Файл: Курсовая работа Особенности организации работы в природном уголке с детьми дошкольного возраста.doc
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 173
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 2. Организация работы с дошкольниками в природном уголке
2.1. Природный уголок, как предметно-пространственная эколого-развивающая среда по экологическому воспитанию
Природный уголок — это место постоянного общения детей с микромиром живой природы, представленной растениями, учебными экологическими пособиями. Она вносит в жизнь детей разнообразие, обогащает их знания и, что очень важно, способствует формированию их эмоциональных и духовых чувств [17, с.128].
В природном уголке дети имеют возможность не только проводить интересные наблюдения за природными объектами, но и заботиться о них. В результате у детей формируется правильное представление о мире природы, воспитывается интерес к природе, наблюдательность, бережное отношение к растениям, чувство ответственности за них, ценностное отношение к любому проявлению жизни. Исходя из этого, при организации работы в природном уголке следует обратить особое внимание на важность, значимость комплексного использования различных методов и реформ работы с детьми, таких как: системного, организация элементарных опытов, моделирование ситуаций, уход за объектами.
К растениям, которые могут содержаться в ДОУ, предъявляются следующие требования:
- они должны быть безопасны для жизни и здоровья детей и взрослых;
- они не должны требовать специального содержания и ухода;
- они должны быть яркими и привлекательными.
Также ᅟв ᅟприродном уголке ᅟможно ᅟразместить:
- ᅟкалендарь ᅟпогоды ᅟ;
- ᅟальбомы, ᅟгербарии, ᅟсодержащие ᅟматериал ᅟприродоведческого ᅟхарактера;
- ᅟхудожественную ᅟлитературу ᅟо ᅟприроде;
- ᅟ
дидактические ᅟигры ᅟприродоведческого ᅟсодержания;
- ᅟразличные ᅟприродные ᅟматериалы;
- ᅟоборудование ᅟдля ᅟорганизации ᅟтруда ᅟв ᅟприроде;
- ᅟоборудование ᅟдля ᅟорганизации ᅟопытнической ᅟдеятельности;
- ᅟмодели, ᅟотображающие ᅟпредметы ᅟи ᅟявления ᅟприроды.
При ᅟотборе ᅟпредметов, ᅟобъектов ᅟи ᅟразвивающих ᅟматериалов ᅟприродного уголка ᅟдля ᅟкаждой ᅟконкретной ᅟвозрастной ᅟгруппы ᅟв ᅟпервую ᅟочередь ᅟнеобходимо ᅟучитывать ᅟвозрастные ᅟособенности ᅟи ᅟвозможности ᅟдетей. ᅟОбъекты, ᅟпредметы ᅟи ᅟматериалы ᅟдолжны ᅟбыть ᅟэстетически ᅟпривлекательными, ᅟвызывать ᅟу ᅟдетей ᅟположительных ᅟэмоциональные ᅟпроявления, ᅟинтерес, ᅟстимулировать ᅟдетей ᅟк ᅟсамостоятельной ᅟорганизации ᅟразличных ᅟвидов
ᅟи ᅟформ ᅟвзаимодействия, ᅟэкологически ᅟориентированного ᅟобщения ᅟв природном уголке.
Вместе ᅟс ᅟтем ᅟобъекты ᅟи ᅟматериалы ᅟдолжны ᅟбыть ᅟне ᅟтолько ᅟсодержательны, ᅟно ᅟи ᅟфизически ᅟдоступны ᅟдетям. ᅟТакже ᅟдолжны ᅟучитываться ᅟсанитарно-гигиенические ᅟтребования, ᅟособенно ᅟпри ᅟпоборе ᅟи ᅟразмещении ᅟрастений: ᅟк ᅟместу ᅟих ᅟразмещения ᅟдолжен ᅟбыть ᅟсвободный ᅟдоступ ᅟдля ᅟорганизации ᅟухода ᅟза ᅟэтими ᅟобъектами, ᅟсами ᅟже ᅟобъекты ᅟне ᅟдолжны ᅟнаносить ᅟвред ᅟздоровью ᅟдетей.
Очень ᅟчасто ᅟкомнатные ᅟрастения ᅟживого ᅟуголка ᅟпредназначены ᅟдля ᅟвыработки ᅟу ᅟдошкольников ᅟнавыков ᅟухода. ᅟОднако ᅟправильный ᅟ
подбор ᅟвидов ᅟможет ᅟзначительно ᅟрасширить ᅟих ᅟфункции. ᅟПри ᅟподборе ᅟрастений ᅟследует ᅟучитывать ᅟаналогичные ᅟдля ᅟживотных ᅟаспекты:
- ᅟгеографический ᅟ- ᅟрастения ᅟразных ᅟстран, ᅟконтинентов, ᅟгеографических ᅟзон; ᅟестественные ᅟместа ᅟих ᅟпроизрастания ᅟнаносятся ᅟв ᅟвиде ᅟсистемы ᅟзначков ᅟна ᅟнастенную ᅟгеографическую ᅟкарту;
- эᅟэкологический ᅟ- ᅟрастения, ᅟпроизрастающие ᅟв ᅟразных ᅟусловиях ᅟ(светолюбивые, ᅟтеневыносливые, ᅟзасухоустойчивые ᅟили ᅟвлаголюбивые ᅟи ᅟт.д.); ᅟих ᅟразмещение ᅟв ᅟживом ᅟуголке ᅟзависит ᅟименно ᅟот ᅟэтих ᅟособенностей;
- ᅟбиологический ᅟ- ᅟрастения ᅟразличных ᅟжизненных ᅟформ ᅟ(древовидные, ᅟкустарниковые, ᅟ
травянистые, ᅟлианы).
Экологические ᅟособенности ᅟрастений ᅟможно ᅟотразить ᅟна ᅟспециальных ᅟтабличках: ᅟрисунок ᅟлейки, ᅟнаполненной ᅟводой, ᅟ- ᅟвлаголюбивое ᅟрастение; ᅟпочти ᅟпустая ᅟлейка ᅟ- ᅟзасухоустойчивое; ᅟнезакрашенное ᅟсолнце ᅟ- ᅟсветолюбивое ᅟрастение; ᅟзакрашенное ᅟполностью ᅟ- ᅟтеневыносливое ᅟи ᅟт. ᅟп.
Видовой ᅟсостав ᅟрастений ᅟв ᅟприродном уголке ᅟлюбой ᅟгруппы ᅟне ᅟимеет ᅟпринципиального ᅟзначения ᅟ- ᅟпедагогическую ᅟработу ᅟможно ᅟпроводить ᅟс ᅟтеми ᅟпредставителями ᅟфлоры, ᅟкоторые ᅟдавно ᅟи ᅟхорошо ᅟживут ᅟв ᅟэтом ᅟпомещении. ᅟВажны ᅟне ᅟколичество, ᅟа ᅟухоженность ᅟрастений, ᅟих ᅟблагополучное ᅟсостояние, ᅟправильное ᅟ
2.1. Природный уголок, как предметно-пространственная эколого-развивающая среда по экологическому воспитанию
Природный уголок — это место постоянного общения детей с микромиром живой природы, представленной растениями, учебными экологическими пособиями. Она вносит в жизнь детей разнообразие, обогащает их знания и, что очень важно, способствует формированию их эмоциональных и духовых чувств [17, с.128].
В природном уголке дети имеют возможность не только проводить интересные наблюдения за природными объектами, но и заботиться о них. В результате у детей формируется правильное представление о мире природы, воспитывается интерес к природе, наблюдательность, бережное отношение к растениям, чувство ответственности за них, ценностное отношение к любому проявлению жизни. Исходя из этого, при организации работы в природном уголке следует обратить особое внимание на важность, значимость комплексного использования различных методов и реформ работы с детьми, таких как: системного, организация элементарных опытов, моделирование ситуаций, уход за объектами.
К растениям, которые могут содержаться в ДОУ, предъявляются следующие требования:
- они должны быть безопасны для жизни и здоровья детей и взрослых;
- они не должны требовать специального содержания и ухода;
- они должны быть яркими и привлекательными.
Также ᅟв ᅟприродном уголке ᅟможно ᅟразместить:
- ᅟкалендарь ᅟпогоды ᅟ;
- ᅟальбомы, ᅟгербарии, ᅟсодержащие ᅟматериал ᅟприродоведческого ᅟхарактера;
- ᅟхудожественную ᅟлитературу ᅟо ᅟприроде;
- ᅟ
дидактические ᅟигры ᅟприродоведческого ᅟсодержания;
- ᅟразличные ᅟприродные ᅟматериалы;
- ᅟоборудование ᅟдля ᅟорганизации ᅟтруда ᅟв ᅟприроде;
- ᅟоборудование ᅟдля ᅟорганизации ᅟопытнической ᅟдеятельности;
- ᅟмодели, ᅟотображающие ᅟпредметы ᅟи ᅟявления ᅟприроды.
При ᅟотборе ᅟпредметов, ᅟобъектов ᅟи ᅟразвивающих ᅟматериалов ᅟприродного уголка ᅟдля ᅟкаждой ᅟконкретной ᅟвозрастной ᅟгруппы ᅟв ᅟпервую ᅟочередь ᅟнеобходимо ᅟучитывать ᅟвозрастные ᅟособенности ᅟи ᅟвозможности ᅟдетей. ᅟОбъекты, ᅟпредметы ᅟи ᅟматериалы ᅟдолжны ᅟбыть ᅟэстетически ᅟпривлекательными, ᅟвызывать ᅟу ᅟдетей ᅟположительных ᅟэмоциональные ᅟпроявления, ᅟинтерес, ᅟстимулировать ᅟдетей ᅟк ᅟсамостоятельной ᅟорганизации ᅟразличных ᅟвидов
ᅟи ᅟформ ᅟвзаимодействия, ᅟэкологически ᅟориентированного ᅟобщения ᅟв природном уголке.
Вместе ᅟс ᅟтем ᅟобъекты ᅟи ᅟматериалы ᅟдолжны ᅟбыть ᅟне ᅟтолько ᅟсодержательны, ᅟно ᅟи ᅟфизически ᅟдоступны ᅟдетям. ᅟТакже ᅟдолжны ᅟучитываться ᅟсанитарно-гигиенические ᅟтребования, ᅟособенно ᅟпри ᅟпоборе ᅟи ᅟразмещении ᅟрастений: ᅟк ᅟместу ᅟих ᅟразмещения ᅟдолжен ᅟбыть ᅟсвободный ᅟдоступ ᅟдля ᅟорганизации ᅟухода ᅟза ᅟэтими ᅟобъектами, ᅟсами ᅟже ᅟобъекты ᅟне ᅟдолжны ᅟнаносить ᅟвред ᅟздоровью ᅟдетей.
Очень ᅟчасто ᅟкомнатные ᅟрастения ᅟживого ᅟуголка ᅟпредназначены ᅟдля ᅟвыработки ᅟу ᅟдошкольников ᅟнавыков ᅟухода. ᅟОднако ᅟправильный ᅟ
подбор ᅟвидов ᅟможет ᅟзначительно ᅟрасширить ᅟих ᅟфункции. ᅟПри ᅟподборе ᅟрастений ᅟследует ᅟучитывать ᅟаналогичные ᅟдля ᅟживотных ᅟаспекты:
- ᅟгеографический ᅟ- ᅟрастения ᅟразных ᅟстран, ᅟконтинентов, ᅟгеографических ᅟзон; ᅟестественные ᅟместа ᅟих ᅟпроизрастания ᅟнаносятся ᅟв ᅟвиде ᅟсистемы ᅟзначков ᅟна ᅟнастенную ᅟгеографическую ᅟкарту;
- эᅟэкологический ᅟ- ᅟрастения, ᅟпроизрастающие ᅟв ᅟразных ᅟусловиях ᅟ(светолюбивые, ᅟтеневыносливые, ᅟзасухоустойчивые ᅟили ᅟвлаголюбивые ᅟи ᅟт.д.); ᅟих ᅟразмещение ᅟв ᅟживом ᅟуголке ᅟзависит ᅟименно ᅟот ᅟэтих ᅟособенностей;
- ᅟбиологический ᅟ- ᅟрастения ᅟразличных ᅟжизненных ᅟформ ᅟ(древовидные, ᅟкустарниковые, ᅟ
травянистые, ᅟлианы).
Экологические ᅟособенности ᅟрастений ᅟможно ᅟотразить ᅟна ᅟспециальных ᅟтабличках: ᅟрисунок ᅟлейки, ᅟнаполненной ᅟводой, ᅟ- ᅟвлаголюбивое ᅟрастение; ᅟпочти ᅟпустая ᅟлейка ᅟ- ᅟзасухоустойчивое; ᅟнезакрашенное ᅟсолнце ᅟ- ᅟсветолюбивое ᅟрастение; ᅟзакрашенное ᅟполностью ᅟ- ᅟтеневыносливое ᅟи ᅟт. ᅟп.
Видовой ᅟсостав ᅟрастений ᅟв ᅟприродном уголке ᅟлюбой ᅟгруппы ᅟне ᅟимеет ᅟпринципиального ᅟзначения ᅟ- ᅟпедагогическую ᅟработу ᅟможно ᅟпроводить ᅟс ᅟтеми ᅟпредставителями ᅟфлоры, ᅟкоторые ᅟдавно ᅟи ᅟхорошо ᅟживут ᅟв ᅟэтом ᅟпомещении. ᅟВажны ᅟне ᅟколичество, ᅟа ᅟухоженность ᅟрастений, ᅟих ᅟблагополучное ᅟсостояние, ᅟправильное ᅟ