Файл: 1. Общая характеристика системы законодательства 4 Понятие системы законодательства 4.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 123
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.2. Некоторые проблемные аспекты российской системы законодательства
2. Описание вертикальной, горизонтальной и федеральной структур законодательства
2.1. Отраслевая (горизонтальная) структура законодательства
2.2. Иерархическая структура законодательства
Содержание
Введение 2
1. Общая характеристика системы законодательства 4
1.1. Понятие системы законодательства 4
1.2. Некоторые проблемные аспекты российской системы законодательства 7
2. Описание вертикальной, горизонтальной и федеральной структур законодательства 10
2.1. Отраслевая (горизонтальная) структура законодательства 10
2.2. Иерархическая структура законодательства 14
2.3. Федеративная структура законодательства 20
Заключение 25
Список литературы 27
Введение
Иерархические связи - это связи между нормами, расположенными на различных уровнях вертикальной структуры законодательства. Система источников права любого современного государства является многоуровневой. Являясь свойством системы источников права, свое правовое проявление иерархия находит в системе многообразных взаимных связей, существующих между источниками, расположенными на различных уровнях.
Горизонтальная иерархия дает ответ на вопрос об относительном приоритете норм, которые находятся на одной и той же ступени вертикальной иерархии.
Учет иерархических связей необходим как в процессе правотворчества, так и в процессе правоприменения. Разрабатывая новый нормативный правовой акт, субъект правотворчества должен учесть место, которое займут его нормы в системе права, не будут ли они противоречить иным нормам права, не изменят ли они положения действующих норм. Правоприменитель же, в свою очередь, встает перед выбором нормы, имеющей большую юридическую силу. На первый взгляд, как такового уяснения положений нормы права не видно, и, действительно, в некоторых случаях иерархические связи могут иметь вспомогательное значение. Однако их роль намного больше, нежели структурных связей, ибо существуют ситуации, когда речь идет не о выборе одной из норм права, а о толковании исходя из положений каждой нормы, при том, что эти правовые предписания находятся на разных уровнях вертикальной структуры законодательства.
Поскольку в российском государстве есть несколько уровней законодательной системы, то возникает проблема их соотношения
, поиска способов обеспечения согласованности. Только если данная проблема будет решена, можно будет говорить и об эффективности правового регулирования. В этой связи изучение федеративного строения законодательства также важно.
Цель работы – выработка ряда теоретических положений, которые позволяют создать ясное представление относительно горизонтального, вертикального и федеративного строения системы законодательства.
Задачи работы продиктованы ее целью и заключаются в следующем:
- сформулировать понятие системы законодательства, и предложить ряд теоретических положений для раскрытия содержания данного понятия;
- заострить внимание на некоторых проблемных аспектах российской системы законодательства;
- описать последовательно отраслевое, вертикальное и федеративное строение системы законодательства;
- назвать некоторые проблемы, касающиеся такого строения.
Предметом исследования в работе выступают положения научной доктрины и законодательные нормы, относящиеся к теме настоящей работы.
Методологическую основу исследования составляет диалектический метод познания действительности, совокупность общенаучных и частно-научных методов познания.
1. Общая характеристика системы законодательства
1.1. Понятие системы законодательства
Прежде чем говорить о структуре законодательной системы, мы должны определиться с понятием самой такой системы.
Ученые, как правило, под системой законодательства понимают, внутренне единую совокупность нормативно-правовых актов, исходящих для государства, согласованных по своему действию и используемых для решения государственных задач, обладающих при этом различной юридической силой1.
Вопросы системы законодательства связаны с темой классификации, систематизации нормативно-правовых актов, проводимых с целью наиболее удобного применения правового материала.
Обычно приведение правового материала в единую целостную непротиворечивую систему является его систематизацией.
Законодательство рассматривается учеными в широком и узком аспектах2. В широком аспекте оно включает в себя законы и подзаконные акты. Принято подразделять законодательные акты в зависимости от их юридической силы и в зависимости от области регулируемых правовых отношений.
В результате систематизации законодательства и формируется система законодательства.
В словарях, под законодательством понимают «совокупность законов» или «совокупность всех правовых норм государства» или даже как общность и дух всех государственных законов и постановлений.
Но, если, допустим обратиться к Закону о прокуратуре, то в качестве комментария к этому закону сказано, что прокурор надзирает за исполнением действующих в Российской Федерации законов (законодательства), а именно за исполнением Основного закона страны, федеральных конституционных и федеральных законов, конституций регионов, региональных уставов и региональных законов.
В зарубежном праве, например, в праве ФРГ, когда речь идет о законодательстве, то под ним подразумевают все нормативно-правовые акты всех органов государственной власти (Конституция ФРГ).
Выше мы уже отмечали существование широкого и узкого аспекта в понимании законодательства. Узкий аспект – это когда законодательство – это только законы. Широкий, это когда законодательство подразумевает абсолютно все нормативно-правовые акты.
На практике же дело обстоит так: правовая регламентация соответствующих отношений не разрывается, и не рассматривается отдельно по уровням (федеральный, местный). Регламентация отношений идет с опорой на все уровни правовых актов – общий уровень (та же Конституция РФ), конкретный уровень (в т.ч. принятые акты на ведомственном уровне, на локальном уровне).
Соответственно, для практики рабочим является широкое понимание термина «законодательства». Опыт российского государства, мировой опыт, говорят о том, что сейчас система законодательства, система права развивается в плане углубления специализации, обособленности. При этом стоит согласиться с теми специалистами, которые считают, что ведомственные акты – это не акты законодательства.
Напомним, что в Российской Федерации предпринимались попытки разработать закон о нормативно-правовых актах («закон о законах»), и в проекте этого закона содержалась удачная попытка сформулировать понятие «законодательство». Вместе с тем, до настоящего времени такой закон не принят.
Для целей настоящего исследования, считаем верным:
- к федеральному законодательству относить помимо Основного закона страны, также международные договоры с российским участием и нормативно-правовые акты, принятые на федеральном уровне;
- к законодательству регионов – региональные конституции (уставы) и нормативно-правовые акты, принятые как региональными, так и местными властями. В практическом плане здесь проблемы никакой нет, но в теоретическом плане конечно вопрос об отнесении актов органов местного самоуправления к законам субъектов РФ – спорен.
Прибавляем федеральные акты к региональным и получаем законодательство РФ.
Система законодательства объективна. Содержание такой системы предопределено материальными и социальными условиями общественной жизни. Спецификой формирования законодательства нашего государства в части его высокой степени системности, выступает то, что оно зиждется на основе ранее принятых концепций, фиксирующих место российского государства в мировой системе и на своем опыте функционирования государства в мировом сообществе.
Основой для законодательства служит нормативно-правовой акт. Его юридическая сила конечно зависит от формы внешнего выражения решения уполномоченного органа власти – закон или подзаконный акт. Исходя из внешней формы нормативно-правовых актов выстраивается их иерархия. Основа иерархической системы – действующая российская Конституция РФ.
Несмотря на то, что органы местного самоуправления формально не относятся к органам государственные власти, принятые ими властные решения тоже относятся к нормативно-правовым актам.
Система законодательства постоянно развивается, сохраняя при этом свое внутреннее единство, согласованность, логическую завершенность. Это обеспечивается систематизацией законодательства.
Системность законодательства определяет качество законотворческой деятельности российского парламента, выступает главным фактором повышения качества законодательства, его эффективности в плане регулирования общественных отношений.
Вместе с тем, иногда в адрес современной системы законодательства можно услышать упреки в ее бессистемности, внутренней противоречивости, дублировании нормативных актов и пр.
Отрасль законодательства – выступает одним из основных элементов системы законодательства. Речь идет о совокупности нормативно-правовых актов, воздействующих на сходную область социальных отношений.
1.2. Некоторые проблемные аспекты российской системы законодательства
Уже в советской литературе можно было встретить указание на проблемы системной организации законодательного материала. В частности, Л.Б. Тиунова писала, что законодательная деятельность государственных органов власти хаотична, вследствие того, что она отражает волю конкретных законодательных органов, преследует непосредственные задачи. Другой советский исследователь3, Н.А.Власенко, указывал на несогласованность законодательства, вследствие антиномии, наблюдаемых им пробелов праве, наличия в законодательных актах противоречащих логике юридических конструкций, присутствия излишнего дублирования правовых норм4.
Дефекты системы российского законодательства обусловлены частично неопределенностью дефиниции предметов совместного ведения – Федерации и регионов. Специалисты не раз обращали внимание на то, что критерии разграничения законодательных сфер смещены. Для разграничения сфер законодательного ведения в Основном законе страны использованы критерии в виде сферы общественных отношений, законодательной отрасли, а также указания на конкретную функцию.
В качестве предмета совместного ведения выступает область общественных отношений, регулирование которой находится в компетенции федерального и регионального законодателя по Конституции РФ. Но на практике весьма трудно четко определить такую область общественных отношений. Особенно когда речь идет о комплексных правовых отраслях.
Так, земельные отношения регулируются не только земельным законодательством. И часто бывает сложно разграничить сферу правовой регламентации конкретно земельного законодательства и конкретно другой правовой отрасли, в частности гражданского права. Но от того как будет проведено на практике такое разграничение и будет зависеть вопрос о пределах законодательной компетенции региона.
Еще раз вернемся к земельному законодательству. ЗК РФ в статье 3 говорит о том, что таковое регулирует земельные отношения, т.е. отношения по использованию, охране земель и т.д. А вот те же сделки с земельными участками подпадают под сферу действия гражданского законодательства, если иное не предусмотрено земельным законодательством и т.д. Поэтому определить четко пределы, где заканчивается действие земельного законодательства, и начинается действие гражданского законодательства поистине трудно. При этом земельное законодательство – это сфера совместного ведения регионов и федерального центра, тогда как гражданские отношения вправе регулировать только федеральный центр.