Файл: Дыбина О. В., Пенькова Л. А., Рахманова Н. П. Д87.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 436

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Моделирование включает в себя три этапа: построение модели; работа с моделью (преобразование, видоизменение); перенос знаний, полученных с помощью моделей, на реальную область. При этом моделирование выступает двояко: с одной стороны, моделируются элементы среды, с другой — сами действия по анализу объектов среды, изучаемых и представленных в виде информации.
Моделирование ППС позволяет сформировать обратимое дей- ствие, способствующее движению мысли ребенка как от конкретных объектов к его общим абстрактным объектам, так и наоборот — от абстрактного к конкретному. В любом случае оно выступает способом исследования.
Характеристика модульной мебели
в группах раннего возраста
(от 1 до 3 лет)
Набор модульной мебели для детей раннего возраста разработан с учетом традиций и современных тенденций детского дизайна и об- ладает высокими функциональными качествами. Ее отличает боль- шое разнообразие выкатных полок, тумб и модульных элементов на навесных петлях, что позволяет наиболее эффективно использовать пространство группового помещения.
Форма рабочих поверхностей изделий закругленная, столешницы легко складываются и раскладываются.
Большое значение имеют небольшие, компактные размеры мо- дулей и наличие мобильных тумб-накопителей, передвигаемых на колесах. Сюжетность оформления модулей способствует созданию эмоционального комфорта у малышей. Наличие дополнительных элементов — зеркал, подкатных тумб, съемных штор — позволяет с наибольшим комфортом организовать игровое и развивающее пространство группы. Цвет мебели соответствует цветовому решению интерьера групповой комнаты. Модульная игровая ме- бель изготовлена из ламинированной ДСП (древесно-стружечной плиты) и многослойной фанеры. Пазловые конструкции — из пентапринта.
Высокий уровень комфорта, прекрасный дизайн, эмоциональная привлекательность выделяют эту мебель из ряда обычной мебели.
Она сочетает в себе практичность, изящество форм и оригинальность оформления.
20

Конструктивный центр
Конструктивный центр состоит из двух элементов: модулей «Пар- ковка» и «Паровозик».
Модуль «Парковка» (для детей раннего возраста) оснащен раз- ноуровневыми полками для игры с машинами и хранения машин и конструктора, имеется место для гаража, откидывающиеся полки образуют скаты-съезды для машин (рис. 2)
Чертеж данного модуля представлен в приложении 1 на с. 85.
С одной стороны парковки находится напольная цветная горка с выдвигающимся лотком для прокатывания цветных шариков и игр на закрепление цвета.
1   2   3   4   5   6   7   8

Модуль «Паровозик» (рис. 3) состоит из пяти сюжетных накопи- телей, выполненных в форме вагончиков, два из них закрываются от- кидной крышкой, могут использоваться для хранения конструктора, игрушек, для сидения в поезде и как выставочный модуль.
Остальные накопители открыты сверху и предоставляют детям возможность свободно действовать со строительным материалом.
Чертеж данного модуля представлен в приложении 1 на с. 86.
Модуль «Паровозик» стоит в группе так, что дети играют рядом, не мешая друг другу.
Такая расстановка модуля служит подготовительной основой для совместной игры. При необходимости он может быть размещен в при-
Рис. 2. Модуль «Парковка»
21
стенном варианте, использоваться как разграничитель пространства группы и др.
При проведении спортивных развлечений, организации двига- тельной деятельности, практикумов с родителями в каждый вагончик можно загрузить много мячей из различного материала, разных по размеру и цвету.
Данный модуль удобно использовать при проведении тематиче- ских праздников: «У нас в гостях куклы», «К нам приехали живот- ные», «Цирк», «Театр», «Зоопарк».
Музыкально-театральный центр
Музыкально-театральный центр состоит из трех элементов: ос- новного модуля и двух прикрепленных к нему мини-тумб (рис. 4).
Весь центр на колесах, легко передвигается.Чертеж данного модуля представлен в приложении 1 на с. 86.
Центр оснащен:
— вертикальной дугой для театрального занавеса, которая может опускаться на стол в случае необходимости;
— откидывающимся столиком для настольного театра;
— закрытыми ящиками и открытыми полочками для хранения материалов и действий с ними.
Музыкально-театральный центр трансформируется в пять по- ложений, оснащен разноуровневыми открытыми полками. Может
Рис. 3. Модуль «Паровозик»
22
использоваться для сенсорного, художественно-продуктивного, по- знавательного, конструктивного, речевого центров и как выставочный модуль. Может применяться для показа кукольного и настольного театра, музыкальной деятельности детей, игр по социально-эмоцио- нальному развитию.
Речевой центр
Основной модуль речевого центра (рис. 5) оснащен:
— открытыми и закрытыми полочками;
— опускающимся столиком-ширмой для театрализованных игр;
— закрывающейся доской сюрпризов;
Рис. 4. Музыкально-театральный центр
Рис. 5. Речевой центр
23


— двумя рабочими столешницами, одна из которых выезжает в сторону, что дает возможность большему количеству детей действовать одновременно;
— кубом обобщений с открывающейся крышкой и поворотным механизмом, который может использоваться как чудесный мешочек или коробка сюрпризов.
Чертеж модуля представлен в приложении 1 на с. 87.
Выкатная тумба имеет открытые выдвигающиеся полки, которые используются как для хранения материала, так и для непосредствен- ного действия с ними.
Данный модуль может быть использован также в сенсорном, худо- жественно-продуктивном, театральном центрах и сюжетно-ролевых играх («Магазин», «Больница», «Семья»).
Сенсорный центр
Сенсорный центр состоит из трех модулей: основного, подкатного мини-столика с четырьмя выдвигающимися полочками и модульного стеллажа.
Чертежи модулей сенсорного центра представлены в приложе- нии 1 на с. 87—88.
Основной модуль сенсорного центра (рис. 6) состоит из трех сто- лешниц разного уровня, выдвигающихся веерообразно, что позволяет разместиться вокруг него одновременно большому количеству детей; может использоваться и как выставочный модуль. Воспитатель раз-
Рис. 6. Сенсорный центр: основной модуль
24
ворачивает его веером в разде- валке, помещает на каждый стол рамочку с фотографией ребенка, а рядом располагает работы вос- питанника, пособия, с которыми он уже умеет действовать. Та- ким образом, родители имеют возможность видеть достижения своего ребенка в продуктивной и других видах деятельности.
На верхней столешнице рас- положена горка для прокатыва- ния цветных шариков. В сред- нюю столешницу встроен ящик с крышкой и разделителями, которые образуют ячейки разного цвета. Самая нижняя столешница оснащена ящиком для пособий.
Мини-столик представляет собой игровой модуль с выдвигающи- мися поверхностями (рис. 7), в которых:
— просверлено много отверстий одинакового диаметра; сделаны углубления для вкладышей;
— в двух других поверхностях сделаны сквозные отверстия для геометрических фигур разной формы и цвета и прилагаются сами фигуры.
Верхняя поверхность мини-столика разделена на четыре сектора: красного, желтого, синего и зеленого цвета.
Сенсорный центр можно легко развернуть, быстро и компактно сложить. Подкатной мини-столик задвигается под основной модуль.
Кроме того, он может служить выставочным модулем, пуфиком для сидения, столиком в сюжетной игре.
Третий модуль сенсорного центра — модульный стеллаж (рис. 8) — трансформируется в пять положений, оснащен разно уровневыми от- крытыми полками, легко и подвижно раскладывается и складывается.
Может использоваться для сенсорного, художественно-продуктивно- го, познавательного, конструктивного центров. В работе с родителями удобен для представления пособий по решению задач сенсорного воспитания детей.
В свободном доступе на открытых полочках хранится множество различных настольно-печатных игр, мозаик, кубиков, дидактиче- ских игрушек. Они дают возможность воспитателю решать опре-
Рис. 7. Мини-столик
25

деленные педагогические задачи через игру.
В свободное время малыши с удовольствием используют крупногабаритные пластмассо- вые конструкторы (полые с од- ной стороны, соединяющиеся посредством штырьков).
Дети строят множество раз- нообразных сооружений, кото- рые могут сохраняться длитель- ное время. С такими построй- ками или моделями можно подолгу играть, не боясь нео- сторожно разрушить их, приду- мывать все новые игровые действия. Исчезают такие конструкции только по желанию самих «архитекторов».
Центр песка и воды
Центр песка и воды состоит из двух самостоятельных модулей, компактно входящих один в другой (рис. 9).
Чертеж модуля центра песка и воды представлен в приложении 1 на с. 88.
Оба модуля имеют рабочую поверхность, в которую встроены емкости для песка и воды. Кроме того, оба модуля оснащены откры-
Рис. 8. Модульный стеллаж
26
тыми и закрытыми полками для действия с различными материалами, предметами и создания условий для экспериментирования.
Модули могут использоваться как в комплексе, так и каждый отдельно. Они позволяют играть в центре большой подгруппе ма- лышей.
Универсальная ширма
Универсальная ширма состоит из трех скрепленных между собой сквозных фигурных рамок, переплетенных тонкими ленточками
(рис. 10). Множество отверстий разного диаметра по периметру рамок позволяет разместить на ней шнуры для плетения и завязы- вания узлов, ленточки для завязывания бантиков. Ширма оснащена дополнительными съемными элементами: непрозрачными шторка- ми разного цвета, съемными тканевыми поверхностями с располо- женными на них кармашками-накопителями, шнурами и лентами разного цвета.
Чертеж универсальной ширмы представлен в приложении 1 на с. 89.
Ширма многофункциональна и универсальна, легко складывается и перемещается по желанию детей, активно используется в сюжетно- ролевых играх. Применение разного ее цветового оформления по- зволяет менять цветовой интерьер группы и способствует созданию положительного эмоционального настроя детей.
Универсальная ширма может использоваться при организации музыкальных развлечений, спектаклей, кукольных театров, драмати- зации сказок, для размещения на ней игрушек по изучаемым темам:
Рис. 9. Центр песка и воды
27

«Животные», «Игрушки», «Одежда» и др., как выставочный стенд для картинок, рисунков. Сквозные фигурные рамки можно легко заменить на плотную ткань. Применение плотных съемных шторок позволяет превратить ширму в уголок уединения.
Преимущество универсальной ширмы — создание психологиче- ского комфорта, уюта в групповом помещении и возможность моде- лирования игрового пространства. Она может быть использована в любом тематическом групповом центре.
Набор игровой мебели
Набор игровой мебели включает в себя: модуль «Кроватка», модульный стол со стульями, модуль «Диван» и способствует орга- низации сюжетно-ролевых игр. Кроме того, набор игровой мебели включает в себя два разновысотных стула (маленький стульчик для куклы 17 см и большой стульчик 20 см) и стол с выдвигающимися разновысотными столешницами. Может использоваться как для ку- кол, так и для самих детей соразмерно их росту.
Рис. 10. Универсальная ширма
28


Модуль «Кроватка» пред- ставляет собой полифункцио- нальный модуль. Трансформи- руя его, можно сделать кроват- ку с пеленальным столиком, кроватку с гладильной доской, полочку для хранения куколь- ного белья, два кресла со сто- лом (рис. 11).
Чертеж модуля «Кроватка» представлен в приложении 1 на с. 89.
Ценность модульного сто-
ла (рис. 12) заключается в том, что он дает совершенно особый, уникальный способ освоения действительности — через действие в условных об- стоятельствах. Ребенка зани- мает процесс кормления, то, что он делает, как взрослый, который еще совсем недавно кормил его самого. Следова- тельно, малыш действует уже на новом, более высоком уровне понимания — на уровне обобщения жизненного явления.
Чертеж модульного стола представлен в приложении 1 на с. 90.
Условность ситуации снимает также необходимость действовать реальными предметами, поэтому ребенок начинает кормить куклу не
Рис. 11. Модуль «Кроватка»
Рис. 12. Модульный стол
29
настоящим хлебом, а, к примеру, кубиком, заменяющим в игре насто- ящий хлеб. Так в деятельности малыша появляются первые символы замещения, позволяющие ему мыслить обобщенно.
Модуль «Диван» состоит из основного модуля-дивана с двумя выдвигающимися подиумами-накопителями (рис. 13). В одном из них можно хранить игрушки, конструктор, а также использовать для уве- личения площади дивана, который превращается в крупногабаритную кровать по росту ребенка и позволяет не только уложить куклу, но и лечь ему самому («заболел, хочет спать»). После игры легко складыва- ется в мини-диван для кукол и размещения мягких подушек.
Чертеж модуля «Диван» представлен в приложении 1 на с. 90.
Рис. 13. Модуль «Диван»
30

Другой подиум-накопитель с откидывающейся крышкой предна- значен для конструктивной деятельности и игры с машинами: отки- дывающаяся крышка образует скат для машин. К дивану прилагаются мягкие подушки в форме конфет и квадратов.
Диван-трансформер может использоваться как игровой модуль и модуль в уголке уединения.
Игровой модуль «Мой дом»
Для развертывания игры послужит универсальный игровой мо- дуль «Мой дом» (рис. 14), где дети могут поиграть в «Семью», «Па- рикмахерскую», «Гараж», «Магазин». Этот модуль учит действовать с предметами домашнего обихода и игрушками в соответствии с их свойствами и назначением. У детей развивается способность вос- производить в игре действия, наблюдаемые у взрослых. Играя рядом со сверстниками, ребенок подражает, делает попытки включиться в игровые действия других детей.
Чертеж игрового модуля представлен в приложении 1 на с. 91.
Действия с игрушками закладывают основу будущей сюжетно- ролевой игры и имеют большое значение для общего психического развития детей.
Игровой модуль состоит из основного модуля (двустороннего складывающегося игрового модуля) и подкатной мини-тумбы.
Основной модуль оснащен:
— зеркалом;
— стационарными и откидывающимися полочками;
Рис. 14. Игровой модуль «Мой дом»
31