ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 119
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3. Выбор материалов зубчатых передач и определение допускаемых напряжений
Принимаем, согласно рекомендациям [1c.52], сталь 45:
шестерня: термообработка - улучшение - НВ235÷262 [1c.53],
колесо: термообработка - нормализация - НВ179÷207.
Средняя твердость зубьев:
НВ1ср = (235+262)/2 = 248
НВ2ср = (179+207)/2 = 193
Допускаемые контактные напряжения:
[σ]H = KHL[σ]H0,
где KHL - коэффициент долговечности
KHL = (NH0/N)1/6,
где NH0 = 1·107 [1c.55], = 573ωLh = 573·5,86·25,0·103 = 8,39·107.
Так как N > NH0, то КHL = 1.
[σ]H1 = 1,8HB+67 = 1,8·248+67 = 513 МПа.
[σ]
H2 = 1,8HB+67 = 1,8·193+67 = 414 МПа.
[σ]H = 0,45([σ]H1 +[σ]H2) = 0,45(513+414) = 417 МПа.
Допускаемые напряжения изгиба:
[σ]F = KFL[σ]F0,
где KFL - коэффициент долговечности
Так как N > NF0 = 4·106, то КFL = 1.
[σ]F01 = 1,03HB1 = 1,03·248 = 255 МПа.
[σ]F02 = 1,03HB2 = 1,03·193 = 199 МПа.
[σ]F1 = 1·255 = 255 МПа.
[σ]F2 = 1·199 = 199 МПа.
Таблица 3.1 Механические характеристики материалов зубчатой передачи
4. Расчет закрытой цилиндрической передачи
Межосевое расстояние
,
где Ка = 43,0 - для косозубых передач [1c.58],
ψba = 0,40 - коэффициент ширины колеса,
КНβ = 1,0 - для прирабатывающихся колес.
аw = 43,0(5,0+1)[337,9·103·1,0/(4172·5,02·0,40)]1/3 = 168 мм
принимаем согласно ГОСТ 2185-66 [2 c.52] аw = 180 мм.
Модуль зацепления
m > 2KmT2/(d2b2[σ]F),
где Km = 5,8 - для косозубых колес,
d2 - делительный диаметр колеса,
d2 = 2awu/(u+1) = 2·180·5,0/(5,0 +1) = 300 мм,
b2 - ширина колеса
b2 = ψbaaw = 0,40·180 = 72 мм.
m > 2·5,8·508,6·10
3/300·72·199 = 1,37 мм,
принимаем по ГОСТ 9563-60 m = 2,0 мм.
Основные геометрические размеры передачи
Угол наклона зуба
βmin = arcsin(3,5m/b2) = arcsin(3,5·2/72) = 5,58°
Принимаем β = 8°
Суммарное число зубьев:
zc = 2awcosβ/mc = 2·180cos8°/2,0 = 178
Число зубьев шестерни:
z1 = zc/(u+1) = 178/(5,0 +1) = 30
Число зубьев колеса:
z2 = zc-z1 = 178 - 30 =148;
уточняем передаточное отношение:
u = z2/z1 =148/30 = 4,93,
Отклонение фактического значения от номинального
(5,0 - 4,93)100/5,0 = 1,4% меньше допустимого 4%
Действительное значение угла наклона:
cos = zcm/2aW = 1782/2180 = 0,9889 = 8,55°.
Фактическое межосевое
расстояние:
aw = (z1+z2)m/2cosβ = (148+30)·2,0/2cos 8,55° = 180 мм.
делительные диаметры
d1 = mz1/cosβ = 2,0·30/0,9889= 60,67 мм,
d2 = 2,0·148/0,9889= 299,33 мм,
диаметры выступов
da1 = d1+2m = 60,67+2·2,0 = 64,67 мм
da2 = 299,33+2·2,0 = 303,33 мм
диаметры впадин
df1 = d1 - 2,4m = 60,67 - 2,5·2,0 = 55,67 мм
df2 = 299,33 - 2,5·2,0 = 294,33 мм
ширина колеса
b2 = baaw = 0,40·180 = 72 мм
ширина шестерни
b1 = b2 + (3÷5) = 72+(3÷5) = 76 мм
Окружная скорость
v = ω2d2/2000 = 5,86·299,33/2000 = 0,9 м/с
Принимаем 8-ую степень точности.
Силы действующие в зацеплении
окружная
Ft = 2T1/d1 = 2·70·103/60,67 = 3481 H
радиальная
Fr = Fttg/cosβ
Принимаем, согласно рекомендациям [1c.52], сталь 45:
шестерня: термообработка - улучшение - НВ235÷262 [1c.53],
колесо: термообработка - нормализация - НВ179÷207.
Средняя твердость зубьев:
НВ1ср = (235+262)/2 = 248
НВ2ср = (179+207)/2 = 193
Допускаемые контактные напряжения:
[σ]H = KHL[σ]H0,
где KHL - коэффициент долговечности
KHL = (NH0/N)1/6,
где NH0 = 1·107 [1c.55], = 573ωLh = 573·5,86·25,0·103 = 8,39·107.
Так как N > NH0, то КHL = 1.
[σ]H1 = 1,8HB+67 = 1,8·248+67 = 513 МПа.
[σ]
H2 = 1,8HB+67 = 1,8·193+67 = 414 МПа.
[σ]H = 0,45([σ]H1 +[σ]H2) = 0,45(513+414) = 417 МПа.
Допускаемые напряжения изгиба:
[σ]F = KFL[σ]F0,
где KFL - коэффициент долговечности
Так как N > NF0 = 4·106, то КFL = 1.
[σ]F01 = 1,03HB1 = 1,03·248 = 255 МПа.
[σ]F02 = 1,03HB2 = 1,03·193 = 199 МПа.
[σ]F1 = 1·255 = 255 МПа.
[σ]F2 = 1·199 = 199 МПа.
Таблица 3.1 Механические характеристики материалов зубчатой передачи
Элемент передачи | Марка стали | Dпред | Термообработка | НВср | σв | σ-1 | [σ]Н | [σ]F |
| | Sпред | | | Н/мм2 | |||
Шестерня | 45 | 125/80 | Улучш. | 248 | 780 | 335 | 513 | 255 |
Колесо | 45 | - | Норм-ия | 193 | 560 | 260 | 414 | 199 |
4. Расчет закрытой цилиндрической передачи
Межосевое расстояние
,
где Ка = 43,0 - для косозубых передач [1c.58],
ψba = 0,40 - коэффициент ширины колеса,
КНβ = 1,0 - для прирабатывающихся колес.
аw = 43,0(5,0+1)[337,9·103·1,0/(4172·5,02·0,40)]1/3 = 168 мм
принимаем согласно ГОСТ 2185-66 [2 c.52] аw = 180 мм.
Модуль зацепления
m > 2KmT2/(d2b2[σ]F),
где Km = 5,8 - для косозубых колес,
d2 - делительный диаметр колеса,
d2 = 2awu/(u+1) = 2·180·5,0/(5,0 +1) = 300 мм,
b2 - ширина колеса
b2 = ψbaaw = 0,40·180 = 72 мм.
m > 2·5,8·508,6·10
3/300·72·199 = 1,37 мм,
принимаем по ГОСТ 9563-60 m = 2,0 мм.
Основные геометрические размеры передачи
Угол наклона зуба
βmin = arcsin(3,5m/b2) = arcsin(3,5·2/72) = 5,58°
Принимаем β = 8°
Суммарное число зубьев:
zc = 2awcosβ/mc = 2·180cos8°/2,0 = 178
Число зубьев шестерни:
z1 = zc/(u+1) = 178/(5,0 +1) = 30
Число зубьев колеса:
z2 = zc-z1 = 178 - 30 =148;
уточняем передаточное отношение:
u = z2/z1 =148/30 = 4,93,
Отклонение фактического значения от номинального
(5,0 - 4,93)100/5,0 = 1,4% меньше допустимого 4%
Действительное значение угла наклона:
cos = zcm/2aW = 1782/2180 = 0,9889 = 8,55°.
Фактическое межосевое
расстояние:
aw = (z1+z2)m/2cosβ = (148+30)·2,0/2cos 8,55° = 180 мм.
делительные диаметры
d1 = mz1/cosβ = 2,0·30/0,9889= 60,67 мм,
d2 = 2,0·148/0,9889= 299,33 мм,
диаметры выступов
da1 = d1+2m = 60,67+2·2,0 = 64,67 мм
da2 = 299,33+2·2,0 = 303,33 мм
диаметры впадин
df1 = d1 - 2,4m = 60,67 - 2,5·2,0 = 55,67 мм
df2 = 299,33 - 2,5·2,0 = 294,33 мм
ширина колеса
b2 = baaw = 0,40·180 = 72 мм
ширина шестерни
b1 = b2 + (3÷5) = 72+(3÷5) = 76 мм
Окружная скорость
v = ω2d2/2000 = 5,86·299,33/2000 = 0,9 м/с
Принимаем 8-ую степень точности.
Силы действующие в зацеплении
окружная
Ft = 2T1/d1 = 2·70·103/60,67 = 3481 H
радиальная
Fr = Fttg/cosβ