Файл: Педагогический институт факультет психологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 217

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


С низким уровнем реализации способностей в процессе обучения выражены такие показатели как «автономность» (ср.знач.=14) и «эмоциональное отношение» (ср.знач.=13). Наименее выражены



«планирование» (ср.знач.=8).
«информированность» (ср.знач.=8)


  • автономность

  • информированность

  • Принятие решений

  • планирование

  • эмоциональность

уровень социальной интегрированности в процессе вузовской подготовки




Рис.2.2.5 Выраженность показателей готовности к профессиональной
деятельности студентов-психологов социальной интегрированности в
процессе вузовской подготовки; (ср.знач.)


По шкале социальной интегрированности в процессе вузовской подготовки у студентов с высоким уровнем преобладают такие показатели готовности как, «автономность» (ср.знач.=17) и «эмоциональное отношение» (ср.знач.=15). Эта группа студентов-психологов, убежденная в высокой самоэффективности, ставит перед собой более трудные, рискованные и смелые цели, они демонстрируют больше старания и настойчивости, они успешнее выполняют задание, поскольку подходят к его решению с лучшим настроением (с меньшей тревогой и депрессией), они также способны лучше справляться со стрессом и разочарованием.

Как и в других группах наименее выраженным показателем является «информированность» (ср.знач.=9).

У испытуемых со средним уровнем наиболее выражены

«автономность» (ср.знач.=15), «принятие решений» (ср.знач.=13) и «эмоциональное отношение» (ср.знач.=15). Как уже говорилось ранее, эмоциональное отношение или как ее еще называют, эмоциональная включенность, оказывает на принятие решения большое влияние. Так как, данный фактор содержит в себе не только отношение к различным вариантам при выборе, но и отношение к планированию, к тому, что надо принять какое-то решение, отношение к ответственности за свое решение и планирование, к тому, что испытуемым при этом надо проявлять активность и идти на компромисс.

Наименее выражены такие показатели как, «информированность» (ср.знач.=10) и «планирование» (ср.знач.=10). Это свидетельствует о том, что испытуемые не знают, как можно удержаться на своей работе психологом, как совершенствовать свой профессионализм и продвигаться по профессиональной лестнице.

С низким уровнем наблюдается преобладание «автономности» (ср.знач.=14) и «эмоционального отношения» (ср.знач.=12).

Наименее выражены такие показатели как, «принятие решений» (ср.знач.=10) и «планирование» (ср.знач.=8), это говорит о том, что студенты мало способны принимать эффективные решения, которые бы учитывали все важные факторы подлинной ситуации и перспективы. Для этого испытуемые еще должны обладать вышеуказанными определенными качествами, способностями, знаниями и навыками.

После анализа результатов по данному диагностическому инструментарию, воспользуемся статистическим критерием (t) Стьюдента, который работает с разностью среднего арифметического значения в двух выборках студентов, для выявления различий между группами по уровням самореализации и показателями готовности к профессиональной деятельности.

В описании полученных результатов мы будем использовать крайние показатели уровня самореализации в обучении. Дальнейшую характеристику полученных данных проводили по статистически значимым t- критериям из полученных, т. е. во внимание брали те, что были выше критически табличных (1кр) с достаточным уровнем доверительной вероятности (коэффициент - p), что позволило заявить о несущественном количестве вероятных ошибок.

В первую очередь проведем анализ полученных данных респондентов с высоким и низким уровнем самореализации в обучении.

В результаты сравнения трех групп с высоким уровнем по шкалам «личностная включенность в процесс обучения», «реализации способностей в процессе обучения в вузе» и «социальная интегрированность в процессе вузовской подготовки», было выявлено, что показатели готовности к профессиональной деятельности не имеют статистически значимых различий.

Статистически значимые различия присутствуют только среди испытуемых с низким уровнем по шкале «личностная включенность в процесс обучения» между шкалой «реализации способностей в процессе обучения в вузе» (t=1,26) и шкалой «социальная интегрированность в процессе вузовской подготовки» (t=1,143) (Приложение 8).

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что чем выше уровень самореализации, тем более сформированной оказывается готовность к профессиональной деятельности у студентов - психологов, подтвердилась.

В целом, делая выводы по полученным результатам исследования, мы можем сказать следующее:

  • наиболее выражены в группе студентов-психологов такие показатели

готовности к профессиональной деятельности, как: «автономность»

(ср.знач.=14,4), «принятие решений» (ср.знач.=12) и «эмоциональное отношение» (ср.знач.=13,8);

  • наиболее выраженными по выборке испытуемых являются адаптивный (34%), гармоничный (20%) и инертный (20%) уровни самореализации;

  • наиболее значимыми для данных студентов являются профессиональная самореализация и социальная, что говорит о важности в данной студенческой выборке общественной деятельности и социальной активности, а также стремлении достичь значимых результатов в определённом виде деятельности (профессиональной, творческой, спортивной, учебной и пр.);

  • в группе студентов с высоким уровнем по шкале «личностная включенность в процесс обучения» преобладают такие показатели готовности, как: «автономность» (ср.знач.=16), «принятие решений» (ср.знач.=13), «эмоциональное отношение» (ср.знач.=14); по шкале «реализация способностей в процессе обучения в вузе» - «автономность» (ср.знач.=16) и «эмоциональное отношение» (ср.знач.=17), также как и по шкале «социальная интегрированность в процессе вузовской подготовки» - «автономность» (ср.знач.=17) и «эмоциональное отношение» (ср.знач.=15);

  • в группе студентов с низким уровнем по шкале «личностная включенность в процесс обучения» преобладают такие показатели готовности, как: «автономность» (ср.знач.=14), «планирование» (ср.знач.=14) и «эмоциональное отношение» (ср.знач.=14); по шкале «реализация способностей в процессе обучения в вузе» - «автономность» (ср.знач.=14) и «эмоциональное отношение» (ср.знач.=13), по шкале «социальная интегрированность в процессе вузовской подготовки» - «автономность» (ср.знач.=14) и «эмоциональное отношение» (ср.знач.=12);

  • если говорить о компонентах профессиональной готовности, то в данной группе испытуемых при разработке программы занятий по формированию профессиональной готовности наибольшее внимание важно уделить развитию таких компонентов готовности, как планирование и информированность студентов - психологов, поскольку они являются наименее сформированными;

  • самореализация студентов - психологов влияет на особенности их готовности к профессиональной деятельности, в частности на проницательность и предусмотрительность в выборе профессии, способность учитывать все возможные риски и преимущества, умение ставить конкретные цели, рассчитывать пути и средства их достижения в своём профессиональном становлении, а также на способность отделять собственные интересы от интересов и предпочтений окружения, инициативность и стремление реализовать собственные возможности.


2.3 Динамика показателей готовности к профессиональной
деятельности у студентов-психологов с разным уровнем
самореализации в обучении


Настоящая программа обращена к актуальной проблеме психологического стимулирования и актуализации процесса формирования готовности к осуществлению профессиональной деятельности и самореализации личности в обучении студентов - психологов.

Как видно из результатов проведенного эмпирического исследования, уровень самореализации личности студентов связан с особенностями готовности к профессиональной деятельности. В этой связи представляется важным в работе психолога психологической службы вуза и куратора со студентами старших курсов уделить должное внимание проблеме формирования профессиональной готовности, поскольку профессия психолога предполагает кроме набора определённых знаний, умений и навыков, ещё и ряд необходимых личностных особенностей, в том числе и особенности самореализации специалиста в своей профессии.

В нашем исследовании были выявлены психологические проблемы в формировании компонентов профессиональной готовности у студентов - психологов старших курсов, для решения которых наиболее эффективной, по нашему мнению, будет являться групповая организация занятий, когда существует возможность одновременно получить поддержку от участников и взгляд со стороны.

Программа включает в себя 4 этапа:

  • Диагностический - сентябрь - октябрь 2018 года (первая половина). Начальный период предполагает подбор диагностического материала. Проведение процедур психодиагностики, обращенных на выявление уровня самореализации в обучении и особенностей профессиональной готовности студентов - психологов.

  • Практический - ноябрь 2018 - апрель 2019 года. Была

осуществлена подготовка и проведение программы коррекции направленной на создание условий студентам - психологам для самореализации в обучении, с целью формирования готовности к профессиональной деятельности.

  • Оценочный - февраль - май 2019 года. Во время повторной (итоговой) диагностики мы доказали эффективность методов, используемых в программе.

Основная цель реализации программы: содействие в формировании компонентов профессиональной готовности студентов-психологов посредством создания условий для повышения их самореализации в обучении.

Основные задачи реализации программы:

  1. й этап - предоставление актуальных сведений о специфике работы:

  • презентация и обсуждение информации, посвященной работе специалиста - психолога в конкретной организации на кураторском часе;

  • беседа с приглашённым специалистом о специфике его работы, методах, профессиональном пути, сложностях в профессии;

  • развитие представлений студентов о будущей профессиональной деятельности и профессионально-важных качеств личности.

  1. й этап - развивающая работа:

  • развитие навыков рефлексии;

  • формирование и развитие навыков самоконтроля саморегуляции и эмоциональной устойчивости;

  • развитие навыков планирования и личностного коучинга;

  • углубление знаний о профессиональной «Я-концепции» и направление на формирования адекватного представления о себе как о будущем профессионале, развитие личностных ресурсов.

Предполагаемый положительный результат: у студентов -

психологов, прошедших курс занятий по данной программе:

  • сформируется адекватное представление о практической деятельности специалиста - психолога, о целостности своего жизненного пути и возможном профессиональном будущем студентов;

  • оптимизируются навыки рефлексии, самоконтроля,

саморегуляции и эмоциональной устойчивости;

  • станут более эффективными навыки планирования и

целеполагания;

  • эмоциональный фон в ситуации необходимости трудоустройства оптимизируется.

Предполагаемый отрицательный результат: низкая мотивация отдельных студентов, в силу чего работа с ними может оказаться неэффективной, в силу чего рекомендуется индивидуальная работа психолога психологичной службы.

Критерии оценки эффективности:

  • повышение уровня самореализации в обучении у студентов - психологов;

  • повышение показателей сформированности готовности к профессиональной деятельности, в особенности таких как «автономность», «информированность», «принятие решений» и «планирование».

Форма работы: групповая организация тренинговых занятий со студентами, работа с кураторами. Занятия проводятся в учебной аудитории.

Основные методы и приемы работы:

  • наиболее эффективными, по нашему мнению, способами для развития навыков планирования, самоконтроля будут являться методы формирования сознания (рассказ, беседа, диспуты, работа с текстом, «мозговой штурм»);

  • методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (групповые упражнения, наблюдение, ролевые игры);

  • методы стимулирования и мотивации поведения и деятельности (эмоциональное воздействие, поощрение, дискуссия);

  • элементы арт-терапии и психодрамы.

Продолжительность занятия: 45 мин.

Проведение занятий: один раз в неделю.

Количество человек: 14-20 человек.

Ход работы (Приложение 10):

Структура каждого занятия включала в себя вводную часть, основную и заключительную. Вводная часть представлена различного рода упражнениями, которые направлены на снятие определенного напряжения в начале занятия, обсуждение правил тренинга, а также на обсуждение обратной связи по предыдущему занятию. Основная часть представлена двумя-тремя основными упражнениями, которые направлены на каждом этапе реализации программы на достижение тех или иных своих целей. Заключительная часть занятия представляет собой обратную связь по занятию в целом от каждого, кто принимал участие в тренинге, а также в первом блоке сюда включено упражнение на групповую интеграцию.

Организация тренинговых занятий включает в себя такие принципы:

  1. Принцип активности.

  2. Принцип открытой обратной связи.

  3. Принцип «здесь и теперь».

  4. Принцип доверительности в общении.

Таблица 2.3.1

Тематическое планирование коррекционно-развивающей программы



Задачи мероприятия

Содержание мероприятия

Предоставление актуальных сведений о спецш

)ике работы

Мероприятие 1

Презентация и обсуждение информации, посвященной проблеме реализации практической деятельности психолога в конкретной организации.

Кураторский час «Практическая работа психолога в конкретной организации»

Мероприятие 2

Формирование образа личностно привлекательного психолога, осведомленность о специфике профессионального становления в профессии психолога

Кураторский час с участием приглашённого специалиста - психолога

Развивающая работа

Блок 1 (1 занятие)

Формирование эмоциональной атмосферы и мотивации на участие в занятиях

«Состояние сейчас», Техника акватипии, «Я в своей профессии», Упражнение «Подарок»

Блок 1 (2 занятие)

Формирование доверительных отношений в группе, усиление процесс взаимодействия членов группы

«Ролевая игра», «Воображаемая социограмма», «Необитаемый остров» «Обмен ролями»

Блок 2 (1 занятие)

Работа с собственными чувствами,

интересами, потребностями, осознание

внутреннего осознания, поиск проблем, актуализация ресурсных состояний.

«Закрой глаза», «Дублирование», "Волшебный магазин",

Блок 2 (2 занятия)

Формирование навыков планирования и целеполагания

Техника «Мой жизненный сценарий»,

Блок 3 (1 занятие)

Углубление знаний о профессиональной «Я- концепции» и направление на

формирования адекватного представления о себе как о будущем профессионале

«Игра - разминка»,

«Ассоциация»,

«Изобретатели», Упражнение "Список".

Блок 4 (2 занятие)

Развитие личностных ресурсов

Самостоятельная практическая работа, подготовка отчета.

Блок 4 (3 занятие)

Развитие личностных ресурсов

Самостоятельная практическая работа, подготовка отчета

Основные принципы психологической работы:

  1. Принцип единства диагностики и коррекции. Отражает целостность процесса оказания психологической помощи как особого вида практической деятельности психолога.

  2. Принцип конфиденциальности. Вся информация, полученная в ходе реализации коррекционно-развивающей программы, не подлежит разглашению.

  3. Принцип профилактической направленности, основанный на теории проективного совладания. Проективное или опережающее совладание рассматривается как попытка человека предвосхитить потенциальные стрессоры и действовать упреждающе с целью профилактики и нивелирования их негативного влияния.

  4. Принцип системности развития психологической деятельности. Необходимость учета в коррекционной работе профилактических и развивающих задач.

  5. Деятельностный принцип коррекции. Определяет предмет приложения коррекционных усилий, выбор средств и способов достижения цели, тактику проведения коррекционной работы, пути и способы реализации поставленных целей.

Анализ эффективности коррекционно-развивающей программы по
созданию условий для самореализации студентов-психологов, с целью
формирования готовности к профессиональной деятельности


Согласно поставленным задачам данной работы, после первого констатирующего среза и проведения психокоррекционной деятельности, следующим этапом является проведение второго диагностического среза и определение динамики показателей готовности к профессиональной деятельности у студентов-психологов с разным уровнем самореализации в обучении.

Результаты выраженности показателей готовности к профессиональной деятельности после эксперимента представлены в приложении 11. Чтобы определить различия между группами, обратимся к рисунку 2.4.1.



Рис. 2.4.1. Сравнительный анализ показателей готовности к профессиональной деятельности респондентов до и после эксперимента;

(ср.знач.)

Таким образом, на основании полученных данных следует, что после проведения коррекционно-развивающей программы, наблюдается более высокие показатели готовности студентов-психологов респондентов группы после эксперимента, в отличие от респондентов до него.

Наиболее значимое различие имеется по шкале «информированность» (ср.знач.=13,7), что отражает приобретение более глубоких знаний и понимания работы психолога, стремление к самооценке в контексте профессионального самоопределения, знаний о способах овладения предпочитаемой профессией.

Наиболее выраженным также является показатель «автономность» (ср.знач.=17), что может свидетельствовать о понимании большинства


целостности своей личности и их повышенном стремлении реализовать возможность в практических действиях.

По шкале «принятие решений» (ср.знач.=14,2) мы наблюдаем закономерное повышение результатов. Данные свидетельствуют об упрочнении процессов осознанной саморегуляции поведения.

В шкалах «планирование» (ср.знач.=13) и «эмоциональное отношение» (ср.знач.=15,7) имеется значительная тенденция к росту показателей. Перспектива испытуемых стала обладать качеством оптимистичности - соотношением положительных и отрицательных прогнозов относительно своего будущего, а также повышенной степенью уверенности в том, что ожидаемые события произойдут в намеченные сроки. Их оптимистичность перспективы тесно связана с реальными достижениями и с социальной интегрированностью личности. Данные свидетельствуют об упрочнении процессов осознанной саморегуляции поведения.

Далее обратимся к динамике уровня самореализации личности студентов-психологов у респондентов экспериментальной группы.



Рис. 2.3.3. Сравнительный анализ уровня самореализации личности студентов-психологов у респондентов до и после эксперимента; (ср.знач.)

Значения показателей по шкалам методики, после коррекционных мероприятий, превосходят полученные значения до эксперимента. Согласно полученным данным, мы наглядно наблюдаем повышение количества испытуемых (10%) с «интенсивным» уровнем самореализации, что говорит об их желании и стремлении к самовыражению.

В результате повторной диагностики также выросло количество респондентов с «гармоничным» уровнем самореализации личности. Данные свидетельствуют, что они не только имеют хорошее представление о своих стремлениях, но и знают теперь, как их можно реализовать.

В частности, стоит отметить, что наблюдается снижение количества студентов с «инертным» (6%) и «ирациональным» (4%) уровнем самореализации. В результате наблюдения, также было замечено, что большинство испытуемых проявляли активность, чтобы изменить себя, расширяя свой кругозор, развивая эрудицию и другие интеллектуальные, личностные и морально-нравственные качества.

Использование методов арт-терапии и элементов психодрамы способствовало тому, что студенты-психологи научились открыто выражать свои эмоции и чувства, слушать и слышать собеседника, вставать на его позицию.


В ходе беседы было выявлено, что большинство студентов беспокоит их уровень развития, они считают, что нужно прилагать всё больше усилий для своего развития. Некоторые стремятся быть профессионально компетентными и сделать карьеру, несмотря на то, что это сопряжено с трудностями.

После проведения повторного исследования определим уровень самореализации студентов-психологов в обучении. Для этого обратимся к рисунку 2 .4.2.




Рис. 2.3.3. Сравнительный анализ уровня самореализации в обучении студентов-психологов респондентов до и после эксперимента; (ср.знач.)

Анализ распределения значений и средних баллов по выборке позволяет утверждать, что имеется тенденция к повышению уровня самореализации в обучении у респондентов группы после эксперимента.

Так, можно заметить, что увеличилось количество респондентов, входящих в группу с высоким (14%) и средним (28%) уровнями по шкале «личностная включенность в процесс обучения». А также, в значительной степени уменьшилось число студентов-психологов с низким уровнем (58%) по данной шкале. Данный компонент отражает деятельностный аспект самореализации испытуемых, и говорит об их предрасположенности к повышению степени интенсивности труда, большей увлеченностью учебной деятельностью и субъективной значимости обучения в вузе, уровню занятости ею, и в целом о степени их осмысленности.

В рамках наблюдения было замечено, что многие испытуемые, выполняя учебную деятельность, прилагали большие усилия, которые были направлены на то, чтобы изменить себя, чтобы продвигаться от незнания к знаниям, от желаний к умениям, от способностей к компетентности.

Анализ распределения значений по шкале «реализация способностей в процессе обучения в вузе», а именно: высокий уровень составил (18%), средний уровень (42%) и низкий уровень (40%) позволяет утверждать, что есть тенденция к повышению уровня среди испытуемых. Следовательно, мы можем заявлять об улучшенных способностях к познанию поведения, а также говорить о стремлении к развитию своего потенциала, актуализированной возможности лучшего самопознания в учебе, проявлении понимания полезности обучения и присутствии восприятия учебы как средства воплощения мечты. В данных группах учеба в вузе теперь рассматривается студентами-психологами, как путь к успеху и профессиональному росту, у них присутствует возможность разностороннего самопроявления и полноценного самовыражения в учебе.

В рамках третьего компонента самореализации - «социальная интегрированнсоть в процессе вузовской подготовки» при проведении коррекционной программы, мы создали некую необходимую питательную почву для интенсивного и продуктивного межличностного общения испытуемым. Таким образом, у студентов была возможность личностного взаимодействия для разностороннего общения и личностного самовыражения. Что поспособствовало повышению уровня по данной шкале.