Файл: Учебнометодическое пособие Специальность 44. 02. 02 Преподавание в начальных классах.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 177
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Изучаемые числа обозначаются сначала печатными цифрами, которые выставляют на наборном полотне рядом с соответствующими множествами предметов. Учитель поясняет: можно сказать - три стула, три человека, а можно обозначить число 3 таким знаком, такой цифрой.
4.Связь количеств числа и цифры можно раскрыть с помощью упражнений:
1. К заданному количеству предметов подобрать нужную цифру. «Мама купила 4 апельсина. Покажите цифрой, сколько апельсинов купила мама. Проверим. Посчитаем хором и прикрепим цифру 4».
2. К цифре подобрать соответствующее количество предметов. «Эта кукла не умет говорить, но знает цифры. Смотрите, какую цифру она показала (3). Это она просит конфеты. Сколько конфет она просит? Дадим кукле 3 конфеты».
3. Игра «Найди нужные картинки». Ученики получают коробочки с набором картинок. (5-6) картинок и цифру. К цифре они должны подобрать все картинки с соответствующим количеством предметов. Затем к каждой картинке ученик подбирает нужную цифру.
4.На полоске отложить мерку 4 раза. Какое число получилось? Измерить количество воды в баке стаканами. Отсыпать из пачки 4 ложки соли. Написать цифрой. Сколько соли отсыпали?
5.Усвоение состава однозначных чисел
Термин «состав однозначных чисел» подразумевает обучение ребенка умению представлять данную количественную совокупность в виде составных частей, обозначая их количественные характеристики словом (числом) или другими символами (числовыми фигурами):
- состав числа на числовых фигурах:
Не следует торопиться вводить цифровую символику при изучении состава числа:
5 | 1 | 2 | 3 | 4 |
4 | 3 | 2 | 1 |
При раннем введении цифровой символики ребенок механически запоминает пары изображенных цифр, не осознавая количественный смысл соотношения. В дальнейшем это может привести к непониманию смысла закона перестановки слагаемых и неиспользование знания состава однозначных чисел при изучении табличных случаев сложения и вычитания в пределах 10.
При изучении нумерации рассматриваются все возможные составляющие чисел первого пятка, и отдельные для чисел 6 -10.
6.Знакомство с печатными и письменными цифрами.
Изучаемые числа обозначаются сначала печатными цифрами, которые выставляют на наборном полотне рядом с соответствующими множествами предметов.
Осознание различия между числом и цифрой при изучении однозначных чисел является довольно трудной задачей для ребенка, да и сам учитель в некоторых случаях испытывает затруднения, связанные с употреблением этих терминов. Например, на доске записано:5. Что это-число или цифра? При такой постановки вопроса трудно ответить однозначно. Так как это может быть и число пять, если речь идет о пяти каких- либо предметах, но может быть и цифра, обозначающая число пять.
Но если учитель предлагает такие задания, как «Запишите цифры от1 до 10» или « Запишите эти цифры по порядку», то это будет являться грубой ошибкой с его стороны.
Рекомендуется знакомить учащихся с другими цифрами, например римскими:
1 I 2 II и т.д.
Это поможет школьникам дифференцировать такие понятия как число и цифра.
Последовательность знакомства с написанием цифр:
1) показ рукописного образца цифры, показ и письмо элементов цифры;
2) показ учителем письма цифры на доске (при этом обращается внимание на направление на направление движения мела;
3) обводка (пальцем, указкой) модели цифры;
4) письмо цифры в воздухе;
5) письмо цифры несколькими учениками на доске;
6) письмо цифр в тетрадях по образцу. Предварительно учитель готовит тетрадь
, в которой ученикам предстоит писать цифры. Для учащихся дается образец: 2 – 3 цифр;
7) затем учащиеся пишут одну – две строчки цифр.
7. Сравнение чисел.
Сравнение чисел может производиться различными способами:
| Способ действия | Пример |
1 | С опорой на количественные модели сравниваемых чисел. | 2 3 2 < 3 |
2 | С опорой на порядок называния чисел при счете. | 2 < 3, потому что при счете число 2 называют раньше, чем число 3. |
3 | С опорой на процесс присчитывания. | Два и один будет четыре, значит два меньше, чем три. |
Для формализации процесса сравнения вводится знак сравнения. Следует помнить, что знак сравнения – один, но читается он по-разному, зависимости от желания читающего. В соответствии с традицией чтения текстов в европейских письменностях слева направо первое прочтение знак сравнения обычно произносится слева направо: 2 < 3 (два меньше трех),эту же запись можно прочитать и справа налево (три больше двух), при этом не надо переставлять элементы записи. Не следует внушать ребенку неверное представление, что есть два знака сравнения, один из которых называется «меньше», а другой «больше», поскольку это формирует негибкий, конвергентный шаблон восприятия, который потом будет мешать ребенку в старших классах при работе с неравенствами. Полезно предлагать ребенку каждую запись такого вида читать двумя способами.
8.Число и цифра 0.
Число нуль является характеристикой пустого множества, т.е. множества, не содержащего ни одного элемента. Для того, чтобы учащиеся представили себе такое множество, можно использовать различные методические приемы.
1. Прием, связанный с установлением соответствия между числовой фигурой и цифрой, обозначающей количество предметов.
4 3 2 1 0
Этим подходом можно воспользоваться до изучения сложения и вычитания, на этапе формирования у учащихся представления о количественном числе.
2. Прием, в котором число нуль является результатом действия вычитания.
Для этой цели учащимся предлагаются предметные ситуации, которые они сначала описывают (рассказывают, что нарисовано), а затем записывают свой рассказ числовыми равенствами. (Веточка с опадающими листьями.)
3 . Прием, где число нуль выступает как компонент действия сложения или вычитания. Для этого используются следующее задание: «Что изменилось?»
4 – 4 = 0 3 – 3 = 0
2 + 0 = 2 2 – 0 = 2
10.Число 10.
Знакомя учащихся с числом 10, важно рассмотреть его с различных позиций:
- как новое число в ряду (следующее за числом 9, а значит подчиняющееся общему принципу построения натурального ряда чисел), завершающее первый десяток;
- как первое число, в записи которого использовано два символа;
- как новую счетную единицу (десяток).
10. Наглядные пособия, используемые при изучении чисел первого десятка
1. Предметные пособия:
а) предметы окружающей действительности: классная мебель, учебные принадлежности, природные материалы, пуговицы, игрушки и т.п.;
б) специально изготовленные предметы для счета: палочки, арифметический ящик, счеты классные и индивидуальные, счетные подставки с вертикальными проволоками;
в) геометрические фигуры;
г) трафареты фруктов, овощей, грибов, зверей и т.п.
2. Иллюстративные пособия:
а) набор предметных картинок с изображением различных предметов;
б) изображения предметов от 1 до 10;
в) картины с изображением как однородных, так и разнородных предметов, объединенных сюжетом;
г) таблица «Числовая лесенка».
д) набор подвижных цифр и знаков (фланелевые, наждачные, на магнитах);
е) резиновые штампы цифр;
ж) образцы печатных цифр;
з) серия таблиц по теме «Нумерация чисел первого десятка».
Задание 1. Составьте примерную схему изучения однозначного числа.
Задание 2. Найдите в учебнике различные виды учебных заданий, которые можно предложить учащимся для усвоения отношений «больше», «меньше» и «равно» между однозначными числами. Составьте различные задания, которые можно использовать с этой целью.
Задание 3. Проанализируйте различные учебники математики для начальных классов и ответьте на вопрос: «Как представлено изучение понятия “отрезок натурального ряда чисел” в этих учебниках?»
Задание 4. Найдите в учебнике страницу, на которой учащиеся знакомятся с числом и цифрой 0. Какие методические приемы используются в учебнике? Возможно ли познакомить учащихся с числом и цифрой 0 на более раннем этапе, чем это сделано в учебнике? Обоснуйте свой ответ.
Задание 5. Подберите дидактические игры, способствующие усвоению вопросов нумерации в пределах 10.