Файл: Реферат Методика обучения информатике в рамках содержательной линии "Формализация и моделирование" Краснодар.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 133
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
по форме заданий — закрытого типа, открытого типа, установле- ние соответствия, упорядочивание последовательности;
по наличию обратной связи — традиционные и нетрадиционные
Учитель в основном использует традиционный тест, он обладает соста- вом, целостностью и структурой, такой тест содержит список вопросов и различные варианты ответов. Каждый вопрос оценивается в определенное количество баллов. Результат традиционного теста зависит от количества во- просов, на которые был дан правильный ответ.
Выбор типа и вида тестового задания определяется, прежде всего, це- лями, в соответствии с которыми проводится тестирование, характером ма- териала, усвоение которого необходимо выявить, возрастными особенностя- ми испытуемых.
Тестирование имеет свои преимущества и недостатки. Преимущества:
тестирование является более качественным и объективным спо- собом оценивания.
Тестирование — более справедливый метод, оно ставит всех обу- чающихся в равные условия, как в процессе контроля, так и в процессе оцен- ки.
Тесты это более объѐмный инструмент, поскольку тестирование может включать в себя задания по всем темам учебника. При помощи тести- рования можно установить уровень знаний обучающегося по предмету в це- лом и по отдельным его разделам.
Тестирование — это более мягкий инструмент, он ставят всех обучающихся в равные условия, используя единую процедуру и единые кри- терии оценки.
Недостатки:
разработка качественного тестового инструментария — длитель-
ный, трудоемкий процесс.
Данные, получаемые преподавателем в результате тестирования, хотя и включают в себя информацию о пробелах в знаниях по конкретным разделам, но не позволяют судить о причинах этих пробелов.
Тест не позволяет проверять и оценивать высокие, продуктивные уровни знаний, связанные с творчеством, то есть вероятностные, абстрактные и методологические знания.
Обучающийся при тестировании, в отличие от устного или пись- менного экзамена, не имеет достаточно времени для сколько-нибудь глубо- кого анализа темы.
Обеспечение объективности и справедливости теста требует при- нятия специальных мер по обеспечению конфиденциальности тестовых зада- ний.
В тестировании присутствует элемент случайности. Это искажает результаты теста и приводит к необходимости учета вероятностной состав- ляющей при их анализе.
Но, несмотря на указанные минусы тестирования как метода педагоги- ческого контроля, его положительные качества во многом говорят о целесо- образности использования такой технологии в учебном процессе.
Тестовые задания могут составляться с использованием разнообразных компьютерных инструментов, начиная от различных редакторов и программ для разработки презентаций и до использования языков программирования и возможностей «всемирной паутины».
Выделяют пять этапов разработки тестов:
Первым этапом является определение цели и задач разработки теста. Вторым этапом является разработка заданий в тестовой
форме. На вто-
ром этапе требуется знание тестовых форм, владение логикой и умение трансформировать фрагменты содержания учебной дисциплины в содержа- ние заданий.
На третьем этапе разрабатываются тестовые задания. Для успешной деятельности от учителя потребуется, дополнительно, некоторая подготовка в области применения статистических методов, обработки и интерпретации данных.
На четвѐртом этапе отбираются задания и создают тесты. Наличие до- статочного числа тестовых заданий позволяет перейти к разработке теста как системы, обладающей целостностью, составом и структурой.
На пятом этапе определяется критерии оценивания, применяется ком- пьютерная программа для определения и уточнения значений трудности те- стовых заданий и уровня подготовленности испытуемых.
При создании теста первым делом следует определить его назначение. Если решено разрабатывать собственную методику, то нужно четко знать, для чего нужен тест и чем вас не устраивают существующие аналоги.
Содержание теста можно определить, как оптимальное отображение содержания образования в системе тестовых заданий. Содержание школьно- го образования определяется как система знаний и опыта человечества, усво- ение которой необходимо для последующего приобретения профессиональ- ного образования и для повышения качества жизни. Содержание образования задается различными образовательными программами, выбор которых осу- ществляется учащимися на добровольной основе. В хорошо отлаженной си- стеме образования система тестовых заданий должна была бы, в принципе, проверять все знания, которые предлагаются обучающемуся в процессе обу- чения. Но в силу множества причин объем проверяемых знаний всегда ока- зывается меньше объема знаний, предлагаемых на уроках. Проверяемые зна- ния - это та часть содержания учебной дисциплины, усвоение которой уча-
щимися подлежит обязательному контролю в отдельно взятом образователь- ном учреждении.
Одним из сложных и важных моментов подготовки тестовых заданий является правильная их формулировка:
По возможности, задание не должно содержать в себе вопрос, а ответ должен являться как бы продолжением задания.
Формулировка задания должна исчерпывающим образом разъяс- нять поставленную перед испытуемым задачу, причем язык и термины, обо-
значения, графические изображения и иллюстрации задания и ответов к нему должны быть, безусловно, и однозначно понятными обучающимся.
Формулировка всех ответов должна соответствовать формули- ровке вопроса.
Желательно, чтобы все задания теста были одного типа, напри- мер выбор одного ответа из пяти. Если все же использовать задания разного типа, то их необходимо очень четко разделять в тестирующей программе, выделяя например разным цветом.
Длина задания теста по возможности не должна превышать деся- ти слов. Длинный текст задания будет сложнее восприниматься как единое целое.
То же касается и длины ответов к заданиям.
Количество вариантов ответов должно быть оптимальным. Электронное представление теста позволит сэкономить время при про-
ведении и подведении итогов теста.
Содержание теста не может быть только легким, средним или трудным.
Здесь в полной мере проявляется известная мысль о зависимости результатов применяемого метода. Легкие задания теста создают только видимость нали- чия знаний у обучающихся, потому что ими проверяются минимальные зна- ния. Искажает результаты тестирования и подбор заведомо трудных заданий, в результате чего у большинства обучающихся оказываются заниженные баллы. Ориентация на трудные задания нередко рассматривается как сред- ство усиления мотивации к учебе. Однако это средство действует неодно- значно. Одних трудные задания могут подтолкнуть к учебе, других - оттолк- нуть от нее. Подобная ориентация искажает результаты и в итоге, снижает качество педагогического измерения.
Все задания теста, хотелось бы подчеркнуть, независимо от содержа- ния тем, разделов и от учебных дисциплин, располагаются в порядке возрас- тающей трудности. В то же время увлечение заданиями одной только сред- ней трудности приводит к серьезной деформации содержания теста: послед-
ний теряет способность нормально отображать содержание изучаемой дис- циплины, в которой всегда есть легкий и трудный материал.
Оптимальное отображение содержания учебного материала в тестовые задания требуемого уровня трудности предполагает возможность выбора подходящей формы.
Методика перевода тестовой оценки в традиционную пятибалльную систему может быть разной. Рассмотрим несколько примеров:
по наличию обратной связи — традиционные и нетрадиционные
Учитель в основном использует традиционный тест, он обладает соста- вом, целостностью и структурой, такой тест содержит список вопросов и различные варианты ответов. Каждый вопрос оценивается в определенное количество баллов. Результат традиционного теста зависит от количества во- просов, на которые был дан правильный ответ.
Выбор типа и вида тестового задания определяется, прежде всего, це- лями, в соответствии с которыми проводится тестирование, характером ма- териала, усвоение которого необходимо выявить, возрастными особенностя- ми испытуемых.
Тестирование имеет свои преимущества и недостатки. Преимущества:
тестирование является более качественным и объективным спо- собом оценивания.
Тестирование — более справедливый метод, оно ставит всех обу- чающихся в равные условия, как в процессе контроля, так и в процессе оцен- ки.
Тесты это более объѐмный инструмент, поскольку тестирование может включать в себя задания по всем темам учебника. При помощи тести- рования можно установить уровень знаний обучающегося по предмету в це- лом и по отдельным его разделам.
Тестирование — это более мягкий инструмент, он ставят всех обучающихся в равные условия, используя единую процедуру и единые кри- терии оценки.
Недостатки:
разработка качественного тестового инструментария — длитель-
ный, трудоемкий процесс.
Данные, получаемые преподавателем в результате тестирования, хотя и включают в себя информацию о пробелах в знаниях по конкретным разделам, но не позволяют судить о причинах этих пробелов.
Тест не позволяет проверять и оценивать высокие, продуктивные уровни знаний, связанные с творчеством, то есть вероятностные, абстрактные и методологические знания.
Обучающийся при тестировании, в отличие от устного или пись- менного экзамена, не имеет достаточно времени для сколько-нибудь глубо- кого анализа темы.
Обеспечение объективности и справедливости теста требует при- нятия специальных мер по обеспечению конфиденциальности тестовых зада- ний.
В тестировании присутствует элемент случайности. Это искажает результаты теста и приводит к необходимости учета вероятностной состав- ляющей при их анализе.
Но, несмотря на указанные минусы тестирования как метода педагоги- ческого контроля, его положительные качества во многом говорят о целесо- образности использования такой технологии в учебном процессе.
Тестовые задания могут составляться с использованием разнообразных компьютерных инструментов, начиная от различных редакторов и программ для разработки презентаций и до использования языков программирования и возможностей «всемирной паутины».
Выделяют пять этапов разработки тестов:
Первым этапом является определение цели и задач разработки теста. Вторым этапом является разработка заданий в тестовой
форме. На вто-
ром этапе требуется знание тестовых форм, владение логикой и умение трансформировать фрагменты содержания учебной дисциплины в содержа- ние заданий.
На третьем этапе разрабатываются тестовые задания. Для успешной деятельности от учителя потребуется, дополнительно, некоторая подготовка в области применения статистических методов, обработки и интерпретации данных.
На четвѐртом этапе отбираются задания и создают тесты. Наличие до- статочного числа тестовых заданий позволяет перейти к разработке теста как системы, обладающей целостностью, составом и структурой.
На пятом этапе определяется критерии оценивания, применяется ком- пьютерная программа для определения и уточнения значений трудности те- стовых заданий и уровня подготовленности испытуемых.
При создании теста первым делом следует определить его назначение. Если решено разрабатывать собственную методику, то нужно четко знать, для чего нужен тест и чем вас не устраивают существующие аналоги.
Содержание теста можно определить, как оптимальное отображение содержания образования в системе тестовых заданий. Содержание школьно- го образования определяется как система знаний и опыта человечества, усво- ение которой необходимо для последующего приобретения профессиональ- ного образования и для повышения качества жизни. Содержание образования задается различными образовательными программами, выбор которых осу- ществляется учащимися на добровольной основе. В хорошо отлаженной си- стеме образования система тестовых заданий должна была бы, в принципе, проверять все знания, которые предлагаются обучающемуся в процессе обу- чения. Но в силу множества причин объем проверяемых знаний всегда ока- зывается меньше объема знаний, предлагаемых на уроках. Проверяемые зна- ния - это та часть содержания учебной дисциплины, усвоение которой уча-
щимися подлежит обязательному контролю в отдельно взятом образователь- ном учреждении.
Одним из сложных и важных моментов подготовки тестовых заданий является правильная их формулировка:
По возможности, задание не должно содержать в себе вопрос, а ответ должен являться как бы продолжением задания.
Формулировка задания должна исчерпывающим образом разъяс- нять поставленную перед испытуемым задачу, причем язык и термины, обо-
значения, графические изображения и иллюстрации задания и ответов к нему должны быть, безусловно, и однозначно понятными обучающимся.
Формулировка всех ответов должна соответствовать формули- ровке вопроса.
Желательно, чтобы все задания теста были одного типа, напри- мер выбор одного ответа из пяти. Если все же использовать задания разного типа, то их необходимо очень четко разделять в тестирующей программе, выделяя например разным цветом.
Длина задания теста по возможности не должна превышать деся- ти слов. Длинный текст задания будет сложнее восприниматься как единое целое.
То же касается и длины ответов к заданиям.
Количество вариантов ответов должно быть оптимальным. Электронное представление теста позволит сэкономить время при про-
ведении и подведении итогов теста.
Содержание теста не может быть только легким, средним или трудным.
Здесь в полной мере проявляется известная мысль о зависимости результатов применяемого метода. Легкие задания теста создают только видимость нали- чия знаний у обучающихся, потому что ими проверяются минимальные зна- ния. Искажает результаты тестирования и подбор заведомо трудных заданий, в результате чего у большинства обучающихся оказываются заниженные баллы. Ориентация на трудные задания нередко рассматривается как сред- ство усиления мотивации к учебе. Однако это средство действует неодно- значно. Одних трудные задания могут подтолкнуть к учебе, других - оттолк- нуть от нее. Подобная ориентация искажает результаты и в итоге, снижает качество педагогического измерения.
Все задания теста, хотелось бы подчеркнуть, независимо от содержа- ния тем, разделов и от учебных дисциплин, располагаются в порядке возрас- тающей трудности. В то же время увлечение заданиями одной только сред- ней трудности приводит к серьезной деформации содержания теста: послед-
ний теряет способность нормально отображать содержание изучаемой дис- циплины, в которой всегда есть легкий и трудный материал.
Оптимальное отображение содержания учебного материала в тестовые задания требуемого уровня трудности предполагает возможность выбора подходящей формы.
Методика перевода тестовой оценки в традиционную пятибалльную систему может быть разной. Рассмотрим несколько примеров:
-
Допустим, тест состоит из 20 заданий, каждое имеет 4 варианта ответа, среди которых только один правильный. Вычислим вероятность уга- дывания: она равна 5. Если оставшиеся задания распределить на три равные части, соответствующие положительным оценкам «3», «4» и «5», то мы по- лучим распределительную таблицу:
-
балла – от 5 до 8 правильных ответов (где 5 может быть просто угадано!); -
балла – от 9 до 10 правильных ответов; -
балла – от 11 до 15 правильных ответов; -
баллов – от 16 до 20 правильных ответов.