Файл: Курсовая работа Организация зоны природы в начальной школе как одна из форм экологического воспитания младших школьников.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 130
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Для ознакомления с окружающим миром большое количество разнообразного интересного материала дают экскурсии. На первой учебной неделе уже в 1 классе дети знакомятся с тем, что располагается около школы, а также учатся наблюдать за природой.
Также нужно, чтобы дети учились сопереживать, чтобы в них была утверждена мысль, что вся планета – наш дом, о котором необходимо заботиться.
В формировании экологической культуры важную роль играют беседы, которые учат детей культуре поведения в природной окружающей среде, а также взаимоотношениям с ней.
На природных экскурсиях, в наблюдениях за животными и растениями перед детьми полностью раскрывается красота родной природы, ее неповторимость. [17]
В современной педагогической науке имеется огромное разнообразие подходов к проблеме показателей экологической воспитанности. Рассматривается экологическое воспитание, как разностороннее взаимодействие детей – активные субъекты деятельности с природосоциальной окружающей средой. При таком взаимодействии осуществляются процессы социализации личности ребенка, то есть его приспособление к условиям экологизации и социальной жизни, а также формирование человека как носителя экологической культуры. [18]
Составной частью экологического образования является экологическое воспитание. Экологическое образование не должно идти вразрез с воспитанием творческой, экологически ответственной личности.
Экологическое образование должно решать такие задачи, как:
- развитие умения посредством познавательного интереса и органов чувств воспринимать окружающий мир;
- формирование целостного представления о социальном, природном окружении как среде жизни, отдыха, труда человека;
- воспитание нравственного и эстетического отношения к среде жизнедеятельности человека, а также умения вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали.
Содержание экологического образования состоит из взаимосвязанных 4-х компонентов:
- ценностный – осознание детьми значения природы как универсальной ценности;
- познавательный – понятия, которые дают характеристику о человеке, природе, труду, обществе в их непосредственном взаимодействии;
- деятельностный – овладение способами и видами общественно-полезной практической деятельности школьника, которая направлена на процесс формирования умений экологического характера;
- нормативный – овладение нормами поведения в природной окружающей среде. [8]
Исходя из всего выше сказанного, под экологическим образованием понимают непрерывный процесс обучения, развития, воспитания личности, которое направлено на формирование системы практических и научных знаний, деятельности и поведения, ценностных ориентаций, обеспечивающие ответственное отношение к социально – природной окружающей среде. [15]
Изучение естественных наук развивает мышление и наблюдательность, обогащает кругозор детей, закладывает основы экологического воспитания, прививает любовь и бережное отношение к природе.
Повышение экологической культуры учащихся, вооружение их навыками бережного, экономного использования природных ресурсов, формирование ответственности за судьбу своего общего дома, активной и гуманной позиции по отношению к самой природе – вот что главное на сегодняшний день. [14]
1.2 Формы и методы экологического воспитания младших школьников
Основу воспитания ценностного отношения ребенка к окружающему миру природы составляет его устойчивая потребность в общении и взаимодействии с природным окружением. Реализовать данную задачу возможно через использование всего спектра методов и форм работы с детьми по их экологическому воспитанию.
Формы экологического воспитания классифицируют на:
а) массовые,
б) групповые,
в) индивидуальные.
К массовым формам относится работа учащихся по благоустройству и озеленению помещений и территории школы, массовые природоохранные компании и праздники; конференции; экологические фестивали, ролевые игры, работы на пришкольном участке. К групповым – клубные, секционные занятия юных друзей природы; факультативы по охране природы и основам экологии; кинолектории; экскурсии; туристические походы по изучению природы; экологический практикум .
Индивидуальные форма предполагают деятельность учащихся по подготовке докладов, бесед, лекций, наблюдения за животными и растениями; изготовление поделок, фотографирование, рисование, лепка.
Основными критериями эффективности массовых форм является широкое участие школьников в природоохранной деятельности, дисциплина и порядок, степень активности. Их можно выявить путем систематических наблюдений, накопления материала.
Критерий эффективности групповых форм экологического воспитания является, прежде всего, стабильность состава клуба, кружка, секции, достижение коллективных успехов. Здесь многое определяет содержание и методика занятий; важен при этом и успех коллектива, общественное признание его заслуг окружающими. Сознание и чувство причастности к делам такого коллектива, даже если личные результаты скромны, заставляет все членов сохранять верность ему долгие годы.
Об эффективности индивидуальных форм экологического воспитания свидетельствует повышение интереса учащихся к изучению биологических дисциплин и охране природы, а также целенаправленное использование знаний и умений природоохранной деятельности.
По мнению О. Игнатьевой целесообразны методы, которые анализируют и корректируют сложившиеся у школьников экологические ценностные ориентации, интересы и потребности.
Наблюдению как важному методу познания природы придавали очень большое значение педагоги Е.И. Тихеева, О. Иогансон, Э. И. Залкинд, С. А. Веретенникова, и др.
Э.И. Залкинд, А.И. Васильева, П.Г. Саморукова и другие подчеркивают, что наилучшим условием формирования этой познавательной деятельности является специальная организация наблюдений и целенаправленное руководство ими со стороны педагога.
Наблюдение – это сложный познавательный процесс восприятия, в котором отражается единство чувственного и рационального процесса. В процессе наблюдения у детей образуются конкретные знания по конкретной теме, развивается мышление, речь, проявляется интерес и любовь к природе.
Экологическое воспитание немыслимо без проведения экскурсий в мир природы. Экскурсия как форма организации деятельности детей возникла в педагогике в то время, когда велась борьба против схоластики и вербализма в обучении и воспитании. Еще в XVIII веке французский философ Жан-Жак Руссо высказал мысль о том, что экскурсии в природу развивают у детей творческую наблюдательность, пытливость и самостоятельность в исследовании окружающего мира.
Н. В. Пакулова дает такое понятие: «Экскурсия – это форма организации учебно-воспитательного процесса, которая позволяет проводить наблюдения, а также непосредственно изучать различные предметы, явления и процессы в естественных или искусственно созданных условиях [13].
В настоящее время, в связи с выходом экологии на первый план В. А. Ясвин, С. Д. Дерябо предлагают следующее определение: «Экологическая экскурсия (от лат. excursion – поездка) – это форма экологического образования, представляющая собой групповое посещение природных комплексов или учреждений культуры в образовательных целях» .
Одним из методов экологического воспитания является эксперимент. Этот метод возник в естествознании нового времени. Метод эксперимента играет немаловажную роль в развитии экологической стороны младшего школьника. Впервые он получил философское осмысление в трудах Ф. Бэкона, разработавшего и первую классификацию экспериментов.
Эксперимент, или опыт, — особый вид наблюдения, организованный в специально созданных условиях, для выявления конкретных особенностей. Данный метод имеет большое значение для разлития наблюдательности и любознательности ребёнка, воспитания его активного и правильного отношения к объектам и явлениям природы. Опыты направлены на то, чтобы ребята сами учились организовать наблюдения, узнавали, искали причины явления, самостоятельно добивались результатов, чтобы они почувствовали радость открытий, а это важная предпосылка для развития наблюдательности [5,6].
Труд как метод воспитательно-образовательной работы экологического воспитания имеет важное значение. В работах Н.К. Крупской, Э.И. Зелкинд, С.А. Веретенниковой, Д.В. Сергеевой, С.Н. Николаевой, Т.В. Христовской доказано, что взаимосвязь с природой, труд в природе заключает в себе большие возможности для всестороннего развития личности школьника и формирования системы знаний о природе.
Систематический труд повышает интерес к растениям и животным, помогает воспитывать у детей любовь к природе и бережное отношение к объектам природы, способствует формированию трудолюбия и важных для жизни нравственных качеств.
Игра как метод экологического воспитания является не только способом развлечение, но и методом, с помощью которого происходит знакомство с окружающим миром. Н.С. Лукин в своих исследованиях, анализирующих отражение в играх младших школьников явлений окружающей действительности, приходит к выводу, что для данного возраста характерно тесное переплетение игры с действительной жизнью.
Соревновательные экологические игры – это тип экологических игр, основанный на стимулировании активности участников в приобретении и демонстрации экологических знаний, умений и навыков. Дух состязания во все времена был надежной мотивационной основой человеческой деятельности. Не удивительно, что различные конкурсы экологической направленности пользуются особой популярностью как у педагогов, так и у учащихся. К таким играм можно отнести: конкурс-аукцион, конкурс проектов, конкурс кроссвордов и т.д.
Большую роль в развитии познавательного интереса имеет работа с художественной литературой (природоведческой сказкой, поэзией), которая включает чтение сказок, беседы, просмотр кукольной театрализации. Как отмечала Л.П. Молодова, «сказка, рассказ, стихотворение, рисунок позволяет ребенку обобщить свои наблюдения в природе, получить реалистическое представление о ней, одновременно сопереживая живому. Чередование эмоционально окрашенных наблюдений с системой научных знаний, с чтением художественной литературы об увиденном формирует у детей единство реального и гуманного видения живой природы».
К сожалению, в современной художественной литературе для детей младшего школьного возраста немного произведений, которые могли бы лечь в основу содержания такой работы. Примером природоведческих сказок могут служить «Старик и сова», «На полянке» В. Бианки.
Среди педагогических технологий, отвечающих современным требованиям, особое место занимает проектная деятельность, которая в свете модернизации образования является его структурообразующим принципом.
Проектная деятельность основана на развитии у детей умений осваивать окружающий мир на основе научной методологии, что является одной из важнейших задач общего образования.
Проект – это «энергичная, от всего сердца деятельность», так считал американский педагог Уильям Килпатрик, которого считают основоположником проектного метода в обучении. Педагог представлял образовательный процесс как ряд опытов. Знания, полученные в процессе одного опыта, развивали и обогащали последующий опыт. Метод проектов недолго был отражен в педагогических идеях прогрессивных педагогов России начала прошлого века (Е.Г. Кагарова, М.В. Крупенина), а затем, во второй половине 30-х годов, наряду с педагогическими идеями М. Монтессори, был запрещен.
В настоящее время метод проектов всё активнее используется в практике. Таким образом, разнообразное содержание занятий, средства, методы и формы организации познавательной деятельности направлены на формирование познавательного интереса детей к природе.
Методы и формы экологического воспитания могут быть успешно использованы во внеурочной работе с младшими школьниками. Внеклассная работа предоставляет большие возможности для развития у младших школьников познавательного интереса и творческих способностей в свободной исследовательской деятельности.
1.3 Понятие, значение живого уголка в ознакомлении с природой школьников в системе начального образования, классификация
Одной из форм экологического воспитания является зона – или, если угодно, уголок, - живой природы. (Пример см. в Приложении)
Уголок живой природы - это не только место для хранения живых растений и животных, для проведения наблюдений с ними, но и место для проведения занятий, экскурсий. Занятия, проведенные в уголке живой природы, более содержательные, интересные, увлекательные. Целью создания зоны природы является