Файл: 1. теоретические основы формирования доходной части бюджетов при расчётах предприятий с бюджетом и внебюджетными фондами.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 343

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
утверждение и исполнение, а также контроль, за исполнением которого осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно.

Переход к рыночной экономике в нашей стране сопровождался формированием принципиально новой финансовой системы, важным звеном которой являлись и являются в настоящее время внебюджетные фонды государства - совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении федеральных, региональных органов власти или местных органов самоуправления и имеющих целевое назначение.

Первоначально внебюджетные фонды появились в виде специальных фондов или особых счетов задолго до возникновения бюджета. Государственная власть с расширением своей деятельности нуждалась во всех новых расходах, требовавших средств для своего покрытия. Эти средства концентрировались в особых фондах, предназначенных для специальных целей. Такие фонды носили, как правило, временный характер. С выполнением государством намеченных мероприятий фонды заканчивали своё существование. В связи с этим количество фондов постоянно менялось.

С укреплением централизованного государства начинался период унификации специальных фондов. На основе объединения различных фондов был создан государственный бюджет. В современных условиях наряду с бюджетом вновь повышается значение внебюджетных фондов. Внебюджетные фонды в финансовой системе России созданы в соответствии с Законом РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» (от 10 октября 1991 г.). Главная причина их создания - необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными источниками дохода.

Государственный внебюджетный фонд - фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном Бюджетным кодексом России, а также иными законодательными актами, включая законы о бюджете Российской Федерации на соответствующий год. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счёт обязательных целевых отчислений. Суммы отчислений во внебюджетные фонды, как правило, включаются в состав себестоимости и устанавливаются в процентах к фонду оплаты труда. В России насчитывается более 30 внебюджетных фондов социального и экономического назначения. В этих фондах концентрируется свыше 60% доходов государства (приложение 2).


Основными по размерам и значению являются социальные внебюджетные фонды. К таким основным государственным внебюджетным фондам относятся следующие организации:

  • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – фонд, финансирующий медицинское обслуживание населения и регулирующий распределение целевых денежных средств;

  • Фонд социального страхования Российской Федерации – фонд, занимающийся вопросами обязательного социального страхования населения и обеспечения страховой поддержки гражданам РФ;

  • Пенсионный фонд Российской Федерации – фонд, созданный для обеспечения прав граждан на пенсионное обеспечение и управления денежными средствами пенсионной системы РФ.

Внебюджетные средства - это финансовые ресурсы государства, имеющие целевое назначение и не включаемые в бюджет. Они находятся в распоряжении органов государственной власти соответствующего уровня и концентрируются в специальных фондах, предназначенных для финансирования определённых мероприятий. Таким образом, внебюджетные фонды - это способ организации государственных финансовых ресурсов.

Необходимость создания внебюджетных фондов состоит в следующем: в рамках бюджета практически отсутствует закреплённость доходов за конкретными видами расходов, существует возможность перелива средств по статьям расходов, сокращения финансирования по важным статьям расходов, в частности социальным. Выходом из такой ситуации является формирование финансовых ресурсов за пределами бюджета и использование их для финансирования отдельных общественных потребностей на основе оперативной самостоятельности.

Специальные фонды, создаваемые государством, формируются, в основном, двумя способами:

· Выделяются из государственных или местных бюджетов.

· Создаются по особому решению законодательного органа.

Источниками внебюджетных фондов могут быть специальные налоги и сборы, субсидии из бюджета, займы. Конкретный перечень источников определяется задачами, для реализации которых создаются фонды.

По принадлежности фонды могут быть федеральными, региональными, муниципальными (в соответствии с уровнями государственного управления). В зависимости от целей использования они делятся на экономические и социальные.

Отчисления от предприятий в бюджет составляет часть его доходов то есть части централизованных финансовых ресурсов государства (муниципалитета), необходимая для выполнения его функций. Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования фондов денежных средств. Поступают бюджетные доходы в распоряжение органов власти. Доходы бюджета подразделяются на: налоговые, неналоговые и заёмные.



В РФ любое юридическая лицо, должно выплачивать налоги различных видов. Виды и величина зависит от ситуации, которая сложилась у того или иного юридического лица. По общему правилу, организация уплачивает налог на прибыль, на добавленную стоимость и на имущество. Если юридическое лицо перешло на какой-либо из специальных режимов налогообложения, вместо указанных налогов нужно будет оплачивать единый упрощённый налог, либо единый налог на вменённый доход, либо единый сельскохозяйственный налог. Если у юридического лица есть транспорт, то оплате подлежит и транспортный налог. Аналогично и в случае с земельными участками. При наличии штатных сотрудников юридическое лицо уплачивает и НДФЛ. Существуют так же ряд местных налогов и сборов (торговый сбор, налог на рекламу, игорный бизнес, водный налог, акцизы).

Классификация налогов и сборов в РФ заключается в их группировке по определённому признаку. Основным из таких признаков является их группировка по уровням бюджета. Федеральных налогов довольно много. В связи с тем, что в их состав входят такие крупные налоги, как налог на прибыль и НДС, объем федеральных налогов значительно превышает суммы сборов в региональные или местные бюджеты.

Доходы от местных налогов и сборов зачисляются в бюджеты муниципальных образований по налоговым ставкам, устанавливаемым решениями представительных органов местного самоуправления. Налоговые ставки могут различаться в зависимости от категорий земель и (или) разрешённого использования земельного участка. Отнесение средств к тому или иному виду доходов имеет как теоретическое, так и практическое значение. Так, например, развитие собственных доходов повышает прочность финансирования социально-бытовой сферы местного самоуправления, расширяет возможности для выделения части сверхплановых средств. Объем этих доходов в принципе должен определяться величиной расходов, которые финансируются в первоочередном порядке, и, прежде всего, это содержание учреждений социально-бытовой инфраструктуры.

Следовательно, перед муниципальными образованиями стоит задача принять меры к увеличению собственных доходов, имея в виду более эффективное использование каждого источника этих доходов. В частности, должна возрастать роль местных налогов и сборов − налог на имущество физических лиц, земельный налог, налог на рекламу и другие.

1.3. Нормативно-правовое регулирование расчётов предприятий с бюджетом и внебюджетными фондами


Нормативно-правовой базой для учёта расчётов с бюджетом и внебюджетными фондами закреплён порядок и требования по уплате налогов и сборов, рассмотрены вопросы организации и регулирования при осуществлении налогового учёта РФ.

В Конституции РФ закреплена обязанность по уплате налогов и сборов. Согласно ст.57 Конституции РФ [1, с.12] каждый обязан уплачивать установленные законом налоги и сборы. Законы, которые вводятся и устанавливают новые налоги или же ухудшают положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. По сути, речь идёт об императивном характере налогов, которые требуют существования специального налогового законодательства.

Согласно ст.75 (часть 3) Конституции РФ система налогов, которые уплачиваются в федеральный бюджет, общие принципы налогообложения и сборов закреплены в Федеральном законе. В статье 72 (пункт «и») Конституции РФ решение указанных задач относится к совместному ведению Федерации и ее субъектов [1, с.75].

При уплате налогов и сборов возникают налоговые отношения между государством в лице органов законодательной власти и управления, с одной стороны, а с другой стороны налогоплательщиком.

Система регулирования налоговых отношений - это совокупность законодательных и нормативных актов различного уровня, которые содержат налоговые законы и нормы: федеральных законов, законов и актов субъектов Федерации, ведомственных нормативных актов и актов местного самоуправления.

Основным законодательным актом, которые регулирует налоговые отношения, является налоговый кодекс РФ. Он состоит из двух частей.

В части первой Налогового кодекса РФ установлены:

-виды налогов и сборов, которые взимаются в Российской Федерации. Перечень налогов и сборов рассмотрен в ст.13-15 первой части НК РФ;

-основания возникновения, изменения и прекращения, а также порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

-порядок и принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введённых налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;

-права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников налоговых отношений, которые регулируются законодательством;

-формы и методы налогового контроля;

-ответственность за совершение налоговых правонарушений;


-порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

Для каждого налога и специального налогового режима отведена отдельная глава второй части НК РФ. Также в отдельной главе рассмотрен порядок исчисления и уплаты госпошлины. Порядок исчисления и уплаты сборов за пользование объектами животного мира и за пользование водных биологических ресурсов также описаны в отдельной главе НК РФ.

Правоотношения, которые затрагивают остальные налоги и сборы на территории РФ, рассмотрены в специальных федеральных законах, которые в свою очередь не противоречат информации, содержащейся в НК РФ.

Налоговый кодекс РФ - это законодательный акт прямого действия, т.е. все федеральные законы, касающиеся налогов и сборов должны приниматься в соответствии с НК РФ. Порядок применения конкретных налоговых законов определён соответствующими нормативными актами [3, с.2].

Необходимо иметь в виду, что нормативные акты органов исполнительной власти не имеют права на установление или отмену налоговых обязательств. Их сущность заключается в том, чтобы регламентировать единообразные способы практической деятельности налогоплательщиков, налоговых агентов, органов управления, которые зависят от правильного и своевременного исчисления налогов и сборов.

Также одним из основных нормативных документов, регулирующий налоговые отношения, является Бюджетный кодекс РФ и законы РФ о федеральном бюджете. В них рассматриваются нормативы распределения налогов конкретно по уровням бюджетной системы.

Помимо законодательных актов налоговые отношения регулируются указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, актами Министерства финансов РФ, постановлениями Конституционного Суда РФ, решениями и определениями Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного

Суда РФ.

Указы Президента РФ помимо того, что устанавливают самостоятельные нормы права, также носят характер поручений органам управления для разработки нормативных актов по налогообложению. В некоторых случаях Правительство РФ устанавливает таможенные ставки пошлин, которые в свою очередь определяют нормативы затрат и различные перечни, применяемые при налогообложении, а также разрешают иные вопросы налоговых отношений в соответствии с поручениями Президента РФ и в пределах своей компетенции согласно действующему законодательству.

В том случае, если акты Минфина прошли установленную регистрации в Министерстве юстиции РФ и имеют нормативное значение, то они также в праве разъяснять и трактовать порядок исчисления и уплаты налогов и сборов.