Файл: Дыбина О. В., Пенькова Л. А., Рахманова Н. П. Д87.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 439

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 21. Варианты создания универсальных конструкций
Рис. 22. «Супермаркет»
68

«Офтальмологическая кли- ника»: халаты, шапочки, меди- цинские инструменты, таблица для проверки зрения, рекламные проспекты про очки.
Игровые сюжеты и дей-
ствия: «пациенты»проходят на прием, проверяют зрение, полу- чают консультацию, как беречь глаза, как подобрать очки или линзы.
«Музей»: экспозиция кукол, вывеска «Музей», табличка с правилами поведения в музее, касса, билеты.
Игровые сюжеты и действия: «экскурсовод» проводит экскур- сию, другой работник организует мастер-класс по изготовлению куклы из ниток.
«Дом мод»: журналы мод; журнал приема заказов; образцы тканей, отделки; швейная машинка, выкройки, плоские манекены (рис. 24).
Игровые сюжеты и действия: «клиенты»заказывают пошив одежды, «работники» принимают заказы, «шьют», примеряют, про- водят показ мод.
Рис. 23. «Сервисный центр»
Рис. 24. «Дом мод»
69

Универсальные конструкции
для поисковой деятельности
Аналогичным образом производятся сборка и наполнение кон- струкции для поисковой деятельности. Мы представляем поисковую
лабораторию (рис. 25).
Конструкция для поисковой лаборатории собрана из модульного конструкта, наполнена материалами и оборудованием для интегриро- ванной деятельности. Деятельность детей в созданной поисковой ла- боратории представляет собой проведение опытов (экспериментов).
Первый опыт — дети ищут подходящую бумагу для изготовления лодочки, которая дольше не утонет. Проводят опыты, конструируют лодочку из бумаги, организуют игру-соревнование «Чья лодочка дольше не утонет?».
Оборудование: разные виды бумаги, таз с водой, наглядный алго- ритм опыта.
Второй опыт — выявление свойств материалов и доказательство того, что бумага — лучший материал для письма. По поручению ученых ищут лучший материал для письма: проводят опыты, ищут информацию в разных источниках, работают с энциклопедией, со- ставляют доклад-отчет для ученых о результатах опытов.
Оборудование: глиняные дощечки, кусочки бересты, кожи, плоские камни, остро отточенная палочка, кисть, краски, мел, уголь для письма, таз с водой, наглядный алгоритм опыта, папка исследователя и др.
Рис. 25. «Поисковая лаборатория»
70

Предлагаем примерные темы интегрированной деятельности в по- исковой лаборатории.
1   2   3   4   5   6   7   8

ТЕМА «АВТОМОБИЛЬ БУДУЩЕГО»
Задачи:
— уточнять представления о положительных и отрицательных сторонах автомобилей;
— стимулировать активность в поиске новых видов автомобилей будущего;
— знакомить с возможностями преобразования предметов;
— закреплять умения оборудовать рабочее место инструментами и убирать его по окончании работы.
Оборудование: бросовый материал (коробки, пластиковые бутыл- ки, крышки, трубочки, шланги), клей, кисти, ножницы, краски.
Содержание продуктивной деятельности. Рисование схемы нового автомобиля, его изготовление с использованием бросового материала и разных видов крепления частей автомобиля.
Содержание познавательно-исследовательской деятельности.
Дидактическая игра «Хорошо — плохо» (современный автомобиль); решение проблемной ситуации: «Каким должен быть автомобиль будущего?».
Содержание трудовой деятельности. Отбор и приготовление ма- териала, изготовление автомобиля будущего, уборка рабочего места после работы.
ТЕМА «ВОЛШЕБНИКИ»
Задачи:
— развивать представления о силе притяжения электризованных предметов;
— формировать умения разворачивать сюжет, определять игровое поведение в соответствии с ролью волшебников, согласовывать игровые действия;
— развивать диалогическую речь и навыки общения детей в ходе игры-эксперимента.
Оборудование: пластмассовые шарики, ручки, пластины орг- стекла, фигурки из бумаги, нитки, пушинки, кусочки ткани, бумаги,
«брызгалка» с водой, шапочка волшебницы, материалы для зарисовки результатов опыта.
Содержание экспериментирования. Опыт «Волшебники» (тема
«Электричество»): установление причины статического электриче-
71
ства, притягивание различных материалов (бумага, нитки, пушинки) наэлектризованными предметами.
Содержание игры. Известная волшебница Стелла приглашает детей посетить Страну волшебных предметов, где они тоже станут волшебниками и научатся ловить «доброе» электричество. Дети до- говариваются о выяснении, что будет делать каждый, согласовывают свои действия, фиксируют полученные данные в виде письма-алго- ритма.
Содержание коммуникации. Игровое общение со сверстниками в соответствии с ролью и сюжетом; рассказ о путешествии в Страну волшебных предметов.
ТЕМА «В ЦАРСТВЕ ЗВУКОВ»
Задачи:
— формировать элементарные представления об основных фи- зических свойствах звука (его усилении);
— развивать умение пользоваться приборами-помощниками
(рупором) при проведении игр-экспериментов;
— формировать умения разворачивать сюжет, определять игровое поведение в соответствии с ролями изобретателей музыкаль- ных инструментов, согласовывать игровые действия.
Оборудование: музыкальные инструменты — металлофон, кси- лофон, гусли, балалайка, гитара, пластмассовые расчески, рупор, наглядный алгоритм («Изготовление рупора»), столик, папка изо- бретателя; материал для зарисовки результатов эксперимента, диктофон.
Содержание музыкальной деятельности. Дети играют на разных музыкальных инструментах (металлофоне, ксилофоне, гуслях, ба- лалайке, гитаре). Детям предлагается подумать, как можно усилить звучание данных инструментов (изготовить рупор, подносить его к каждому звучащему инструменту).
Содержание экспериментирования. Опыт «Как сделать звук гром- че» (тема «Звук»): усиление звука разными способами, изготовление прибора-помощника для усиления звука (рупор).
Содержание игры. В Царстве звуков два изобретателя музы- кальных инструментов выдвинули идею о том, что звуки можно сделать громче; опытным путем они показывают, как это можно сделать, договариваются о том, что будет делать каждый, согла- совывают свои действия, фиксируют результаты своего исследо-
72

вания в виде доклада (запись на диктофоне) и зарисовки в папке изобретателя.
Содержание коммуникации. Игровое общение с партнером в со- ответствии с ролью и сюжетом; рассказ-доклад о результатах иссле- дования (цель, предположение, ход, результат).
ТЕМА «МЫ — ФОКУСНИКИ»
Задачи:
—знакомить детей со свойствами магнита (намагничивание металлических предметов, прохождение магнитных сил через различные материалы и вещества);
— формировать умение разворачивать сюжет, определять игровое поведение в соответствии с ролью фокусников, согласовывать игровые действия;
— развивать диалогическую речь и навыки общения детей в ходе игры-эксперимента.
Оборудование: магнит, скрепки, проволочки, булавки, картон, фольга, ткань, бумага, стакан с водой, емкость с песком и мелкими металлическими предметами, волшебный сундучок, волшебная па- лочка, шляпы фокусника, накидки, раздвижной занавес-сцена.
Содержание экспериментирования. Опыты «Необычная скрепка»,
«Магнитные силы» (тема «Магнит и его свойства») — намагничи- вание металлических предметов (скрепка, проволока, булавка); дей- ствие магнитных сил через различные материалы и вещества (поиск потерянных часов в песке).
Содержание игры. В цирке два фокусника показывают фокусы зрителям, договариваются о том, что будет делать каждый, со- гласовывают свои действия. Можно зарисовать алгоритм показа фокусов.
Содержание коммуникации. Игровое общение с партнером и зрителями в соответствии с ролью и сюжетом; раскрытие «секрета» фокуса.
Универсальные конструкции для уединения
Охарактеризуем создание и использование конструкции для уеди- нения детей «Уголок уединения» (рис. 26).
Данная конструкция позволяет ребенку создать замкнутое про- странство, уединившись от других детей. Он может регулировать степень изоляции от окружающего, открывая и закрывая окна.
73

Рис. 27. Универсальная конструкция для демонстрации результатов деятельности
Рис. 26. Универсальная конструкция для уединения
74

Конструкция для уединения детей наполняется материалами и оборудованием: фоторамкой с наушниками; аудиопроигрывателем с аудиозаписями и наушниками; материалами для изобразительной деятельности; иллюстративным материалом.
В созданных условиях ребенок может:
— отдыхать;
— слушать музыку;
— рассматривать иллюстрации, фотоальбомы;
— рисовать;
— готовить выставку своих работ;
— вешать или расставлять поделки и пр.
Универсальные конструкции для демонстрации
результатов деятельности
Данные конструкции можно использовать как демонстрационный модуль для представления результатов продуктивной деятельности
(поделок или рисунков), оформления иллюстративного материала, тематических выставок (рис. 27). Чертеж одной из таких конструкций представлен в приложении 1 на с. 94.


УНИВЕРСАЛЬНЫЕ
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ
Универсальные дидактические пособия — плоскостные план- шеты с разным количеством карманов, на которых символами изо- бражены задания.
Цель универсальных пособий: решение задач нескольких образо- вательных областей.
Используя универсальные пособия, можно знакомить детей с новым материалом, упражнять в выполнении различных действий, систематизировать представления по разным темам. Пособия для детей младшего дошкольного возраста требуют выполнения неслож- ных действий и предназначены для совместной деятельности детей с воспитателями. Пособия для старших дошкольников предполагают более сложные действия (с символами) и предназначены как для совместной со взрослым, так и для самостоятельной деятельности детей.
Пособие 1
Это планшет с одним большим карманом для обобщающей картинки и двумя рядами кармашков (рис. 28). Задание для малышей воспитатель дает в устной форме. Например, при ознакомлении с темой «Моя семья» он может поставить картинку с изображением семьи и попросить детей положить в кармашки картинки с изображением членов семьи, их лю- бимых занятий или предметов, необходимых для обеда, и назвать их.
Пособие 2
Это планшет, в верхней части которого расположен большой кар- ман для картинки, обозначающей общую тему. Рядом с ним — два маленьких кармашка, куда ребенок помещает фотографию свою и того ребенка, которого он выбирает себе в партнеры. Слева в каждом ряду первая картинка или символ обозначает задание (рис. 29). Нужно подобрать картинку и назвать ее.
Например, тема «Лето». Для первого ряда нужно подобрать кар- тинку на тему «Какие летом бывают погодные явления»; для второго
76
ряда — «Какую одежду носят летом»; для третьего ряда — «Какие растут ягоды».
Для старших дошкольников универсальные пособия усложняются
(по количеству заданий, степени сложности действий, способу вы- бора партнера).
Пособие 3
*
Пособие выполнено в виде домика с тремя рядами кармашков.
На крыше расположен кармашек, в него помещается картинка с изо- бражением предмета или его символа, который будут рассматривать, обсуждать, исследовать. Сбоку — круг с разделенными секторами, в которые вписаны имена детей всей группы (рис. 30). Ребенок, повернув стрелку, может произвольно выбрать партнера по выполнению задания.
На первой карточке слева в каждом ряду символами определяет- ся задание. Первый символ — выполнить опыт с этим предметом; второй — узнать свойства и качества предмета; третий — назвать действия, которые можно совершать с предметом, его признаки, родственные слова, задать вопрос об этом предмете.
* Пособие разработано воспитателем детского сада № 140 АНО ДО «Пла- нета детства “Лада”» Н.В. Кошаевой.
Рис. 28. Пособие 1
Рис. 29. Пособие 2 77


Например, в верхнем кармашке — вода в стакане. Первое зада- ние — провести фильтрование воды (через фильтровальную бумагу, салфетку, песок); второе — узнать свойства и качества воды, выпол- нив заданные действия (прозрачная, бесцветная, становится цветной при добавлении красителя, соль растворяется в воде, легкие предметы плавают, тяжелые — тонут); третье — назвать действия, которые можно совершать с водой, ее признаки, родственные слова к слову
«вода», задать вопрос о воде.
Пособие 4*
* Пособие разработано воспитателем детского сада № 140 АНО ДО «Пла- нета детства “Лада”» Н.А. Бычихиной.
Рис. 30. Пособие 3 78

Это планшет с карманами, рас- положенными по периметру. В его середине — пять стрелок. Слева сверху вниз можно расположить символы, обозначающие задание
(рис. 31). Например, символы ка- чества и свойства металла (тонет, тяжелый, притягивается магни- том, бывает толстый и тонкий). За- дание — найти (поставить стрел- ку напротив картинки) и назвать все предметы из металла.
Варианты задания: найти кар- тинки с изображением предметов, в названиях которых есть определенный звук, выбрать людей той или иной профессии, определить, что нужно для работы представителям этой профессии, образовать уменьшительно-ласкательные слова и т.д.
Пособие 5*
На планшете посередине закрытое окошко, за которым спрятана картинка с предметом. Слева символы: природный или рукотворный мир; величина предмета; цвет предмета; что с ним можно делать.
Ребенок отгадывает и называет спрятанный предмет (рис. 32).
Например, за закрытым окошком — картинка с легковым автомоби- лем. Один ребенок, используя предложенные символы, задает другому вопросы, а тот отгадывает, какая картинка спрятана за этим окошком.
Открывает его, проверяет правильность ответа и выполняет задания, которые указаны символами внизу пособия: 1 — назвать этот предмет уменьшительно-ласкательно («автомобильчик», «машинка», «маши- ночка»); 2 — рассказать, из каких частей он состоит (кабина, кузов, ко- леса, капот, багажник и т.д.); 3 — назвать разновидности этого предмета
(легковой, грузовой, специальный автомобиль и др.); 4 — сказать, как можно использовать этот предмет по-другому, т.е. изменить назначение предмет (вместо дома и т.д.); 5 — придумать рассказ об этом предмете.
* Пособие разработано воспитателем детского сада № 140 АНО ДО «Пла- нета детства “Лада”» С.Г. Дрынкиной.
Рис. 31. Пособие 4 79

Пособие 6*
Пособие выполнено в виде планшета прямоугольной формы, по кругу расположены кармашки, в середине — движущиеся стрелки (их можно менять). В самом верхнем (по центру) кармашке может быть расположена картинка с заданием (рис. 33). Задание располагается на стрелках. Это обеспечивает выполнение вариантов игровых заданий.
В нижней части пособия расположены три кармашка: в первый
(со знаком вопроса) помещается карточка с именем ребенка, который будет задавать вопрос; во второй (с изображением буквы О) — кар- точка с именем ребенка, который будет отвечать на вопрос; в третий вставлены карточки с именами всех детей группы.
Варианты использования пособия
● В кармашках находятся картинки с изображением диких и до- машних животных. На стрелках обозначены слова «один» и «много».
Первый ребенок поворачивает стрелку на любую картинку, второй — отвечает («один поросенок», «много ежат» и т.д.).
● В кармашках находятся картинки с изображением музыкальных инструментов. В верхний помещается карточка-задание: нужно на- звать выбранный музыкальный инструмент и образовать название представителя профессии, играющего на данном инструменте (бала- лаечник, гитарист). Нужно прочитать на двух стрелках предлагаемые суффиксы (-ник-,-ист-), образовать название профессии музыканта,
* Пособие разработано воспитателями детского сада № 140 АНО ДО
«Планета детства “Лада”» Л.Ф. Рапиевой и И.В. Маловой.
Рис. 32. Пособие 5
Рис. 33. Пособие 6 80