Файл: Курсовая работа Организация зоны природы в начальной школе как одна из форм экологического воспитания младших школьников.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 128

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
формирование у обучающихся навыков ухода, наблюдения за живыми обитателями уголка живой природы; повышение экологической грамотности обучающихся и экологическое просвещение населения.

Уголок живой природы в начальной школе - одно из необходимых условий наглядного и действенного ознакомления школьников с природой. Наблюдения на экскурсиях или занятиях в комнате кратковременны. А в уголке живой природы дошкольники могут в течение всего дня подходить к животным и растениям, рассматривать их, вести за ними длительные наблюдения. У детей расширяются конкретные знания о природе. При ознакомлении с живыми объектами развиваются наблюдательность, интерес к природе. Во время ухода за обитателями уголка природы формируются трудовые навыки и такие ценные качества, как трудолюбие, бережное отношение к живому, ответственность за порученное дело. Словом, это просто идеальное решения для формирования у детей экологической культуры.

Уголок живой природы в школе - это специальные участки класса, биологические кабинеты, биокомплексы, станции юнна­тов, секции и клубы для проведения натуралистических занятий.

По способу своей организации и расположения различаются сле­дующие виды уголков живой природы:
1) внутришкольные (рас­положенные в здании школы): классные (по согласованию с са­нитарно-эпидемиологической станцией), рекреационные, каби­нетные;
2) внешкольные, находящиеся в специально выстроен­ном помещении.
Современные помещения в школе, предназначенные для на­туралистической работы, служат не только для содержания жи­вотных и растений в качестве наглядных пособий или раздаточно­го материала на уроке. В них также оборудуются стенды, хранили­ща препаратов и муляжей, изготовленных для конкретизации пред­ставления об органическом мире, подборки рисунков, фотогра­фий, палеонтологические находки, собрания книг и журналов.

Организация живого уголка связана с насущной необходимостью обеспечить процесс изучения природы через взаимодействие с живыми объектами.
Младших школьников знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у школьников лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства, а так же позволяют сформировать необходимость поступать точно так же – охранять природу.

Познакомить школьников с природой, воспитать любовь к ней поможет уголок природы, где содержатся комнатные растения и некоторые животные. Класс в школе может иметь свой уголок природы, однако хорошо иметь и общий уголок природы для всей школы. Его можно использовать для пополнения обитателей уголков природы.
Уголок природы предоставляет возможность сосредоточить внимание школьников на небольшом количестве обитателей, на наиболее типичных их признаках и тем самым обеспечить более глубокие и прочные знания. Разнообразие растений и животных, с которыми дети встречаются непосредственно в природе, затрудняет выделение общего, существенного и закономерного в жизни растений и животных.
Ознакомление с ограниченным количеством специально подобранных объектов в уголке природы позволяет решить эту сложную и важную задачу. Имеет значение и пространственная близость обитателей уголка природы. Дети получают возможность хорошо рассмотреть растения и животных, наблюдать за ними длительное время.
Обитателей уголка природы дети видят ежедневно, что облегчает работу учителя; под его руководством ребята систематически наблюдают и ухаживают за живыми существами. В процессе ухода за ними дети получают представление о многообразии растительного и животного мира на земле, о том, как растут и развиваются растения и животные, какие условия для них нужно создавать.
В уголке природы школьники могут в течение всего дня подходить к животным и растениям, рассматривать их, вести за ними длительное наблюдение. У школьников расширяются конкретные знания о природе. При ознакомлении с живыми объектами у школьников развивается наблюдательность, интерес к природе.
Во время работы в уголке природы у школьников развиваются следующие познавательные процессы: восприятие, мышление, воображение, а также внимание и память. Дети мыслят (устанавливают причинно - следственные связи), запоминают названия обитателей уголка природы, придумывают игры с использованием объектов уголка природы. Во время ухода за обитателями природы у школьников формируются трудовые навыки и такие ценные качества, как трудолюбие, бережное отношение к живому, ответственность за порученное дело.
Таким образом, проведение педагогической работы в уголке природы позволит увидеть: неразрывную и самую общую связь живого организма с внешней средой; многофункциональную приспособленность к определенным элементам среды обитания; появление нового организма, его рост, развитие и условия, обеспечивающие эти процессы; специфику живого организма (растительного, животного), его отличие от предметов; многообразие живых организмов и разные способы взаимодействия со средой, и многое другое.



Уголок живой природы способствует наилучшему осуществлению экологического и природоохранного воспитания, формирования научного мировоззрения, привитию детям патриотических и нравственных чувств и любви к Родине. Тщательное планирование уголка живой природы обеспечивает выполнение различных видов практических и исследовательских работ, способствующих подтверждению знаний на практике.


Глава 2. Создание зоны природы в начальной школе

2.1 Требования к созданию зоны природы в начальной школе

Так как зона природы подразумевает большую ответственность – все же в ней находятся животные и растения, за которыми необходим должный уход, - то существует перечень требований к ее организации.

Современные помещения в школе, предназначенные для на­туралистической работы, служат не только для содержания жи­вотных и растений в качестве наглядных пособий или раздаточно­го материала на уроке. В них также оборудуются стенды, хранили­ща препаратов и муляжей, изготовленных для конкретизации пред­ставления об органическом мире, подборки рисунков, фотографий, палеонтологические находки, собрания книг и журналов.

Традиционно уголок живой природы включает в себя следующие отделы:

1) растительный: декоративные представители тропичес­кой флоры (комнатные или оранжерейные: кактусы; лиственные растения, как-то: аспидистра, антуриум, аспарагус, аукуба, бам­бук, драцена, кливия, нефролепис, плющ обыкновенный, плющ восковый, сциндапсус, циперус); виды умеренного климата - ди­корастущие, культивированные; допускается группировка расте­ний по их родине - растения влажных тропических лесов (бего­ния, монстера), субтропиков (пеларгония, хлорофитум), пустынь (алоэ древовидное, сансевьера), водные (стрелолист, элодея ка­надская). Примеры даны в Приложении.
2) эколого-краеведческий, в котором учитываются ос­новные требования к минимуму эколого-краеведческих представ­лений детей 6 - 9 лет: знание условий своего местожительства, основных геологических объектов края и местных охраняемых тер­риторий, 10-15 видов птиц; умение узнавать охраняемые расте­ния и животных, различать ядовитые грибы и растения.

Существуют определенные требования к организации и распо­ложению живого уголка:
1) комната для уголка должна быть хо­рошо освещена, отвечать нормам и требованиям для содержания животных и выращивания растений (постоянный температурный режим, влажность, проветривание и т.д.);
2) выбор растений и животных определяется конкретными условиями школы (нали­чием помещения, средств по уходу);
3) учет требований програм­мы по естествознанию;
4) разнообразие представителей живого уголка и интерес для наблюдения;
5) отсутствие сложностей по уходу: труд должен быть доступен детям младшего школьного воз­раста (наличие неприхотливых растений и животных, не очень требовательных к организации специфических условий жизни);

6) при отборе растений и животных следует акцентировать вни­мание на особях с ярко выраженными признаками группы и класса (например, рыбы или птицы с типичным для своего класса стро­ением тела и повадками);
7) размещение в уголке живой приро­ды питомцев в соответствии с их биологическими особенностями и требованиями к условиям жизни, например: птицы в более свет­лом месте, вдали от сквозняка; аквариум в простенке, чтобы на него не падал солнечный свет. Не следует сосредотачивать разных обитателей в одном месте комнаты, так как детям в таких услови­ях трудно наблюдать и ухаживать за живыми существами, выде­лять при необходимости какого-то одного обитателя среди дру­гих;
8) учет эстетических требований: различные комнатные рас­тения и аквариум с рыбками должны быть размещены так, чтобы украшать помещение, делать его уютным и привлекательным;
9) следует заранее побеспокоиться об инвентаре, необходимом для ухода за обитателями: за растениями - лейки, щеточки, тазы, клеенка, тряпочки, палочки для рыхления земли; за животными - тазы, тряпки, щетки-сметки, терки, миски, разделочные доски, ножи. Весь инвентарь находится в уголке для дежурных, где также хранятся клеенчатые фартуки и перчатки. Оборудование для ухода за аквариумом следует поместить в столике-шкафчике под ним, где можно хранить и банки с кормом. Весь рабочий инвентарь должен иметь свое место и лежать на полках в определенном по­рядке, к чему приучают детей после окончания работы.
При отборе объектов следует учитывать следующие требования:

1. Растение или животное должно быть типичным для той или иной систематической или экологической группы. При этом становится возможным познакомить детей с основными, типичными чертами, условиями или образом жизни, характерными для большой группы растений и животных.

2. Уход за обитателями уголка по качеству, характеру труда, по затрачиваемым силам и времени должен быть доступен детям школьного возраста (при участии и руководстве со стороны учителя). Поэтому отбирают растения и животных, неприхотливых к пище и уходу за ними.

3. Растения и животные в уголке природы должны быть внешне привлекательными, способными вызвать и удержать еще не очень устойчивое внимание школьника.

4. Необходимо иметь несколько экземпляров одного вида растений и животных; дети увидят в объектах наблюдения не только общие, но и индивидуальные признаки, это подведет их к пониманию разнообразия и неповторимости живых организмов.