ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 433
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
102
Модуль «Шкафчик»
зовать при организации и деятельности детей и проектировании группового пространства.
103
Модуль «Машина-самолет»
Модуль «Домик»
104
Театральная ширма состоит из трех частей и включает в себя несколько секций:
— театральный модуль с легко убирающейся занавесом-сценой.
Это дает возможность использовать его для показа настольного, кукольного, пальчикового театров. Основная дуга имеет много от- верстий для размещения двусторонних карманов-накопителей и подвесной атрибутики;
— подвижную ширму из трех частей, в каждой из которых име- ются подвижные поворачивающиеся вертикально (для крепления детских рисунков, аппликаций), горизонтально (для размещения
Модуль «Мини-автомобиль»
Театральная ширма
105
лепных работ, поделок, мелких игрушек и т.д.) оригинальные окош- ки-рамочки, при желании занавешивающиеся шторками, и поэтому данная ширма может быть уголком уединения;
— набор подкатных разноуровневых полочек с открывающимися верхними крышками для хранения атрибутов и подкатных двусторон- них полочек: например с передней стороны — открытые полочки, а с задней — выкатные ящички. Они позволяют компактно и удобно расположить весь материал театрального центра.
Модуль с выдвигающимися
столиками и ящиками
Модуль имеет открытые плоскости, закрытые выдвигающиеся разной формы столики, закрытые полки, выдвигающиеся ящики.
Дополнительно имеется подкатной ящик-накопитель. Подвижность отдельных элементов модуля позволяет свободно перемещать их, а соотносящиеся стороны комбинировать и гибко использовать в организации любой деятельности и проектировании группового пространства.
Данный модуль подходит для организации познавательно-ис- следовательской деятельности. Чем полнее и разнообразнее предо- ставляемая ребенку для исследовательской деятельности среда, тем более вероятным будет прохождение этапов развития восприятия, мышления, воображения, памяти, речи. Модуль компактный, не имеет травмоопасных углов, легкий, в сложенном состоянии занимает мало места.
Подкатные полочки
106
Модуль «Кораблик»
Модуль «Кораблик» трансформируется в четыре положения. Осна- щен двумя разноуровневыми столешницами, боковые полочки разной площади способствуют компактному хранению материалов. Внутри модуля расположена полка для хранения оборудования, есть откидная столешница, позволяющая менять конфигурацию горизонтальных поверхностей. Имеется съемный флагшток для флажков и якоря.
Данный модуль используется как лаборатория и может размещаться в игровом пространстве как самостоятельный центр детской деятель- ности, обеспечивающий познавательное, творческое, интеллектуаль- ное развитие детей. Он мобилен, легко перемещается за счет колес.
107
Модуль с подвижной столешницей
Этот модуль состоит из двух частей: первая — с верхней подвиж- ной столешницей, вращающейся вокруг своей оси, открытыми гори- зонтальными и вертикальными полками, выдвигающимся ящиком; вторая — вертикальный шкаф с одной закрытой и тремя открытыми горизонтальными и вертикальными полками. Дети могут использо- вать открытые полки для организации игр, располагая на них любые атрибуты и игровые материалы. Воспитатель размещает любые игро- вые пособия для решения поставленных задач.
108
Набор модульной мебели используется для организации познава- тельно-исследовательской, продуктивной деятельности. Множество полок, закрытых ящиков, вращающихся столешниц подсказывает и подталкивает детей к творческой деятельности. Ребенок может вы- полнить витраж, коллаж, изготовить открытки, аппликации, лепные работы, заняться вязанием и т.д. Дети сами создают среду, организу- ют поле для общения со сверстниками, родителями и воспитателями.
Виды конструкций игровых модулей
Ниже представленные модули составляются из двух-четырех мини-модулей. Все мини-модули на колесах, легко передвигаются в игровом пространстве, используются в любых центрах деятельности в зависимости от запланированных воспитателями целей или желания и интересов детей.
Часто используются в сюжетно-ролевых играх «Библиотека», «По- чта», «Магазин», «Супермаркет», «Школа», «Парикмахерская» и др.
109
Все мини-модули имеют обтекаемую форму, без острых травмо- опасных углов.
Множество открытых полок расширяет возможности воспитателя в выкладывании материала, обеспечивающего мотивацию детей (сти- мульный материал) и опосредованное руководство педагога детьми
(наглядные алгоритмы, программы деятельности и пр.).
Модуль «Парковка» с вкатными
и подкатными мини-модулями
(для детей дошкольного возраста)
Модуль «Парковка» (кроватка, она же машина, она же платформа для перевозки, мини-автомобильчик) представляет собой подиум с
110
разноуровневыми поверхностями со складывающимися и раскла- дывающимися горками-съездами, дорогой разных уровней, арками и туннелями. Предназначен для конструктивной моделирующей деятельности, сюжетно-ролевых и режиссерских игр. Может исполь- зоваться в старших и подготовительных к школе группах.
Набор модульной мебели включает в себя три трансформиру- ющиеся тумбы с двумя выкатными полками-платформами разной величины.
Центр оснащен:
— складывающимися и раскладывающимися полками, представ- ляющими собой основу улицы для игры «Дорожное движение»;
111
— модулем с откидывающейся полкой для съезда машин, где могут располагаться гараж, парковка для машин;
— модулем с откидной крышкой для стола, предназначенного для выполнения детьми схем, чертежей конструктивных построек.
В сложенном состоянии может быть выставочным модулем для поделок и конструктивных построек;
— выкатными полками-платформами, которые могут исполь- зоваться для режиссерских игр, перемещения и хранения конструктора и других материалов.
Отдельные виды мебели. Игрово е
пространство «Жирафов много не бывает»
Можно организовать в младшей группе игровое пространство по теме, например «Жирафов много не бывает».
На фото слева на заднем плане в правом углу — двухэтажная мо- дульная кроватка, состоящая из двух модулей. Первый этаж — кроват- ка и комод для хранения кукольного белья. Второй этаж может быть кроваткой, сервировочным столиком, пеленальным столиком, прогу- лочной коляской, подставкой для купания, выставочным модулем и др. Оснащенность колесами обеспечивает их высокую мобильность.
Игровая мебель на переднем плане состоит из стола, стула и диванчика-накопителя. Мебель соразмерна росту детей младшего дошкольного возраста, предназначена для игр «Семья», «Больница».
Мини-стенка со множеством секций
с ящичками разного объема
Модуль удобен в использовании как детям, так и взрослым, и занимает мало места. Ящики легко вынимаются. Ребенок может действовать с содержимым, стоя рядом или положив ящик на стол.
В ящиках могут быть размещены мелкая мозаика, шнуровки, вере- вочки, пуговицы, мелкие предметы для счета и т.д. Они используются
112
с учетом индивидуальных предпочтений ребенка, для проведения сюрпризных моментов.
Мобильный модуль для игр с песком и водой
Особенность данного модуля с разноуровневыми открытыми и закрытыми полочками — трансформируемость в три положения, что создает высокий уровень комфорта и удобства в работе с детьми.
113
Мобильный модуль для игр с песком и водой
Особенность данного модуля с разноуровневыми открытыми и закрытыми полочками — трансформируемость в три положения, что создает высокий уровень комфорта и удобства в работе с детьми.
113
Модуль «Маленький художник»
Этот модуль состоит из тумбы-стола на колесах и складывающей- ся доски-мольберта. Тумба-стол с узкими полками предназначена для хранения материалов. Доска-мольберт в разложенном виде по- зволяет заниматься изобразительной деятельностью, художествен- ным конструированием одновременно двум детям. В сложенном виде доска-мольберт превращается в рабочую поверхность стола- тумбы.
1 2 3 4 5 6 7 8
Тематический центр
Тематический центр состоит из трех подкатных модулей на коле- сах, которые могут быть скомпанованы или использоваться самосто- ятельно. Модули оснащены различными полочками, использующи- мися как для хранения материала, так и для деятельности с ним. Они могут трансформироваться и группироваться в разных положениях.
Предназначен для любой развивающей деятельности, в ходе которой необходимо использовать игровые материалы и иметь к ним свобод- ный доступ.
114
Мобильный модуль на колесах
С одной стороны — звуко-музыкальная стенка, где расположены звуковые и музыкальные предметы. С другой стороны — стенка с отверстиями различного диаметра для палочек и ленточек. Есть горка из цветных дорожек и поднимающаяся дверь — основа для вкладышей. Модуль предназначен для закрепления представлений о геометрических фигурах, развития цветового восприятия, мелкой моторики, музыкального слуха.
115
Виды игровой мебели с пропилами
(круглыми и горизонтальными)
Модульные комплекты оснащены открытыми и закрытыми по- лочками для размещения изобразительных материалов и др. Они имеют разноуровневые столешницы для продуктивной деятельности.
Сквозные отверстия разного диаметра и горизонтальные прорези носят не только декоративный характер, но и могут использоваться для оформления выставок детских работ.
Характерные особенности данной мебели — полифункциональ- ность, мобильность, трасформируемость, соразмерность и сомас- штабность, компактные размеры модулей и сюжетность оформления, наличие мобильных тумб-накопителей.
116
Список использованной
и рекомендуемой литературы
Абузярова Л.А. Предметно-развивающая среда ДОУ // Ребенок в детском саду. 2009. № 6.
Баглей О.В. Конкурс на создание лучшей развивающей среды //
Воспитатель ДОУ. 2015. № 1.
Береснева З.И. Организация образовательного пространства и раз- вивающей среды в ДОУ // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2006. № 2.
Глушкова Г. Устройство вариативной предметно-пространствен- ной среды в групповых помещениях // Ребенок в детском саду. 2008.
№ 5.
Доронова Т.Н. Материалы и оборудование для детского сада. М.,
2003.
Дыбина О.В., Еник О.А., Пенькова Л.А. Образовательная среда и организация самостоятельной деятельности детей старшего дошколь- ного возраста. М., 2008.
Дыбина О.В. и др. Предметно-развивающая среда интегрирован- ной деятельности детей дошкольного возраста: понятие, принципы, компоненты // Вектор науки Тольяттинского государственного уни- верситета. 2014. № 1 (27).
Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска. Программа по организа- ции поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под ред.
О.В. Дыбиной. М., 2009.
Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное ря- дом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О.В. Ды- биной. 2-е изд., испр. М., 2015.
Дыбина О.В., Руденко И.В., Сергеева О.А. Социокультурная среда дошкольника: Учеб.-метод. пособие для студ. и воспитателей. То- льятти, 2001.
Игры для дошкольников с использованием нетрадиционного обо- рудования / Под ред. О.В. Дыбиной. М., 2011.
Ковалева Л.А. Предметно-развивающая среда в яслях // Воспита- тель ДОУ. 2008. № 1.
Колунтаева Л.И. Организация предметной среды детского сада //
Воспитатель ДОУ. 2008. № 5.
Микляева Н.В. Особенности создания и развития интерактивной среды // Управление ДОУ. 2013. № 5.
117
Микляева Н.В. Предметно-развивающая среда детского сада. М.,
2013.
Микляева Н.В., Решетило Е.А., Лопатина О.Г. Игровая среда в домашних условиях. М., 2012.
Нищева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. СПб., 2007.
Новоселова С. Развивающая предметная среда: Метод. рекоменда- ции по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных ком- плексах Л.Н. Павлова. 2-е изд. М., 2007.
Пенькова Л.А., Музяева Н.А. Предметно-развивающая среда до- школьного образовательного учреждения: Метод. пособие. Тольятти,
2006.
Петровский В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. М., 2003.
Приобщение к миру взрослых. Игры-занятия по кулинарии для детей / Под ред. О.В. Дыбиной. М., 2013.
Рукотворный мир. Игры-занятия для дошкольников / Под ред.
О.В. Дыбиной. М., 2014.
Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений. М.,
2004.
Творим, изменяем, преобразуем. Игры-занятия для дошкольни- ков / Под ред. О.В. Дыбиной. М., 2015.
Уварова Т.Б. Наглядно-игровые средства в логопедической работе с дошкольниками. М., 2010.
Цквитария Т.А. В помощь старшему воспитателю. Кн. 2. Диагно- стика, предметно-пространственная среда. М., 2015.
Что было до... Игры-путешествия в прошлое предметов для до- школьников / Под ред. О.В. Дыбиной. М., 2015.
Ясвин В.А. Образовательная среда от моделирования к проекти- рованию. М., 2000.
Содержание
Введение ................................................................................................ 3
Направления преобразования развивающей
предметно-пространственной среды
с учетом ФГОС ДО ............................................................................. 5
Принципы создания развивающей предметно- пространственной среды интегрированных видов деятельности .................................................................................... 9
Характеристика компонентов
предметно-пространственной среды ............................................. 12
Моделирование предметно-пространственной среды
с помощью модульной мебели ........................................................ 19
Характеристика модульной мебели в группах раннего возраста (от 1 до 3 лет) ......................................................... 20
Конструктивный центр .................................................................. 21
Музыкально-театральный центр .................................................. 22
Речевой центр ................................................................................. 23
Сенсорный центр ........................................................................... 24
Центр песка и воды ........................................................................ 26
Универсальная ширма ................................................................... 27
Набор игровой мебели ................................................................... 28
Игровой модуль «Мой дом» .......................................................... 31
Варианты расположения модульной мебели в пространстве группового помещения ....................................... 32
Примерные игровые задания и упражнения для детей 1—3 лет ............................................................................... 33
Конструктивный центр .................................................................. 33
Музыкально-театральный центр .................................................. 34
Речевой центр ................................................................................. 36
Сенсорный центр ........................................................................... 39
Центр песка и воды ........................................................................ 45
Универсальная ширма ................................................................... 47
Набор игровой мебели ................................................................... 48
Игровой модуль «Мой дом» .......................................................... 50
Характеристика модульной мебели для детей дошкольного возраста ......................................................................... 51
Универсальный модуль «Поле чудес» ......................................... 52
Модуль «Универсальная ширма» ................................................. 53