ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 432
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Дыбина О.В., Пенькова Л.А., Рахманова Н.П.
Д87
Моделирование развивающей предметно-пространственной среды в детском саду: Методическое пособие / Под ред. О.В. Ды- биной. — М.: ТЦ Сфера, 2015. — 128 с. (Управление детским садом). (7)
ISBN 978-5-9949-1309-3
В пособии представлено моделирование предметно-пространственной развивающей среды посредством модульных конструктов и мебели, рас- крываются требования и принципы создания конструктов. В нем содержатся фотографии игровой модульной мебели, универсальных модулей, авторские чертежи и примерные варианты сборных игровых конструкций, организации игрового пространства. Интерес представляет модель предметно-простран- ственной развивающей среды группы, включающая содержательный, орга- низационный, личностный и материальный компоненты.
Пособие предназначено практическим работникам ДОО, учреждений до- полнительного образования, родителям и студентам учреждений среднего и высшего профессионального образования.
УДК 373.2
ББК 74.226.5
Д87
© ООО «ТЦ Сфера», оформление
, 2015
© Дыбина О.В., Пенькова Л.А., Рахманова Н.П., текст, 2015
ISBN 978-5-9949-1309-3
УДК 373.2
ББК 74.226.5
Рецензенты:
Богомолова М.И. — д-р пед. наук, профессор УлГПУ им. И.Н. Улья- нова, г. Ульяновск; Зацепина М.Б. — д-р пед. наук, профессор МГГУ им. М.А. Шолохова, Москва.
Введение
Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной об- разовательной организации — одно из основных средств, формиру- ющих личность ребенка, источник получения знаний и социального опыта. Именно в дошкольном возрасте закладываются фундамент начальных знаний об окружающем мире, культура взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками. Созданная в детском саду предметно-пространственная среда влияет на развитие ребенка, способствует его всестороннему развитию и обеспечивает его пси- хическое и эмоциональное благополучие.
В настоящее время ДОО необходимо решать многие проблемы: обеспечивать качество дошкольного образования, повышать ответ- ственность педагогических коллективов за полноценное развитие и эмоциональное благополучие каждого ребенка.
Проектирование современной предметно-пространственной раз- вивающей среды ДОО как многомерного пространства, адекватного актуальным потребностям дошкольников и соответствующего тен- денциям развития современной культуры, экономики, производства, отвечает гуманистическим позициям образования. В связи с введе- нием ФГОС дошкольного образования вопрос создания предметно- пространственной среды ДОО сегодня особенно актуален.
Предметно-пространственная среда (ППС) — система матери- альных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной образовательной программы дошкольного образования.
Цель методического пособия — оказание практической помощи педагогам в создании предметно-пространственной среды.
Новизна данного пособия состоит в том, что в нем представлены игровая модульная мебель, новое универсальное оборудование (мо- дульный конструкт) и универсальные дидактические пособия для дошкольников. Модульный конструкт предназначен для совместной и самостоятельной деятельности детей, где они могут осуществлять поиск, включаться в процесс исследования, организовывать игровую,
3
двигательную, познавательную деятельность, а также легко периоди- чески изменять игровой материал и моделировать пространство груп- пы по своему желанию. Педагог моделирует пространство группы в соответствии с задачами, которые решает на данный момент.
Методическое пособие состоит из трех разделов: первый посвящен направлениям преобразования предметно-пространственной среды с учетом ФГОС; во втором представлена характеристика компонентов предметно-пространственной среды, в третьем — моделирование предметно-пространственной среды посредством модульных мебели и конструктов. В приложении даются чертежи модульной мебели, игровых модулей, тематического и универсального конструкта.
Представленная вашему вниманию книга является продолжением работы, начатой авторами в издании «Игры для дошкольников с ис- пользованием нетрадиционного оборудования» под ред. О.В. Дыби- ной (М., 2011), в которой представлено нетрадиционное двигательное оборудование и игровые задания с ним.
В разработке и апробации данного материала принимали участие педагогический коллектив д/с № 140 АНО ДО «Планета детства
“Лада”» под руководством заведующего Н.П. Рахмановой и замести- теля заведующего Т.И. Бартошевич.
Методическое пособие состоит из трех разделов: первый посвящен направлениям преобразования предметно-пространственной среды с учетом ФГОС; во втором представлена характеристика компонентов предметно-пространственной среды, в третьем — моделирование предметно-пространственной среды посредством модульных мебели и конструктов. В приложении даются чертежи модульной мебели, игровых модулей, тематического и универсального конструкта.
Представленная вашему вниманию книга является продолжением работы, начатой авторами в издании «Игры для дошкольников с ис- пользованием нетрадиционного оборудования» под ред. О.В. Дыби- ной (М., 2011), в которой представлено нетрадиционное двигательное оборудование и игровые задания с ним.
В разработке и апробации данного материала принимали участие педагогический коллектив д/с № 140 АНО ДО «Планета детства
“Лада”» под руководством заведующего Н.П. Рахмановой и замести- теля заведующего Т.И. Бартошевич.
НАПРАВЛЕНИЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ
РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-
ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ
С УЧЕТОМ ФГОС ДО
Одно из условий выполнения ФГОС — организация развивающей предметно-пространственной среды. Анализ нормативно-правовых документов и нашего опыта позволил выделить следующие направ-
ления преобразования ППС с учетом ФГОС.
Первое направление — построение ППС с учетом комплексно- тематического принципа построения образовательного процесса.
При создании ППС в каждой возрастной группе педагог реализу- ет одну тему, соответствующую календарно-тематическому плану.
В различных центрах (и микроцентрах) группы представлены матери- алы, позволяющие детям в процессе соответствующей деятельности освоить содержание данной темы. Именно в ее рамках решаются в единстве воспитательные, развивающие и обучающие задачи.
Второе направление — создание ППС, обеспечивающей обра- зовательную деятельность в процессе организации различных видов детской деятельности.
Согласно ФГОС, образовательная деятельность должна осущест- вляться в процессе организации различных видов детской деятельно- сти (игровой, коммуникативной, самообслуживания и элементарного бытового труда, познавательно-исследовательской, конструирования, изобразительной, музыкальной, восприятия художественной лите- ратуры, двигательной). Поэтому в каждой группе созданы условия, позволяющие дошкольникам реализовать все виды детской деятель- ности (и их разновидности) в соответствии с возрастными особен- ностями и индивидуальными предпочтениями.
Реализация разновидностей познавательно-исследовательской деятельности обеспечивается через экспериментирование, модели- рование, исследование, проектирование (со старших групп); игровой деятельности — через творческие игры (режиссерские, сюжетно-ро- левые, игры-драматизации; театрализованные, игры со строительным материалом, игры-фантазирования, импровизационные игры-этюды) и игры с правилам (дидактические, подвижные, развивающие, музы- кальные); изобразительной деятельности — через лепку, рисование,
5
аппликацию; преобразование предметов через изменение их форм, размера, функции, строения и т.д.
Третье направление — создание ППС, обеспечивающей решение программных образовательных задач как в совместной деятельно- сти взрослого и детей в рамках непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной детской деятельности (воз- никающей по их инициативе и разворачивающейся по их замыслу).
Создавая ППС в группе, педагог должен четко понимать возмож- ность представленных материалов в решении запланированных пси- холого-педагогических задач: какие материалы будут использоваться в совместной деятельности педагога с детьми, а с какими материала- ми дети сами смогут развернуть развивающую деятельность в рамках предлагаемого содержания. При этом важно, чтобы дети могли дей- ствовать самостоятельно, даже не обладая достаточным субъектным опытом по ее планированию и реализации замыслов, т.е. реализовать индивидуально-дифференцированный подход через различные виды дидактических материалов. Так ребенок может действовать по за- данному педагогом наглядному алгоритму деятельности или сам составлять программу деятельности.
Четвертое направление — создание ППС интегрированных ви- дов деятельности детей.
Одна из задач психолого-педагогической работы по формирова- нию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решается интегрированно в ходе освоения всех образовательных областей, но необходимо психологическое сопровождение. В свя- зи с этим одним из подходов к созданию ППС группы стала идея реализации интегрированных видов деятельности детей. При этом интегрированная деятельность детей определяется как деятельность, построенная на основе синтеза компонентов двух и более видов дет- ской деятельности (или их разновидностей), объединенных одной темой и соответствующим содержанием.
Представляем примерные условия для следующих интегрирован- ных видов детской деятельности: совместные игра-конструирование, игра-эксперимент, игра-моделирование, игра-концерт.
Инновационным является определение понятия «предметно-про- странственная среда интегрированных видов деятельности» и под- ходов к ее организации.
При этом мы опирались на результаты исследования данной про- блемы, полученные в рамках участия в творческой группе по созда-
6
Третье направление — создание ППС, обеспечивающей решение программных образовательных задач как в совместной деятельно- сти взрослого и детей в рамках непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной детской деятельности (воз- никающей по их инициативе и разворачивающейся по их замыслу).
Создавая ППС в группе, педагог должен четко понимать возмож- ность представленных материалов в решении запланированных пси- холого-педагогических задач: какие материалы будут использоваться в совместной деятельности педагога с детьми, а с какими материала- ми дети сами смогут развернуть развивающую деятельность в рамках предлагаемого содержания. При этом важно, чтобы дети могли дей- ствовать самостоятельно, даже не обладая достаточным субъектным опытом по ее планированию и реализации замыслов, т.е. реализовать индивидуально-дифференцированный подход через различные виды дидактических материалов. Так ребенок может действовать по за- данному педагогом наглядному алгоритму деятельности или сам составлять программу деятельности.
Четвертое направление — создание ППС интегрированных ви- дов деятельности детей.
Одна из задач психолого-педагогической работы по формирова- нию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решается интегрированно в ходе освоения всех образовательных областей, но необходимо психологическое сопровождение. В свя- зи с этим одним из подходов к созданию ППС группы стала идея реализации интегрированных видов деятельности детей. При этом интегрированная деятельность детей определяется как деятельность, построенная на основе синтеза компонентов двух и более видов дет- ской деятельности (или их разновидностей), объединенных одной темой и соответствующим содержанием.
Представляем примерные условия для следующих интегрирован- ных видов детской деятельности: совместные игра-конструирование, игра-эксперимент, игра-моделирование, игра-концерт.
Инновационным является определение понятия «предметно-про- странственная среда интегрированных видов деятельности» и под- ходов к ее организации.
При этом мы опирались на результаты исследования данной про- блемы, полученные в рамках участия в творческой группе по созда-
6
нию ППС и лаборатории «Творческий поиск» кафедры дошкольной педагогики и психологии Тольяттинского государственного универ- ситета.
Решая проблему создания среды интегрированных видов деятель- ности, мы задали себе следующие вопросы.
● Каковы структурные компоненты данной среды?
● Как организовать групповое пространство?
● Как наполнить содержанием созданную ППС и организовать деятельность детей, чтобы решить запланированные психо- лого-педагогические задачи?
Предметно-пространственная среда интегрированных видов де-
ятельности детей — специальным образом организованное простран- ство, обеспечивающее стимулирование и реализацию интегрирован- ных видов детской деятельности, в котором ребенок может проявить практическую и творческую активность в реализации содержания интегрированной деятельности с учетом сформированного опыта.
Специфика данной среды заключается в том, что она стимулирует проявление детьми интегративных качеств личности:
— в выборе ими способов решения предложенных задач (зада- ний);
— характере действий с представленными материалами и обо- рудованием;
— характере отношений к реализуемой деятельности, самому себе как ее субъекту, взаимоотношений с партнерами и др.
Предметно-пространственная среда интегрированных видов
деятельности:
— способствует освоению детьми (формированию и актуализации) опыта реализации (организации и осуществления) интегриро- ванных видов деятельности каксубъективного и субъектного опыта;при этом субъективный опыт определяется как личный, принадлежащий ребенку, а субъектный — как опыт субъекта по планированию и реализации конкретной деятельности, в котором он может дать себе отчет о своих возможностях и предпочтениях;
— стимулирует стремление детей к проявлению инициативы и самостоятельности в проявлении опыта реализации интегри- рованных видов деятельности в созданных условиях;
— стимулирует проявление детьми интегративных качеств лич- ности в различных формах их выражения, отражающих специ-
7
Решая проблему создания среды интегрированных видов деятель- ности, мы задали себе следующие вопросы.
● Каковы структурные компоненты данной среды?
● Как организовать групповое пространство?
● Как наполнить содержанием созданную ППС и организовать деятельность детей, чтобы решить запланированные психо- лого-педагогические задачи?
Предметно-пространственная среда интегрированных видов де-
ятельности детей — специальным образом организованное простран- ство, обеспечивающее стимулирование и реализацию интегрирован- ных видов детской деятельности, в котором ребенок может проявить практическую и творческую активность в реализации содержания интегрированной деятельности с учетом сформированного опыта.
Специфика данной среды заключается в том, что она стимулирует проявление детьми интегративных качеств личности:
— в выборе ими способов решения предложенных задач (зада- ний);
— характере действий с представленными материалами и обо- рудованием;
— характере отношений к реализуемой деятельности, самому себе как ее субъекту, взаимоотношений с партнерами и др.
Предметно-пространственная среда интегрированных видов
деятельности:
— способствует освоению детьми (формированию и актуализации) опыта реализации (организации и осуществления) интегриро- ванных видов деятельности каксубъективного и субъектного опыта;при этом субъективный опыт определяется как личный, принадлежащий ребенку, а субъектный — как опыт субъекта по планированию и реализации конкретной деятельности, в котором он может дать себе отчет о своих возможностях и предпочтениях;
— стимулирует стремление детей к проявлению инициативы и самостоятельности в проявлении опыта реализации интегри- рованных видов деятельности в созданных условиях;
— стимулирует проявление детьми интегративных качеств лич- ности в различных формах их выражения, отражающих специ-
7
фику детских видов деятельности, возможности и желания конкретного ребенка.
Чтобы ППС группы воспринималась ребенком как естественная, комфортная, уютная обстановка, которая может изменяться в соот- ветствии с его желаниями и интересами, мы разработали модульный конструкт, позволяющий быстро «собрать» и разместить в группе разнообразное оборудование для проведения работы по плану или организации деятельности по запросу детей, а затем оперативно его убрать, не загромождая групповое помещение. Модульный конструкт обеспечивает создание среды, которая рационально организована и насыщена различными материалами, позволяющими ребенку прояв- лять самостоятельность, утверждать себя как активного участника в различных видах детской деятельности. Кроме того, с использовани- ем модульного конструкта можно оперативно изменять зонирование в группе, привлекать детей к созданию такой обстановки, которая позволит реализовать их потребности.
При построении ППС нужно руководствоваться следующими положениями (Л.С. Выготский, В.А. Петровский, С.Л. Новоселова,
О.В. Дыбина и др.):
— о соответствии развивающей среды возможностям ребенка на границе перехода к следующему этапу развития, т.е. создание через предметно-развивающую среду зоны ближайшего развития;
— о соответствии развивающей среды особенностям данного вида интегрированной деятельности в совокупности ее ком- понентов и их содержания;
— о том, что развивающая среда должна отражать возможности целостного проявления всех сфер личности ребенка в реали- зуемой деятельности;
— о том, что среда должна быть представлена как среда обита- ния и среда развития в совокупности вещного и субъектного аспектов, удовлетворяющая не только потребность ребенка в практической активности, общении, но и другие его матери- альные и духовные потребности;
— о том, что среда должна обеспечивать оптимальное соотношение собственной активности ребенка и активности, стимулируемой взрослым.
Поскольку процесс создания среды выступает творческой задачей, важно выделить принципы создания ППС интегрированных видов деятельности, которыми будет руководствоваться педагог.
8
Чтобы ППС группы воспринималась ребенком как естественная, комфортная, уютная обстановка, которая может изменяться в соот- ветствии с его желаниями и интересами, мы разработали модульный конструкт, позволяющий быстро «собрать» и разместить в группе разнообразное оборудование для проведения работы по плану или организации деятельности по запросу детей, а затем оперативно его убрать, не загромождая групповое помещение. Модульный конструкт обеспечивает создание среды, которая рационально организована и насыщена различными материалами, позволяющими ребенку прояв- лять самостоятельность, утверждать себя как активного участника в различных видах детской деятельности. Кроме того, с использовани- ем модульного конструкта можно оперативно изменять зонирование в группе, привлекать детей к созданию такой обстановки, которая позволит реализовать их потребности.
При построении ППС нужно руководствоваться следующими положениями (Л.С. Выготский, В.А. Петровский, С.Л. Новоселова,
О.В. Дыбина и др.):
— о соответствии развивающей среды возможностям ребенка на границе перехода к следующему этапу развития, т.е. создание через предметно-развивающую среду зоны ближайшего развития;
— о соответствии развивающей среды особенностям данного вида интегрированной деятельности в совокупности ее ком- понентов и их содержания;
— о том, что развивающая среда должна отражать возможности целостного проявления всех сфер личности ребенка в реали- зуемой деятельности;
— о том, что среда должна быть представлена как среда обита- ния и среда развития в совокупности вещного и субъектного аспектов, удовлетворяющая не только потребность ребенка в практической активности, общении, но и другие его матери- альные и духовные потребности;
— о том, что среда должна обеспечивать оптимальное соотношение собственной активности ребенка и активности, стимулируемой взрослым.
Поскольку процесс создания среды выступает творческой задачей, важно выделить принципы создания ППС интегрированных видов деятельности, которыми будет руководствоваться педагог.
8
Принципы создания предметно-пространственной
развивающей среды интегрированных видов
деятельности
Содержательные принципы
1. Информированности, обогащенности и наукоемкости среды —
проявляется в разнообразии тематики, удовлетворении интереса ребенка к новизне, научном характере предоставляемой информа- ции, предоставлении объектов и средств различных видов детской деятельности, обеспечении возможности ребенка «вычерпывать» с их помощью информацию, необходимую для постановки и решения задач реализуемой ребенком деятельности.
2. Эмоциональной насыщенности среды — проявляется как спо- собность ее воздействовать на эмоциональную сферу ребенка, давать разнообразные и меняющиеся впечатления, вызывающие эмоцио- нальный отклик, предоставлять возможность прожить, выразить свои эмоции и чувства в деятельности.
3. Системности, блочности и тематичности — проявляется в целостности и взаимосвязи содержания всех представленных в среде центров (микроблоков) и в его соответствии календарно-тематиче- скому плану (на определенном временнóм промежутке), а также в направленности на решение соответствующих задач психолого-пе- дагогической работы с детьми.
4. Оптимального соотношения процессов развития и саморазви-
тия детей (Н.Н. Поддьяков) — проявляется как взаимосвязь между двумя типами детской активности: во-первых, собственной актив- ности ребенка, которую он определяет сам; во-вторых, активности ребенка, которая стимулируется взрослым, организующим деятель- ность с целью получения определенного результата; предполагает наличие материала, обеспечивающего мотивацию детей (стимульный материал) и опосредованное руководство педагогом детьми (нагляд- ные алгоритмы, программы деятельности и пр.).
5. Опережающего характера содержания образования (М.Н. По- лякова) — выражается в наличии материалов (приблизительно 15% от общего количества), ориентированных на развитие, что позволя- ет, во-первых, обеспечить продвижение более продвинутым детям, во-вторых, определить степень переноса детьми уже известной ин- формации в новые, незнакомые условия деятельности (осуществить диагностику), в-третьих, открываются перспективы саморазвития,
9
возможности накопления «неясных» знаний, воспитания стремления понять, узнать, разобраться в новом.
6. Открывающейся перспективы — проявляется в том, что со- держание всех представленных в среде блоков (микроцентров) должно стимулировать поисковую активность детей как в связи с освоением новой информации, так и в связи с поиском способов решения стоящих перед ребенком задач (предлагаемых заданий), т.е. способствовать выдвижению гипотез, построению догадок, предположений.
7. Реализации субъектного опыта детей в различных видах дет- ской деятельности — предполагает создание условий для проявления активности детей независимо от уровня их представлений в той или иной области знаний, умений в конкретном виде детской деятельно- сти; выражается в наличии материалов, обеспечивающих успешность в выборе способов решения проблемы, планировании действий по их использованию и реализации намеченного плана.
8. Направленности на формирование интегративных качеств
личности — проявляется в том, что совокупность всех компонентов предметно-развивающей среды, созданных с соблюдением пред- ставленных выше принципов, стимулирует проявление всех сфер личности ребенка в нераздельной совокупности, и в конечном счете предопределяет (обусловливает) успешность детей в осуществлении интегрированных видов деятельности.
Организационно-методические принципы
1. Свободного выбора — выражается в свободе выбора ребенком деятельности, которую он будет осуществлять (что он будет делать), и условий ее реализации: с кем, как, в какой зоне (центре, микро- центре) предметно-пространственной развивающей среды, что будет использовать и др.
2. Сотрудничества — проявляется в стимулировании выбора ре- бенком партнера своей деятельности и сотрудничества как способа взаимодействия с ним, т.е. обеспечение возможности сотрудничать в системе «ребенок — ребенок», «взрослый — ребенок».
3. Стабильности-динамичности — предусматривает при на- личии стабильных элементов среды возможность ее изменения как взрослым, так и самими детьми (в соответствии с календарно-тема- тическим планом, образовательными задачами, временем года, воз-
10
6. Открывающейся перспективы — проявляется в том, что со- держание всех представленных в среде блоков (микроцентров) должно стимулировать поисковую активность детей как в связи с освоением новой информации, так и в связи с поиском способов решения стоящих перед ребенком задач (предлагаемых заданий), т.е. способствовать выдвижению гипотез, построению догадок, предположений.
7. Реализации субъектного опыта детей в различных видах дет- ской деятельности — предполагает создание условий для проявления активности детей независимо от уровня их представлений в той или иной области знаний, умений в конкретном виде детской деятельно- сти; выражается в наличии материалов, обеспечивающих успешность в выборе способов решения проблемы, планировании действий по их использованию и реализации намеченного плана.
8. Направленности на формирование интегративных качеств
личности — проявляется в том, что совокупность всех компонентов предметно-развивающей среды, созданных с соблюдением пред- ставленных выше принципов, стимулирует проявление всех сфер личности ребенка в нераздельной совокупности, и в конечном счете предопределяет (обусловливает) успешность детей в осуществлении интегрированных видов деятельности.
Организационно-методические принципы
1. Свободного выбора — выражается в свободе выбора ребенком деятельности, которую он будет осуществлять (что он будет делать), и условий ее реализации: с кем, как, в какой зоне (центре, микро- центре) предметно-пространственной развивающей среды, что будет использовать и др.
2. Сотрудничества — проявляется в стимулировании выбора ре- бенком партнера своей деятельности и сотрудничества как способа взаимодействия с ним, т.е. обеспечение возможности сотрудничать в системе «ребенок — ребенок», «взрослый — ребенок».
3. Стабильности-динамичности — предусматривает при на- личии стабильных элементов среды возможность ее изменения как взрослым, так и самими детьми (в соответствии с календарно-тема- тическим планом, образовательными задачами, временем года, воз-
10