Файл: Учебнометодическое пособие Специальность 44. 02. 02 Преподавание в начальных классах.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 174

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Правило записи многозначных чисел: многозначные числа записывают по классам, начиная со старшего. Чтобы записать цифрами число, например, 12млн.450тыс.742, поступают так: записывают группами единицы каждого класса, отделяя один класс от другого небольшим промежутком: 12 450 742.

Для усвоения структуры многозначного числа и терминологии, связанной с названием разрядов и классов, учащиеся упражняются в чтении чисел, записанных в таблицу, которая называется таблицей разрядов и классов, или записывают в нее числа, которые называет учитель. Успешно справляясь с этим упражнением, некоторые дети испытывают трудности при записи и чтении чисел без таблицы разрядов и классов. С одной стороны, это обусловлено терминологией: класс единиц содержит единицы, десятки и сотни, класс тысяч также содержит единицы, десятки и сотни, но это уже единицы тысяч, десятки тысяч и сотни тысяч. С другой стороны, трудность восприятия обусловлена абстрактностью данных понятий и невозможностью использовать для их усвоения предметные действия.

Следует иметь в виду, что у многих учащихся вызывает затруднение запись чисел, в которых отсутствуют единицы того или иного разряда. Для устранения этой проблемы можно использовать следующие приемы:

1. Полезно в этом случае обращать внимание учащихся на место высшего разряда в числе, т.е. заранее определять количество цифр в записи числа. Например, с помощью таких вопросов: Сколько цифр в числе, содержащем 851 тысячу? 3тысячи? 30 тысяч? 2. Использовать таблицу разрядов и классов, особенно на этапе закрепления. 3. Постоянно обращать внимание на структуру многозначных чисел. Особенно здесь полезны упражнения на сравнительный анализ чисел, записанных одинаковыми цифрами. Например: -В чем сходство и различие чисел: 362 521 и 361 000 521. – Сравни числа 70 004 и 700 004. – Вставь вместо точек такие цифры, чтобы запись оказалась верной: 1234  12.. .
Для усвоения материала темы полезны упражнения на преобразование одних единиц величин в другие, т.к. это перевод тесно связан с принципом построения десятичной системы счисления (за исключением мер времени). Например: 97 857г =…..кг…..г. (В 1кг тысяча граммов, значит, следует определить сколько тысяч в данном числе). Перевод одних единиц величин в другие связан с умножением и делением чисел на 10, 100,1000,… . Увеличение и уменьшение в 10, 100,… раз основывается на применении имеющихся у учащихся знаний о поместном значении цифр при записи чисел. Учитель организует наблюдение детей за изменением значения цифры при перемещении ее в записи числа, которое происходит, если приписать к числу или отбросить нули. Так, приписав справа нуль к числу 5, дети отмечают, что теперь цифра 5 стоит на втором месте справа, и обозначает десятки, а 5 десятков больше, чем 5 единиц в 10 раз. Аналогично сравнивают 7 и 70,9 и 90 и т.п. и делают вывод, что если приписать к числу справа нуль, то оно увеличится в 10 раз. И т.д.

Виды заданий, на усвоение нумерации многозначных чисел.

1.На чтение и запись многозначных чисел:

- Разбей число на классы, скажи, сколько в нем единиц каждого класса, а потом прочитай число: 7300, 7340, 29608, 29680, 305220, 305202, 400400, 400004.

- Запиши и прочитай числа, в которых: а) 30единиц второго класса и 870единиц первого класса; б) 6единиц второго класса и 600единиц первого класса; г) 4 единицы второго класса и 0 единиц первого класса.

- Запиши числа цифрами: «Наименьшее расстояние от Земли до Луны составляет триста пятьдесят шесть тысяч четыреста десять километров, а наибольшее – четыреста шесть тысяч семьсот сорок километров.

- Ученики записали число девять тысяч сорок так: 940, 900 040, 9 040. Объясни, какая запись правильная.

2.На разрядный и классовый состав многозначных чисел:

- Замени данные числа суммой по образцу:

108 201 = 108 000 + 201

360 400 = ………. + ……

50 070 = ………… +…….

- Замени каждое число суммой разрядных слагаемых:

205 000 = ……….. +………, 640 000 =…………. +………. .

- Вычислить:

200 000 + 90 000 + 9 000, 299 000 – 200 000, 408 000 – 8 000.

3. На принцип образования натурального ряда чисел:

- Найди значения выражений

99 999 + 1 30 000 – 1

100 000 – 1 699 999 + 1.

4. На порядок следования чисел в натуральном ряду:

- У трех тракторов такие заводские номера: 250 000, 249 999, 250 001. Какой из них сошел с конвейера первым? Вторым? Третьим?

- Запищи все шестизначные числа, которые больше 999 996.

5.На поместное значение цифры в записи числа:

-Что обозначает цифра 2 в записи каждого из чисел: 2,20, 200, 2 000, 20 000,200 000. Объясни, как меняется значение цифры 2 в записи числа при изменении ее места.

- Что обозначает каждая цифра в записи чисел: 140 401, 308 000, 70 050?

-Запиши с помощью цифр 9 и 0 одно пятизначное число и одно шестизначное число. Используя эти же цифры, запиши другие многозначные числа.

6.На сравнение многозначных чисел:

- Проверь, верны ли равенства:

5 312  5 320 900 001  901 000

- Сравни числа:

999…..1000 9 999……999 415 760…….415 670

200 003….200 030 94 875…94 895.

7. На десятичный состав числа:

- Сколько единиц каждого разряда в числе 395 028, в числе 602 023?



- Сколько десятков в числах: 376, 6 517, 85 742?

- Сколько сотен в числе 6800?

- Запиши 5 чисел, каждое из которых содержит 370 десятков.

8.На соотношение между разрядами:

-Заполни пропуски: 1тыс. = …сот. 1сот. =……дес. 1тыс. = …..дес.

- Сравни числа в каждом столбике. Во сколько раз увеличивается число, когда в его записи справа приписывают один нуль? Два нуля? Три нуля?

1 8 17

10 80 170

100 800 1700

1000 8000 17000

- Числа 57, 90, 300 увеличь в 10 раз, в 1000раз.

Числа 3 000, 60 000, 152 000 уменьши в 10 раз, в 100 раз, в 1000раз.

Задание1. Найдите в учебнике задания, в процессе выполнения которых учащиеся усваивают:

а) разрядный и классовый состав многозначных чисел;

б) десятичный состав многозначных чисел;

в) принцип образования натурального ряда чисел;

г) соотношения между разрядами;

д) запись чисел в виде суммы разрядных слагаемых.

Сравните эти задания с теми, которые предлагаются с этой же целью в концентрах «Сотня» и «Тысяча». Какие новые виды упражнений появились в концентре «Многозначные числа»?

Задание 2. Составьте итоговую контрольную работу по изучаемой теме, Укажите дидактическую цель каждого задания.

Литература




  1. Примерная программа по математике.

  2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.

  3. Программы по математике различных УМК.

  4. Учебники математики (1-4 кл).


ОГЛАВЛЕНИЕ