Файл: 1. Общая характеристика системы законодательства 4 Понятие системы законодательства 4.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 127
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.2. Некоторые проблемные аспекты российской системы законодательства
2. Описание вертикальной, горизонтальной и федеральной структур законодательства
2.1. Отраслевая (горизонтальная) структура законодательства
2.2. Иерархическая структура законодательства
- по предмету регулирования соответствующих отношений (связь, оборона и др.)
- по заимствованию норм, институтов из разных правовых отраслей.
2.2. Иерархическая структура законодательства
Систему законодательства в одном из ее проявлений (иерархия) следует охарактеризовать как совокупность федеральных, региональных и прочих нормативных актов, связанных между собой определенной иерархией, сопряженных друг с другом, взаимодействующих друг с другом.
Принято считать, что идея иерархического строения права играет немаловажную роль в драме с названием «Правовое регулирование» в континентальной правовой традиции, поскольку предопределенная и ясная субординация источников права делает процесс конкретизации и реализации норм права и нормативных обобщений более упорядоченным11.
По сравнению с ранее действующей советской системой иерархии, нынешняя иерархия нормативно-правовых актов значительно отличается. В настоящее время, место нормативно-правового акта в иерархической системе законодательства зависит не только от места законодательного органа в системе законодательных органов, но и от предмета регулирования, от внешней формы выражения нормативного акта, от порядка его принятия.
Так, федеральные конституционные законы занимают в иерархии нормативно-правовых актов иное место чем федеральные законы, исходя из предмета правового регулирования и особенностей порядка принятия федеральных конституционных законов.
Сегодня вопросы иерархической структуры системы законодательства имеют первостепенное значение. Главные принципы работы соответствующей системы таковы: законодательство состоит из двух уровней – федерального и регионального; законодательство Федерации и регионов должно быть единым; разрабатываются и применяются специальные механизмы, процедуры преодоления (профилактики) рассогласованности и достижения единства правовых актов федерального и регионального уровней.
Вертикальная система законодательства выделяется исходя из юридической силы правовых актов и иерархии органов государственной власти, принявших правовые акты.
Названные признаки позволяют всю совокупность нормативно-правовых актов, принятых в российском государстве подразделить на:
- законы. Известно, что в российском государстве законы могут приниматься путем референдума, а также высшими законодательными государственными органами. Регламентируют законы обычно самые важные сферы социальной жизни и имеют высшую юридическую силу по отношению к следующей выделяемой нами ниже группе нормативно-правовых актов:
- подзаконные нормативно-правовые акты. Такие акты издаются, как правило, во исполнение законов и не могут входить в противоречие с ними.
В свою очередь законы тоже имеют определенную иерархическую структуру.
Специфика текущей иерархической структуры законодательства проявляется в том, что в соответствии со ст. 76 Конституции РФ иерархически федеральные нормативные акты стоят выше региональных правовых актов только в случаях, когда они приняты по предметам совместного ведения центра и регионов.
Выстраивая современную иерархию законов следует отметить, что на вершине такой иерархии будет стоять Конституция, затем федеральные конституционные законы, затем федеральные законы, потом уже региональные конституции (уставы), вслед за ними конституционные (уставные) законы и наконец все остальные законы, принятые в регионах.
Рассмотрим вертикальную структуру регионального законодательства подробнее. В соответствии с иерархической структурой основой регионального законодательства являются конституции республик и уставы других субъектов Федерации. Данные нормативные акты имеют ограниченный пространственный предел действия, так как могут применяться только в пределах соответствующих субъектов. Здесь они обладают высшей юридической силой, им должны соответствовать все иные нормативные акты, принимаемые субъектом России.
Следующим уровнем нормативно-правовых актов являются законы, которые оказывают наиболее заметное влияние на иерархическую структуру системы законодательства субъектов Российской Федерации. Это влияние объясняется их юридической силой, так как все иные нормативные правые акты органов государственной власти субъектов России и акты местного самоуправления должны соответствовать законам и не могут им противоречить.
С позиции юридической силы выделяют законы «конституционные» и «обыкновенные». К конституционным законам относят: законы о внесении изменений и дополнений в конституции и уставы субъектов Федерации; собственно, конституционные законы.
На следующем уровне иерархии нормативных правовых актов субъектов России находятся законы субъектов Федерации. В некоторых субъектах получила развитие такая форма нормативных актов как кодексы. Однако практика принятия кодексов не означает нового уровня в иерархической системе, так как по своей юридической силе и природе это обычные законы
, явившиеся результатом кодификации.
На следующей ступени иерархической структуры системы законодательства субъектов Федерации находятся подзаконные нормативные акты (постановления законодательного (представительного) органа государственной власти; указы (постановления) высшего должностного лица (губернатора, президента); постановления высшего исполнительного органа (правительства, кабинета министров, администрация); постановления, приказы отраслевых и территориальных органов исполнительной власти (министерств, департаментов). Несмотря на отсутствие четкой иерархической структуры, подзаконные акты находятся в соподчинении. Как правило, нормативные акты законодательных органов и высшего должностного лица не должны пересекаться. Однако, если отношения регулируются двумя ветвями власти, то указы (постановления) президента (губернатора) и постановления правительства должны соответствовать постановлениям регионального законодательного органа. На соподчинении построено соотношение нормативных актов высшего должностного лица и органов исполнительной власти. Постановления высшего исполнительного органа не могут противоречить указам и постановлениям высшего должностного лица. Подзаконные акты исполнительных органов государственной власти субъекта России должны соответствовать региональному высшему органу исполнительной власти.
Отдельную нишу в иерархической системе занимают договоры субъектов Российской Федерации.
Обычно при изучении вертикальной структуры законодательства выделяются ряд проблемных аспектов. Рассмотрим некоторые из них.
Во-первых, не до конца решена проблема соотношения по юридической силе Основного закона страны и международных договоров. Формально из текста Конституции РФ (при прочтении ч. 4 ст. 15 этого закона) следует, что по своей юридической силе международные договоры, в т.ч. межгосударственные, межправительственные и межведомственныне, стоят выше законов, если ими предусмотрены иные правила, чем законом.
Но, по справедливому замечанию М.Н.Марченко, никакое суверенное государство в мире, будучи даже приверженцем общечеловеческих ценностей, все равно не поставит свое национальное законодательство в зависимость от международного права, даже пусть и формируемого по соглашению сторон. Это грозит утратой самостоятельности национальной системе права12
.
Потом, если, допустим, отдавать приоритет международного договору во всех случаях, то даже международный договор, заключенный одним из ведомств, станет выше федерального закона.
В научной литературе высказано мнение, что международные договоры конечно обладают приоритетом по отношению к внутригосударственным законодательным актам любого уровня, но следует учитывать и то, что, исходя из содержания ст. 125 Основного закона страны, не применятся в государстве международные договоры, противоречащие Конституции РФ. Значит формально международно-правовые нормы, да, по юридической силе стоят выше, чем внутригосударственные законы, т.е. должен применяться международный договор если между ним и федеральным законом возникла коллизия.
Вместе с тем полагаем, что раз российское государство обладает государственным суверенитетом (материальным воплощением его и служат положения Конституции РФ), а также поскольку в Конституции РФ говорится о ее верховенстве, а упомянутый принцип приоритета международно-правовых норм может по факту быть отвергнут или изменен с изменением самого Основного закона государства, то Конституция РФ выходит, что, имеет приоритет над международными правовыми актами.
Также непонятно какие акты, принятые по предмету совместного ведения, обладают более высокой юридической силой (Указы Президента, Постановления Правительства РФ или правовые акты регионов). Частично проясняет ситуацию одно из определений Конституционного Суда РФ, в котором Суд пояснил, что по предметам совместного ведения федеральные органы власти вправе принимать собственные акты и последние исходя из общего распределения нормотворческой компетенции Центра и регионов в области совместного ведения вместе с федеральными законами для региональных законов носят отправной характер.
Некоторые ученые включают в структуру законодательства и судебные акты (нормоконтроля). Если признать такое положение вещей верным, то возникнет проблема определения места судебных актов в иерархической системе законодательства13.
Есть мнение, что судебный акт будет занимать в системе законодательства тоже место, что и занимал отмененный им нормативный акты. Значит, если, допустим Конституционный Суд РФ своим решением толкует какую-то конституционную норму, то в последующем такое решение будет иметь ту же юридическую силу, что и Основной закон страны. В целом такой подход можно признать допустимым и очевидным. Но при этом полагаем, что сами такого рода судебные акты тоже выстраиваются в определенную иерархию, которая