Файл: Использование игровых педагогических технологий в учебном процессе теория и практик. Содержание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 157

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Использование игровых педагогических технологий в учебном процессе: теория и практик.

Содержание


1.1История возникновения игры 7

1.2Педагогическая классификация детской игры 13

2. Анализ особенностей применения игровых технологий 24

2.1 Требования к организации педагогических игр в процессе обучения 24

2.2 Значение игры в процессе обучения 33

2.3 Механизмы, обуславливающие привлекательность игры. 39

3 Экспериментальное педагогическое исследование 44

3.1 Ход и динамика опытно-экспериментальной работы 44

3.2. Педагогические условия эффективности применения игровых технологий в учебном процессе 54

Заключение 61

Глоссарий 64

Список использованных источников 66

Приложение А - Этапы развития игры 69

Приложение Б - Классификация педагогических игр 70

Сравнение констатирующего и контрольного этапа 71

исследования 71

Приложение Г - Обучение детей примерам на вычитание в пределах 10 72

Сравнение результатов констатирующего этапа эксперимента. 72


В настоящее время образовательные учреждения нуждаются в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого развития каждого ребенка.

Среди задач образовательной системы значится проблема совершенствования обучающей и воспитательной деятельности, внедрение различных инновационных учебных программ, направленных на полноценное и разностороннее развитие детей.

Уровень воспитания и подготовки к школе в значительной степени определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного и индивидуального развития ребенка. Это предполагает психолого- педагогическое сопровождение ребенка на протяжении всего периода обучения (начиная с дошкольного образования) с целью выявления индивидуальных вариантов развития, творческих способностей каждого ребенка, укрепления его собственной позитивной активности, раскрытия неповторимости его личности,
своевременной помощи при проблемах в обучении или неудовлетворительном поведении. Особенно важно это в старших группах детского сада и младших классах школы, когда только начинается целенаправленное обучение человека, когда учеба постепенно становится ведущей деятельностью, в результате которой формируются психические свойства и качества ребенка, прежде всего познавательные процессы, формируется отношение к себе (самооценка), роль и участие в коллективе, способность к сотрудничеству.

В педагогике и психологии большое внимание уделяется играм дошкольников и младших школьников (Д.Б. Эльконин, Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.С. Макаренко, А.И.Сорокина, В.С.Мухина, А.П. Усова, А.В. Запорожец и др.). Аспекты игровой деятельности в общеобразовательной школе рассматривались Ж.М. Глозманом, М.Клариным и др.

В современных образовательных учреждениях возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности.К таким активным формам обучения, недостаточно освещенным, в методике преподавания относятся игровые технологии.

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными обучающие занятия. Проведение занятий с использованием игровых технологий положительно эмоционально окрашивает монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а также активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.е. усваиваемый детьми материал проходит через своеобразную практику.

Актуальность темы. Ведущее значение в развитии ребенка дошкольного и младшего школьного возраста принадлежит обучению на занятиях, усвоению знаний, умений и навыков. Очень важно в педагогическом процессе использовать наиболее эффективные формы воспитания и обучения. Так как игра - это естественная для ребенка форма обучения, то введение в обучающие и развивающие занятия игровых технологий

является наиболее разумным, закономерным и необходимым способом обучения.

Для успешного развития и воспитания детей образовательное учреждение должно создать соответствующие условия, которые являлись бы для ребенка наиболее комфортными для овладения новыми знаниями и умениями. Обучая посредством педагогической игры, педагог так преподносит учебный материал, что ребенок естественно впитывает информацию.

Несмотря на то, что детская игра достаточно хорошо изучена в психолого- педагогической литературе, проблема внедрения игровых технологий в обучающий процесс до сих пор остается за пределами исследований.

Необходимо изучить такие важные аспекты, как результативность применения игровой технологии в изучении того или иного предмета в соответствии с возрастом детей и учетом специфики их развития; способы комбинирования игровых технологий с другими педагогическими технологиями, в том числе и с традиционным обучением и воспитанием в школах и детских садах; разнообразить игровые технологии и ввести в программу развития образовательного учреждения учебные занятия с их включением; обеспечить подготовку педагогов для работы с игровыми технологиями, так как педагог должен правильно формировать цели и задачи педагогической игры, в соответствии с темой обучающего занятия и уровня развития детей.

Все это обусловило выбор темы выпускной квалификационной работы «Использование игровых технологий в учебном процессе».

Цель работы: рассмотреть и изучить методику использования игровых технологий в обучении в современной образовательной системе как одну из форм организации познавательной деятельности детей в процессе обучения, выявить закономерность и необходимость их использования.

Достижение цели работы требовало решения следующих задач:

    1. На основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы установить значение использования игровых технологий в учебном процессе;

    2. Выявить педагогические и методические основы конструирования и использования игровых технологий;

    3. Рассмотреть основные разновидности обучающих игр, которые могут успешно использоваться при изучении и закреплении нового материала;

    4. Раскрыть понятие педагогической игры в обучении.


Объектом исследования ВКР является процесс обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста с использованием игровых технологий.

Предмет исследования - развитие и обучение детей, посредством использования игровых технологий в учебном процессе.

Гипотеза исследования: использование в процессе обучения игровых технологий является эффективным средством активизации познавательной деятельности детей, их применение повышает прочность и качество усвоения знаний, если педагогические игры:

  • отбираются и конструируются в соответствии с содержанием изучаемой темы, с целями и задачами;

  • четко организуются; соответствуют интересам и познавательным возможностям детей;

  • используются в сочетании с другими формами, методами и приемами, эффективными при изучении нового материала.

Использование игровых технологий в процессе обучения всецело соответствует тенденции перехода от преимущественно информативных к активным формам и методам обучения, созданию условий для творчества.

Методы исследования, использованные в процессе выполнения работы: изучение и анализ педагогической и психологической литературы, эксперимент, наблюдение, опросный метод (беседа).

Практическая значимость исследования заключается в том, что:

      1. В работе представлено обобщение научно-методических рекомендаций для педагогов по использованию игровых технологий в обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста;

      2. Выводы и материалы исследования могут быть использованы при разработке обучающих программ, дидактического (наглядного) материала для проведения занятий с применением игровых технологий, методических пособий для педагогов.

Полученные данные могут быть использованы в процессе подготовки и переподготовки педагогов дошкольного и школьного образования. Результаты исследования могут быть непосредственно использованы в практике педагогической деятельности.

Игровые технологии способствуют активизации познавательной деятельности детей и ведут к более осмысленному усвоению знаний. Применение последних повысит прочность и качество усвоения знаний детей, если игры:

  • отбираются и конструируются в соответствии с содержанием изучаемой темы, с целями и задачами занятий;

  • используются в сочетании с другими формами, методами и приемами, эффективными при изучении нового материала;

  • четко организуются и соответствуют интересам и познавательным возможностям детей.


  1. Теоретический анализ игры




    1. История возникновения игры



Игра возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений.1 Чем выше развитие общества, тем больше увеличивается продолжительность детства, то есть дети все позже принимают активное участие в жизни взрослых, и тем сложнее становится период подготовки ребенка к взрослой жизни. Если на ранних этапах развития человечества воспитание не выделено в качестве специальной общественной функции, так как дети с самого раннего возраста жили общей жизнью с взрослыми и были с малых лет включены в производительный труд, а также очень быстро становились независимыми, то в современном обществе, в связи с усложнением производственных отношений, возникает производство специальных предметов для детей - игрушек, помогающих в ходе сюжетно-ролевых игр осваивать социальные функции предметов и овладевать умениями, необходимыми для будущих трудовых действий.2 Ребенок изучает мир взрослых через игровую деятельность, которая воспроизводит жизнь общества.

Взаимодействие с игрушками есть для ребенка взаимодействие с миром человеческих вещей. Важно, что это взаимодействие всегда инициируется и организуется взрослым, который предоставляет образец действий, эмоционально подкрепляет (одобряет или не одобряет) манипуляции с предметами или замещающими их игрушками. При этом многие игрушки направлены не на овладение определенными трудовыми навыками, а на развитие общих способностей, необходимых для различных видов будущей деятельности: ловкости, мелкой моторики, зрительно-моторной координации, точности движений и т.п. Характерно, что функции и содержание игрушек одинаковы у разных народов с разными условиями жизни и с разным уровнем развития. Но это верно только для «изначальных игрушек», типа мяча, волчка, оружия, кукол и изображений животных. Но и эти игрушки, их формы и значимость для детской игры исторически изменяются по мере изменения места ребенка в обществе. Таким образом, игра