Файл: Дыбина О. В., Пенькова Л. А., Рахманова Н. П. Д87.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 437

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

— аркой и воротами для гаража;
— рамочками для фотографий и картинок;
— вешалкой;
— откидывающимся столиком;
— почтовым ящиком.
Он может использоваться в сюжетно-ролевых играх: «Парикмахер- ская», «Семья», «Гараж», «Магазин», как личностная стена в играх:
«Моя семья», «Я и мои друзья», «Мои любимые животные» и т.д.
К основному модулю прилагается подкатная мини-тумба, которая может использоваться:
— для хранения материалов;
— как выставочный модуль;
— как пуфик для сидения.
Варианты расположения модульной мебели
в пространстве группового помещения
Модульная игровая мебель размещается в групповом пространстве в зависимости от воспитательных и образовательных задач. При этом используются два варианта расположения мебели: пристенный и в свободном пространстве.
Первый вариант расположения мебели планируется воспитателем для выделения достаточного, комфортного, стационарного, свобод- ного группового пространства, чтобы дети могли беспрепятственно конструировать, при проведении развлечений, двигательной деятель- ности, игр-драматизаций, театрализованных представлений, просмотре спектаклей, организации совместных мероприятий родителей и детей и т.д. В этом случае малыши садятся на расставленные полукругом стуль- чики или прямо на ковер. При необходимости можно убрать из группы все лишнее (так как игровая модульная мебель легко складывается).
Можно оставить минимум мебели, распределив игровое оборудова- ние между групповой комнатой, спальней и раздевалкой. Комфортное место для игр, возможность уединиться, когда в этом ощущается по- требность, способствуют созданию положительного эмоционального фона в группе, налаживанию дружеских отношений между детьми.
Второй вариант расположения мебели используется при прове- дении сюжетно-ролевых игр, совместной деятельности воспитателя с подгруппой детей, в индивидуальной работе и т.д. Расположение мебели постоянно меняется в зависимости от того, чем заняты дети.
Таким образом, воспитатель может моделировать содержание пред-
32
метно-пространственной развивающей среды, технологию, линию и характер развития.
Полифункциональность модулей позволяет для решения образо- вательных проблем использовать все модули. Это дает место и время для разнообразных игр, создает условия для длительного сохранения
ППС, помогает воспитателю планировать, моделировать и последова- тельно развивать игровую деятельность, предоставляет комфортные условия для процесса развития ребенка и саморазвития, вызывает огромный интерес у детей.
Поскольку в раннем возрасте важное место отводится игре, при создании предметно-игрового пространства акцент делается на его развивающем аспекте. Воспитатель выступает в роли помощника и организатора среды, использует игровые, словесные и наглядные методы, опираясь на прежний опыт детей. Воспитание и обучение протекает в деятельности, интересной для ребенка.
Примерные игровые задания
и упражнения для детей 1—3 лет
Рассмотрим организацию и проведение упражнений в нескольких центрах с использованием соответствующих модулей.
Конструктивный центр
Состоит из двух элементов: модулей «Парковка» и «Паровозик»
(с. 20—22).
● Цветные дорожки
Задача: формировать умения различать основные цвета и соот- носить предметы по цвету.
Оборудование: модуль «Парковка» с цветными спусками-дорожка- ми, разноцветные шарики и мелкие машины, соответствующие цвету дорожек на парковке.
* * *
Воспитатель предлагает детям прокатить машинки (шарики) пра- вой и левой рукой по дорожкам такого же цвета. Спрашивает у детей:
«Какого цвета машинка? По дорожке какого цвета ты ее прокатишь?
А по какой дорожке прокатишь синий шарик?» Затем просит найти дорожку для желтого шарика и прокатить его. Спрашивает: «А по красной дорожке машинку какого цвета прокатишь?»
33


● Машинки по местам
Задача:закреплять умения различать и соотносить предметы по величине.
Оборудование:модуль «Парковка», машинки (3—4 шт.) одного цвета и разной величины (8—10 см; 16—20 см).
* * *
Игра разыгрывается на парковке, на месте, отведенном для гаража.
Воспитатель предлагает детям прокатить машины левой и правой рукой через ворота, соответствующие им по размерам.
Вариант 1. Игру можно провести с машинками одной величины и разного цвета.
Вариант 2. Более старшие дети могут выполнять задание с ори- ентировкой на два свойства предмета: цвет и размер (найти красные машинки, а также большую и маленькую).
Музыкально-театральный центр
Состоит из трех элементов: основного модуля и двух прикреплен- ных к нему мини-тумб (с. 22—23).
● Звуки-невидимки
Задачи:
— продолжать развивать и совершенствовать слуховое воспри- ятие;
— упражнять в правильном произношении звукоподражаний;
— учить различать и воспроизводить звучание различных пред- метов;
— создавать эмоционально-комфортную обстановку;
— способствовать возникновению дружеских отношений.
Оборудование:основной модуль, аудиопроигрыватель, аудиозапи- си разных шумов, игрушки, лист бумаги, деревянный кубик, метал- лическая ложка, ширма, игрушка гном.
* * *
Воспитатель предлагает детям потопать ногами. «Как топают ногами? Топ-топ-топ. Как хлопают руками? Хлоп-хлоп-хлоп». Затем обращается к воспитанникам: «Это звуки, их нельзя увидеть глазами, их слушают ушами. Послушайте сказку. Жил-был гномик Тимоша (по-
34

казывает игрушку). Он очень боялся разных звуков, потому что не знал, кто как кричит и какие предметы умеют издавать звуки. Давайте по- можем гномику Тимоше разобраться в звуках и подружиться с ними».
Воспитатель включает аудиозапись звуков птичьих голосов, зву- ков природы, разных шумов. Предлагает детям повторить звуки
(курочка — ко-ко-ко, петушок — ку-ка-ре-ку, собачка — гав-гав, кошечка — мяу-мяу). Затем просит воспроизвести звуки предметами
(постучать ложкой, деревянным кубиком, пошуршать листом бумаги).
Эти предметы извлекаются из модуля с закрытыми ящичками. Вос- питатель говорит о том, как много звуков вокруг и все они разные:
«А мы умеем их произносить и помогли гномику Тимоше услышать их и больше не бояться».
● Встречаем гостей
Задачи:
— развивать умение передавать эмоции мимикой, позой, жестами, движениями;
— закреплять знание основных цветов.
Оборудование: основной модуль, цветные ленточки; аудиокассеты с записью музыки, аудиопроигрыватель.
* * *
Воспитатель прячет в закрытую полочку театрального модуля цветные ленточки, ободки на голову и другие украшения. Ширма модуля нарядно украшена, за ширмой — аудиопроигрыватель. Вос- питатель садится за ширму и говорит: «К нам в гости пришли куклы
(поочередно выставляет их на столик). Посмотрите, какие они на- рядные. Давайте поздороваемся с ними и улыбнемся им. Мы очень любим гостей. Давайте тоже нарядимся и потанцуем с гостями».
Открывает минитумбу музыкально-театрального модуля и обращает внимание на лежащее там множество разных украшений. Дети вы- бирают украшения и надевают их.
Затем воспитатель предлагает выбрать ленточку любого цвета и завязывает ее на руку ребенка бантом. Просит детей назвать цвет своего бантика, затем вместе с куклами встать в круг рядом друг с другом по цвету своего бантика (2 красных, 2 синих, 2 желтых и т.д. — основные цвета). Говорит: «Посмотрите, какие вы нарядные.
Давайте потанцуем вместе с куклами под мою песенку».
35


Ой, лады, лады, лады,
Дети хлопают в ладоши.
Не боимся мы воды.
Разводят руки в стороны, ладонями
вверх.
Часто умываемся — вот так,
«Умываются».
Маме улыбаемся — вот так.
Опускают руки и улыбаются.
Воспитатель хвалит детей и говорит, что они весело танцевали, и гостям очень понравилось. Далее дети продолжают игры с куклами.
1   2   3   4   5   6   7   8

Речевой центр
● Куб обобщения
Задачи:
— развивать понимание речи;
— активизировать словарь;
— закреплять знания о детенышах домашних животных;
— учить находить их на картинке, называть их.
Оборудование:речевой модуль (с. 23—24), картинки с изображе- нием домашних животных (корова, кошка, собака, лошадь, свинья, кролик, коза, овца), их корма, детенышей домашних животных.
* * *
Вариант 1. Воспитатель помещает на куб картинки с изображени- ем домашних животных, а внутрь кладет картинки с изображением их еды. Показывая картинки на кубе, просит детей выбрать картинку с изображением их любимой еды и положить напротив картинки с изображением животного.
Вариант 2. Воспитатель помещает внутрь куба картинки с изо- бражением детенышей. Показывает картинку с изображением кошки и просит найти картинку с изображением ее детеныша, назвать его и положить напротив животного. В конце игры раздает картинки, а дети показывают, кто как кричит.
● Найди половинку
Задача: упражнять в составлении картинки по образцу.
Оборудование: речевой центр, два одинаковых набора красочных открыток (по 3—4 шт.), открытки в одном из них разрезаны пополам.
* * *
Вариант 1. На модуле расположены картинки, разрезанные по- полам. Показав одну целую картинку, воспитатель берет со стола ее половинку и просит подобрать к ней соответствующую часть.
36

Вариант 2. Игру можно усложнить — увеличить число половинок до 8 или разрезать картинки на 3—4 части.
● Угадай, что на картинке
Задачи:
— ориентировать детей на установление логической связи и цветового единства;
— активизировать и обогащать речь детей.
Оборудование:разрезные картинки, части которых размещены в речевом модуле (животные, предметы, мебель, фрукты).
* * *
Вариант 1. Педагог показывает половину изображения и просит угадать, что нарисовано. Ребенок угадывает, и все вместе отыскивают вторую часть картинки, размещенную на речевом модуле.
Вариант 2. Выполняется аналогично первому варианту, только воспитатель показывает не половинку, а третью или четвертую часть картинки.
● Алисины картинки
Задача: активизировать словарь детей.
Оборудование:речевой модуль, оснащенный дугой, пособие в виде движущейся ленты (по типу фильмоскопа) с картинками на разные темы.
* * *
Кукла Алиса приглашает детей в гости. Воспитатель от имени
Алисы предлагает посмотреть Алисино «кино». Помещает на дугу
«ленту» с картинками так, чтобы «лента» свободно вращалась. По ходу движения картинки меняются.
● Алиса на даче
Задачи:
— упражнять детей в умении повышать и понижать тон голоса, говорить высоким и низким голосом;
— активизировать речь детей.
Оборудование: «лента» с изображением птицы, птенца, кошки, котен- ка, уточек, лошадки и других животных (на усмотрение воспитателя).
* * *
Воспитатель начинает рассказ, сопровождая его показом соответ- ствующих картинок.
37


В о с п и т а т е л ь. Утром рано на даче Алиса вышла погулять и услышала, как кто-то пищит: «Пи-пи-пи» (произносит звукоподра-
жание «тоненьким» голосом). Это птенчик сидит на дереве, пищит и ждет, когда ему мама червячка принесет. Как тоненько пищит птенчик?
Д е т и. Пи-пи-пи.
В о с п и т а т е л ь (более низким голосом). Принесла ему птичка червячка и запищала: «Пи-пи-пи». Как мама-птичка пищит?
Д е т и (более низким голосом). Пи-пи-пи.
В о с п и т а т е л ь. Пошла Алиса дальше. Кого она увидела?
Воспитатель показывает картинку котенка.
Д е т и. Котенка.
В о с п и т а т е л ь. Как он маму звал?
Д е т и. Мяукал.
В о с п и т а т е л ь. Как ему мама отвечала?
И т.д.
● Алиса на птицеферме
Задачи:
— развивать речевое дыхание;
— обучать ребенка на одном выдохе произносить 3—4 слова.
Оборудование: «лента» с картинками гуся, утки, цыпленка, петуха, курочки.
* * *
Воспитатель рассказывает детям, что Алиса была на птицефер- ме и привезла оттуда фотографии птиц. Воспитатель показывает картинки, перемещая их, и воспроизводит «голоса» птиц. Затем спрашивает детей: «Как поздоровалась с Алисой курочка?» (Ко-ко-
ко, куд-куда.)
Аналогичные вопросы задаются обо всех птицах, а ребенок стара- ется правильно, на одном вдохе воспроизвести их голоса.
● Алисины гости
Задача: упражнять детей в правильном произношении гласных и согласных звуков, звукоподражаний, отдельных слов.
Оборудование: «лента» с картинками домашних животных.
38

* * *
Воспитатель рассказывает, что к Алисе пришли гости. Далее взрослый от имени куклы показывает «фильм» о гостях Алисы, за- дает вопросы.
В о с п и т а т е л ь. Кто это?
Д е т и. Корова.
В о с п и т а т е л ь. Как она мычит?
Д е т и. Му-у-у.
Далее воспитатель показывает остальных животных и задает ана- логичные вопросы. Затем он произносит чистоговорку: «Мму-у-у — молочка кому?» и повторяет ее хором с детьми и индивидуально с каждым ребенком. Аналогично проговариваются другие чистого- ворки.
Сенсорный центр
Включает три сенсорных модуля (с. 24—26).
Игровые упражнения и задания, проведенные на сенсорном моду- ле, помогают решать следующие задачи:
— учат различать форму, величину, цвет предметов, их про- странственное расположение, понимать и самому называть предметы, качества и действия;
— развивают умение воспринимать наглядно-действенный по- каз и следовать ему, сосредоточенность, целенаправленность, активность, бережное пользование игрушками, аккуратность.
Ребенок, выполняя игровые упражнения, развивает мелкие точные движения кистей и пальцев рук, которые способствуют развитию речевого центра и артикуляционного аппарата. Приведем примеры таких упражнений.
● Надень колечко
Задача: формировать умение действовать с плоскими предметами круглой формы.
Оборудование: кружки и колечки из дерева, стержень-палочка, сенсорный модуль.
* * *
Воспитатель, выдвигая полочку в сенсорном модуле, показывает детям колечки разного цвета и прокатывает их по поверхности мо- дуля. Затем, обращая внимание на колечко и кружок одного размера и цвета, объясняет детям: «Это колечко, а это кружок. Колечко можно
39