Файл: Педагогический институт факультет психологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 221

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Далее были установлены статистически значимые различия показателей готовности к профессиональной деятельности с разным уровнем самореализации в обучении «до» и «после» экспериментального воздействия.

В ходе статистического анализа были установлены значимые различия между контрольной и экспериментальной группами с высоким уровнем по шкале «личностная включенность в процесс обучения» (t=-6,33) и «социальная интегрированнсоть в процессе вузовской подготовки» (t=-0,93).

Также были выявлены значимые различия показателей готовности с низким уровнем по шкалам «личностная включенность в процесс обучения» (t=-1,124), «реализация способностей в процессе обучения в вузе» (t=-6,33) и «социальная интегрированность в процессе вузовской подготовки» (t=-6,7) (Приложение 14).

Таким образом, результаты исследования свидетельствуют о наличии различий в показателях группы испытуемых «до» и «после» участия в коррекционной программе. А именно после реализации программы наблюдаются изменения в выраженности показателей сформированности готовности к профессиональной деятельности, в особенности таких как «автономность» (ср.знач.=17), «информированность» (ср.знач.=13,7),

«принятие решений» (ср.знач.=14,2), «планирование» (ср.знач.=13) и «эмоциональное отношение» (ср.знач.=15,7).

Результаты математической статистики позволяют говорить об эффективности разработанной нами психокоррекционной программы по созданию условий для самореализации студентов-психологов, с целью формирования готовности к профессиональной деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Студенческий возраст характеризуется, в первую очередь, развитием сознания и самосознания, благодаря чему формируется целенаправленное регулирование отношений молодых людей и девушек к окружающей среде и к своей деятельности. Данный возраст отличается наибольшей познавательной и социальной активностью, является наиболее благоприятным для овладения сложными способами интеллектуальной деятельности, а также развития необходимых в профессии специальных личностных и функциональных качеств. Вместе с тем, современное профессиональное образование в настоящее время всё больше нуждается в проведении реорганизационных мероприятий, направленных не только на формирование знаниевого компонента профессиональной подготовки, но также на формирование необходимых личностных качеств, способствующих эффективному становлению в профессии. Одним из таких качеств является готовность к осуществлению профессиональной деятельности. Особую значимость готовность к профессиональной деятельности имеет в профессиях, предъявляющих определённые требования к личности специалиста, в частности, профессии практического психолога, где личность психолога имеет первоочередное значение в эффективности его работы.


Под психологической готовностью понимается сознательное отношение к ценности и смыслу профессиональной деятельности в контексте принятия своей способности к ее выполнению при мобилизации мотивационно - волевого состояния. Специфика деятельности психолога заключается в наличии эмоционального настроя, знаний о содержании, особенностях и технологиях работы, а также рефлексивных и эмпатических способностей, коммуникативных умений. Самореализация личности является одной из таких личностных особенностей, которые взаимосвязаны с успешностью и благополучным «проживанием» себя в профессии. Кроме этого, самореализация в профессии является последним этапом профессионального самоопределения молодых людей.

Анализ существующих подходов к понятию самореализация позволяет определить его как сложный, многокомпонентный процесс, который требует сличения с неким высшим образцом и идеалом, выработанным человечеством и в частности конкретным индивидом.

Самореализация представляет собой самостоятельную, целостную, ценностно-ориентированную деятельность личности по непрерывному изменению себя соответственно внутреннему образу «Я» и актуальным социальным ожиданиям, деятельность по накоплению индивидуального опыта, наращиванию духовно-нравственных сил.

Самореализация личности многокомпонентная и включает в себя динамический, эмоциональный, организационный, мотивационный, когнитивный, компетентно-личностный, установочно-целевой и

рефлексивно-оценочный аспекты.

Вслед за Е.Н. Шутенко в своей работе мы определяем самореализацию в вузовском обучении как механизм и способ личностного становления студента в образовательном процессе. По сути, процесс самореализации в вузе - это уникальный опыт быть личностью. Анализ самореализации студентов следует проводить через оценку трех аспектов: личностной включенности в процесс обучения, реализации способностей в процессе обучения, социальной интегрированности в процессе вузовской подготовки.

На начальных этапах исследования, изучив особенности готовности к профессиональной деятельности у студентов-психологов, мы выявили, что для большинства респондентов были характерны такие показатели, как: «автономность», «принятие решений» и «эмоциональное отношение».



Исходя из анализа полученных результатов, можно сделать содержательные выводы о специфике готовности к профессиональной деятельности и сформированности её компонентов у студентов - психологов с разным уровнем самореализации. В целом, в указанной выборке респондентов наиболее представленными являлись адаптивный, гармоничный и инертный уровни самореализации. Если говорить о видах самореализации в данной выборке, то важно отметить, что профессиональная самореализация и социальная были наиболее представленными, что позволило судить о важности в данной студенческой выборке общественной деятельности и социальной активности, а также стремлении достичь значимых результатов в определённом виде деятельности (профессиональной, творческой, спортивной, учебной и пр.).

Студенты - психологи с интенсивным уровнем самореализации отличаются большей сформированностью такого компонента профессиональной готовности, как «автономность» и «принятие решений», в отличие от студентов с иррациональным уровнем самореализации, что говорит о том, что студенты - психологи, стремящиеся достигать высоких результатов во всех сферах деятельности, более самостоятельны в выборе своего профессионального пути, знают, свои устремления, кроме этого студенты с интенсивным уровнем самореализации более рационально подходят к принятию решений, тщательно аргументируя их состоятельность. Кроме этого, студенты с более высоким уровнем самореализации в большей мере способны ставить конкретные цели в профессиональной деятельности, выбирать пути и средства их достижения на пути профессионального становления, чему студенты с иррациональным и инертным уровнем самореализации.

Опираясь на результаты диагностики была разработана, адаптирована и апробирована коррекционно-развивающая программа по созданию условий студентам - психологам для самореализации в обучении, с целью формирования готовности к профессиональной деятельности, предполагающая работу в групповой форме. Был проведен цикл психокоррекционных занятий в экспериментальной группе респондентов направленный на развитие навыков рефлексии, планирования и целеполагания; на формирование и развитие навыков самоконтроля, саморегуляции и эмоциональной устойчивости; углубление знаний о профессиональной «Я-концепции» и направление на формирования адекватного представления о себе как о будущем профессионале, развитие личностных ресурсов.


Для определения динамики показателей готовности к профессиональной деятельности, был проведен второй

психодиагностический срез. Получены достоверные различия между контрольной и экспериментальной группой. Динамика показателей экспериментальной группы свидетельствует о повышении уровня самореализации в обучении у студентов - психологов по таким компонентам, как: «личностная включенность в процесс обучения», «реализация способностей в процессе обучения», «социальная интегрированность в процессе вузовской подготовки».

После реализации программы наблюдаются изменения в выраженности показателей сформированности готовности к профессиональной деятельности, в особенности таких как «автономность»,

«информированность», «принятие решений», «планирование» и «эмоциональное отношение».

Полученные результаты свидетельствуют о том, что разработанные мероприятия по организации психологических условий для самореализации в обучении, включающих в себя развитие представлений студентов о будущей профессиональной деятельности и профессионально-важных качеств личности, развитие навыков рефлексии и навыков самоконтроля на занятиях психодрамы, изучения методов саморегуляции и эмоциональной устойчивости, а также планирования и целеполагания, студенты-психологи после прохождения психологических консультаций, развивающих игр и упражнений, показывают качественно и количественно отличный результат в динамике диагностических срезов. В связи с этим мы подтверждаем основную гипотезу исследования: готовность к профессиональной деятельности у студентов-психологов тесно связана с уровнем их самореализации в обучении, а именно, чем больше они личностно включены в учебный процесс, реализуют в нем свои способности и социально интегрированы, тем ярче выражены такие показатели профессиональной готовности, как: автономность, информированность, принятие решений, планирование, эмоциональное отношение.

Перспективными направлениями при разработке данной проблемы станет дальнейшее конструирование психологических условий и средств, способствующих повышению готовности к профессиональной деятельности студентов-психологов, а также разработка рекомендаций для 1 и 2 курсов.

Список использованной литературы


  1. Абульханова-Славская, К.А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования / К.А. Абульханова-Славская // Психологический журнал. - 1994. - №4. - С. 39-43.

  2. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991.

  3. Амосова, Т.В. Основные подходы к определению понятия готовности к профессиональной деятельности / Т.В. Амосова // Вестник Коми Государственного педагогического института. - 2011. - №9. - С.65-69.

  4. Адлер, А. Индивидуальная психология / А. Адлер. - СПб.: Питер, 2017. - 256 с.

  5. Асмолов, А. Г. Психология личности Текст.: Принципы общепсихологического анализа / А. Г. Асмолов. - М.: Смысл, 2001.-416 с.

  6. Белобрыкина, О.А. Этические аспекты деятельности

практического психолога / О.А. Белобрыкина // Материалы VIII

Всероссийской конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование». - 2005. - Т.3. - Ч.4. - С.212-220.

  1. Баилук, В.В. Человекознание. Самореализация личности: общие законы успеха : моногр. / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2011.

  2. Бакиева, Э.В. Формирование потребности в профессиональной

самореализации студентов: Анализ понятий, обеспечивающих

диссертационное исследование // Теория и практика общественного развития. 2011. №6. С. 137-140.

  1. Барышникова, Т. И. Педагогические условия развития способности к самореализации у студентов вуза (На материале изучения иностранного языка): дис. ... канд. пед. наук. Хабаровск, 2002. 194 с.

  2. Белоновская И.Д., Неволина В.В. Профессиональное саморазвитие личности как проблема современного образования В сборнике: Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры материалы Всероссийской научно-методической конференции. Оренбургский государственный университет. 2017. С. 2759-2765.

  3. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р.Бернс. - М.: Прогресс, 1986. - 254 с.

  4. Бехтер А.Ю., Монахова С.Л. Профессиональное саморазвитие студентов как условие формирования компетентного специалиста Научный альманах. 2016. № 3-2 (17). С. 59-62.

  5. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И.

Божович. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1997. - 352 с.

  1. Бозаджиев, В.Л. К вопросу о психологической готовности к профессиональной деятельности / В.Л. Бозаджиев // Международный журнал экспериментального образования. - 2010. - №7. - С.98-99.

  2. Бондарькова А.М. Инновационное управление