Файл: 1. Общая характеристика системы законодательства 4 Понятие системы законодательства 4.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 131

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Следующий дефект системы российского законодательства, касается проблемы отсутствия четкой иерархии правовых актов исходя из юридической силы таковых.

Как правило кодексы включают положение, согласно которому нормы этого кодекса имеют приоритет перед иными законодательными актами, регулирующими отношения в той же сфере. Статья 3 ГК РФ содержит указание на то, что нормы, которые содержатся в других законах помимо этого кодекса, должны соответствовать этому кодексу. Вместе с тем, действующий Закон о банкротстве включает в себя положения, противоречащие ГК РФ, например, по части очередности удовлетворения требований кредиторов. При этом он также имеет норму, согласно которой все иные законы, которые регулируют отношения несостоятельности, возможно применять постольку лишь, поскольку они согласуются с Законом о банкротстве.

По отношению к ГК РФ действует специальный принцип - primus inter pares, им же установленный. А Закон о банкротстве в свою очередь можно расценить как специальный закон по отношению к общему закону (ГК РФ). Конституционно нет приоритета кодексов перед другими федеральными законами, хотя в статье 76 Конституции некоторым образом решен вопрос приоритета одних актов над другими. Когда Конституционный Суд рассматривал вопрос о противоречии отдельных положений федерального закона о банках ГК РФ, то он отметил, что конституционно не выстроена иерархия актов внутри одного вида – имелось в виду федеральных законов.

Получается, что у кодексов в настоящее время нет специального места в системе законодательства, что, впрочем, не совсем верно с позиции унификации текущего законодательства.

Имеется также проблема относительно соотношения по юридической силе некоторых видов региональных нормативных правовых актов. Конституционно закреплен приоритет федерального закона по отношению к региональным актам, однако касательно подзаконных актов такой приоритет не установлен. Поэтому на практике трудно сказать, что имеет высшую юридическую силу – Указ главы государства или региональный закон. Конечно, здесь еще сказывается отсутствие нормативных положений, определяющих характер нормотворчества некоторых федеральных органов власти, того же президента. Такое правотворчество также не вписывается в действующую систему разграничения предметов ведения Центра и регионов. Характерна она именно для сферы совместного ведения Центра и регионов. В литературе это проблема остается мало разработанной. Вместе с тем высказана позиции, согласно которой: отсутствие указаний на такие акты не может быть общим правилом, тем более что форма закон предполагает уважительное отношение к содержанию закона (тем самым исключается приоритет нормативно-правового акта федерального органа власти перед региональным законом). С такой позицией следует согласиться, но вместе с тем на уровне законодательства выявленная проблема не решена.



2. Описание вертикальной, горизонтальной и федеральной структур законодательства

2.1. Отраслевая (горизонтальная) структура законодательства



Начнем с рассмотрения отраслевой структуры законодательства или, если по-другому сказать, то с горизонтальной структуры. Как мы уже отмечали, система законодательства может рассматриваться как результат систематизации законодательных актов в зависимости от отраслевого и комплексного признаков.

С. А. Белоусов, конкретизируя системообразующие критерии системы законодательства, доказывает, что она и ее структура опосредованы системой права, производны от нее5. Например, отрасли как основной элемент системы права представляют собой совокупность норм права, регулирующих целую сферу общественных отношений, что, в свою очередь, ведет к появлению соответствующей общности норм в законодательстве и, как следствие, появлению одноименной отрасли законодательства, которая, как правило, оформляется отдельным кодифицированным актом. Традиционно именно обособленная сфера общественных отношений (предмет правового регулирования) лежит в основе горизонтального строения системы законодательства и обусловливает такие элементы этой системы, как отрасли и институты, а также материальное и процессуальное, частное и публичное законодательство как более крупные ее подразделения. Справедливости ради стоит отметить, что указанный критерий в системе законодательства по сравнению с системой права работает не так «чисто», что подтверждается наличием комплексных отраслей законодательства. В данном случае учитываются такие критерии, как функциональная направленность, сфера государственного управления6.

Иными словами, горизонтальная структура системы законодательства демонстрирует специфику общественных отношений, подлежащих правовой регламентации, особенности государственного управления различными сферами жизнедеятельности7.

Систематизируя законодательство по отраслевому принципу, субъект систематизации в первую
очередь использует предмет правового регулирования, а во вторую очередь, метод правового регулирования. По этому критерию образуются отрасли законодательства, которые как правило соответствуют отраслям права. Т.е., допустим, нормы гражданского права найдут свое воплощение в гражданском законодательстве и т.д. При этом необходимо иметь в виду ограничение сферы нормотворчества регионов (не по всем вопросам, те вправе издавать нормативно-правовые акты, исходя из положений ст. 71 Основного закона страны). В последние годы, все больше и больше законодатель расширял сферу своего федерального законодательного ведения и на этом фоне сужались рамки нормотворчества субъектов. Область правового регулирования федерального центра сегодня характеризуется полнотой. Ограничивает сферу федерального законодательного регулирования только область остаточного ведения регионов.

Также стоит обратить внимание на то, что в Законе № 184 – ФЗ от 06.10.19998 содержится открытый перечень вопросов регионального ведения, урегулирование по которым допускается только в форме регионального закона. Это, допустим, вопросы утверждения регионального бюджета или установление системы региональных исполнительных органов власти и т.д.

Предмет правового регулирования, на основе которого строится отраслевая структура законодательства представляет собой круг однородных социальных отношений. Накопление со временем однотипного юридического материала, требующего в конечном итоге обособления и унификации, приводит к появлению отрасли законодательства. Под отраслью законодательства следует понимать систему законов как особых правовых источников, содержащих нормы, регламентирующие однотипные общественные отношения посредством специального метода правового регулирования.

Нет устоявшегося мнения относительно выделения тех или иных отраслей законодательства. Как вариант предложено в системе российского законодательства выделять такие отрасли: конституционное законодательство, административное, гражданское (эти отрасли некоторые специалисты считают, «опорными»), финансовое, трудовое, экологическое, аграрное, социальное, семейное, уголовное, гражданско-процессуальное, уголовно-процессуальное и законодательство о судоустройстве.


Базовым является в системе законодательства конституционное законодательство. И хотя при анализе текста ст. 71 и 72 Основного закона страны нельзя четко увидеть выделение отдельно конституционного законодательства (как отрасли законодательства), наличие такой отрасли законодательства общепризнано. Конституционное законодательство служит нормативным ядром для законодательства регионов и Центра. В одном из федеральных законов («О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции»9), имеется легальное упоминание о «конституционном законодательстве». Также в структуре высших органов государственной власти существует соответствующий Комитет по конституционному законодательству. Есть комитет по конституционному законодательству и в одном из региональных парламентов (в Республике Хакасия).

В юридической литературе говорится о существовании широкого и узкого подхода к пониманию конституционного законодательства. В одном случае, речь идет о законах, а также других правовых актах, регламентирующих правовые отношения, составляющие предмет регулирования одноименной отрасли.

Также, иногда под конституционным законодательством понимают только законы, регламентирующие конституционные общественные отношения.

Тихомиров Ю.А. относит к рассматриваемой нами отрасли законодательства Основной Закон страны, региональные уставы и конституции, федеральные конституционные законы, конституционные законы республик, федеральные законы, региональные законы, законы, которыми вносятся поправки в Основной закон страны, федеральные законы, посредством которых наше государство ратифицировало международные договоры10.

Конституционно-уставное законодательство регионов по мнению Е.А.Соболевой состоит из региональных конституций (уставов) и законах о поправках к ним, из конституционных и уставных законов. Если закон закрепляет главные статусные характеристики субъекта федерации, то следует признавать исходя из предмета его регулирования – конституционным (уставным) законом.

Есть и иные взгляды на состав конституционного законодательства.

С позиций Т.Я.Хабриевой, в российском государстве создана новая законодательная система. Такая система развивает главные конституционные положения. Основополагающие отрасли законодательства – имеют, как правило, каждая кодифицированный акт, представляя тем самым юридической удовлетворения текущим социальным запросам. На базе новых ценностей, утвердилась структура правовой регламентации социальных отношений, в целях обеспечения потребностей государственного развития в различных областях. Выделяются комплексные системы законодательства (вследствие существования и комплексных отраслей законодательства):