Файл: Педагогический институт факультет психологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 223

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


испытуемых характерен средний уровень социальной интегрированности.

В содержании пунктов данной шкалы выражается позитивный план складывающихся социальных отношений личности в процессе вузовского обучения. Здесь находит отражение желание быть в группе, принимать участие в жизни вуза, основанное на исходном чувстве общности, взаимовыручки и взаимоподдержки в студенческой среде, отмечается также значимость и крепость дружеских связей, атмосфера доверия и уважения.

Так, у большинства испытуемых, 30 (60%) человека, с низким уровнем социальной интегрированности в процессе вузовской подготовки, которые не видят возможности и не могут реализовать себя вузе никаким образом. Отсутствие помощи вуза в решении личных проблем выражаются в отрицательной оценки данных пунктов и приводят, как правило, к социальной изоляции в ходе обучения.

Более подробно рассмотрим указанные выше компоненты в группах студентов - психологов с разным уровнем самореализации (табл. 2.2.4).

Таблица 2.2.4

Выраженность компонентов профессиональной готовности у
студентов - психологов с различным уровнем самореализации (ср.знач.)


Уровень самореализации

Автономность

Инфор-ость

Принятие решений

Планирование

Эмоц-ое отношение

Интенсивный

15

13

18

16

14

Гармоничный

12,4

9,8

14,1

9,8

15,4

Адаптивный

8,6

7,2

11,3

7,9

12,2

Инертный

8,1

6,1

8,3

6,9

9,4

Иррациональный

4,8

5,9

7,2

6,2

8,9




max.=20

max.=17

max.=20

max.=20

max.=21


Как видно из данных таблицы, показатели профессиональной готовности различаются у студентов с разным уровнем самореализации, так наиболее высокие показатели сформированности компонентов профессиональной готовности выявлены у студентов - психологов с интенсивным и гармоничным уровнем самоактуализации, в то время как наиболее низкие - у студентов с иррациональным и инертным уровнем самоактуализации.

Математическая обработка данных с применением критерия Краскела- Уоллиса показала, что существуют значимые различия сформированности компонентов профессиональной готовности у студентов - психологов с разным уровнем самореализации. Студенты - психологи с интенсивным уровнем самореализации отличаются большей сформированностью такого компонента профессиональной готовности, как «Автономность» (H= 10,42, p<0,005) и «Принятие решений» (H= 12,81, p<0,005), в отличие от студентов с иррациональным уровнем самореализации. Что говорит о том, что студенты - психологи, стремящиеся достигать высоких результатов во всех сферах деятельности, более самостоятельны в выборе своего профессионального пути, знают, свои устремления, кроме этого студенты с интенсивным уровнем самореализации более рационально подходят к принятию решений, тщательно аргументируя их состоятельность. Кроме этого, значимые различия были обнаружены между показателями сформированное™ такого компонента профессиональной готовности, как «Планирование» у студентов с интенсивным и иррациональным уровнем самоактуализации (H= 9,92, p<0,005), у студентов с интенсивным и инертным уровнем самореализации (H= 9,14, p<0,005). Исходя из этого, можно сделать вывод, что студенты с более высоким уровнем самореализации в большей мере способны ставить конкретные цели в профессиональной деятельности, выбирать пути и средства их достижения на пути профессионального становления.

Для того чтобы определить верность выдвинутой нами гипотезы, был проведён корреляционный анализ полученных результатов исследования при помощи коэффициента корреляции Пирсона (рисунок 2.2.2).



Рис. 2.2.2 Корреляционные связи показателей готовности к профессиональной деятельности с уровнями и видами самореализации

Согласно данным была обнаружена положительная корреляционная связь, средней силы, между показателями готовности к профессиональной деятельности и составляющими самореализации, а именно с такими шкалами как: «автономность» и «социальная интегрированность» (гзэмп =0,42 при p>0,01). Что является показателем самопознания и осознания, наличием или отсутствием для себя полезности обучения и возможности разностороннего самопроявления и полноценного самовыражение в учебе.



Положительная корреляция показателя готовности

«информированность» и компонента «личностная включенность в процесс обучения» (гЗэмп =0,51 при p>0,01), может свидетельствовать о том, что студентам, для мобилизованности собственных ресурсов, необходимы знания и практические умения по своей профессии; по поиску и возможностях поступления на работу; о том, как можно удержаться на работе; как совершенствовать свой профессионализм и продвигаться по профессиональной лестнице.

Такой показатель готовности, как «принятие решений», имеет прямую связь с целым рядом компонентов самореализации в обучении: «личностная включенность в процесс обучения» (гЗэмп =0,34 при p>0,01), «реализация способностей в процессе обучения в вузе» (гЗэмп =0,55 при p>0,01), «социальная интегрированность» гЗэмп =0,46 при p>0,01). Это свидетельствует о том, что принятие решений есть центральный процесс, который определяет эффективность деятельности и функционирования систем. А именно, процесс, включающий в себя заключительный момент приема и переработки информации и начальный момент исполнения, либо момент перехода от одних операций к другим, в частности в организации исполнительных действий, которые и подразумевают самореализацию во всех аспектах.

Отметим, что существует прямая связь показателя «планирование» и компонента самореализации «социальная интегрированность» (гзэмп =0,37 при p>0,01), а также показателя «эмоциональное отношение» и компонента «социальная интегрированность» (гзэмп =0,36 при p>0,01). Анализируя полученные данные, можно сказать, что студенты, принимавшие участие в данном исследовании демонстрируют, связь между уровнем готовности к профессиональной деятельности с общей положительной оценкой себя и возможностью своей самореализации в процессе обучения в вузе.

По полученным данным корреляционного анализа можно сделать вывод, что самореализация в вузе будет зависеть от убежденности студентом, что он способен контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Студентам необходимо осмысленно и положительно оценивать пройденный отрезок жизни, его продуктивность в целом, а также воспринимать, актуальный процесс своей жизни (студенческий период) как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом.


Далее для решения следующей задачи обратимся к анализу особенностей готовности к профессиональной деятельности студентов-

психологов с разным уровнем самореализации в обучении.



Рис.2.2.3 Выраженность показателей готовности к профессиональной деятельности студентов-психологов с разным уровнем личностной включенности в процесс обучения; (ср.знач.)

Анализируя результаты данных можно выделить следующее, что у испытуемых с высоким уровнем личностной включенности в процесс обучения преобладает «автономность», «принятие решений» и

«эмоциональное отношение». Показатель «автономность» (ср.знач.=16) говорит об умении студентов вычленить себя из мира окружающих людей, а также умении отделить свои цели от целей родителей и других значимых лиц. У испытуемых присутствует понимание целостности своей личности, социальной общности, к которой принадлежит человек, какому типу личности хотел бы соответствовать и образа жизни, который хотел бы вести.

Также преобладают такие показатели, как: «принятие решений»

(ср.знач.=13) «эмоциональное отношение» (ср.знач.=14). Так, в данной группе важным условием для умения принимать решение является и автономность, и самостоятельность человека, когда он принимает на себя ответственность за решение и его последствия, когда он в состоянии самостоятельно выдвигать и оценивать альтернативу.

Наименее выражен в данной группе показатель «информированность» (ср.знач.=11). Что наглядно показывает уровень знаний и практических умений по приобретению профессии психолога, по поиску и поступлению на работу, о требуемом уровне образования.

А также наименее выражен показатель готовности «планирование» (ср.знач.=10). Это говорит о том, что испытуемые возможно затрагивают не все этапы планирования своего профессионального пути такие, как: сбор и оценка информации, моделирование и визуализация, выработка стратегий, планирование действий, оценка и выработка нового плана.

У студентов со средним уровнем личностной включенности также преимущественно распространены «автономность» (ср.зн. 14), «принятие решений» (ср.зн. 14) и «эмоциональное отношение» (ср.зн. 15).

У респондентов с низким уровнем личностной включенности преобладающими были выявлены такие показатели как, «автономность» (ср.знач.=14). Это можно объяснить тем, что, несмотря на уровень, способность личности как морального субъекта к самоопределению характерно всем данному возрасту.


Также наиболее выражены такие показатели, как: «планирование» (ср.знач.=14) и «эмоциональное отношение» (ср.знач.=14). Следовательно, у данных испытуемых в большей степени преобладает умение принимать взвешенные и обдуманные решения, они более рационально планируют свою дальнейшую профессиональную жизнь.

Наименее выражена «информированность» (ср.знач.=9).



Рис.2.2.4 Выраженность показателей готовности к профессиональной

деятельности студентов-психологов с разным уровнем реализации
способностей в процессе обучения; (ср.знач.)


Среди испытуемых с высоким уровнем реализации способностей в процессе обучения в вузе наиболее выражены такие показатели как, «автономность» (ср.знач.=16) и «эмоциональное отношение» (ср.знач.=17), что свидетельствует о стремлении студентов реализовать возможность в практических действиях, иметь глубокие знания и навыки хотя бы в одной области, а также обладании общей ориентации на успех и принятии на себя ответственности за собственные действия.

Показатель «принятие решений» (ср.знач.=14) говорит об уровне реализма в принятии карьеровых решений студентов и о своей собственной оценки этого уровня. Данные испытуемые способны пойти на компромисс между желаниями и возможностями, так как они безусловно осознают необходимость таких компромиссов.

Студентам данной группы также присущ показатель «планирование» (ср.знач.=12). Говоря о профессиональном пути, мы подразумеваем путь, который имеет определенную протяженность во времени. Соответственно студент-психолог, находясь в одной из точек этого пути, будет являться результатом своего развития в прошлом, и предполагать определенное развитие в его будущем.

Менее выражен показатель «информированность» (ср.знач.=10), что говорит о недостаточном уровне у испытуемых осведомленности в профессии психолога. Но все же основная проблема здесь, заключается в том, как студенты усваивают поступающую им информацию и соотносят ее со своими особенностями.

У испытуемых со средним уровнем реализации способностей в процессе обучения на высоком уровне является «автономность» (ср.зн. 14), «принятие решений» (ср.знач.=13) и «эмоциональное отношение» (ср.знач.=15), что говорит о том, что эмоциональный компонент профессиональной зрелости проявляется в общем настрое испытуемых и тесно связан с эмоциональным компонентом зрелости личности в целом, который проявляется в положительном эмоциональном настроении, жизненном оптимизме, эмоциональной уравновешенности и переносимости неудач.