Файл: 1. теоретические основы формирования доходной части бюджетов при расчётах предприятий с бюджетом и внебюджетными фондами.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 347

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Акты Минфина, не прошедшие регистрацию в Министерстве юстиции РФ определяют порядок функционирования налоговых органов, предоставляют рекомендации по вопросам применения налогового законодательства, разрабатывают и корректируют методики расчётов и порядок ввода в действие законов, нормативных актов и т.д. и т.п. [14, с.79].

Помимо законодательства РФ налоговые отношения также регулируются международными договорами, в частности договорами об устранении двойного налогообложения. В том случае, если в международном договоре РФ, который содержит положения о налогах и сборах, установлены иные правила и нормы, нежели в российском налоговом законодательстве и нормативных правовых актах, то тогда следует опираться на нормы и правила международных договоров РФ.

Ведение бухгалтерского учёта по налогам и сборам также осуществляется по требованиям нормативно правовых документов, которые в свою очередь имеют разный статус. Например, одни из них обязательны к применению, другие же носят рекомендательный характер.

К нормативным документам, которые регулируют учёт расчётов с бюджетом и внебюджетными фондами относятся:

  • гражданский кодекс РФ;

  • налоговый кодекс РФ;

  • федеральный закон «О бухгалтерском учёте» от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022). В этом законе определены основные понятия и терминология бухгалтерского учёта, основы регулирования и ведения бухгалтерского учёта в организации, а также общий порядок составления бухгалтерской отчётности;

  • положение по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в РФ (утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.98 № 34н), в котором определён порядок организации и ведения бухгалтерского учёта, составления и представления бухгалтерской отчётности, а также взаимоотношения по этим вопросам организаций с внутренними и внешними потребителями бухгалтерской информации, включая органы государственного управления [31, с.22];

  • положение по бухгалтерскому учёту утверждённое Приказом Минфина России от 20.11.2018 № 236н, где внесены очередные изменения в Положение по бухгалтерскому учёту «Учёт расчётов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02, которые вступают в силу с 01.01.2020 года. Данное положение определяет основы организации бухгалтерского учёта расчётов по налогу на прибыль;

  • положение по бухгалтерскому учёту «Доходы организации» в соответствии с Приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. N 32н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учёту "Доходы организации" ПБУ 9/99" (с изменениями и дополнениями) [31, с.23];

  • положение по бухгалтерскому учёту «Расходы организации» ПБУ 10/99 (утверждено Приказом Минфина России от 6 июня 1999 г. № 33н) [30, с.6].

  • План счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности предприятия и инструкция по его применению (утверждены приказом Министерства финансов РФ от 31.10.2000г. №94Н (ред. от 08.11.2010) 


Наличие единого плана счетов - является обязательным условием для получения обобщённых показателей в масштабе отдельных отраслей, объединений хозяйствующих субъектов и народного хозяйства в целом. Для учёта расчётов по налогам и сборам в плане счетов предусмотрен счёт 68 «Расчёты по налогам и сборам».

К нормативным документам, так же относятся рабочие документы организации, формирующие ее учётную политику в методическом, техническом и организационном аспектах. Формирование налоговой базы, составление налоговой отчётности, ведение регистров налогового учёта, уплата налогов и сборов в любом предприятии осуществляется в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ.

Важнейшими и основополагающими документами, устанавливающие единые правовые и методологические основы организации расчётов по страховым взносам выступают: Федеральный закон «О бухгалтерском учёте» № 402-ФЗ, который определяет роль и место бухгалтерского учёта в системе законодательных актов Российской Федерации, его цели и задачи, общие методы ведения и нормативного регулирования, обязанности и ответственность организаций порядок и учреждений за состояние бухгалтерского учёта и отчётности, а так же регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов [8, с.124]. Отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов в ПФР, регулируются Законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» № 212-ФЗ от 24 июля 2009 г. (в ред. 19.12.2016 N 438-ФЗ.). Этот закон устанавливает порядок исчисления и уплаты страховых взносов: определяет категории плательщиков страховых взносов, определяет суммы, на которые они начисляются и суммы, не подлежащие обложению взносами, устанавливает размер страховых взносов и сроки их уплаты. Также, согласно ст. 58.3 данного закона для отдельных категорий плательщиков страховых взносов в ПФР на обязательное пенсионное страхование предусмотрены дополнительные тарифы. Это означает, что помимо расчёта страховых взносов в общем порядке таким плательщикам необходимо дополнительно начислить взносы. Согласно ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» работодатели обязаны представлять в составе расчёта по форме РСВ-1 ПФР и данные персонифицированного учёта (приложение 3). Помимо этого скорректированы порядок и размер санкций за пропуск срока представления данных пересчёта и (или) представление недостоверных сведений. Так, с начала текущего года работодателя могут оштрафовать на сумму в размере пяти процентов от величины взносов в ПФР, начисленных за последние три месяца отчётного периода, по итогам которого допущено указанное нарушение. Отметим, что ранее штраф составлял десять процентов от величины взносов, причитающихся к уплате за отчётный период либо календарный год (ст. 17) [10, с.23]. Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» регулирует отношения в системе пенсионного страхования. Этот закон устанавливает взносы в Пенсионный Фонд, которые делятся на страховую и накопительную части, а страховая часть, в свою очередь — на солидарную и индивидуальную [24, с.51] (рисунок 1.1).




Рис.1.1 Виды пенсионного обеспечения в РФ

Страховая часть расходуется на выплаты текущих пенсий и в отличие от накопительной части, граждане не могут управлять этими денежными средствами. Из взносов солидарной части формируется общий страховой счёт ПФР, средства которого идут на выплаты фиксированного базового размера трудовой пенсии и прочие солидарные выплаты. Размер же будущей пенсии гражданина определяется суммой, формируемой из индивидуальной части страховых взносов. Накопительная часть пенсии это те деньги, которые перечисляются работодателем, но при этом, гражданин имеет возможность выбирать, каким образом они будут получены, и где будут копиться. Для этого он может отдать предпочтение либо Пенсионному фонду РФ, либо одному из негосударственных пенсионных фондов. Для граждан, старше 1967 года рождения 22-процентная ставка взноса в Пенсионный фонд с 2012 года разделена на солидарную и индивидуальную составляющие. Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» устанавливает основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определяет порядок возмещения вреда, причинённого жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору. Законом определены условия, размеры и порядок обеспечения граждан РФ пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и др. Кроме того, закон устанавливает ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, необходимых для назначения, исчисления и выплаты пособий. Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» является основным источником регулирования страхования от производственного травматизма. Он определяет субъекты страхования, объект и базу для начисления взносов, порядок их расчёта и уплаты [6, с.7]. Этот закон тесно связан с Приказом Минтруда России от 25.12.2012 г. № 625н, которым утверждена Классификация видов экономической деятельности, в соответствии с которой определяется класс профессионального риска на предприятии. С 1 января 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 29.11.2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», которым, в частности, изменена структура управления системой медицинского страхования (статьёй 12 установлен единый страховщик — Федеральный фонд обязательного медицинского страхования) [7, с.124]. Соответствующие изменения были внесены и в Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ: исключены положения о территориальных фондах ОМС. Поэтому с 1 января 2012 г. все медицинские взносы перечисляются в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. К нормативным документам второго уровня относятся Положения по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности. Главное назначение положений — раскрыть правовые и методологические нормы, закреплённые в Законе «О бухгалтерском учёте». Так, например, Положение по бухгалтерскому учёту «Расходы организации» ПБУ 10/99 устанавливает правила формирования в бухгалтерском учёте информации о расходах коммерческих организаций (кроме кредитных и страховых организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации. Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или)
возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества). Третий (методологический) уровень представляет собой инструкции, рекомендации и методические указания по ведению бухгалтерского учёта, которые принимаются Минфином РФ, федеральными органами исполнительной власти. Примеры таких документов: Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств; План счетов бухгалтерского учёта финансово — хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению [23, с.30].

Выводы: Обобщая вышеизложенное, следует отметить, что организационно-методические подходы к формированию доходной части федерального бюджета базируются на целевом методе, который фокусируется на оценке результативности, устойчивости проектов и их институционального влияния. Для определения результативности проекта проводится оценка трёх факторов: 1) релевантности целей проекта потребностям государства и институциональным приоритетам; 2) социальной эффективности проекта; 3) экономической эффективности проекта — соотношения объёма товаров и услуг, произведённых в результате выполнения проекта или программы, и ресурсов, затраченных на их производство.

Существующие нормативно-правовые акты устанавливают общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяют государственные гарантии его осуществления. Основным правовым источником является Конституция Российской Федерации, где даются все основы местного самоуправления. Согласно статьи 130 Конституции, «местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, использования и распоряжения муниципальной собственностью». Конституцией установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, устанавливают местные налоги и сборы. Бюджетный кодекс Российской Федерации даёт определение доходов местных бюджетов, порядок их формирования, устанавливает налоговые, неналоговые доходы местных бюджетов и основы регулирования доходов местных бюджетов [2, с.44]. Также Бюджетным кодексом устанавливаются полномочия органов местного самоуправления по формированию доходов местных бюджетов. Доходы местного бюджета − это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в распоряжение органов местного самоуправления. Доходы местных бюджетов формируются за счёт собственных доходов и доходов за счёт отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов. В местные бюджеты полностью поступают доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, и доходы от платных услуг, оказываемых органами местного самоуправления и бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления.


Отчисления от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов передаются местным бюджетам Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации в порядке, установленном статьями 52 и 58 Бюджетного кодекса. В соответствии с ними собственные доходы федерального бюджета могут передаваться местным бюджетам по нормативам, установленным Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трёх лет и Федеральным законом «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации».

В отношении отчислений предприятий в бюджет, можно сказать, что законодательство о бухгалтерском учёте в настоящее время представляет собой самостоятельную отрасль права. При этом состав нормативных актов значительно расширяется. Помимо этого в российской системе нормативного регулирования бухгалтерского учёта до сих пор не решены многие концептуальные вопросы, которые касаются, в первую очередь принципов взаимодействия нормативного регулирования бухгалтерского учёта и налогового законодательства. Указанный пробел становится ещё более очевидным в связи с процессом реформирования бухгалтерского учёта в соответствии с МСФО, т.к. параллельно приходится решать проблемы, касающиеся различной терминологии, и многие другие вопросы соответствия указанных отраслей права.

Параллельно с бюджетом действует система государственных внебюджетных фондов. Одним из источников формирования внебюджетных фондов являются обязательные платежи предприятий, которые включаются в себестоимость продукции. Общая сумма отчислений предприятий во внебюджетные социальные фонды в настоящее время составляет в среднем 39% от начисленной заработной платы. В этом случае сумма налога рассчитывается и уплачивается налогоплательщиками отдельно по каждому фонду и определяется как соответствующий процент от налоговой базы.


2.АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННЫХ БЮДЖЕТОВ В РФ