Файл: 1. Общая характеристика системы законодательства 4 Понятие системы законодательства 4.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 132

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Заключение


Подведем окончательные итоги:

- систему законодательства следует определять, как внутренне единую совокупность нормативно-правовых актов, исходящих от государства, согласованных по своему действию и используемых государством для решения государственных задач, обладающих при этом различной юридической силой;

- соответствующая система выступает результатом систематизации нормативно-правовых актов;

- относительное термина «законодательство», следует его, применительно к теме исследования, понимать именно как совокупность всех нормативно-правовых актов, действующих в государстве, а не только законов;

- в системной организации законодательного материала имеется ряд проблем. В частности, сложно определить на практике четко ту область общественных отношений, которая относится к совместному ведению Центра и регионов; отсутствует четкая иерархия правовых актов исходя из их юридической силы (есть проблема тех же кодексов, которые провозглашают свой приоритет в регулировании общественных отношений в определенной сфере, но на деле они стоят в одному ряду по юридической силе с другими федеральными законами).

- Систематизируя законодательство по отраслевому принципу, субъект систематизации в первую очередь использует предмет правового регулирования, а во вторую очередь, метод правового регулирования. По этому критерию образуются отрасли законодательства, которые как правило соответствуют отраслям права. Сегодня нет устоявшегося мнения относительно выделения тех или иных отраслей законодательства. В качестве базового обычно называется в системе законодательства - конституционное законодательство.

- в настоящее время место нормативно-правового акта в иерархической системе законодательства зависит не только от места законодательного органа в системе законодательных органов, но и от предмета регулирования, от внешней формы выражения нормативного акта
, от порядка его принятия

- обычно в вертикальной структуре законодательства выделяют законы и подзаконные акты. При этом, отмечается, что законы в свою очередь тоже имеют определенную иерархическую структуру (на вершине такой иерархии будет стоять Конституция, затем федеральные конституционные законы, затем федеральные законы, потом уже региональные конституции (уставы), вслед за ними конституционные (уставные) законы и наконец все остальные законы, принятые в регионах).

- при изучении вертикальной структуры законодательства выделен ряд проблемных аспектов. Так, в частности пока не поставлена точка по вопросу соотношения по юридической силе Основного закона страны и международных договоров (в работе обосновывается приоритет Конституции РФ над международным договором).

- федеративное строение законодательства предполагает выделения нескольких уровней законодательства исходя из федеративного устройства государства: федеральное законодательство; законодательство субъектов; система нормативно-правовых актов, принятых органами местного самоуправления. При этом стоит отметить, что между правовыми актами Федерации (разработанными в рамках предмета ведения Федерации) и законодательными актами регионов (разработанными в рамках предмета ведения регионов) нет отношений субординации.

- безусловно, федеральное законодательство и законодательство регионов находятся между собой в тесной взаимосвязи, поскольку они базируются на общих принципах нормотворчества, иерархии нормативного материала и т.д.

- отдельными учеными отрицается необходимость выделения в системе законодательства федеративной составляющей.

Список литературы




  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС Консультант плюс

  2. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 21.12.2021) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // СПС Консультант плюс

  3. Федеральный закон от 04.03.1998 № 33-ФЗ (ред. от 08.03.2015) «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» // СПС Консультант плюс

  4. Авакьян С.А. Конституционный лексикон: государственно-правовой терминологический словарь. М.: Юстицинформ, 2015.

  5. Анциферова О.В. Система законодательства: понятие и структура // Вестник ЧелГУ. 2022. №1.

  6. Абулханова С.М. Особенности структуры системы законодательства субъектов Российской Федерации // Проблемы экономики и юридической практики. 2019. №1.

  7. Архипова, Е. Ю. К вопросу о структуре системы российского законодательства / Е. Ю. Архипова // Правовая политика и правовая жизнь. – 2021. – № 2. – С. 136-143

  8. Белоусов, С. А. Законодательный дисбаланс (доктрина, теория, практика) / С. А. Белоусов. – Саратов: Изд-во Саратовской государственной юридической академии, 2015. – 472 с

  9. Белоусов С.А. Система российского законодательства: трехуровневая вертикальная субординация // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2015. №4.

  10. Власенко Н.А. Логико-структурные дефекты системы советского права // Правоведение. 1991. № 3. С. 21 - 26.

  11. Гусев, Д. В. Законодательство Российской Федерации: понятие и система в условиях постсоветского развития российской государственности : дис. … канд. юрид. наук / Д. В. Гусев. – Омск, 2003. – 195 с.

  12. Конституционное законодательство России / [Г. А. Гаджиев, В. П. Кашепов, Н. М. Колосова и др.]; Под общ. ред. Ю. А. Тихомирова; Ин-т законодательства и сравн. правоведения при Правительстве Рос. Федерации. – М.: Городец : Формула права, 1999. - 381, [1] с.

  13. Корнев А.В. О некоторых тенденциях развития системы российского законодательства в условиях кризиса // Актуальные проблемы российского права. 2020. № 6. С. 11 - 22.

  14. Лебедев, В. А. Обеспечение единства системы отечественного законодательства в процессе правотворчества субъектов Российской Федерации / В. А. Лебедев. – М.: Общество с ограниченной ответственностью «Проспект», 2020. – 176 с

  15. Личичан О.Пю Конституции (уставы) в структуре нормативно-правовых систем субъектов Российской Федерации // Сибирский юридический вестник. 2022. №2.

  16. Марченко, М.Н. Проблемы общей теории государства и права [Текст] : [учебник : в 2 т.] / М. Н. Марченко. - Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Проспект, 2015

  17. Предметная иерархия нормативных правовых актов : монография / А. А. Петров, В. М. Шафиров. - Москва : Проспект, 2014. - 208 с.

  18. Сафина С.Б. Конституционное законодательство республик в составе Российской Федерации: проблемы определения понятия и структуры // Конституционное и муниципальное право. 2016. № 10. С. 3 - 6.

  19. Тиунова Л.Б. Система правовых норм и отраслевое подразделение права // Правоведение. 1987. № 4. С. 65.

  20. Юртаева Е.А. Закон о нормативных правовых актах и практика российского правотворчества // Журнал российского права. 2019. № 5. С. 12.





1 Корнев А.В. О некоторых тенденциях развития системы российского законодательства в условиях кризиса // Актуальные проблемы российского права. 2020. N 6. С. 11 - 22.

2 Сафина С.Б. Конституционное законодательство республик в составе Российской Федерации: проблемы определения понятия и структуры // Конституционное и муниципальное право. 2016. N 10. С. 3 - 6.

3 Тиунова Л.Б. Система правовых норм и отраслевое подразделение права // Правоведение. 1987. N 4. С. 65.

4 Власенко Н.А. Логико-структурные дефекты системы советского права // Правоведение. 1991. N 3. С. 21 - 26.

5 Белоусов, С. А. Законодательный дисбаланс (доктрина, теория, практика) / С. А. Белоусов. – Саратов: Изд-во Саратовской государственной юридической академии, 2015. – С. 350.

6 Гусев, Д. В. Законодательство Российской Федерации: понятие и система в условиях постсоветского развития российской государственности : дис. … канд. юрид. наук / Д. В. Гусев. – Омск, 2003. – С. 120.

7 Архипова, Е. Ю. К вопросу о структуре системы российского законодательства / Е. Ю. Архипова // Правовая политика и правовая жизнь. – 2021. – № 2. – С. 136-143

8 Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 21.12.2021) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // СПС Консультант плюс

9 Федеральный закон от 04.03.1998 N 33-ФЗ (ред. от 08.03.2015) «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» // СПС Консультант плюс

10 Конституционное законодательство России / [Г. А. Гаджиев, В. П. Кашепов, Н. М. Колосова и др.]; Под общ. ред. Ю. А. Тихомирова; Ин-т законодательства и сравн. правоведения при Правительстве Рос. Федерации. - Москва : Городец : Формула права, 1999. - 381, [1] с.

11 Предметная иерархия нормативных правовых актов: монография / А. А. Петров, В. М. Шафиров. - Москва: Проспект, 2014. – С. 150.

12 Марченко, М.Н. Проблемы общей теории государства и права [Текст] : [учебник : в 2 т.] / М. Н. Марченко. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - Москва : Проспект, 2015. С. 34.

13 Лебедев, В. А. Обеспечение единства системы отечественного законодательства в процессе правотворчества субъектов Российской Федерации / В. А. Лебедев. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Проспект», 2020. – С. 34.

14 Белоусов С.В. Указ. соч.