Файл: Реферат Методика обучения информатике в рамках содержательной линии "Формализация и моделирование" Краснодар.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 136

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
методически грамотно применять полученные умения и навыки; подготовке и проведении урока или иного мероприятия.

Разобравшись с каждым новым инструментом, предоставляемым про- граммой, учитель должен задать себе вопрос - а как это можно применить на уроке, в какой форме, для чего.
Использование структурно-логических схем в учебном процессе
Реализация принципа активности в обучении имеет определенное зна- чение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качества
учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания школьников.

Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация учения и познавательной деятельности школьников. Ее особая значимость состоит в том, что учение, являясь отражательно-преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения учени- ка к самой познавательной деятельности. Преобразующий характер деятель- ности всегда связан с активностью субъекта. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения учащихся в их применении к объ- яснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач. Одним из су- щественных недостатков знаний учащихся остается формализм, который проявляется в отрыве заученных учащимися теоретических положений от умения применить их на практике.

В развитии интереса к учебному предмету нельзя полностью полагать- ся на содержание изучаемого материала. Новое, неожиданное вызывает у де- тей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогает им усвоить даже сложный учебный материал. Однако без активной деятельности содержательный материал вызовет у учащихся только созерцательный инте- рес к
предмету, который не сменится познавательной.

Структурно-логические схемы, составленные самим учителем, или же совместно с учащимися дают возможность как воспринять, осмыслить изуча- емый материал, так и проверить результат и применить знания на практике.

Здесь значение имеет обобщение знаний, выделение из широкого круга сведений наиболее существенного, главного, обобщение и систематизация изученного на основе определѐнного теоретического положения, понятия или правила. Изучение материала укрупнѐнными частями обеспечивает необхо- димое качество знаний – их полноту, глубину и прочность.

Благодаря «сжатию» учебного материала представляется реальная воз- можность планировать систему разнотипных уроков. «Сжимается» учебный
материал в различные схемы, лаконично и четко передающие содержание описываемого материала.

Структурно-логические схемы, являются одним из видов схематизации, а схематизация, в свою очередь, является методическим приемом моделиро- вания.

Структурно-логические схемы могут иметь фрагментарный, характер, охватывать небольшие объемы материала. Но чаще всего их построение свя- зано с целой темой или даже разделом.

Структурно-логические схемы должны соответствовать также принци- пу компактности, предполагающему графическое отображение изучаемой темы при небольшом числе опорных сигналов, и принципу системности, предполагающему упорядочение знаний учащихся на основе материальных (т.е. предметных) и формальных (т.е. логических) систем.

Можно выделить оптимальность и достоинства структурно-логических схем. Она оптимальна:

с точки зрения восприятия: зрительное восприятие структурно- логических схем намного эффективнее за счѐт чѐткой структуры и смыслово- го содержания.


С точки зрения воображения: структурно-логическая схема в во- ображении учащегося создаѐт целостную картину изучаемого материала.

С точки зрения памяти: структурно-логические схемы обеспечи- вают концентрацию внимания только на конкретных понятиях, что улучшает его долговременную память.

С точки зрения представления: структурно-логическая схема даѐт комплексное представление об изучаемом материале.

С точки зрения мышления: структурно-логическая схема, активи- зируя различные виды мышления, обеспечивает осмысленное усвоение тре- буемого понятия.

Выделяют достоинства структурно-логических схем:
компактность информация расположена на одном листе и структурирована по смысловым направлениям.

Логичность – понятия взаимосвязаны между собой в строго логи- ческой последовательности.

Информационная насыщенность – каждая структурно-логическая схема содержит большое количество информации, объѐм которой при обыч- ном текстовом изложении занял бы до нескольких десятков страниц.

Доходчивость – информация представлена в удобном для вос- приятия виде.

Убедительность – логика подачи информации не даѐт двусмыс-
ленной трактовки понятий.

Лаконичность – структурно-логические схемы показывают суть понятия при оптимальной смысловой и информационной нагрузке.

Универсальность одно из главных достоинств структурно- логических схем, заключающееся в том, что данные схемы можно использо- вать при изучении различных тем по предмету.

Структурно-логические схемы, оригинальный эффективный инстру- ментарий для активизации всех познавательных способностей учащихся, к которым, в первую очередь, относятся восприятие, воображение, память, представление, мышление. Они обеспечивают единый системный подход к изучению и, самое главное, к осмыслению основных понятий, что очень важ- но при освоении нового опыта. Кроме того, с их помощью можно решить следующие задачи в учебной деятельности: осмысленное усвоение понятий; получение осмысленных знаний; развитие различных видов мышления; по- вышение интеллектуально творческого потенциала.

Проанализировав литературу с целью выявления особенностей исполь- зования учебно-методических материалов различных видов в учебном про- цессе, можно сделать следующие выводы.
Использование тестовых технологий при чѐтком определении целей те- стирования могут значительно расширить возможности учителя в организа- ции контроля знаний и умений учащихся, выявить пробелы в подготовке учащихся и чѐтко определить дальнейшую коррекцию знаний.

В сочетании с компьютерными и программно-педагогическими сред- ствами тестовые технологии позволяют перейти к созданию современных си- стем адаптивного обучения и адаптивного контроля – наиболее эффективных форм организации учебного процесса.

Педагогическое применение программы Power Point дает огромные развивающие возможности для школьников. При создании учащимися ком- пьютерных презентаций, формируются важнейшие в современных условиях
навыки:

выделение главного в информационном сообщении; систематизирование и обобщение материала;

грамотное представление имеющейся информации.

Работа над презентацией, ее публичное представление, положительно влияет на развитие у учащихся навыков общения с помощью информацион- но-компьютерных технологий, дает дополнительную мотивацию к изучению информатики, способствует повышению уровня восприятия информации, используемых учителем на занятиях.

Безусловным плюсом презентации, создаваемой в Power Point, является возможность варьировать объем материала, используемые методические приемы в зависимости от целей занятия, уровня подготовленности класса, возрастных особенностей учащихся. В случае необходимости учитель может заменить текст, рисунок, диаграмму, или просто скрыть лишние слайды. Эти возможности позволяют максимально настраивать любую ранее разработан- ную презентацию под конкретное занятие в конкретном классе.

Важно понимать, что использование только интерактивной доски не решит всех наших проблем моментально. И учителя совсем не обязаны рабо-
тать с ней постоянно, на каждом уроке. Иногда доска может пригодиться только в самом начале занятия или во время обсуждения.

А для более эффективного использования возможностей интерактив- ной доски необходимо освоить специальное программное обеспечение и определить, какие ресурсы могут помочь в работе с ней.

Структурно-логические схемы, составленные самим учителем, или же совместно с учащимися дают возможность как воспринять, осмыслить изуча-