Файл: Курсовая работа фио студента Группа, факультет Научный.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 178
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Другой вариант – когда подросток сознательно противопоставляет себя одноклассникам. Чаще всего эти подростки относят себя к какой-либо социальной субкультуре. В данный момент выделяют четыре группы конфликтных подростков на основе определенного типа поведения:
- Первая группа подростков характеризуется устойчивым комплексом аморальных, аномальных и примитивных потребностей. Такие подростки равнодушны, эгоистичны. Это типичные проявления данной группы подростков. Им присуща драчливость, дерзость, грубость, злоба. В их поведении в большинстве случаев преобладает физическая агрессивность.
- Во вторую группу подростков можно внести детей с деформированными ценностями и потребностями. Они обладают большим кругозором и широким интересом, что делает их более индивидуальными. Их желание занять более высокое положение осуществляется с помощью подавления более слабых. Такие подростки импульсивны, у них происходит частая смена настроения. Они обычно лживы и раздражительны. За счет неправильного представления о достоинстве и мужестве, таким группам подросток большое удовольствие приносит чужая боль.
- Третью группу подростков можно охарактеризовать, как детей с конфликтностью между положительными и неправильными взглядами, ценностями, потребностями. Их отличает скупость интересов, лживость и притворство. Такие подростки, как правило, апатичны, не стремятся к достижениям. В их поведении преобладают вербальная и косвенная агрессивность.
- Четвертая группа подростков характеризуется детьми со слабыми потребностями и отсутствием определенных интересов, а так же весьма ограниченным кругом общения. Такие подростки безвольны, мнительны, заискивают перед более сильными товарищами. Для этих подростков типична мстительность и трусливость. В их поведении преобладают негативизм и вербальная агрессивность.
Описывают пять основных типов конфликтных личностей [1]:
1. Демонстративный тип – чаще всего любит привлекать к себе внимание, хорошо приспосабливается к различным ситуациям. Не терпит нудной и кропотливой работы, старается ее избегать, не планирует свой и день, не умеет вести себя рационально. Вспыльчив, в большинстве случаев становится источником конфликтных ситуаций, но при этом сам себя не считает таковым.
2. Ригидный (негибкий) тип, он отличается завышенной самооценкой, подозрителен, высказывает все прямо. Плохо воспринимает критику, не считается с мнением окружающих, болезненно обидчив.
3. Неуправляемый тип. Такой тип характерен импульсивностью, не предсказуем в поведении, часто агрессивен, несамокритичен, обладает высоким уровнем притязаний. В случае неудачи склонен обвинять других, не умеет грамотно планировать свою деятельность. Не принимает во внимание прошлый опыт, плохо соотносит свои поступки с целями и обстоятельствами.
4. Сверхточный тип отличается скрупулезностью и точностью в работе, предъявляет завышенные требований к себе и к окружающим, имеет повышенную тревожностью, чувствительность, обидчив. В поведении очень часто проявляет несдержанность. Плохо строит взаимоотношения в группе.
5. Бесконфликтный тип. Он отличается внушаемостью, внутренней противоречивостью. Так же неустойчив в оценках и мнениях, непоследователен в поведении. Ориентирован на быстрый успех, поэтому склонен к изрядным компромиссам. Не обладает силой воли и не задумывается над своими поступками и действиями.
Установлено три основные модели поведения личности в конфликтной ситуации [8]:
1. Конструктивная модель. Она выражается в стремлении уладить конфликт, найти удобное для конфликтующих сторон решение. Вместе с этим проявляются доброжелательные отношения к сопернику, открытость, искренность, имеется выдержка и самообладание.
2. Деструктивная модель. Проявление в стремлении к увеличению и обострению конфликта, основанном на принижении соперника. Так же проявляются подозрительность, недоверие, негативная оценка к сопернику.
3. Конформистская модель. Такая модель предполагает пассивность и склонность к уступкам. Проявление непоследовательности в оценках и суждениях, согласие с соперником. Если опираться непосредственно на конфликтное поведение подростков в школе, то можно выделить несколько типов конфликта: конфликт между учителем и учеником, между подростком и родителями, между подростками, между подростком и группой, между группами (классами).
Конфликт в процессе взаимодействия учителя с учеником возникает чаще всего из-за игнорирования индивидуальности подростка, ограничение самостоятельности. Учителя очень часто используют авторитарный стиль общения. В таком случае у подростка нет возможности проявить себя. Учитель может не рассматривать точку зрения ученика как адекватную.
Впоследствии чего случается конфликтная ситуация. Конфликтная ситуация между подростками, подразумевает отстаивание своих интересов оппоненту. Конфликт между подростком и группой и между группами подростков – конфликт, где подростки отстаивают свою точку зрения. Это приводит к непониманию, нарушению коллектива и отношений в нем.
Помимо конфликтов, которые возникают между подростками, также могут возникнуть конфликтные ситуации и в семейно-бытовом пространстве. Конфликт между подростком и родителями, является одним из самых серьезных, так как отец и мать самые близкие люди. Этот спор приносит не только душевное истощение, но может привести к серьезным последствиям в поведении детей и взаимопониманиям в семье.
Причины конфликтов в семье могут быть выделены следующими:
1. Конфликт неустойчивости родительских отношений:
1) подросток несовершенен в личных качествах (несобранность, трудность систематичности действий);
2) взрослый на положительные качества подростка мало обращает внимание, лишь усиливает недостатки подростка.
2. Конфликт сверхтребовательности вместе с эмоциональным холодом:
1) подросток видит все эмоциональные проявления в его сторону, особенно негативные. Ему приходится приспосабливаться к родительскому поведению.
3. Конфликт сверхзаботы:
1) родители проецируют на себя все неудачи детей, так же решают за них проблемы;
2) у подростков не развивается инициативность, уверенность в себе;
4. Конфликт неуважения прав подростка на самостоятельность:
1) родители распоряжаются судьбой подростка;
2) неуважение границ личного пространства подростка.
Когда взрослый относится к подростку как к ребенку, это препятствует развитию его социальной взрослости. Но здесь вступает в противоречие представлением подростка о степени собственной взрослости и его претензии на новые права.
Так же конфликтные ситуации и трудности в семье возникают из-за расхождения представлений родителей и подростка о характере прав на самостоятельность подростка. Если родитель не изменит отношения к подростку, то подросток сам начинает новый тип отношений. В том случае если родители сопротивляются новым отношениям со стороны подростка, то начинают возникать различные формы непослушания, неподчинения подростка. В подростковом возрасте складываются две системы общения: отношение со сверстниками и со взрослыми.
Отношения взрослых с подростком должны строиться на основе дружбы, уважения, доверия и помощи. В таком случае фундаментом их отношений становятся сотрудничество в различных видах деятельности, общие интересы. При этом взрослый человек должен выступать как друг и пример для подражания, а подросток — как равноправный помощник.
Можно увидеть, что у каждой модели имеется предмет конфликта. Кроме того, модели поведения подростка в конфликтной ситуации отражают установки соперничающих сторон, что может повлиять на динамику и способ разрешения конфликта. Так же на выход из конфликтной ситуации влияют не только цели и установки, но и индивидуальные особенности подростка.
Таким образом, конфликтное поведение подростков можно отнести к становлению личности. Физические изменения, изменение взглядов и перестройка приоритетов приводят к конфликтным ситуациям. Конфликт между подростком и родителями в большинстве случаев может возникнуть из-за ограничения в действиях подростка.
Выводы по первой главе
Переход к подростковому возрасту характеризуется рядом важнейших изменений, происходящих в физическом, умственном и эмоциональном развитии школьника. Особое значение на данном возрастном этапе развития приобретает сфера общения, эмоциональных контактов.
Подростковый возраст, является именно тем возрастным этапом, в ходе которого закладывается основа межличностных отношений, Именно эта основа на протяжении всей жизни будут определять поведения человека в отношений окружающих его людей.
Ребёнок с нарушениями интеллекта имеет те же проблемы, направленности в межличностных отношениях, что и нормально развивающий ребёнок. Подросток с нарушениями имеет свои, особенно в развитий психических функций, что сказывается и на формирование межличностных отношении. И по тому такие дети должны иметь иной подход. Формирование коллектива так же имеет свои особенности.
Глава 2. Эмпирическое исследование работы педагога психолога по профилактике конфликтов среди подростков с нарушениями интеллекта
2.1. Диагностика конфликтов старших подростков
С целью определения степени проявления конфликтов в доме-интернате и отношения к ним педагогического коллектива среди педагогов Филиал Республиканского СРЦН «Глазовский ДДИ», был проведен анкетный опрос (Приложение 1). В исследование приняло участие 25 педагогов.
Диаграмма 2.1. Какие конфликты, с Вашей точки зрения, чаще всего происходят в вашем доме - интернате?
В итоге было выявлено, что чаще всего в доме-интернате происходят конфликты между подростками (Диаг. 2.1).
Общение между педагогом и подростками откладывает отпечаток на различные поведенческие реакции в данной системе отношений, в том числе через различные конфликтные проявления.
У 80% педагогов в процессе профессиональной деятельности случались конфликты с подростками (Диаг.2.2). Несомненно, здесь встает вопрос о способах разрешения конфликтных ситуаций и стратегий применения выхода из них. Вопрос об отношениях между учителем и подростком всегда останется актуальным, тем более что в последнее время отмечается тенденция со стороны обучающихся не всегда воспринимать учителя как объект для уважения и подражания, к сожалению, теряются ценности как таковые в уважении старших. Но не всегда, конечно, такое происходит, и главной задачей учителя становится создание оптимальных субъект - субъектных отношений приводящих к конструктивному разрешению конфликтных ситуаций.
Диаграмма 2.2. Случались ли у Вас конфликты с подростками в процессе вашей профессиональной деятельности?
В 88% случаев конфликты с подростками оказывают сильное влияние на профессиональную деятельность педагогов, в 8% - не влияют (Диаг.2.3). Как известно, конфликт несет за собой как конструктивное его разрешение, так и деструктивное. Чаще всего, сам факт протекания конфликтной ситуации откладывает огромный отпечаток на участников конфликта. Это могут быть и проблемы межличностных отношений, и различные проявления внутреннего плана, в частности, тревожность, напряжение, неуверенность и т.д.