Файл: Курсовая работа Организация зоны природы в начальной школе как одна из форм экологического воспитания младших школьников.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 131
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
5. Растения и животные должны быть абсолютно безопасны, не приносить ни малейшего вреда здоровью детей.
6. Необходимо учитывать возможность нормальной жизнедеятельности, роста и развития животных и растений в условиях помещения школы.
Большой интерес для детей представляют наблюдения за животными. Постоянными обитателями уголка природы являются аквариумные рыбки. В качестве аквариумных рыбок могут быть использованы как рыбы местных водоемов (малый прудовой карась, красноперка, вьюн, верхоплавка и т. д.), так и неприхотливые виды экзотических рыб,- выходцы из тропиков, так называемые теплолюбивые рыбы (гуппи, меченосец, скалярия и т. д.). Наблюдения за рыбками разнообразны, а труд вполне доступен детям (кормление, уборка аквариума, частичная смена воды и т. д.).
Хорошо, если в уголке природы есть птицы. При правильном уходе за птицами они прекрасно себя чувствуют, поют и даже размножаются. Уход за ними вызывает у детей большой интерес, воспитывает бережное и заботливое отношение к животным. В уголке природы обычно содержатся канарейки и волнистые попугайчики — птицы, ставшие домашними.
Из пресмыкающихся можно содержать только черепах — болотную и степную.
Растения должны быть неприхотливыми к уходу за ними, безопасными для жизни и здоровья детей. Растения должны быть внешне яркими, привлекательными, способными вызвать и удержать внимание детей.
В учреждениях можно содержать только «одомашненных» птиц (голубь, канарейка, волнистый попугайчик). При содержании птиц необходимо правильно подобрать клетки: они должны отвечать потребностям данного вида. При выборе клеток надо подходить к каждому виду птиц индивидуально, но в любом случае клетка должна быть правильной формы, без всяких лишних украшений. Объем ее зависит от величины и подвижности птиц. Максимальный объем клетки для большинства наших птиц не должен превышать в длину 50 см, в ширину — 30 см, а в высоту — 40 см. Каждая клетка должна иметь двойное дно: нижнее неподвижное, а верхнее выдвижное. На выдвижное дно клетки насыпают сухой песок. В клетке должны быть кормушка, чашечка с водой для питья. Ежедневно по утрам на некоторое время в нее помещают посуду для купания птицы. В клетке укрепляют несколько жердочек. Жердочки надо разместить так, чтобы, сидя на верхних, птица не пачкала нижние, не засоряла кормушку и поилку. Клетку с птицей надо повесить на высоте около 2 м от пола, на светлой стене, не очень далеко от окна; против клетки не должно быть форточек. Кроме клеток, птиц содержат в вольерах. Они представляют собой очень высокую большую клетку, занимающую часть комнаты. В вольеры помещают по многу птиц как одного, так и разных видов, которые могут жить вместе. Кроме обыкновенных жердочек, в вольеры помещают небольшие деревца и кустарники.
Постоянное наблюдение за обитателями живого уголка, проведение занятий с использованием уголка живой природы, постоянное наблюдение за обитателями, посильное участие детей в создание и поддержание необходимых условий в «живом уголке» позволят добиться значительных результатов в работе с детьми.
2.2 Проект создания уголка живой природы в классе
Для большего понимания темы был разработан проект по организации зоны живой природы в классе.
Любовь к природе, впрочем, как и всякая человеческая любовь,
несомненно, закладывается у нас с детства
И. Соколов-Микитков.
Введение
В современном мире среди детей и подростков растёт агрессия как по отношению к себе подобным, так и по отношению к «братьям нашим меньшим». Что мы видим: дети с удовольствием рвут и топчут цветы, издеваются над насекомыми и птицами. Разрушают гнёзда, ломают ветки, выбрасывают мусор в водоёмы и совершают много таких поступков, за которые должно быть стыдно культурному человеку. Но стоит ли винить в этом только детей? Конечно, нет. Слишком много факторов влияет на воспитание подрастающего поколения. Чаще всего дети не понимают всего вреда, которого они совершают, а взрослые люди не доносят до ребёнка весь ужас содеянного поступка. Почему же раньше, каких-то 20-30 лет назад ребёнок, увидев животное в беде, спешил ему на помощь, а что же мы видим сейчас? Равнодушие. Пусть поможет кто-нибудь, только не я. Что случилось с нами, люди? А всё просто. Мы не научились о ком-либо заботиться, в наших семьях всего по одному, два ребёнка. Родители в современном мире быстрее купят ребёнку компьютер и игры, чем собаку или другое животное. Так как же ребёнку научиться быть добрым и заботливым?
В школе на уроках учителя рассказывают о доброте и заботе, о любви к флоре и фауне. Но давно известно, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. А если ещё самому ухаживать, кормить, чистить клетки, выгуливать, наблюдать, как твой питомец растёт, радуется встрече с тобой. Если ребёнок на своём опыте убедится, что животные умеют думать, скучать, радоваться, что дружить с животными куда лучше, чем причинять им боль, то только тогда дети поймут, что кроме нас, людей, на планете существуют и животные, и их надо уважать.
Цель проекта: создание и оформление в школе "живого уголка" природы.
Задачи:
-
Провести социологический опрос среди учащихся 3В класса Бузулукской СОШ№13. -
Изучить разновидности животных, обитающих в неволе. -
Познакомиться с особенностями жизни животных в условиях «живого уголка». -
Воспитывать бережное отношение ко всему живому.
Содержание проекта
Всю работу по созданию проекта можно разделить на 3 этапа:
-
Подготовительный. -
Основной этап. -
Заключительный этап.
План поэтапных мероприятий:
На подготовительном этапе была проведена следующая работа:
-
Определение темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результатов. -
Изучение литературы:
Во-первых, составили план наших действий по принципу «что делаем» и «к кому обращаемся».
Изучение предпочтений учащихся 3В класса.
Провели социологический опрос. Всего было опрошено 30 человек.
-
Нужно ли организовывать уголок в классе?
-
Каких питомцев можно завести?
-
Какую помощь вы можете оказать?
-
Хотели бы вы участвовать в создании живого уголка?
Основной этап:
На этом этапе мы изучили, чем и сколько раз в день кормить обитателей живого уголка. Например:
-
Красноухую черепаху нужно кормить два раза в день, больше всего она любит листья салата и капусту. -
Декоративных кроликов нужно кормить два раза в сутки, до трех – четырех месяцев нельзя давать листья капусты. Должны быть комфортные условия для их проживания. -
Аквариумные рыбки употребляют пищу в ограниченных количествах, поэтому являются самыми экономными обитателями. -
Ежика нужно кормить два раза в день, утром и вечером в одно и то же время. Основную часть корма нужно давать в 8-10 часов вечера. -
Волнистые попугаи в день 2 чайные ложки корма. В клетке зерновой корм должен быть постоянно. -
Хомяка нужно кормить два раза в день. Вечерний рацион должен быть витаминизирован, богат питательными элементами. -
Оптимальный режим кормления морских свинок – 2 раза в день. Питаются зверьки растительными кормами: сеном, травой, корнеплодами, зерновыми. Очень полезно кормить зверьков травой – это хороший источник витамина С, который необходим организму морских свинок.
Заключительный этап:
Уголок живой природы позволит:
вести наблюдения за животными;
проводить эксперименты и исследовательские работы;
организовывать экскурсии для учащихся и родителей.
В живом уголке организуется три вида деятельности:
1. создание и поддерживание необходимых условий для жизни животных;
2. познавательно – ознакомительные занятия для детей;
3. общение с природой.
Деятельность по созданию и поддерживанию необходимых условий для жизни животных - то, что традиционно называется трудом в природе – чрезвычайно важна как для самих обитателей уголка природы, так и для детей. Эту деятельность надо рассматривать как совместные трудовые операции взрослого и детей любой возрастной группы.
Познавательно – ознакомительная деятельность очень важна: ребята должны много знать о тех, кто живёт рядом с ними. Они могут выступать в роли экскурсовода по уголку природы, рассказывать о животных, за которыми они ухаживают.
Общение с природой позволяет развивать положительно – эмоциональное отношение к животным, развивать нравственные и эстетические чувства. Уголок живой природы поможет сыграть в этом важную роль, т.к. его обитатели находятся рядом с детьми. Ребят надо научить общаться с ними: называть животных по кличке, предлагать им корм с руки, млекопитающих поглаживать, почёсывать, осторожно брать в руки. Время от времени уточнять – животные не люди, разговаривать и отвечать не могут, но им нравится, когда на них смотрят и ласково с ними разговаривают.
Главная особенность уголка природы – его непосредственная близость к детям, что позволяет организовать различную деятельность на протяжении всего учебного года. Это, прежде всего, длительное наблюдение за животными, общение с ними, уход. Например, когда ребенок изо дня в день посещает класс биологии, где находится живой уголок
, весь учебный год, период, семестр. Он видит и наблюдает за ростом и развитием (возможно появление потомства) питомцев живого уголка. Во время занятия, ребенок может воочию смотреть и трогать животное, которое задано по теме, а не смотреть на фотографию в учебнике или в брошюре.
Ожидаемые результаты:
-
Понимание детьми, как можно ухаживать за обитателями «живого уголка». -
Воспитание любви к природе; -
Развитие трудовых навыков; -
Приобретение опыта взаимодействия со средой обитания, стимулирующего развитие личности и самостоятельность в приобретении знаний; -
Вовлечение в природоохранную деятельность. -
Развития чувства ответственности за чужую жизнь -
Заполнение нашего досуга -
Положительных эмоций от общения хоть малой крупицей природы
Наши планы на будущее:
-
Спроектировать живой уголок; -
Сделать памятки «Правила ухода за обитателями живого уголка»; -
Приобрести других животных, предварительно изучив их жизнедеятельность; -
Создать экологический дизайн класса из экологически чистых материалов.
Заключение
Исходя из поставленных задач курсовой работы, можно сделать следующие выводы:
1. Изучили научно-методическую литературу по экологическому воспитанию.
2. Изучили содержание, сущность, задачи экологического воспитания.
3. Изучили процесс формирования экологического воспитания у младших школьников на занятиях по окружающему миру.
4. Рассмотрели уровень сформированности в учебной деятельности нравственно-экологических качеств у младших школьников.
5. Выявили приемы и методы формирования экологического опыта у младших школьников.
6. Изучили результаты опытно-экспериментальной работы.
По результатам проведенной опытно-экспериментальной работы можно сделать следующие выводы.
Теоретические основы нравственно-экологического воспитания младших школьников достаточно разработаны в методической и научной литературе.
Экологическое воспитание школьников – это самое приоритетное направление в работе школы, которая осуществляется с учетом возраста учащихся, имеющее конечной целью формирование нравственно-экологической культуры.
Но в имеющихся условиях экологическое воспитание не будет осуществляться в полной мере без целенаправленного наглядного обучения. Дети не будут понимать, насколько важно защищать природу, если объяснять только на словах.
Оптимальным решением станет создание зоны природы в классе,