ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 219
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Впоследствии идеи, схожие с понятием самореализации А. Адлера, развивали Р. Байт, К. Гольдштейн, А.Маслоу, К. Хорни, Э.Фромм.
Зарубежные психологи - гуманисты, среди которых Э. Фромм, К. Роджерс, А. Маслоу, говорили о самореализации человека через близкий по смыслу термин «самоактуализация». Э. Фромм видел возможности достижений в жизни путем проявления спонтанной активности, которая возможна только в случае объединения с другими людьми без потери собственной индивидуальности [62]. По его мнению, человек,
преодолевающий свои опасения, чувство лени, недостаток умений и навыков, способен достичь высоких результатов и подчеркнуть свою значимость.
А. Маслоу в своей теории утверждал о некой всеобщей необходимости в самосовершенствовании, а также о том, что природой человека заложено естественное желание претворять в жизнь свои возможности и способности. Самореализация, по его мнению, представлена как превращение своего существования в «метажизнь» [56]. Однако чтобы реализовывать все свои способности в полной мере, человеку необходимо прилагать определённые усилия, именно в таком случае у него появится необходимое ощущение собственной полноценности и восторга от собственных достижений.
По мнению К. Роджерса, стремление к самореализации также является врожденным, «сущность природы человека ориентирована на движение вперёд к определенным целям, конструктивна, реалистична и весьма заслуживает доверия» [56, с.82]. Тенденция актуализации представляет собой способ развить и сохранить собственную личность, определить и реализовать заложенные природой качества и способности. Как считает К. Роджерс, жизнь должна представлять собой процесс постоянного поиска, в котором человек совершает бесчисленное число проб и ошибок, при этом важным является не снижение напряжения, а, напротив, его повышение. Стимулом для запуска процесса самосовершенствования является расхождение между Я - реальным и Я - идеальным, которое создаёт необходимость поиска новых возможностей и личностного роста. К. Роджерс так же, как А. Маслоу считает, что, человек, который стремится к самореализации, должен преодолеть страх, тревоги, не бояться угроз, возникающих из-за временных неудач, и формировать соответствие своих возможностей и желаемых результатов. Как видно из рассмотренных представлений о самореализации личности в зарубежных психологических теориях, они носят в основном описательный характер, основой является гуманистический подход [56].
Гуманистическая психология провозглашает целью жизни каждого индивида его непосредственную и максимально полную самореализацию. Полнота самореализации измеряется максимальной эффективностью в развитии своих умений и задатков, использованием условий в социуме для раскрытия одаренности, степенью пользы обществу, человеческой цивилизации. Самореализация зависит от индивидуальных умений, знаний, способностей, навыков, нравственных качеств, которые определяют вклад человека в обогащение материальных и духовных ценностей мира. Анализ исследований в рамках гуманистического подхода дает понимание самореализации как основной жизненной ценности человека, отражающей тенденцию максимально проявить свой потенциал и претворить способности в жизнь.
Гуманистические теории самореализации индивида стремились раскрыть психолого-педагогические принципы, которые бы ей способствовали. Анализ таковых позволил выделить три способа достижения цели свободного саморазвития индивида: развитие творческого потенциала личности, его природных задатков; развитие возможности аутентичного способа существования посредством предельных переживаний как осознания индивидом подлинности своего бытия и проживания «здесь и теперь»; непосредственное формирование в нем умения к личностному росту.
Истоки зарождения проблемы самореализации в гуманистических концепциях, в дальнейшем обсуждение данного понятия распространяется в иные психологические направления, где является предметом специального исследования. В психоаналитическом направлении Э. Эриксон наиболее проработал понятие «самореализация» в концепции идентичности. Согласно своим представлениям, идентичность он охарактеризовал как «...осознаваемый и личностно принимаемый образ себя, чувство адекватности и стабильного владения собственным «Я» независимо от изменений «Я» и ситуации, а также способностью личности к самореализации и полновесному решению задач, возникающих на определенном этапе ее развития» [72, С. 107].
Как показывает анализ научной литературы, концептуальные подходы, разработанные учеными за рубежом по проблеме самореализации в рамках гуманистической психологии, являются именно описательными. Для всех этих концепций характерно самореализацию причислять к врожденному свойству индивида. Несмотря на значительный вклад в разработку данной проблемы, гуманистические теории неоправданно отдавали предпочтение биологическому началу самореализации и самоактуализации. В рамках этих концептуальных подходов становление личности обуславливается заложенной природой генетической программой.
В рамках гештальт-подхода Ф. Перлз выделял такие основополагающие характеристики зрелой личности, способной к самореализации, как: актуальность - осознанность - ответственность. Этот процесс, который разворачивается в контексте переживания актуального «здесь и теперь», заключается в осмысление своего выбора и потребностей, понимание методов и приемов их удовлетворения своими силами, не ограничивая права окружающих [53].
Ф. Бэкон и Л. Фейербах в своих трудах предлагают объяснение смысла самореализации человека в единстве с теми целями, которые личность ставит перед собой. Так, в целях находят свое отражение тенденции социального развития и его законы. Авторы предполагают, что человеку присуще стремление к самореализации, которое является его «предназначением» [12].
В отечественной науке также обнаруживается всё больший интерес к проблеме самореализации, что отражено в увеличивающемся числе исследований и публикаций по этой проблематике (К. А. Абульханова - Славская, С.И. Кудинов, Л.А. Коростылева, Е.В. Клочко, И.П. Смирнов, Р.А. Зобов и др.). По мнению Л.А. Коростылевой, самореализация личности является сбалансированным и гармоничным раскрытием всех сторон личности, в котором развиваются генетические и личностные возможности [1].
И.П. Смирнов, говоря о природе самореализации, указывает на решающую роль в реализации личностного потенциала не природных задатков, а сформированных внешней средой личностных качеств как продукта образования и воспитания [28].Так, С.В. Калашникова под термином «самореализация» понимает полную реализацию возможностей личности, стремление к наиболее полному и всестороннему выявлению и развитию личностью собственных способностей и возможностей, а также стремление человека стать той личностью, которой он хочет стать [32].
Отечественные ученые Г.М. Андреева, Г.С. Батищев, Л.П. Буева, С.Л. Рубинштейн, М.С. Каган, Л.Н. Коган, И.С. Кон, В.А. Ядов и др. в контексте социально-деятельностной и культурно-исторической парадигм связывают самореализацию с процессами социализации и жизнедеятельности человека как социального субъекта [12, 19, 30, 56]. Опираясь на эти идеи, мы представляем самореализацию как «культуро-детерминируемый процесс, который корреспондирует процессу социализации, т.е. возникает и разворачивается в ответ на формирующее влияние социума и культуры. В содержательном плане самореализация заключается в раскрытии и реализации сущностных сил личности, отражающих конкретно-исторические формы общественных отношений. Представляя синтез знаний, умений, способностей, талантов и пр., движимых интересами, ожиданиями и смыслами, эти сущностные силы складываются в процессе присвоения индивидом опыта культуры и производительных сил общества посредством механизмов распредмечивания и опредмечивания этого опыта в социальной практике» [70, С. 81].
Д.А. Леонтьев анализировал проблему самореализации личности на трех уровнях [47]: философский уровень с вопросами о сущности человека, о сути его самореализации; социологический уровень о способах пути самореализации личности в конкретном социуме и культурных условиях; психологический уровень о личностных качествах и конкретных внешних условиях. Основой стремления человека к самореализации в представлении Д.А. Леонтьева является не всегда осознаваемое стремление к бессмертию, «которое может осознаваться в различных формах: как стремление продвинуть знание, улучшить условия жизни людей, передать другим знания и опыт, раскрыть людям смысл и т.д.» [47, С. 157]. Осознавая конечность своего существования в пространстве вечности, человек стремится выйти за пределы этой конечности и максимально полно реализовать себя в жизни. Значимость такой реализации для культуры и человечества выступает критерием самореализации, которая невозможна без тесных взаимосвязей потребности и способности быть личностью, без внесения социального вклада в культуру и других людей.
Самореализация как процесс развития личности в понимании Е.И. Горячевой представляет собой переход потенциальных способностей в актуальные, включающий в себя содержательный (конкретные способности конкретной личности) и процессуальный (действия, которые данные способности актуализируют) компоненты [24].
Самореализацию в контексте социальности личности изучал
М.М. Рубинштейн, понимая последнюю не как уровень коммуникативной компетентности личности или навыки эффективного общения, а общую предрасположенность к взаимно полезным и приятным контактам с другими людьми. Человек должен иметь направленность на общение и характеризоваться способностью к установлению прочных и доброжелательных отношений с окружающими, выражая свое отношение к миру и самому себе, как общественному существу. В процессе самореализации человек испытывает потребность в общении, что обоснованно М.М. Рубинштейном следующим образом: «... одиночка может жить собой только до того момента, когда продукт его работы и думы не дозрел до известной степени; когда это начинает ощущаться, тогда люди и общение с ними становятся условием, без которого дальше идти нельзя». [54, С. 144-148].
Так, З.Ш. Мухтарова отмечает, что наиболее результативная самореализация личности возможна тогда, когда существует сильный личностно значимый побудительный мотив для роста и самосовершенствования. Также автор предлагает рассматривать несколько аспектов проблемы самореализации личности, которые необходимы для понимания данного феномена как реального специфического психологического явления: самоактуализация, самовыражение, адаптация, самосовершенствование, нравственность, свобода, счастье,
индивидуализация [49].
Е.И. Исаев отмечает, что важной детерминантой процесса самореализации являются мотивы, которыми руководствуется личность, при этом под мотивом автор понимает интегральное психическое образование, которое является основой для деятельности личности [55].
При исследовании самореализации мы основывались на полифункциональном подходе С.И. Кудинова о системной природе отношений и качеств личности, где самореализация разбирается как многоуровневое системное образование, которое проявляется в деятельности. Автор пишет: «... в исследованиях самореализации личности превалируют односторонние аналитические стратегии. В них на первый план выступает какая - либо одна позиция, которая рассматривает данный феномен либо с точки зрения мотивации, либо установки, либо процесса. Анализ эмпирических и теоретических исследований данной проблемы свидетельствует о том, что авторы при рассмотрении самореализации не фиксируют формы проявления, виды и структурные характеристики, а также не выделяют условия и факторы ее оптимизации» [43, С. 337-346].
С.И. Кудинов определяет самореализацию, как комплексное психологическое образование, детерминированное совокупностью внешних и внутренних факторов, которые обеспечивают успешность самоосуществления личности в различных сферах жизнедеятельности в процессе онтогенеза [44].
В разработанной С.И. Кудиновым полисистемной модели впервые описаны формы, виды, условия и структурная организация изучаемого понятия. Формы осуществления самореализации могут быть внешними и внутренними (в некоторых исследованиях могут называться «объективной» и «субъективной» самореализацией) [43], либо выступать одновременно. Внутренняя форма самореализации выражается в личностном духовном становлении, во внутреннем росте и развитии субъекта, внешняя форма - в самоосуществлении субъекта в учебной, творческой, спортивной, политической, общественной, профессиональной сферах жизнедеятельности, обеспечивающем конкретные практические достижения человека. Внутренняя самореализация связана с самосовершенствованием интеллектуального, эстетического, нравственного, духовного и физического аспектами человека и способствует реализации внутреннего мира человека. Внешняя и внутренняя формы самореализации не являются тождественными. Достигнув успеха в профессиональной, социальной, политической сферах субъект может осознавать субъективную, внутреннюю, сущностную нереализованность и неудовлетворенность. Самореализацию детерминируют инструментально-стилевые и мотивационно-смысловые характеристики, обеспечивающие постоянство стремлений и готовность индивида к самовыражению в разных сферах жизнедеятельности.