Файл: Учебнометодическое пособие Специальность 44. 02. 02 Преподавание в начальных классах.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 173

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Лекция. Изучение чисел в пределах 100



I. Задачи изучения темы. II. Особенности изучения темы. III. Изучение чисел 11-20 1.Знакомство с новой счетной единицей «десятком». 2. Образование чисел второго десятка. 3.Сравнение чисел. 4.Виды заданий на усвоение знаний о числах первой сотни.

I. Задачи изучения темы

1. Познакомить с новой счетной единицей. 2. Раскрыть способ образования двузначных чисел на основе понятия разряда, разрядного состава числа. 3.Добиваться сознательного различия понятий цифры и числа. 4.Научить читать и записывать двузначные числа. 5.Раскрыть поместное (позиционное) значение цифры в записи числа.

6. Научить сравнивать числа.

7. Сформировать умение складывать и вычитать числа на основе знаний нумерации.

8. В тесной связи с изучением нумерации двузначных чисел изучить единицы длины.

II. Особенности изучения темы

Изучение темы осуществляется в два этапа:

I – изучение чисел 11 – 20.

II - изучение чисел 21 – 100.

Это связано с особенностями образования числительных второго порядка. Названия чисел второго десятка образуются из тех же слов, что и названия разрядных чисел (20,30,…….90). Однако, слова «два», «три», «пять», и т.д. в числительных две-на-дцать, три-на-дцать и т.д. обозначают число единиц, а в числительных два-дцать, три-дцать и т.д. обозначают число десятков (исключение составляют числительные «сорок» и «девяносто»). Кроме того, при написании только чисел второго десятка порядок называния составляющих их разрядных чисел и порядок записи не совпадает: сначала называются единицы, а пишется первым десяток, в то время как во всех остальных случаях чтение и запись разрядных чисел совпадают. На каждом этапе сначала изучается устная нумерация, а затем письменная.

III. Изучение чисел 11-20

1.Знакомство с новой счетной единицей- «десятком»

Изучение устной нумерации чисел второго десятка начинается с формирования понятия о десятке. Отсчитывая 10 палочек и завязывая их в пучок, учащиеся образуют десяток. В качестве предметной модели «десятка» можно использовать:



(схема 2)

а) полоску с кружками,




б ) треугольник с десятью кружками.





Выполняя упражнения в счете десятков, в их сложении и вычитании, учащиеся убеждаются, что десятки можно считать, складывать и вычитать как простые единицы.

2.Образование двузначных чисел. Чтение и запись двузначных чисел.

Знакомство с числами второго десятка (11 -20) удобно начинать со способа их образования и называния чисел, сопровождая его сначала моделью на палочках, а затем чтением числа по модели: (схема3).

Запоминание названий двузначных чисел в этом случае не будет затруднено для детей противоречащей названию записью. (Ведь в соответствии с традицией чтения в европейских письменностях слева направо
, в названии этих чисел сначала должна была бы идти цифра десятков, а потом цифра единиц). В связи с такой особенностью чисел второго десятка, многие дети при записи этих чисел долго путаются при записи их на слух и чтении по записи. Раннее введение символики играет в данном случае отрицательную роль как для запоминания названий чисел второго десятка, так и для понимания их структуры. Для формирования правильного представления о структуре двузначного числа следует класть десятки слева, а единицы справа. Таким образом, ребенок зафиксирует во внутреннем плане правильный образ понятия, без специальных многословных и не всегда понятных ему объяснений.

На следующем этапе ребенку предлагают соотнесение вещественной модели и символической записи: (схема 4).

Затем переходят к графическим моделям: (схема 5).

Далее можно вводить схематические разрядные модели: (схема 6 числа).

А затем символическая запись разрядного состава числа 17 = 10 + 7.

Числа 21-100 изучают по тому же плану.

- образуют числа, чтение числа по модели; - соотнесение вещественной модели и символической записи; - переход к графической модели; -схематические разрядные модели.

Сравнение чисел

Более соответствующим данному этапу изучения нумерации считается способ сравнения чисел с опорой на разрядный состав.

При этом сравнивать числа начинают со старших разрядов: в числе 23 – 2 десятка, в числе 32- 3 десятка. 23, значит 2332.

Если количество десятков одинаковое, то сравнивают цифры разряда единиц. В числах 44 и 47 по 4 десятка, сравним цифры разряда единиц. 47, значит 4447.

Сравнивая двузначные числа и однозначные, следует ссылаться на то, любое однозначное число меньше двузначного

Виды заданий на усвоение знаний о числах первой сотни

1) Задания на способ образования чисел первой сотни.

-Назови число, в котором 1дес.9ед; 2дес.7ед; 9дес.2ед.

-Запиши числа, в которых 3дес.7ед; 7дес.3ед.

2) На соотнесение количественной модели, названия и записи числа.

-Сколько квадратов на рисунке?






- Прочитай и запиши число по модели:

Десятки

Единицы









3) На принцип образования натурального ряда чисел.