Файл: 1. Общая характеристика системы законодательства 4 Понятие системы законодательства 4.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 125

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
определяется нормативно-правовыми актами, регулирующими судебную систему и судопроизводство.

В вышеуказанных условиях, законодательная система в современный период ее развития стремится к выстраиванию внутренней иерархии законодательных актов по видам, субъекту нормотворчества, значимости регулируемых общественных отношений, что необходимо для обеспечения сохранения единства и целостности законодательной системы. Вертикальная структура законодательства главным образом сориентирована на решение внутренних задач, которые присущи законодательству как системе. Она призвана упорядочить, адаптировать к особенностям законодательной системы ту сложность, что привносят в нее предмет правового регулирования и активность субъектов правотворчества.


2.3. Федеративная структура законодательства



Федеративная структура законодательства строится исходя из принципов федеративного государственного устройства и распределения нормотворческих полномочий между центром и регионами. По упомянутым критериям все российское законодательство следует подразделить на:

- федеральное законодательство (Основной закон страны, федеральные и федеральные конституционные законы, акты главы государства, акты высших органов исполнительной власти в РФ);

- законодательство субъектов (региональные конституции (уставы) и другие законы);

- систему нормативно-правовых актов, принятых органами местного самоуправления (местным парламентом и местными исполнительными органами государственной власти).

В рассматриваемой законодательной структуре идет пересечение и взаимодействие двух вышерассмотренных нами структур законодательства. Федеративная структура вместе с тем обладает важной спецификой. К примеру, значимые в иерархической структуре связи в ныне рассматриваемой структуре законодательства не всегда находят свое отражение, поскольку Российская Федерация и ее регионы имеют разные предметы ведения. Не совпадают предметы ведения Центра и регионов, и поэтому между правовыми актами Федерации (разработанными в рамках предмета ведения Федерации) и законодательными актами регионов (разработанными в рамках предмета ведения регионов) нет отношений субординации.

И все-таки для федеральной структуры законодательства иерархические связи представляют важное значение. Дело здесь еще и в том, что Конституция РФ говорит о предметах совместного ведения и вот там уже применяется строгая иерархия между законодательными актами Федерации и ее регионов.

Горизонтальная структура законодательства также находит свое отражение в федеративной структуре. Она (горизонтальная структура) определяется разграничением предметов ведения между Центром и регионами. Базой для создания федеративной структуры законодательства будет предмет регулирования общественных отношений, а также упомянутое разграничение предметов ведения.

Сложная субъектная подоснова нормотворчества раскрывается в федеративной структуре законодательства. Законодательная система перекраивается самыми

разными и нередко самостоятельными органами, наделенными законодательными полномочиями.

Федеративная структура не только подразумевает выделение трех уровней нормотворчества, но еще имеются законодательные секторы, составляющие часть нормотворческой компетенции отдельных субъектов нормотворчества.

Поскольку в российском государстве есть несколько уровней законодательной системы, то возникает проблема их соотношения, поиска способов обеспечения согласованности. Только если данная проблема будет решена, можно будет говорить и об эффективности правового регулирования. Здесь требуется правильное понимание законодательной компетенции Российской Федерации, ее регионов, соотношение с такой компетенцией регионального законодательства, нужно правильно понимать каким образом следует оценивать массивы правовых актов, какие возможные коллизии при этом возникают, каким образом устранять нарушения конституционного порядка нормотворчества.

Здесь самый важный момент, это конечно разграничение компетенции по принятию нормативно-правовых актов. Тем более, что в Основном законе страны относительно предмета прописаны законодательные отрасли, в которых нормотворчество может осуществлять только Федерация или совместно Федерация и регионы, а также прописаны объекты нормативного регулирования по линии Федерального центра и по линии Центра и регионов.

Касательно процедуры требуется строго выполнять положения ст. 73, ч. 4-6 ст. 76, закрепляющий границы нормотворческой компетенции. Соблюдения таких пределов нормотворчества гарантируется и установлением приоритета законов или федерального центра, или регионов.

Региональная система законодательства выстраивается согласно региональных конституций (уставов). Последние обычно прописывают конкретные виды нормативных актов, органы, уполномоченные на их принятие и порядок принятия.

Конечно федеральное законодательство и законодательство регионов находятся между собой в тесной взаимосвязи, поскольку они базируются на общих принципах нормотворчества, иерархии нормативного материала, существование механизма искоренение дефектов, пробелов и коллизий во всей законодательной системе с целью обеспечения единства таковой. Конституционное единство законодательства не должно нарушаться попытками изолированного развития законодательной системы Федерации и законодательства регионов.


Существует федеральное законодательство, которое развивается как в пределах исключительной компетенции центра, так и в рамках совместного ведения. Имеется региональное законодательство, которое формируется как самостоятельно, и региональное законодательство, которое принимается в рамках совместного предмета ведения с Центром.

При этом вся законодательная система базируется на определенных принципах: верховенства Основного закона и федеральных законов на всей территории страны, регионы самостоятельно принимают правовые акты по вопросам своей нормативной компетенции, при этом принятые правовые акты буду иметь приоритет.

Конституционное законодательство – это единая система, отличающаяся нижеследующими принципами:

- вся власть у народа (народ единственный источник власти в стране);

- Основной закон страны вкупе с федеральными законами обладает верховенством на всей государственной территории;

- закреплена в Конституции РФ сфера исключительного ведения Центра, сфера совместных региона и Центра нормотворческих полномочий и сфера нормотворчества регионов

- нормотворческие предметы ведения, компетенция разграничиваются между органами государственной власти федерального центра и регионов

- в части своего предмета нормотворческого ведения, регионы самостоятельны.

То, что мы перечислили – это юридическая основа обеспечения единства двух уровней конституционного законодательства. Основное место конечно здесь у Конституции РФ. Основной закон страны не говорит о пределах соответствия региональных конституций (уставов) Основному закону, не говорит о том, в каких случаях региональные конституции (уставы должны соответствовать Основному закону страны (в каких же – не противоречить Основному закону).

Понятно, что, установление соответствия конституций (уставов) регионов Основному закону страны направлено на обеспечения претворения в жизнь основополагающих принципов конституционного строя РФ (равной защиты всех форм собственности, обеспечения идеологического многообразия и некоторых других). А за пределами этого, регионы вправе без вмешательства Федерации формировать свои конституционные основы. Названное преследует цели - создание условий для функционирования нашего государства как единого федеративного государства и обеспечению самостоятельности регионов, формированию единой законодательной системы.


Вместе с тем, к примеру, Белоусов С.В. считает выделение в системе законодательства федеративной составляющей лишним.

Во-первых, дело в том, что сама система законодательства в государстве с федеративной формой правления имеет обобщенное качество и федеративную структуру, даже если речь идет о горизонтальном срезе. Действительно, экологическая или природоохранная отрасль законодательства, относящиеся к горизонтальному строению, формируются и из актов федеральных органов власти, и из актов органов власти субъектов РФ. А потому сама по себе система в горизонтальном и вертикальном срезах является федеративной.

Если же следовать логике предложенных рассуждений, то в сложном унитарном государстве, где автономии обладают, пусть и ограниченными, законодательными полномочиями, складывается децентрализованная унитарная система законодательства, состоящая из двух уровней: актов единого государства и актов автономий. Однако в науке об этом так не говорят, поскольку очевидно, что в унитарном и федеративном государствах складываются соответствующие системы законодательства, с учетом и горизонтального, и вертикального строения.

Во-вторых, само по себе государственно-территориальное устройство не выступает критерием федеративной системы законодательства. Представляется, что правильнее в этом случае вести речь о порядке организации власти и распределении полномочий органов публичной власти. Тем более признано, что именно власть определяет и играет ключевую роль в структурировании и функционировании и системы права, и системы законодательства14.