Файл: Курсовая работа Организация зоны природы в начальной школе как одна из форм экологического воспитания младших школьников.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 128
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
формирование у обучающихся навыков ухода, наблюдения за живыми обитателями уголка живой природы; повышение экологической грамотности обучающихся и экологическое просвещение населения.
Уголок живой природы в начальной школе - одно из необходимых условий наглядного и действенного ознакомления школьников с природой. Наблюдения на экскурсиях или занятиях в комнате кратковременны. А в уголке живой природы дошкольники могут в течение всего дня подходить к животным и растениям, рассматривать их, вести за ними длительные наблюдения. У детей расширяются конкретные знания о природе. При ознакомлении с живыми объектами развиваются наблюдательность, интерес к природе. Во время ухода за обитателями уголка природы формируются трудовые навыки и такие ценные качества, как трудолюбие, бережное отношение к живому, ответственность за порученное дело. Словом, это просто идеальное решения для формирования у детей экологической культуры.
Уголок живой природы в школе - это специальные участки класса, биологические кабинеты, биокомплексы, станции юннатов, секции и клубы для проведения натуралистических занятий.
По способу своей организации и расположения различаются следующие виды уголков живой природы:
1) внутришкольные (расположенные в здании школы): классные (по согласованию с санитарно-эпидемиологической станцией), рекреационные, кабинетные;
2) внешкольные, находящиеся в специально выстроенном помещении.
Современные помещения в школе, предназначенные для натуралистической работы, служат не только для содержания животных и растений в качестве наглядных пособий или раздаточного материала на уроке. В них также оборудуются стенды, хранилища препаратов и муляжей, изготовленных для конкретизации представления об органическом мире, подборки рисунков, фотографий, палеонтологические находки, собрания книг и журналов.
Организация живого уголка связана с насущной необходимостью обеспечить процесс изучения природы через взаимодействие с живыми объектами.
Младших школьников знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у школьников лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства, а так же позволяют сформировать необходимость поступать точно так же – охранять природу.
Познакомить школьников с природой, воспитать любовь к ней поможет уголок природы, где содержатся комнатные растения и некоторые животные. Класс в школе может иметь свой уголок природы, однако хорошо иметь и общий уголок природы для всей школы. Его можно использовать для пополнения обитателей уголков природы.
Уголок природы предоставляет возможность сосредоточить внимание школьников на небольшом количестве обитателей, на наиболее типичных их признаках и тем самым обеспечить более глубокие и прочные знания. Разнообразие растений и животных, с которыми дети встречаются непосредственно в природе, затрудняет выделение общего, существенного и закономерного в жизни растений и животных.
Ознакомление с ограниченным количеством специально подобранных объектов в уголке природы позволяет решить эту сложную и важную задачу. Имеет значение и пространственная близость обитателей уголка природы. Дети получают возможность хорошо рассмотреть растения и животных, наблюдать за ними длительное время.
Обитателей уголка природы дети видят ежедневно, что облегчает работу учителя; под его руководством ребята систематически наблюдают и ухаживают за живыми существами. В процессе ухода за ними дети получают представление о многообразии растительного и животного мира на земле, о том, как растут и развиваются растения и животные, какие условия для них нужно создавать.
В уголке природы школьники могут в течение всего дня подходить к животным и растениям, рассматривать их, вести за ними длительное наблюдение. У школьников расширяются конкретные знания о природе. При ознакомлении с живыми объектами у школьников развивается наблюдательность, интерес к природе.
Во время работы в уголке природы у школьников развиваются следующие познавательные процессы: восприятие, мышление, воображение, а также внимание и память. Дети мыслят (устанавливают причинно - следственные связи), запоминают названия обитателей уголка природы, придумывают игры с использованием объектов уголка природы. Во время ухода за обитателями природы у школьников формируются трудовые навыки и такие ценные качества, как трудолюбие, бережное отношение к живому, ответственность за порученное дело.
Таким образом, проведение педагогической работы в уголке природы позволит увидеть: неразрывную и самую общую связь живого организма с внешней средой; многофункциональную приспособленность к определенным элементам среды обитания; появление нового организма, его рост, развитие и условия, обеспечивающие эти процессы; специфику живого организма (растительного, животного), его отличие от предметов; многообразие живых организмов и разные способы взаимодействия со средой, и многое другое.
Уголок живой природы способствует наилучшему осуществлению экологического и природоохранного воспитания, формирования научного мировоззрения, привитию детям патриотических и нравственных чувств и любви к Родине. Тщательное планирование уголка живой природы обеспечивает выполнение различных видов практических и исследовательских работ, способствующих подтверждению знаний на практике.
Глава 2. Создание зоны природы в начальной школе
2.1 Требования к созданию зоны природы в начальной школе
Так как зона природы подразумевает большую ответственность – все же в ней находятся животные и растения, за которыми необходим должный уход, - то существует перечень требований к ее организации.
Современные помещения в школе, предназначенные для натуралистической работы, служат не только для содержания животных и растений в качестве наглядных пособий или раздаточного материала на уроке. В них также оборудуются стенды, хранилища препаратов и муляжей, изготовленных для конкретизации представления об органическом мире, подборки рисунков, фотографий, палеонтологические находки, собрания книг и журналов.
Традиционно уголок живой природы включает в себя следующие отделы:
1) растительный: декоративные представители тропической флоры (комнатные или оранжерейные: кактусы; лиственные растения, как-то: аспидистра, антуриум, аспарагус, аукуба, бамбук, драцена, кливия, нефролепис, плющ обыкновенный, плющ восковый, сциндапсус, циперус); виды умеренного климата - дикорастущие, культивированные; допускается группировка растений по их родине - растения влажных тропических лесов (бегония, монстера), субтропиков (пеларгония, хлорофитум), пустынь (алоэ древовидное, сансевьера), водные (стрелолист, элодея канадская). Примеры даны в Приложении.
2) эколого-краеведческий, в котором учитываются основные требования к минимуму эколого-краеведческих представлений детей 6 - 9 лет: знание условий своего местожительства, основных геологических объектов края и местных охраняемых территорий, 10-15 видов птиц; умение узнавать охраняемые растения и животных, различать ядовитые грибы и растения.
Существуют определенные требования к организации и расположению живого уголка:
1) комната для уголка должна быть хорошо освещена, отвечать нормам и требованиям для содержания животных и выращивания растений (постоянный температурный режим, влажность, проветривание и т.д.);
2) выбор растений и животных определяется конкретными условиями школы (наличием помещения, средств по уходу);
3) учет требований программы по естествознанию;
4) разнообразие представителей живого уголка и интерес для наблюдения;
5) отсутствие сложностей по уходу: труд должен быть доступен детям младшего школьного возраста (наличие неприхотливых растений и животных, не очень требовательных к организации специфических условий жизни);
6) при отборе растений и животных следует акцентировать внимание на особях с ярко выраженными признаками группы и класса (например, рыбы или птицы с типичным для своего класса строением тела и повадками);
7) размещение в уголке живой природы питомцев в соответствии с их биологическими особенностями и требованиями к условиям жизни, например: птицы в более светлом месте, вдали от сквозняка; аквариум в простенке, чтобы на него не падал солнечный свет. Не следует сосредотачивать разных обитателей в одном месте комнаты, так как детям в таких условиях трудно наблюдать и ухаживать за живыми существами, выделять при необходимости какого-то одного обитателя среди других;
8) учет эстетических требований: различные комнатные растения и аквариум с рыбками должны быть размещены так, чтобы украшать помещение, делать его уютным и привлекательным;
9) следует заранее побеспокоиться об инвентаре, необходимом для ухода за обитателями: за растениями - лейки, щеточки, тазы, клеенка, тряпочки, палочки для рыхления земли; за животными - тазы, тряпки, щетки-сметки, терки, миски, разделочные доски, ножи. Весь инвентарь находится в уголке для дежурных, где также хранятся клеенчатые фартуки и перчатки. Оборудование для ухода за аквариумом следует поместить в столике-шкафчике под ним, где можно хранить и банки с кормом. Весь рабочий инвентарь должен иметь свое место и лежать на полках в определенном порядке, к чему приучают детей после окончания работы.
При отборе объектов следует учитывать следующие требования:
1. Растение или животное должно быть типичным для той или иной систематической или экологической группы. При этом становится возможным познакомить детей с основными, типичными чертами, условиями или образом жизни, характерными для большой группы растений и животных.
2. Уход за обитателями уголка по качеству, характеру труда, по затрачиваемым силам и времени должен быть доступен детям школьного возраста (при участии и руководстве со стороны учителя). Поэтому отбирают растения и животных, неприхотливых к пище и уходу за ними.
3. Растения и животные в уголке природы должны быть внешне привлекательными, способными вызвать и удержать еще не очень устойчивое внимание школьника.
4. Необходимо иметь несколько экземпляров одного вида растений и животных; дети увидят в объектах наблюдения не только общие, но и индивидуальные признаки, это подведет их к пониманию разнообразия и неповторимости живых организмов.
Уголок живой природы в начальной школе - одно из необходимых условий наглядного и действенного ознакомления школьников с природой. Наблюдения на экскурсиях или занятиях в комнате кратковременны. А в уголке живой природы дошкольники могут в течение всего дня подходить к животным и растениям, рассматривать их, вести за ними длительные наблюдения. У детей расширяются конкретные знания о природе. При ознакомлении с живыми объектами развиваются наблюдательность, интерес к природе. Во время ухода за обитателями уголка природы формируются трудовые навыки и такие ценные качества, как трудолюбие, бережное отношение к живому, ответственность за порученное дело. Словом, это просто идеальное решения для формирования у детей экологической культуры.
Уголок живой природы в школе - это специальные участки класса, биологические кабинеты, биокомплексы, станции юннатов, секции и клубы для проведения натуралистических занятий.
По способу своей организации и расположения различаются следующие виды уголков живой природы:
1) внутришкольные (расположенные в здании школы): классные (по согласованию с санитарно-эпидемиологической станцией), рекреационные, кабинетные;
2) внешкольные, находящиеся в специально выстроенном помещении.
Современные помещения в школе, предназначенные для натуралистической работы, служат не только для содержания животных и растений в качестве наглядных пособий или раздаточного материала на уроке. В них также оборудуются стенды, хранилища препаратов и муляжей, изготовленных для конкретизации представления об органическом мире, подборки рисунков, фотографий, палеонтологические находки, собрания книг и журналов.
Организация живого уголка связана с насущной необходимостью обеспечить процесс изучения природы через взаимодействие с живыми объектами.
Младших школьников знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у школьников лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства, а так же позволяют сформировать необходимость поступать точно так же – охранять природу.
Познакомить школьников с природой, воспитать любовь к ней поможет уголок природы, где содержатся комнатные растения и некоторые животные. Класс в школе может иметь свой уголок природы, однако хорошо иметь и общий уголок природы для всей школы. Его можно использовать для пополнения обитателей уголков природы.
Уголок природы предоставляет возможность сосредоточить внимание школьников на небольшом количестве обитателей, на наиболее типичных их признаках и тем самым обеспечить более глубокие и прочные знания. Разнообразие растений и животных, с которыми дети встречаются непосредственно в природе, затрудняет выделение общего, существенного и закономерного в жизни растений и животных.
Ознакомление с ограниченным количеством специально подобранных объектов в уголке природы позволяет решить эту сложную и важную задачу. Имеет значение и пространственная близость обитателей уголка природы. Дети получают возможность хорошо рассмотреть растения и животных, наблюдать за ними длительное время.
Обитателей уголка природы дети видят ежедневно, что облегчает работу учителя; под его руководством ребята систематически наблюдают и ухаживают за живыми существами. В процессе ухода за ними дети получают представление о многообразии растительного и животного мира на земле, о том, как растут и развиваются растения и животные, какие условия для них нужно создавать.
В уголке природы школьники могут в течение всего дня подходить к животным и растениям, рассматривать их, вести за ними длительное наблюдение. У школьников расширяются конкретные знания о природе. При ознакомлении с живыми объектами у школьников развивается наблюдательность, интерес к природе.
Во время работы в уголке природы у школьников развиваются следующие познавательные процессы: восприятие, мышление, воображение, а также внимание и память. Дети мыслят (устанавливают причинно - следственные связи), запоминают названия обитателей уголка природы, придумывают игры с использованием объектов уголка природы. Во время ухода за обитателями природы у школьников формируются трудовые навыки и такие ценные качества, как трудолюбие, бережное отношение к живому, ответственность за порученное дело.
Таким образом, проведение педагогической работы в уголке природы позволит увидеть: неразрывную и самую общую связь живого организма с внешней средой; многофункциональную приспособленность к определенным элементам среды обитания; появление нового организма, его рост, развитие и условия, обеспечивающие эти процессы; специфику живого организма (растительного, животного), его отличие от предметов; многообразие живых организмов и разные способы взаимодействия со средой, и многое другое.
Уголок живой природы способствует наилучшему осуществлению экологического и природоохранного воспитания, формирования научного мировоззрения, привитию детям патриотических и нравственных чувств и любви к Родине. Тщательное планирование уголка живой природы обеспечивает выполнение различных видов практических и исследовательских работ, способствующих подтверждению знаний на практике.
Глава 2. Создание зоны природы в начальной школе
2.1 Требования к созданию зоны природы в начальной школе
Так как зона природы подразумевает большую ответственность – все же в ней находятся животные и растения, за которыми необходим должный уход, - то существует перечень требований к ее организации.
Современные помещения в школе, предназначенные для натуралистической работы, служат не только для содержания животных и растений в качестве наглядных пособий или раздаточного материала на уроке. В них также оборудуются стенды, хранилища препаратов и муляжей, изготовленных для конкретизации представления об органическом мире, подборки рисунков, фотографий, палеонтологические находки, собрания книг и журналов.
Традиционно уголок живой природы включает в себя следующие отделы:
1) растительный: декоративные представители тропической флоры (комнатные или оранжерейные: кактусы; лиственные растения, как-то: аспидистра, антуриум, аспарагус, аукуба, бамбук, драцена, кливия, нефролепис, плющ обыкновенный, плющ восковый, сциндапсус, циперус); виды умеренного климата - дикорастущие, культивированные; допускается группировка растений по их родине - растения влажных тропических лесов (бегония, монстера), субтропиков (пеларгония, хлорофитум), пустынь (алоэ древовидное, сансевьера), водные (стрелолист, элодея канадская). Примеры даны в Приложении.
2) эколого-краеведческий, в котором учитываются основные требования к минимуму эколого-краеведческих представлений детей 6 - 9 лет: знание условий своего местожительства, основных геологических объектов края и местных охраняемых территорий, 10-15 видов птиц; умение узнавать охраняемые растения и животных, различать ядовитые грибы и растения.
Существуют определенные требования к организации и расположению живого уголка:
1) комната для уголка должна быть хорошо освещена, отвечать нормам и требованиям для содержания животных и выращивания растений (постоянный температурный режим, влажность, проветривание и т.д.);
2) выбор растений и животных определяется конкретными условиями школы (наличием помещения, средств по уходу);
3) учет требований программы по естествознанию;
4) разнообразие представителей живого уголка и интерес для наблюдения;
5) отсутствие сложностей по уходу: труд должен быть доступен детям младшего школьного возраста (наличие неприхотливых растений и животных, не очень требовательных к организации специфических условий жизни);
6) при отборе растений и животных следует акцентировать внимание на особях с ярко выраженными признаками группы и класса (например, рыбы или птицы с типичным для своего класса строением тела и повадками);
7) размещение в уголке живой природы питомцев в соответствии с их биологическими особенностями и требованиями к условиям жизни, например: птицы в более светлом месте, вдали от сквозняка; аквариум в простенке, чтобы на него не падал солнечный свет. Не следует сосредотачивать разных обитателей в одном месте комнаты, так как детям в таких условиях трудно наблюдать и ухаживать за живыми существами, выделять при необходимости какого-то одного обитателя среди других;
8) учет эстетических требований: различные комнатные растения и аквариум с рыбками должны быть размещены так, чтобы украшать помещение, делать его уютным и привлекательным;
9) следует заранее побеспокоиться об инвентаре, необходимом для ухода за обитателями: за растениями - лейки, щеточки, тазы, клеенка, тряпочки, палочки для рыхления земли; за животными - тазы, тряпки, щетки-сметки, терки, миски, разделочные доски, ножи. Весь инвентарь находится в уголке для дежурных, где также хранятся клеенчатые фартуки и перчатки. Оборудование для ухода за аквариумом следует поместить в столике-шкафчике под ним, где можно хранить и банки с кормом. Весь рабочий инвентарь должен иметь свое место и лежать на полках в определенном порядке, к чему приучают детей после окончания работы.
При отборе объектов следует учитывать следующие требования:
1. Растение или животное должно быть типичным для той или иной систематической или экологической группы. При этом становится возможным познакомить детей с основными, типичными чертами, условиями или образом жизни, характерными для большой группы растений и животных.
2. Уход за обитателями уголка по качеству, характеру труда, по затрачиваемым силам и времени должен быть доступен детям школьного возраста (при участии и руководстве со стороны учителя). Поэтому отбирают растения и животных, неприхотливых к пище и уходу за ними.
3. Растения и животные в уголке природы должны быть внешне привлекательными, способными вызвать и удержать еще не очень устойчивое внимание школьника.
4. Необходимо иметь несколько экземпляров одного вида растений и животных; дети увидят в объектах наблюдения не только общие, но и индивидуальные признаки, это подведет их к пониманию разнообразия и неповторимости живых организмов.