ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 216
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ Г ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(НИУ «БелГУ»)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ
Кафедра общей и клинической психологии
Готовность к профессиональной деятельности студентов- психологов с разным уровнем самореализации в обучении
Выпускная квалификационная работа
студентки очной формы обучения
направление подготовки 37.03.01 Психология
4 курса группы 02061501
Макаренко Татьяны Викторовны
Научный руководитель: кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и клинической психологии Шутенко Е. Н.
БЕЛГОРОД 2019
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования. В настоящее время, в эпоху многозадачности и многофункциональности в профессии, повышенного требования к специалистам и их квалификации, всё острее становится проблема готовности к профессиональной деятельности у современных студентов. Многие из них оказываются не готовы соответствовать предъявляемым требованиям или же вовсе отказываются от самореализации в профессии, получаемой в ВУЗе.
Стоит отметить тот факт, что вузовское образование должно обеспечивать условия для процесса самореализации личности студента в образовательной системе, а также способствовать росту ресурсов и возможностей обучаемого как субъекта вузовской подготовки. Обучение в вузе является сложным процессом саморазвития личности, постижения культуры и профессии, а также формирование готовности к профессиональной деятельности после окончания вуза.
Под готовностью к профессиональной деятельности, вслед за В.Ф. Жуковой, мы понимаем сложное многокомпонентное личностное образование, включающее в себя взаимодействие эмоционально-волевого, мотивационного, ориентировочно-мобилизационного, когнитивного,
операционно-деятельного, познавательно-оценивающего компонентов.
Изучением феномена готовности к профессиональной деятельности занимались такие исследователи, как В.Г. Асеев, М.Б. Бондаренко, Л.И. Божович, М.В. Демиденко, А.А. Дергач, К.М. Дурай-Новакова, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Е.А. Климов, И.А. Калинина, Н.Д. Левитов, Б.Ф. Ломов, А.К. Маркова, Л.М. Попов, О.В. Плешакова, И.М. Пучкова, П.Н. Устин, и др.
Самореализация личности является одной из личностных особенностей, которые взаимосвязаны с успешностью и благополучным «проживанием» себя в профессии и является важным этапом профессионального самоопределения молодых людей.
Вслед за Е.Н. Шутенко в своей работе мы определяем самореализацию в вузовском обучении как некий уникальный опыт человека быть личностью, как механизм и способ личностного становления студента, действующий на протяжении всей жизни и задающий внутреннюю историю жизненного пути.
Изучением феномена самореализации и различных ее особенностей занимались такие авторы, как А. Адлер, К. Голдштейн, Э. Деси, А. Маслоу, Р. Мэй, Г. Оллпорт, Ф. Перлз, К. Роджерс, Р. Райан, Ж. П. Сартр, В. Франкл, Э. Фромм, К. Хорни, Э.Эриксон, К. Г. Юнг. Отечественные ученые: Г.М. Андреева, К. А. Абульханова-Славская, В. И. Андреев, Г.С. Батищев, Л.П. Буева, М. М. Бахтин, Е. И. Горячева, И. Д. Егорычева, Р. А. Зобов, М.С. Каган, Л.Н. Коган, И.С. Кон, Л. А. Коростылева, В. Н. Келасьев, И. В. Костакова, С. И. Кудинов Д. А. Леонтьев, А. В. Мудрик, Е. А. Никитина, А.
-
Петровский, О. Н. Пушкина, С.Л. Рубинштейн, М. М. Рубинштейн, И. П. Смирнов, Д. И. Фельдштейн, А. В. Хуторской, В. А. Черкасов, В. Э. Чудновский, В.А. Ядов, Т.В. Волкова, Е.А. Василевская, С.Б. Кондратьева, -
В. Калашникова, В.А. Манина, С.И. Огнева, О.В. Орлова, Я.Б. Подгорный, М. Радоев, И.С. Рудина, Ю.В. Шаповалова.
Самореализацию в образовательном процессе изучают: Э.В.
Галажинский, Р. В. Джаббаров, Е. В. Киенко, А. К. Маркова, И. С. Морозова, Е. Н. Шутенко, В. В. Ягодкина.
Однако, несмотря на важность и актуальность исследования готовности к профессиональной деятельности у студентов с разным уровнем самореализации в обучении, данная проблематика слабо изучена в целом, а в частности - на выборке студентов-психологов, что обуславливает актуальность выбранной темы.
Проблема исследования: каковы особенности готовности к
профессиональной деятельности студентов-психологов с разным уровнем самореализации в обучении?
Цель исследования: выявить особенности готовности к профессиональной деятельности студентов-психологов с разным уровнем самореализации в обучении и разработать оптимальные пути и средства ее формирования.
Объект: готовность к профессиональной деятельности студентов- психологов.
Предмет: готовность к профессиональной деятельности студентов- психологов с разным уровнем самореализации в обучении.
Гипотеза: готовность к профессиональной деятельности у студентов- психологов тесно связана с уровнем их самореализации в обучении, а именно, чем больше они личностно включены в учебный процесс, реализуют в нем свои способности и социально интегрированы, тем ярче выражены такие показатели профессиональной готовности, как: автономность,
информированность, принятие решений, планирование, эмоциональное отношение.
Исходя из цели и гипотезы, были определены следующие задачи исследования:
-
Изучить разработанность проблемы готовности к профессиональной деятельности студентов-психологов с разным уровнем самореализации в обучении в психологии -
Определить особенности готовности к профессиональной деятельности у студентов-психологов. -
Выявить качественные характеристики самореализации студентов- психологов и определить уровень их самореализации в обучении. -
Исследовать выраженность особенностей готовности к профессиональной деятельности у студентов-психологов с разным уровнем самореализации в обучении. -
Разработать и апробировать коррекционно-развивающую программу по созданию условий для самореализации студентов-психологов, с целью формирования готовности к профессиональной деятельности, и оценить ее эффективность.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют работы, посвященные проблеме готовности к профессиональной деятельности (В.Г. Асеев, М.Б. Бондаренко, Л.И. Божович, М.В. Демиденко), работы в области изучения самореализации личности (А.И. Алифиров, Т.В. Волкова, Е.А. Василевская, С.Б. Кондратьева), работы исследования самореализации личности в обучении (Э.В. Галажинский, Р.В. Джаббаров, Е В. Киенко, А. К. Маркова, И.С. Морозова, Е.Н. Шутенко, В. В. Ягодкина.), а также исследования, направленные на изучение готовности к профессиональной деятельности лиц с разным уровнем самореализации (В.В. Байлук, И.В. Гайдамашко, Г.И. Гапонова, Л.Г. Данилюк).
Концептуализация процесса и условий самореализации студентов осуществляется в работе на базе следующих теорий: гуманистической психологии (Г. Олпорт, Г. Мерфи, А. Маслоу, К. Роджерс и др.); психологии интеракционизма (Г. Блумер, Ч. Кули, М. Кун, Дж. Г. Мид, Дж. Хоманс и др.); теории субъекта жизнедеятельности (К.А. Абульханова, А.В. Брушлинский, С.Л. Рубинштейн и др.), смысло-центрической теории (Д.А. Леонтьев, Е.Н. Осин); мультисубъектной теории личности (В.А. Петровский); акмеологического подхода (А.А. Деркач, Э.В. Сайко, Е.В. Селезнева и др.).
Для решения поставленных задач применялся следующий комплекс методов исследования: теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования, эмпирические методы (наблюдение, беседа, психодиагностический метод); количественный и качественный методы обработки данных посредством математико-статистического анализа и дифференциации материала по типам, группам; интерпретационные методы, включающие в себя структурный анализ полученных данных. Статистические методы:
-
Критерий (t) Стьюдента -
Коэффициент корреляции (r) Спирмена -
Общие показатели описательной статистики
- Критерий Краскела-Уоллиса
Статистическая обработка проведена с использованием компьютерных программ «SPSS for Windows v. 17 rus» и «MS Excel 2010».
В ходе проведения исследования были использованы следующие методики:
-
Методика «Профессиональная готовность» (А.П. Чернявская). -
«Многомерный опросник самореализации личности» (С.И. Кудинов). -
«Методика исследования самореализации в вузовском обучении» (А.И. Шутенко, Е.Н. Шутенко).
Практическая значимость исследования заключается в том, что диагностическое исследование формирования психологической готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности осуществлялось на базе факультета психологии Педагогического института НИУ «БелГУ». Разработанная программа, направленная на повышение уровня самореализации студентов в обучении может быть использована в работе студенческой психологической службы факультета психологии (СПС ФаПси). Результаты исследования также могут использоваться в процессе профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации психологов.
Выборка и база исследования. В исследовании приняли участие студенты 4 и 5 курсов факультета психологии Педагогического института НИУ «БелГУ» по направлениям подготовки «Психология» и «Психологопедагогическое образование» в количестве 50 человек.
Структура и объем работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников, включающего 73 наименований и приложений. Объем работы - 79 страниц машинописного текста.
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения готовности к
профессиональной деятельности студентов-психологов с разным
уровнем самореализации в обучении
-
Теоретические подходы к изучению феномена готовности к
профессиональной деятельности студентов-психологов
В современном мире, который перманентно живет в условиях нарастающего рабочего ритма и повышения требований, система образования должна также развиваться и постоянно совершенствоваться. В связи с наличием постоянно повышающихся требований обеспечения конкурентоспособности молодых специалистов на рынке труда, все большую актуальность приобретает проблема готовности студентов к профессиональной деятельности после окончания вуза.
Данный процесс сопровождается эпифеноменами повышения требований к старшекурсникам и выпускникам вузов.
Важно подчеркнуть, что профессия психолога относится к группе «социономических» профессий, которая ориентирована на решение проблем социализации личности, а также общественных проблем. Соответственно, психологу необходимо формировать в себе самом готовность к пониманию людей, а также способность ориентироваться в различных способах их деятельности и труда. Понимание специфики труда играет важную роль, так как профессиональная деятельность личности является одним из основных компонентов ее самореализации.
В период обучения в вузе колоссальное внимание педагогов уделяется подготовке студентов и формированию у них навыков, способствующих максимально эффективному разрешению различных по уровню сложности задач в будущей профессиональной деятельности. Также повышение качества подготовки будущих молодых специалистов неразрывно связано с