синдром)
7. Родословная семьи с мышечной дистрофией Дюшена (Х-сцепленный рецессивный тип наследования)
8. Родословная больных с бронхиальной астмой
Форма отчетности: легенды проанализированных родословных.
КонтрольнАЯ РАБОТА по разделу «ОСНОВЫ генетикИ»
Тестовые задания по генетике
1. Причинами хромосомных болезней являются:
а) числовые мутации хромосом
б) структурные мутации хромосом
в) кровнородственный брак
г) изменение кратности хромосомного набора
д) мутации половых хромосом
2. Повышенный риск мультифакториальной болезни оценивают на основании учета следующих данных:
а) близкого родства супругов
б) данных клинико-генеалогического анализа
в) вредных профессиональных факторов на производстве и по месту жительства
3. Для мультифакториальных болезней характерны следующие признаки:
а) различия больных по полу и возрасту
б) широкий спектр клинических проявлений
в) менделирующий характер
г) популяционные различия в частоте
д) несоответствие законам Менделя
4. К болезням с мультифакториально обусловленной предрасположенностью относятся следующие:
а) шизофрения
б) стенокардия
в) язвенная болезнь 12-перстной кишки
г) фенилкетонурия
д) бронхиальная астма
5. Какая часть детей появляется на свет с наследственной патологией?
а) менее 0,1%
б) 1-2 %
в) 3-4%
г) 5-6%
6. Генные мутации не связаны:
а) с изменением числа хромосом
б) с изменениями структуры хромосом
в) с изменением структуры отдельных генов
7. Основная причина множественных врожденных пороков развития (МВПР)?
а) хромосомный дисбаланс
б) влияние повышенных уровней радиации на эмбрион
в) воздействие химических тератогенов на эмбрион
8. Мутагены - это:
а) факторы, обеспечивающие относительную стабильность генов
б) факторы, обеспечивающие резерв наследственной изменчивости
в) факторы среды, вызывающие скачкообразные изменения в наследственном материале живых организмов
9. Показания для исследования кариотипа:
а) супружеская пара с пятью спонтанными абортами
б) ребенок с множественными пороками развития
в) врожденный порок сердца
г) женщина с нарушением менструального цикла, с типичным фенотипом
10. Какие внешнесредовые факторы способствуют реализации предрасположенности к коронарной болезни сердца:
а) жирная пища
б) умеренные физические упражнения
в) высококалорийная диета
г) курение
д) эмоциональные нагрузки
11. Наследственно обусловленные пороки подразделяются на:
а) генные
б) экзогенные
в) хромосомные
12. Почти все хромосомные болезни проявляются:
а) множественными врожденными пороками развития
б) изолированными пороками развития
13. К методам медицинской генетики относятся:
а) клинико-генеалогический
б) цитохимический
в) методы ДНК-технологии
г) электрофизиологический
д) цитогенетический
14. Врожденные заболевания – это:
а) заболевания, обусловленные мутацией генов
б) заболевания, проявляющиеся на 1-м году жизни ребенка
в) заболевания, диагностируемые при рождении
15. Термин «врожденный порок» относится к морфологическому изменению органа или части органа:
а) выходящему за пределы нормальных вариаций, но не нарушающему функцию органа
б) не выходящему за пределы нормальных вариаций и не нарушающему функцию органа
в) выходящему за пределы нормальных вариаций, и нарушающему функцию органа
Вопросы для обсуждения
-
Методика составления родословной, особенности сбора анамнеза. -
Основные типы наследования. -
Основные методы генетического обследования. -
Причины наследственных болезней, мутагенез. -
Влияние наследственности и среды на здоровье человека. -
Признаки, позволяющие заподозрить наследственные дефекты. -
Принципы лечения и профилактики наследственных болезней. -
Причины и общая характеристика врожденных пороков развития. -
Профилактика врожденных пороков развития. -
Деонтология и морально-этические проблемы, связанные с генетическими заболеваниями. -
Современные методы диагностики наследственных болезней и врожденных пороков развития. -
Социально-педагогическая реабилитация детей с врожденными и наследственными болезнями.
Раздел 3. ОСНОВЫ ДЕТСКОЙ НЕВРОПАТОЛОГИИ
№ урока | Раздел, тема | Количество часов | Вид занятия | Задание для ВСР | Количество часов ВСР | Форма контроля |
1-2 | 3.1. Строение, развитие и физиология нервной системы. Критические периоды развития нервной системы у детей. Предмет невропатологии | 2 | лекция | Конспект «Строение, развитие и физиология нервной системы». | 6 | Устный опрос, таблица |
3-4 | 3.2. Составление маршрутной карты неврологичевского больного «Методы исследования нервной системы». | 2 | ПРЗ | | | Маршрутная карта |
5-6 | 3.3. Неврологические симтомы и синдромы. | 2 | лекция | | | Тестирование |
7-8 | 3.4. Болезни нервной системы. | 2 | лекция | | | Письменный опрос |
9-10 | 3.5. Особенности обучения и воспитания детей с нервными нарушениями | 2 | лекция | | | Рекомендации для родителей и педагогов |
| Всего: | 10/2 | | | 6 | |