ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 220
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
личностным
развитием
постоянным профессиональным
самосовершенствованием человека.
Необходимо отметить, что в процессе профессионализации, проходящей в условиях вуза, происходит уточнение профессиональных целей и намерений, а также формируется профессиональная направленность личности, способствующих формированию готовности к профессиональной деятельности.
Изучением данного феномена занимались такие исследователи, как В.Г. Асеев, М.Б.Бондаренко, Л.И. Божович, М.В. Демиденко, А.А.Дергач, К.М. Дурай-Новакова, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Е.А.Климов, И.А. Калинина, Н.Д.Левитов, Б.Ф. Ломов, А.К. Маркова, Л.М. Попов, П.А.Рудик, О.В.Плешакова, И.М.Пучкова, П.Н. Устин, и др.
Л.Ю. Субботина в своей работе отмечает, что большинство авторов, рассматривающих проблему готовности к профессиональной деятельности, склонны рассматривать ее в качестве определенного состояния психики, сознания, функциональных систем в рамках ситуации, требующей ответственных действий или подготовки к ним. Также готовность к профессиональной деятельности включает в себя предрасположенность, возможность личности действовать на высоком уровне в любых условиях, что представляет собой решающее условие быстрой и эффективной адаптации к профессиональной деятельности и дальнейшего профессионального самосовершенствования личности [59].
Под готовностью к профессиональной деятельности В.Ф. Жукова понимает сложное многокомпонентное личностное образование, которое включает в себя взаимодействие эмоционально-волевого, мотивационного, ориентировочно-мобилизационного, когнитивного, операционно
деятельного, познавательно-оценивающего компонентов [31].
К.К. Платонов, Д.Н. Узнадзе, П.А. Рудик, В.И. Ширинский под готовностью подразумевают концентрацию, мгновенную мобилизацию личностью собственных ресурсов и сил с целью осуществления определенных действий и достижения определенной цели [6].
В свою очередь, В.А. Малько понимает готовность в качестве сложного личностного образования, многоплановой и многоуровневой системы качеств и свойств, совокупность которых дает субъекту возможность успешного осуществления своей деятельности [22].
В своих работах М.И. Дьяченко, А.А. Деркач и Л.А. Кандыбович рассматривают вопрос готовности к профессиональной деятельности в личностно-деятельностной плоскости в качестве проявления всех составляющих личности в их единстве, которое обеспечивает возможность максимально эффективного выполнения необходимых функций [24, 26].
Так, А.А. Деркач подчеркивает, что существуют определенные условия формирования и развития готовности к профессиональной деятельности, к которым относятся:
-
самостоятельность и критическое усвоение культурных особенностей; -
осуществление активного участия в решении общественно-значимых задач; -
специальное развитие и совершенствование психических процессов [24].
В свою очередь, П.А. Рудик предлагает рассматривать готовность в качестве сложного психологического образования, а также выделяет в готовности значимую роль когнитивных психических процессов, которые отражают важнейшие стороны профессиональной деятельности, эмоционально-волевых компонентов, которые усиливают или ослабляю активность человека, а также способствуют осуществлению эффективных действий по достижению поставленной цели [58].
Далее, Н.Е. Стенякова, ссылаясь на Т.И. Шалавину, отмечает, что готовность к профессиональной деятельности можно рассматривать в качестве индивидуализированного отражения действительности, которое выражает отношение личности к определенным объектам, ради которых осуществляется общение и деятельность. Подобная точка зрения предполагает создание в рамках учебного процесса ситуаций, которые обеспечат смыслотворческую деятельность, в итоге которой будет осуществлено субъективное присвоение содержания и сути профессиональной подготовки, а также целостно-личностное развитие будущего молодого специалиста. В результате этого достигается высокий уровень подготовки по специальности, а также высокий уровень готовности к профессиональной деятельности личности [58].
Таким образом, анализируя данную точку зрения, необходимо отметить, что готовность к профессиональной деятельности здесь понимается в качестве интегративного профессионально значимого свойства личности, которое обеспечивает развивающий переход от системы вузовской подготовки и обучения - к системе профессиональной деятельности, а также включающего в себя совокупность профессиональных знаний, умений и навыков, непосредственный опыт личности, профессионально-значимые личностные качества.
Необходимо отметить, что в психологическом словаре под готовностью к деятельности понимается форма установки, которая характеризуется наличием направленности на выполнение какого-либо действия. Такая готовность предполагает наличие определенных ЗУНов, готовности к противодействию препятствиям, а также - приписывание выполняемому действию личностного смысла. Такая готовность реализуется в рамках проявления отдельных составляющих, к которым относится нейродинамическая сформированность действия, психологическая и физическая готовность.
Также готовность к деятельности представляет собой специфическое психическое состояние, включающее в себя осознание личностью своих целей, оценку имеющихся условий, планирование оптимальных способов действия, прогнозирование необходимых волевых, мотивационных и интеллектуальных усилий, а также степени вероятности достижения желаемого результата.
Феномен готовности личности к осуществлению профессиональной деятельности представляет собой один из наиболее активно разрабатываемых феноменов в современном научном мире. Интерес представляет не только определение и природа феномена, но и критерии и уровни готовности к профессиональной деятельности.
Такие исследователи, как Г.М. Андреева, Е.М. Борисова, Л.С. Выготский, И.А. Зимняя, И. Загвязинский, Е.П. Ильин и др., отмечают, что готовность личности к профессиональной деятельности в качестве личностного новообразования обладает сложной структурой и спецификой содержания (которая определяется содержательным контекстом ситуации проявления, а также ресурсами непосредственно личности, ее направленностью, активностью и своеобразием) [54].
В зависимости от специфики понимания и определения феномена готовности к профессиональной деятельности, разные исследователи по- разному определяют его структуру и составляющие.
Так, Л.Ю. Субботина, рассматривая проблему психологической готовности к профессиональной деятельности, выделяет в ней пять компонентов, к которым относятся:
-
Социально-перцептивный компонент, подразумевающий под собой формирование и развитие у молодого специалиста профессионально значимых качеств, к которым в свою очередь относятся: интеллектуальные, психомоторные и эмоционально-волевые. Таким образом, необходимыми качествами являются быстрота мыслительных процессов, эмоциональная устойчивость, хорошая волевая саморегуляция и т.д. -
Мотивационно-ценностный компонент, характеризующийся устойчивым желанием и стремлением к осуществлению профессиональной деятельности максимально эффективно и добросовестно. -
Когнитивно-оценочный компонент, который проявляется в виде наличия у молодого специалиста (или у студента-старшекурсника) адекватного представления о своей будущей профессии, которое будет способствовать разделению полученных знаний на «применимые» и «неприменимые», окажет воздействие на дальнейшую выработку профессионально значимых качеств специалиста. -
Организационно-личностный компонент характеризуется наличием у студента способности понимать людей и сопереживать им, разбираться в психологических особенностях личности, определять уровень образования, знаний, убеждений и моральных качеств. Анализировать свою работу и прогнозировать вероятный ее результат. -
Эмоционально-чувственный компонент, включающий в себя способность сопереживать и сочувствовать [59].
Итак, несмотря на наличие некоторых различий во взглядах и мнениях различных авторов, анализируя исследования готовности к профессиональной деятельности, возможным представляется выделение общего в трактовке понятия готовности. Так, готовность к профессиональной деятельности представляет собой личностную форму интерпретации содержания объема образовательных дисциплин, систему интегративных свойств, опыта и качеств личности, которая обладает признаками общей методической и теоретической готовности к осуществлению профессиональной деятельности. Однако также необходимо отметить тот факт, что готовность обладает собственной спецификой, которая включает в себя профессиональные умения и навыки, а также - индивидуальный стиль их реализации, практический опыт деятельности и рефлексию профессиональной деятельности.
Таким образом, готовность молодых специалистов к профессиональной деятельности представляет собой особое психическое состояние личности, включающее в себя осознание личностью своих целей, оценку имеющихся условий, планирование оптимальных способов действия, прогнозирование необходимых волевых, мотивационных и интеллектуальных усилий, а также степени вероятности достижения желаемого результата. Структуру и компоненты готовности к профессиональной деятельности выделяли многие авторы, и важно отметить, что большинство факторов сходны между собой по смысловой нагрузке.
Основу готовности к профессиональной деятельности составляет государственный образовательный стандарт высшего образования, который включает в себя формирование готовности студентов к осуществлению профессиональной деятельности на основании идеи личностноориентированной подготовки молодых специалистов. Соответственно, готовность выступает в качестве одного из критериев результативности профессиональной подготовки студента, а также представляет собой связующее звено между процессами вузовской подготовки и профессиональной деятельности, где готовность выступает в качестве положительной установки на деятельность и адаптационного потенциала.
-
Проблема самореализации личности в отечественной и зарубежной психологии
В настоящее время, когда в мире реализуются процессы преобразования политических, экономических, общественных и социально - психологических систем, когда система образования подвергается переосмыслению и перестраиванию, многие авторы придерживаются точки зрения, согласно которой в процесс образования необходимо включать возможности саморазвития и самореализации личности.
Так, именно врожденное и в последующем развитое стремление личности к саморазвитию (в том числе к самореализации и самосовершенствованию), как отмечают авторы, представляет собой немалую ценность, так как является непосредственно показателем зрелости личности и готовности к профессиональной деятельности, так и условием ее достижения.
Впервые термин «самореализация» приводится в словаре по философии и психологии, который был издан в 1902 году в Великобритании. В данном словаре под самореализацией личности понимается осуществление возможностей развития «я» человека [50]. Данная точка зрения предполагает рассмотрение самореализации в качестве высшего, конечного результата развития человека и человечества.
В последнее время интерес как отечественных, так и зарубежных исследователей к проблеме саморазвития личности возрос, что связано с пониманием основополагающей роли самореализации в формировании и развитии личности, а также - с тенденцией к предъявлению к личности более высоких требований, которые включают в себя способность к самосовершенствованию и саморазвитию. К примеру, возрастающий научный интерес к данной проблеме можно отметить, анализируя количество публикаций за последние несколько лет (Л.А. Анцыферова, Э.В. Галажинский, Л.А. Коростылева, Д.А. Леонтьев, О.В. Питерская и др.).
Необходимо отметить тот факт, что истоки рассмотрения самореализации личности принадлежат концепции А. Адлера. В своих трудах автор обсуждал взаимозаменяемые такие понятия как «стремление к превосходству» и «стремление к самосовершенству». Суждения ученого состоят в том, что индивид, идентифицируя себя с совершенным недостижимым идеалом, осмысливает свое несовершенство, и испытывает при этом конкретные фрустрирующие чувства, которые и являются мотиваторами. Адлер [4] утверждал, что стремление к превосходству для каждого субъекта является главным стремлением в жизни, и оно, в представлении автора, является врожденным, так как представляет собой саму жизнь. Немалое значение ученый придавал социальным детерминантам, изучая субъекта как самоопределяющееся целое, учитывая его индивидуальность. Адлер в своих работах исходил из общефилософских подходов, не вынося авторского определения. При этом он подтверждал, что носитель самосознания - это индивид, планирующий свои действия, управляющий ими и осознающий значимость этих действий с целью самореализации.