Файл: Учебнометодическое пособие Специальность 44. 02. 02 Преподавание в начальных классах.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 174
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Правило записи многозначных чисел: многозначные числа записывают по классам, начиная со старшего. Чтобы записать цифрами число, например, 12млн.450тыс.742, поступают так: записывают группами единицы каждого класса, отделяя один класс от другого небольшим промежутком: 12 450 742.
Для усвоения структуры многозначного числа и терминологии, связанной с названием разрядов и классов, учащиеся упражняются в чтении чисел, записанных в таблицу, которая называется таблицей разрядов и классов, или записывают в нее числа, которые называет учитель. Успешно справляясь с этим упражнением, некоторые дети испытывают трудности при записи и чтении чисел без таблицы разрядов и классов. С одной стороны, это обусловлено терминологией: класс единиц содержит единицы, десятки и сотни, класс тысяч также содержит единицы, десятки и сотни, но это уже единицы тысяч, десятки тысяч и сотни тысяч. С другой стороны, трудность восприятия обусловлена абстрактностью данных понятий и невозможностью использовать для их усвоения предметные действия.
Следует иметь в виду, что у многих учащихся вызывает затруднение запись чисел, в которых отсутствуют единицы того или иного разряда. Для устранения этой проблемы можно использовать следующие приемы:
1. Полезно в этом случае обращать внимание учащихся на место высшего разряда в числе, т.е. заранее определять количество цифр в записи числа. Например, с помощью таких вопросов: Сколько цифр в числе, содержащем 851 тысячу? 3тысячи? 30 тысяч? 2. Использовать таблицу разрядов и классов, особенно на этапе закрепления. 3. Постоянно обращать внимание на структуру многозначных чисел. Особенно здесь полезны упражнения на сравнительный анализ чисел, записанных одинаковыми цифрами. Например: -В чем сходство и различие чисел: 362 521 и 361 000 521. – Сравни числа 70 004 и 700 004. – Вставь вместо точек такие цифры, чтобы запись оказалась верной: 1234 12.. .
Для усвоения материала темы полезны упражнения на преобразование одних единиц величин в другие, т.к. это перевод тесно связан с принципом построения десятичной системы счисления (за исключением мер времени). Например: 97 857г =…..кг…..г. (В 1кг тысяча граммов, значит, следует определить сколько тысяч в данном числе). Перевод одних единиц величин в другие связан с умножением и делением чисел на 10, 100,1000,… . Увеличение и уменьшение в 10, 100,… раз основывается на применении имеющихся у учащихся знаний о поместном значении цифр при записи чисел. Учитель организует наблюдение детей за изменением значения цифры при перемещении ее в записи числа, которое происходит, если приписать к числу или отбросить нули. Так, приписав справа нуль к числу 5, дети отмечают, что теперь цифра 5 стоит на втором месте справа, и обозначает десятки, а 5 десятков больше, чем 5 единиц в 10 раз. Аналогично сравнивают 7 и 70,9 и 90 и т.п. и делают вывод, что если приписать к числу справа нуль, то оно увеличится в 10 раз. И т.д.
Виды заданий, на усвоение нумерации многозначных чисел.
1.На чтение и запись многозначных чисел:
- Разбей число на классы, скажи, сколько в нем единиц каждого класса, а потом прочитай число: 7300, 7340, 29608, 29680, 305220, 305202, 400400, 400004.
- Запиши и прочитай числа, в которых: а) 30единиц второго класса и 870единиц первого класса; б) 6единиц второго класса и 600единиц первого класса; г) 4 единицы второго класса и 0 единиц первого класса.
- Запиши числа цифрами: «Наименьшее расстояние от Земли до Луны составляет триста пятьдесят шесть тысяч четыреста десять километров, а наибольшее – четыреста шесть тысяч семьсот сорок километров.
- Ученики записали число девять тысяч сорок так: 940, 900 040, 9 040. Объясни, какая запись правильная.
2.На разрядный и классовый состав многозначных чисел:
- Замени данные числа суммой по образцу:
108 201 = 108 000 + 201
360 400 = ………. + ……
50 070 = ………… +…….
- Замени каждое число суммой разрядных слагаемых:
205 000 = ……….. +………, 640 000 =…………. +………. .
- Вычислить:
200 000 + 90 000 + 9 000, 299 000 – 200 000, 408 000 – 8 000.
3. На принцип образования натурального ряда чисел:
- Найди значения выражений
99 999 + 1 30 000 – 1
100 000 – 1 699 999 + 1.
4. На порядок следования чисел в натуральном ряду:
- У трех тракторов такие заводские номера: 250 000, 249 999, 250 001. Какой из них сошел с конвейера первым? Вторым? Третьим?
- Запищи все шестизначные числа, которые больше 999 996.
5.На поместное значение цифры в записи числа:
-Что обозначает цифра 2 в записи каждого из чисел: 2,20, 200, 2 000, 20 000,200 000. Объясни, как меняется значение цифры 2 в записи числа при изменении ее места.
- Что обозначает каждая цифра в записи чисел: 140 401, 308 000, 70 050?
-Запиши с помощью цифр 9 и 0 одно пятизначное число и одно шестизначное число. Используя эти же цифры, запиши другие многозначные числа.
6.На сравнение многозначных чисел:
- Проверь, верны ли равенства:
5 312 5 320 900 001 901 000
- Сравни числа:
999…..1000 9 999……999 415 760…….415 670
200 003….200 030 94 875…94 895.
7. На десятичный состав числа:
- Сколько единиц каждого разряда в числе 395 028, в числе 602 023?
- Сколько десятков в числах: 376, 6 517, 85 742?
- Сколько сотен в числе 6800?
- Запиши 5 чисел, каждое из которых содержит 370 десятков.
8.На соотношение между разрядами:
-Заполни пропуски: 1тыс. = …сот. 1сот. =……дес. 1тыс. = …..дес.
- Сравни числа в каждом столбике. Во сколько раз увеличивается число, когда в его записи справа приписывают один нуль? Два нуля? Три нуля?
1 8 17
10 80 170
100 800 1700
1000 8000 17000
- Числа 57, 90, 300 увеличь в 10 раз, в 1000раз.
Числа 3 000, 60 000, 152 000 уменьши в 10 раз, в 100 раз, в 1000раз.
Задание1. Найдите в учебнике задания, в процессе выполнения которых учащиеся усваивают:
а) разрядный и классовый состав многозначных чисел;
б) десятичный состав многозначных чисел;
в) принцип образования натурального ряда чисел;
г) соотношения между разрядами;
д) запись чисел в виде суммы разрядных слагаемых.
Сравните эти задания с теми, которые предлагаются с этой же целью в концентрах «Сотня» и «Тысяча». Какие новые виды упражнений появились в концентре «Многозначные числа»?
Задание 2. Составьте итоговую контрольную работу по изучаемой теме, Укажите дидактическую цель каждого задания.
Литература
-
Примерная программа по математике. -
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования. -
Программы по математике различных УМК. -
Учебники математики (1-4 кл).
ОГЛАВЛЕНИЕ