ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 445
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
играющего на данном инструменте (пианист, баянист и т.д.). Пустую стрелку надо направлять на слова, образующиеся с помощью других суффиксов (трубач).
● В кармашках находятся картинки с изображением звучащих предметов. На стрелках обозначены слова «чей звук» и «какой». Пер- вый ребенок поворачивает стрелку на любую картинку, второй — от- вечает («звук барабана», «громкий» и т.д.). Задача: назвать передмет и звук, который издает этот предмет.
● В кармашках находятся картинки с изображением разных пред- метов. На стрелках обозначены слова: «уменьшение» и «увеличение».
Первый ребенок поворачивает стрелку на любую картинку, второй — отвечает («топорик — топорище», «дом — домище» и т.д.). Задача: образовать уменьшительные и увеличительные формы слова.
● В кармашках находятся картинки с изображением школьных принадлежностей. На стрелке написано: «Без какого предмета не может обойтись школьник?». Первый ребенок поворачивает стрелку на любую картинку, второй — отвечает («без карандаша», «без руч- ки», «без портфеля» и т.д.). Задача: образовать слова в родительном падеже.
● Во всех кармашках карточки с приставками: вы-, при-, за-, об-, про-, с-, у-, пере-, из-, в-, от-. Посередине семи стрелок со словами
«смотреть», «читать», «играть», «слушать», «смотреть», «летать»,
«плыть», «бежать». Задача: образовать слова с помощью приставок.
Дети поворачивают стрелку и образуют новое слово.
Пособие 7
Пособие представляет собой мини-планшет. В карман, располо- женный посередине, помещается картинка с предметом, о котором бу- дут рассказывать, или сюжетная картинка по определенной теме. По углам расположены символы, обозначающие задание: 1 — называние признаков предмета; 2 — образование существительных в родитель- ном падеже единственного числа; 3 — образование уменьшительно- ласкательных существительных; 4 — образование числительных в единственном и множественном числе (рис. 34).
Пособие 8*
* Пособие разработано воспитателем детского сада № 140 АНО ДО «Пла- нета детства “Лада”» И.В. Кудряшовой.
81
● В кармашках находятся картинки с изображением звучащих предметов. На стрелках обозначены слова «чей звук» и «какой». Пер- вый ребенок поворачивает стрелку на любую картинку, второй — от- вечает («звук барабана», «громкий» и т.д.). Задача: назвать передмет и звук, который издает этот предмет.
● В кармашках находятся картинки с изображением разных пред- метов. На стрелках обозначены слова: «уменьшение» и «увеличение».
Первый ребенок поворачивает стрелку на любую картинку, второй — отвечает («топорик — топорище», «дом — домище» и т.д.). Задача: образовать уменьшительные и увеличительные формы слова.
● В кармашках находятся картинки с изображением школьных принадлежностей. На стрелке написано: «Без какого предмета не может обойтись школьник?». Первый ребенок поворачивает стрелку на любую картинку, второй — отвечает («без карандаша», «без руч- ки», «без портфеля» и т.д.). Задача: образовать слова в родительном падеже.
● Во всех кармашках карточки с приставками: вы-, при-, за-, об-, про-, с-, у-, пере-, из-, в-, от-. Посередине семи стрелок со словами
«смотреть», «читать», «играть», «слушать», «смотреть», «летать»,
«плыть», «бежать». Задача: образовать слова с помощью приставок.
Дети поворачивают стрелку и образуют новое слово.
Пособие 7
Пособие представляет собой мини-планшет. В карман, располо- женный посередине, помещается картинка с предметом, о котором бу- дут рассказывать, или сюжетная картинка по определенной теме. По углам расположены символы, обозначающие задание: 1 — называние признаков предмета; 2 — образование существительных в родитель- ном падеже единственного числа; 3 — образование уменьшительно- ласкательных существительных; 4 — образование числительных в единственном и множественном числе (рис. 34).
Пособие 8*
* Пособие разработано воспитателем детского сада № 140 АНО ДО «Пла- нета детства “Лада”» И.В. Кудряшовой.
81
Пособие представляет собой прямоугольник, в верхней части которого расположены символы: 1 — определить и назвать первый звук в слове; 2 — определить ударение; 3 — разделить слово на слоги; 4 — придумать рассказ с этим словом. Слева и справа — предметные картинки, посередине две стрелки, внизу двухслойный круг с вырезанным сектором, на котором написаны имена детей группы (рис. 35).
Ребенок, поворачивая круг, выбирает партнера по игре. На- пример, на пособии картинки, обозначающие антонимы, нужно подобать пару. Затем, направив стрелку на любую картинку, надо выполнить задания.
Пособие 9
*
Сверху пособия расположен карман, куда помещается картинка или надпись, обозначающая тему (например, «Семья»).
Слева в три кармашка (расположенных вертикально) ставятся картинки — задания. Остальные 12 кармашков предназначены для размещения картинок при выполнении задания. Ниже расположены часики со стрелкой. Справа внизу находится таблица с именами детей и номерами по вертикали и горизонтали. В самом низу располага-
* Пособие разработано воспитателем детского сада № 140 АНО ДО «Пла- нета детства “Лада”» Н.А. Ерыковой.
Рис. 34. Пособие 7
Рис. 35. Пособие 8 82
ются кармашки с другими заданиями, обозначенными символами:
1 — назвать действия с предметом; 2 — назвать признаки предмета;
3 — придумать предложение с этим предметом; 4 — подобрать одно- коренные слова; 5 — подобрать синонимы; 6 — назвать назначение предмета или задать о нем любой вопрос (рис. 36).
Приведем пример задания по теме «Семья». Первую часть задания можно выполнять с подгруппой детей. Слева в кармашки помеща- ются картинки с изображением мамы, папы, брата. Напротив них в кармашки дети должны положить картинки с изображений занятий членов семьи. Затем ребенок выбирает партнера по игре: бросает два раза игровой кубик, на пересечении вертикали и горизонтали читает имя партнера и приглашает его к игре. Потом дети поочередно пово- рачивают стрелку на часиках и определяют картинку, с которой будут выполнять вторую часть задания по символам внизу.
Пособие 10*
Пособие представляет собой планшет квадратной формы
(рис. 37). Сверху — два кармана для названия темы и подтемы.
Слева в кармашках первая часть задания: 1 — название профессии
* Пособие разработано воспитателями детского сада № 140 АНО ДО
«Планета детства “Лада”» Л.Ф. Рапиевой и И.В. Маловой.
Рис. 36. Пособие 9
Рис. 37. Пособие 10 83
1 — назвать действия с предметом; 2 — назвать признаки предмета;
3 — придумать предложение с этим предметом; 4 — подобрать одно- коренные слова; 5 — подобрать синонимы; 6 — назвать назначение предмета или задать о нем любой вопрос (рис. 36).
Приведем пример задания по теме «Семья». Первую часть задания можно выполнять с подгруппой детей. Слева в кармашки помеща- ются картинки с изображением мамы, папы, брата. Напротив них в кармашки дети должны положить картинки с изображений занятий членов семьи. Затем ребенок выбирает партнера по игре: бросает два раза игровой кубик, на пересечении вертикали и горизонтали читает имя партнера и приглашает его к игре. Потом дети поочередно пово- рачивают стрелку на часиках и определяют картинку, с которой будут выполнять вторую часть задания по символам внизу.
Пособие 10*
Пособие представляет собой планшет квадратной формы
(рис. 37). Сверху — два кармана для названия темы и подтемы.
Слева в кармашках первая часть задания: 1 — название профессии
* Пособие разработано воспитателями детского сада № 140 АНО ДО
«Планета детства “Лада”» Л.Ф. Рапиевой и И.В. Маловой.
Рис. 36. Пособие 9
Рис. 37. Пособие 10 83
(поместить в кармашки картинки в соответствии с темой и к ним маленькие напечатанные надписи с названиями профессий); 2 — что нужно людям данной професии для работы (отобрать маленькие таблички с надписями, что нужно для работы); 3 — какие действия выполняет представитель этой профессии (также отбирают таблич- ки с надписями).
Внизу пособия расположена вторая часть задания: 1 — профес- сия относится к сельской или городской; 2 — как эта профессия связана с наукой; 3 — как эта профессия связана с искусством. На- пример, тема «Профессии», подтема «Сельско-хозяйственные про- фессии». Маленькими табличками отмечают, что нужно для работы доярке, чем она занимается на работе, определяют, какой является профессия — городской или сельской, как связана работа доярки с наукой (ученые разрабатывают новые корма, рацион питания для коров, а доярка использует их), как связана работа доярки с искус- ством (когда на ферме звучит классическая музыка, коровы дают больше молока и т.д.).
Приложения
Модуль «Парковка»
(для детей раннего возраста)
Приложение 1
Чертежи модульной мебели
85
Модуль «Паровозик»
Музыкально-театральный центр
86
Речевой центр
Сенсорный центр: мини-столик, основной модуль
87
Сенсорный центр: модульный стеллаж
Центр песка и воды
88
Универсальная ширма
Модуль «Кроватка»
89
Модульный стол
Модуль «Диван»
Игровой модуль «Мой дом»
90
Модульный конструкт «Кроватка для куклы»
91
Модульный конструкт «Машина»
92
Модульный конструкт «Кораблик»
Модульный конструкт «Домик»
93
Универсальная конструкция «Сервисный центр»
Универсальная конструкция для демонстрации результатов деятельности
94
95
Приложение 2
Варианты модульной мебели
Модуль «Тумбочка-столик» (разборный)
Состоит из подвижной тумбы-столика с двумя откидными столешницами. В нижней части расположен выдвижной ящик- накопитель для сладывания необходимого материала, используемого при проведении запланированной деятельности с детьми или хранения другого материала.
Модуль мобилен, легко перемещается за счет колес, не имеет острых травмоопасных углов.
Используется в процессе организации различных видов деятельности: игровой, коммуникативной, конструирования, изобразительной, познавательно-исследовательской, музыкальной и т.д. Легко передвигается, может применяться как ограничитель игрового пространства.
96
Шкафы-купе
Используются в открытом и закрытом виде для хранения матери- алов и оборудования. Особенно удобны при проектировании игровой среды.
Воспитатель гибко использует шкафы-купе и подкатные модули для организации предметно-пространственной развивающей образо- вательной среды на основе взаимодействия взрослых с детьми, ори- ентируясь на интересы и возможности каждого ребенка и учитывая социальную ситуацию его развития. Дошкольники могут выбирать материалы. Модульная мебель данного вида позволяет воспитателю организовать содержательно-насыщенную, трансформируемую, по- лифункциональную среду, доступную и безопасную. Двери легко открываются, двигаясь вправо и влево путем скольжения.
Воспитатель, учитывая гендерную специфику, один из шкафчиков- купе или комплект соединенных модулей может наполнить специ- фичным материалом для девочек или мальчиков.
Комбинированный модуль
с передвижными вращающимися столиками
и подкатными тумбочками
Этот многофункциональный и динамичный модуль может ис- пользоваться в процессе организации различных видов детской деятельности.
97
Модульный комплект состоит из трех овальных и разных по длине столешниц, поворачивающихся вокруг своей оси. К двум столешни- цам с нижней стороны прикреплены отдельные полочки, ящики-на- копители с легко открывающимися дверцами на магнитах. Третий подвижный столик свободно вращается по кругу. Легкость пользо- вания дверцами и столешницами вызывает дополнительный интерес у детей. Они могут действовать как сидя на стульчиках, так и стоя.
Воспитатель может применять данный модуль в любой деятель- ности:
— в познавательно-исследовательской — использует объекты для исследования в реальном действии, образно-символический и знаковый материал. Чтобы пространство стало мотивационно-раз- вивающим, он ставит на столики телескопы, бинокли, головоломки- конструкторы, трасформеры, мини-лаборатории и т.д.;
98
— в изобразительной и конструктивной — выкладывает необхо- димые материалы. Может выложить разнообразные материалы, сти- мулирующие развитие индивидуальности каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности;
— в игровой;
— для восприятия художественной литературы;
— в коммуникативной.
Воспитатель использует данный модуль как выставочный, а также для представления коллекций и т.д.
Моделирование шкафов-купе,
подкатных и разборных полок
На рисунках представлены примеры моделирования шкафов-купе и подкатных разборных полок.
Как осуществляется организация группового пространства с по- мощью представленных модулей?
Можно разделить пространство группового помещения на 4 части
(зоны): рабочая, спокойная, активная, зоны выбора и самоопределе- ния. При этом все части пространства группы (зоны) в зависимости от конкретных задач могут изменяться по объему и местоположе- нию, т.е. имеют подвижные, трансформируемые границы. Образно говоря, пространство должно быть «пульсирующим», чтобы каждая зона при необходимости могла вмещать всех желающих. Это очень важно в аспекте групповой динамики — тенденции дошкольников
«заражаться» текущими интересами сверстников и присоединяться к их деятельности.
Зона выбора и самоопределения предназначена для хранения материалов и оборудования, которые обеспечивают возможность организации всех видов детской деятельности (и их разновидностей) в соответствии с возрастом детей. Педагог или дети в зависимости от своих замыслов могут в любой момент обратиться к данной зоне, взять все, что им нужно, перенести в рабочую или активную зону и
«развернуть» соответствующую деятельность.
В нашем случае накопительная зона представлена пристенными шкафами-купе, в которых каждой мебельной секции соответствуют центры видов детской деятельности:
— познавательно-исследовательская — интеллектуальный центр, экспериментирования, конструктивный;
99
— коммуникативная — социально-эмоциональный и речевой центры;
— конструирование и изобразительная — художественно-про- дуктивный центр;
— самообслуживание — уголок дежурств;
— игровая — игровой центр;
— двигательная — двигательный центр;
— музыкальная — музыкально-театральный центр;
— восприятие художественной литературы и фольклора — рече- вой центр, библиотека.
Устройству рабочей зоны уделяется особое внимание, поскольку в ней осуществляется непосредственно образовательная деятельность педагога с детьми, обеспечивающая обучение, и самостоятельная деятельность детей (по интересам).
Пространство зоны может включать: легкие столы (на 2—3 чел.) или общий стол-трансформер, передвижную двустороннюю доску
(складную или на колесиках), различные виды модулей, являющихся по своему содержанию микроцентрами (частью каких-либо центров, представленных в накопительной зоне).
Рабочая зона может содержать мебельные конструкции, отра- жающие конкретику какой-либо деятельности или содержания, и легкие мебельные конструкции (лучше, если это будут трансфор- меры), не отражающие ее. Это позволяет детям самостоятельно создавать пространство, «собирать» нужную конструкцию в соот- ветствии со своим замыслом и использовать ее для организации деятельности.
Для решения текущих задач работы с детьми в соответствии с календарно-тематическим планом педагог создает микроцентры детской деятельности, используя динамичные модули.
Активная зона предназначе- на для реализации двигательной активности детей и деятельно- сти, требующей перемещения в пространстве (например, сюжет- но-ролевая игра). Шкафы-купе закрываются, мебельные модули складываются. В освободившем- ся пространстве зоны размеща- ется ковер (небольшой, легко перемещающийся или убираю-
100
щийся — по ситуации). Желательно, чтобы хотя бы с одной стороны была стена, которую можно использовать для размещения материалов и оборудования (например, мишени для метания и др.).
Таким образом, воспитатель, создавая предметно-пространствен- ную развивающую образовательную среду, обеспечивает решение задач образовательных областей, условия для организации интегри- рованных видов детской деятельности и формирования интегратив- ных качеств.
101
Игровые сборно-разборные модули «Шкафчик»,
«Домик», «Машина-самолет», театральная ширма
Модульные конструкции и отдельные детали игровых модулей могут быть использованы для различных видов детской деятельности, решения и реализации различного содержания одной и той же деятельности (на- пример, сюжетно-ролевых игр) в соответствии с замыслом ребенка. Это способствует развитию мышления, воображения и творчества детей.
Изменяя дополнительные детали модуля «Шкафчик», дети могут изменить и назначение конструкции. Развернув каркас и подкатив в него шкаф на колесах, можно получить два модуля:
— модуль-ширму с выкатной сценой для организации различных видов настольного театра, театрализованной и музыкальной деятель- ности, драматизации;
— рекламный модуль, на пластиковой поверхности которого дети рисуют фломастерами, цветными мелками и т.д., размещают объяв- ления, наклеивают вывески, рисунки, прикрепляют фланель для раз- мещения плоскостных фигурок. Это позволяет составлять рассказы, сказки, развивать художественно-речевое развитие детей.
Задняя стенка выполнена из непрозрачного пластика, что дает возможность ребенку по желанию уединиться, изолироваться или ограничить свою игровую зону.
Данный модуль-каркас легко украсить тканью, тем самым дети и воспитатели изменяют назначение игровой конструкции:
— изменяют ее назначение, заменив вывеску («Касса», «Киоск»);
— создают игровой модуль «Парикмахерская» (прикрепляют к моду- лю вывеску, откидывают столик, закрывают отверстие зеркалом и т.д.).
Игровой модуль «Машина-самолет» состоит из трех частей, предназначен для организации конструктивного центра и развития предметной деятельности детей, развития творческого мышления и воображения. Каждый модуль может функционировать как само- стоятельно, так и в комплексе. По желанию детей машина может превращаться в «скорую помощь», «такси», «самолет». Руль крепится подвижно. Двери оборудованы легко закрывающимися магнитными защелками, которые особенно интересны и привлекательны для маль- чиков. Капот и зад няя часть модуля открываются и исполняют роль накопителей. Дети складывают туда атрибуты для сюжетно-ролевой игры, инструменты для ремонта или другой багаж. Подвижность ма- шины-самолета (к основанию крепятся колеса) позволяет свободно перемещать его, а отдельные части комбинировать и гибко исполь-