Файл: Дыбина О. В., Пенькова Л. А., Рахманова Н. П. Д87.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 434

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
растными особенностями, а также предпочтениями, настроением и изменяющимися возможностями детей и др.).
4. Максимальной активности детей — предусматривает возмож- ность проявления максимальной активности детей как в осуществле- нии самой деятельности, так и создании условий для ее реализации
(определять элементы среды, местоположение материалов, изменять внешний вид, оформление и пр.); отражает также положение взросло- го «рядом», а не «над» ребенком как через предлагаемое содержание материалов и оборудование, так и через его размещение.
5. Статичности-подвижности — выражается в том, что с одной стороны, ребенку обеспечивается возможность свободной ориента- ции в знакомой среде и, следовательно, надежности, уверенности и защищенности, а с другой — закладывается возможность изменять, вносить новое в соответствии со своими интересами, настроением.
6. Функциональности — означает, что в созданной среде находятся материалы, востребованные детьми с развивающей функцией.
7. Комплексирования и свободного (гибкого) зонирования — пред- полагает размещение материалов в определенных функциональных пространствах, позволяющих детям заниматься одновременно раз- ными видами деятельности, не препятствуя друг другу; предполагает возможность использования как стационарных мебельных модулей, представляющих зоны (центры), укомплектованные материалами, обеспечивающими реализацию детских видов деятельности (напри- мер, центр продуктивной деятельности), так и подвижных мебельных модулей, которые комплектуются ситуативно, под конкретный инте- грированный вид деятельности (модуль интегрированной деятель- ности — МИД), тему (тематический модуль — ТМ).
8. Оптимального сочетания «свободного» и «регламентированно-
го» пространства — предполагает наличие в группе «свободного» пространства, которое обусловливает возможность самоорганиза- ции детей в пространстве группы для реализации самостоятельной деятельности в соответствии со своими замыслами и «регламенти- рованного» пространства как специально созданного педагогом для решения психолого-педагогических задач.


ХАРАКТЕРИСТИКА КОМПОНЕНТОВ
ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ
СРЕДЫ
Представляется значимым более детально охарактеризовать ком- поненты ППС интегрированных видов деятельности: содержатель- ный, материальный, организационный и личностный. Данные компо- ненты представлены на рис 1. Остановимся подробнее на описании составляющих данной модели.
1. Содержательный компонент среды представляет собой со- держательный аспект реализуемой интегрированной деятельности с учетом основной образовательной программы дошкольного образо- вания в ДОО и календарно-тематического плана.
Содержательный компонент среды определяется и конкрети- зируется содержанием и задачами каждого вида (разновидности) реализуемой детской деятельности в составе интегрированной де- ятельности.
Данный компонент разрабатывается как характеристика следую- щих составляющих:
— единая тема для всех видов деятельности (согласно календар- но-тематическому плану);
— конкретизация компонентов интегрированной деятельности как разновидностей детских видов деятельности и их содержания в рамках общей темы;
— конкретизация содержания и задач по каждому виду (раз- новидности) реализуемой детской деятельности в составе интегрированной деятельности.
Приведем примеры содержательного компонента среды по не- скольким интегрированным видам деятельности детей:
1) совместная игра-конструирование (сюжетно-ролевая игра, кон- струирование из подсобных материалов, коммуникативная деятель- ность): тема «конвейер автозавода», содержание — дети исполняют роли сборщиков автомобиля на конвейере;
2) совместная игра-эксперимент (коммуникативная, игровая, по- знавательно-исследовательскаядеятельность): тема «Изобретатели», содержание — дети исполняют роль изобретателей механизмов для подъема подводных лодок или затонувших кораблей;
12

3) совместная игра-моделирование (игры с правилами, модели- рование, коммуникативная деятельность): тема «Моя семья», со- держание — дети раскладывают фотографии членов своей семьи на модели и рассказывают о них своему партнеру, обсуждают, чем их семьи похожи и чем отличаются;
4) игра-концерт (пение, сюжетно-ролевая игра, коммуникативная деятельность): тема «Я и моя семья», содержание — дети готовят концерт, исполняют песни о семье или любимые песни своей семьи.
Содержательный компонент выражается в материальном компо- ненте (подборе материалов и оборудования в соответствии с постав- ленными задачами).
2. Материальный компонент представляет собой вещный аспект среды как совокупность специально подобранных (изго- товленных) материалов и оборудования, определенным образом предъявленных детям. Именно материальный компонент выступает носителем содержания детской деятельности (познавательно-ис- следовательской, игровой и т.д.) для реализации опыта ребенка.
С позиции ребенка данный компонент может рассматривать как центральный.
Материальный компонент разрабатывается как характеристика следующих составляющих:
— материалы и оборудование по реализации всех компонентов интегрированной деятельности в границах заданного содер- жания и задач (дети, используя материалы и оборудование, реализуют различные образовательные области);
— стимульный материал — побуждает детей к реализации своего опыта деятельности с предложенными материалами и обо- рудованием в границах заданного содержания и задач;
— дидактический материал — обеспечивает решение совокуп- ности задач в соответствии с задачами основной общеобра- зовательной программы дошкольного образования в ДОО.
Материальный компонент среды может быть представлен в сле- дующих интегрированных видах деятельности детей.
Совместная игра-конструирование:
— материалы и оборудование по реализации содержания де- ятельности (модель конвейера, детали для сборки автомо- би лей);
— стимульный материал (письмо-приглашение помочь рабочим в сборке автомобилей);
13


— дидактический материал (алгоритм сборки автомобиля).
Совместная игра-эксперимент:
— материалы и оборудование по реализации содержания деятель- ности (таз с водой, пластиковые стаканчики, трубочки для сока);
— стимульный материал (объявление о конкурсе на лучшее изобретение механизма для подъема затонувшей подводной лодки);
— дидактический материал (пустые карты для зарисовывания алгоритма, алгоритм опыта «Подводная лодка»).
Совместная игра-моделирование:
— материалы и оборудование по реализации содержания дея- тельности (наборы фотографий нескольких семей, отража- ющие домашние обязанности и любимые занятия членов семьи);
— стимульный материал (приглашение в игру «Моя семья»);
— дидактический материал (модель «Cолнышко»);
Игра-концерт:
— материалы и оборудование по реализации содержания де- ятельности: музыкальные инструменты, диски с записями инструментальной музыки детских песен;
— стимульный материал: объявление о дне рождения мамы и приглашение к участию в концерте для нее;
— дидактический материал: алгоритм подготовки концерта, его программа.
3. Организационный компонент представляет собой совокуп- ность пространственных параметров среды, обеспечивающих органи- зацию материального компонента в процессе реализации конкретной
(запланированной) интегрированной деятельности.
Данный компонент разрабатывается как характеристика следую- щих составляющих:
— зоны, центры, микроцентры предметно-пространственной развивающей среды в пространстве группы, обеспечивающие реализацию интегрированных видов деятельности;
— способы пространственного размещения и предъявления детям предметно-развивающих материалов по организации запланированных интегрированных видов деятельности, характеристика их комплексирования и сочетания с другими материалами данного центра.
Как осуществляется организация группового пространства?
14

Нам представляется важным разделить пространство группового помещения на четыре части (зоны): зона выбора и самоопределения, рабочая, активная, спокойная. При этом все части пространства группы (зоны) в зависимости от конкретных задач могут изменяться по объему и местоположению, т.е. имеют подвижные, трансформи- руемые границы. Образно говоря, пространство должно быть «пуль- сирующим», чтобы каждая зона при необходимости могла вмещать всех желающих. Это очень важно в аспекте групповой динамики — тенденции дошкольников «заражаться» текущими интересами свер- стников и присоединяться к их деятельности.
Охарактеризуем названные зоны, центры и микроцентры ППС группы.
Зона выбора и самоопределения. Предназначена для хранения материалов и оборудования, которые обеспечивают возможность ор- ганизации всех видов детской деятельности (и их разновидностей) в соответствии с возрастом детей. Педагог или воспитанники в зависи- мости от своих замыслов могут в любой момент обратиться к данной зоне, взять все, что им нужно, перенести в рабочую или активную зону и «развернуть» соответствующую деятельность.
Зона выбора и самоопределения может быть представлена при- стенными шкафами-накопителями, в которых каждая мебельная сек- ция представляет тот или иной центр и соответствует видам детской деятельности. В ДОО могут быть следующие центры:
— интеллектуальный, центр экспериментирования, конструктив- ный, соответствующие поисково-исследовательской деятель- ности;
— социально-эмоциональный, речевой, соответствующие ком- муникативной деятельности;
— художественно-продуктивный, соответствующий продуктивной деятельности;
— игровой, соответствующий игровой деятельности;
— двигательный, соответствующий двигательной деятельности;
— музыкально-театральный, соответствующий музыкально-ху- дожественной деятельности;
— речевой, библиотека, соответствующие восприятию художе- ственной литературы;
— уголок дежурств, соответствующий трудовой деятельности.
В силу своей специфики в группах созданы экологические цен- тры как уголки природы, в которых можно организовать различные
15

виды детской деятельности на природоведческом материале (позна- вательно-исследовательская, трудовая, коммуникативная, игровая деятельность).
Рабочая зона. Ее устройству уделяется особое внимание, так как в ней осуществляются непосредственно образовательная деятель- ность педагога с детьми и самостоятельная деятельность детей (по интересам).
Пространство зоны может включать: легкие столы (на 2—3 чел.) или общий стол-трансформер, передвижную двустороннюю доску
(складную или на колесиках), различные виды модулей, являющихся по своему содержанию микроцентрами (частью каких-либо центров, представленных в накопительной зоне).
Рабочая зона может содержать мебельные конструкции, отражаю- щие конкретику какой-либо деятельности или содержания, и легкие мебельные конструкции (лучше, если это будут трансформеры). Это позволяет детям самостоятельно создавать пространство, «собирать» нужную конструкцию в соответствии со своим замыслом и исполь- зовать ее для организации деятельности.
Для решения текущих задач работы с детьми в соответствии с календарно-тематическим планом педагог создает микроцентры детской деятельности, используя динамичные модули.
Выделяют несколько видов динамичных модулей-микроцентров:
— по конструктивным особенностям (сборно-разборные, модули- трансформеры или стационарные; шкафы, столы, модули-на- копители или ширмы);
— по содержанию (ТМ — тематический микроцентр, МД — микро- центр деятельности, МИД — микроцентр интегрированного вида деятельности, УМ — универсальный микроцентр, мо- делируемый в соответствии с запросами и желаниями детей).
Активная зона. Предназначена для реализации двигательной активности детей и деятельности, требующей перемещения в про- странстве (например, сюжетно-ролевая игра). В пространстве зоны размещен ковер (небольшой, легко перемещающийся или убираю- щийся — по ситуации). Желательно, чтобы хотя бы с одной стороны была стена, которую можно использовать для размещения матери- алов и оборудования (например, мишени для метания, для лазанья и др.).
Спокойная зона. Предназначена для отдыха детей или их уеди- нения.
16

Пространство зоны: небольшой ковер, легкие банкетки или диван- трансформер, один-два легких столика.
Обратим внимание на следующую особенность зонирования: границы зон подвижные.
Зоны могут быть разграничены следующим образом:
— между спокойной и активной зонами размещаются крупные универсальные игровые маркеры пространства (легко пере- мещаемые), ширмы (до 50 см высотой), объемные напольные модули;
— между активной и рабочей зонами располагаются переме- щаемые стеллажи (накопители) с легким оборудованием для двигательной деятельности, объемные напольные мо- дули;
— между спокойной и рабочей зонами размещаются переме- щаемые стеллажи с настольными играми, материалами для познавательно-исследовательской и продуктивной деятель- ности.
4. Личностный компонент среды представляет собой сово- купность субъектов (участников) интегрированной деятельности и способов их со-активности в процессе реализации конкретной (за- планированной) интегрированной деятельности. Данный компонент разрабатывается как характеристика следующих составляющих:
— субъекты деятельности (индивидуальная деятельность ре- бенка, взаимодействие двух и более детей, ребенка и взрос- лого), тип реализуемого взаимодействия (сотрудничество, деятельность рядом), характер взаимодействия (на протяже- нии всей деятельности, на этапе планирования, презентации результатов и пр.) и способы взаимодействия (обсуждение и заполнение графика тренировок, обсуждение и отметка победителей, взаимопомощь, рассказ о совместной работе и др.);
— способы участия детей в создании условий для интегриро- ванной деятельности (изготовление объявления о концерте, оформление выставки работы, подготовка сцены и декораций и др.).
На рис. 1 представлена модель развивающей предметно-про- странственной среды группы.


Рис
. 1.
М
одель развив ающей пре дметно
-про ст ранств енной сре ды гр уппы
Р
ез
уль
т
ат
: до стиж ения реб енк а с учет ом в
озрастных о
соб енно стей
Це
ль
: соз дание условий
, об еспе чив ающих цело стно е взаимо св язанно е решение зада ч по вс ем на прав лениям развития детей
(физиче ск ое
, социа льно
-к оммуник ативно е, познав ательно е, ре чев ое
, х удо ж
еств енно
-эстетиче ск ое
)
Личностный
к
омпонент
Двига тельная деятельно сть
Познав ательно
-иссле дов а- тельск ая
, про дук тивная дея
- тельно сть
(
конст руиров ание
)
К
оммуник атив
- ная деятель
- но сть
Во сприятие ху
- до ж
еств енной литера туры
Игров ая деятель
- но сть
Т
ру дов ая деятель
- но сть
М
узык ально
-ху
- до ж
еств енная дея
- тельно сть
Про дук тив
- ная деятель
- но сть
Со
держа
тельный
к
омпонент
Те
м
а:
вс е профе ссии в
ажны
,
вс е профе ссии ну жны
Зада
ча
: фор миров ат ь первичные ценно стные пре д- ст ав ления и
по ло жительно е отношение к
лю дям разных профе ссий
, ре зу ль та та м
их тр уд а, пре дст ав ление о
пре дмет ах
, об легчающих тр уд лю дей на произв одств е
Ма
териа
льный
к
омпонент
С
тиму льный м
атериа л
Ма териа лы и
обор удов ание для интегриров анной деятельно сти
Дидак тиче ский м
атериа л
Организационный
к
омпонент
Зона выбора и самоопре де
- ления
Рабо чая з
она
Ак тивная з
она
Спок ойная зона
У
нив ерс альный мо ду ль
(УМ
)
М
оду ль интегриро
- ванной деятельно сти
(МИД
)
Т
ем атиче ский мо ду ль
(ТМ
)
М
оду ль деятельно сти
(МД
)
18

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНО-
ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ
С ПОМОЩЬЮ МОДУЛЬНОЙ МЕБЕЛИ
Педагог, работая с дошкольниками, ежедневно ставит цели, ру- ководствуется принципами, формирует содержание деятельности своей и ребенка, выбирает методы и средства работы, определяет ее формы. Однако такая покомпонентная работа — лишь первая ступень в построении взаимодействия с детьми. Вторая, и наиболее ответственная, ступень состоит в том, чтобы все эти компоненты свести в единую, целостную и непротиворечивую систему. А чтобы это сделать, необходимо моделирование.
Моделирование ППС — предварительная разработка основных деталей предполагаемого окружения, мысленное ее построение. С его помощью воспитатель переходит от случайно выбранных компонен- тов среды, от неясности в их взаимодействии к более детальному, четкому представлению о них, сознательному построению развива- ющего пространства.
Моделирование ППС позволяет оптимизировать деятельность ребенка. Благодаря ему воспитательно-образовательный процесс в
ДОО становится технологичным. Поскольку организация деятель- ности ребенка протекает в определенной воспитательной системе, он обретает общественное значение. Смоделировать среду — значит составить модель, направленную на развитие личности посредством педагогического процесса, устранить мешающие факторы, обеспе- чить необходимые условия.
Моделирование — метод познания, состоящий в создании и иссле- довании моделей. Модель — представление о системе, отражающее наиболее существенные закономерности ее структуры и процесса функционирования, зафиксированное на некотором языке или в не- которой форме (схемы, конструкции, наборы данных и алгоритмов их обработки, программа и т.п.). Главное требование к модели — она должна давать новую информацию об исследуемом объекте. Имен- но поэтому моделирование служит эффективным и достоверным средством научного познания реальности, поскольку позволяет аб- страгироваться от несущественных признаков, сосредоточиваясь на исследуемых свойствах объекта.
19