Файл: Реферат Методика обучения информатике в рамках содержательной линии "Формализация и моделирование" Краснодар.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 134
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
емый материал, так и проверить результат и применить знания на практике.
Использование компьютерных технологий в учебном процессе позво- ляет поддерживать высокий уровень мотивации учащихся, насытить обуча- ющих большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся и содействовать развитию коммуникативных аспектов навыков работы с информацией.
Методические материалы для проведения уроков по содержательной линии «Формализация
и моделирование»
Описание применение презентации и теста на уроке по те- ме «Моделирование как метод познания. Материальные и ин-
формационные модели»
Для лучшего усвоения базовой темы, учащимися, на уроке изучения нового материала была составлена презентация, в которой наглядного пред- ставлялись все значимые аспекты темы с иллюстрированными примерами (картинками, рисунками и т. д.), рис. 1.
Рис. 1. Слайд презентации на тему «Моделирование как метод познания. Ма- териальные и информационные модели
Для самоконтроля учащихся на уроке изучения нового материала мною был составлен тест в бесплатном ПО MyTest. Он состоит из 10 вопросов. Во- просы включают основные понятия (модель, моделирование, типы моделей), рис 2.
Рис. 1. Фрагмент теста в программе MyTest на тему «Моделирование как ме- тод познания. Материальные и информационные модели»
План – конспект урока по теме «Моделирование как метод познания. Материальные и информационные модели»
План – конспект урока информатики в 9 классе
Тема: «Моделирование как метод познания. Материальные и информа- ционные модели».
Цели:
Обучающая: ввести понятие модели, моделирование, знать и понимать суть информационного моделирования, познакомить с основными типами информационных моделей, уметь выделять существенные признаки модули- руемого объекта исходя из условий задачи.
Развивающая: способствовать развитию, логического мышления, вни- мательности, информационной культуры.
Воспитательная: формировать способность к самостоятельной работе, самоконтролю,
формировать целостное восприятие окружающего мира, формировать познавательный интерес школьников; формировать креативное
мышление при описании окружающей действительности различными субъ- ектами информационно - коммуникационной среды.
Типурока: урок освоения нового материала.
Методы обучения: эвристическая беседа, объяснительно – иллюстра- тивный метод.
Оборудование: учебник (Угринович, Н. Д. Информатика и ИКТ для 9 класса, 2012. – 295 с), мультимедийный проектор, презентация среде Mi- crosoft Power Point, программа MyTest, глобус, фонарик, пластилин.
Структураурока:
Ход урока
яснить такое проявление как смена дня и ночи? Сейчас у нас день, потому что планета земля в данный момент обращена к солнцу.
Учитель: все вы видите, что у меня в руках обычные глобус и фонарик. Но, проводя эксперимент, мы представляем, что глобус – это наша планета, а фонарик – солнце.
Учитель: это открытие – процесс смена дня и ночи - сделал датский астроном Тихо Браге, живший в XVI веке. Он 40 лет наблюдал звездное небо. На основе своих наблюдений он создал таблицы движения всех известных в
то время планет,
которые послужили основой для открытия Кеплером и Ньютоном законов движения планет.
Учитель: в процессе познания мира человек широко использует метод наблюдения и эксперимента. Но часто возникает ситуация, когда исследова- ния могут стоить огромных денег, представлять угрозу для жизни людей или объект изучения может быть просто недоступен (например, если речь идет о процессах, происходящих в недрах Земли, глубинах Солнца или внутри ато- ма). Вместо реальных объектов в этих случаях используют их модели.
Сегодня нам предстоит ответить на следующие вопросы: Что такое ―Модель‖?
Что такое ―Моделирование‖? Для чего нужны модели?
Что такое материальные модели?
Что такое информационные модели? В конце урока вы ответите на них. Объявление и запись темы урока.
Учитель: откройте тетради, запишите число, тему урока: «Моделиро- вание как метод познания. Материальные и информационные модели».
Учитель: в детстве у вас наверняка были любимые игрушки. Ребята вспомните, и назовите их? (игрушечный автомобиль, мотоцикл, танк, само- лет, кораблик, плюшевый медвежонок, кукла и т. д.).
Учитель: Чтобы лучше разобраться, что такое модель рассмотрим не- сколько примеров, поясняющих, что такое модель.
Архитектор готовится построить новое здание другого типа. Но прежде
чем воздвигнуть его, он сооружает это здание из кубиков на столе, чтобы по- смотреть, как оно будет выглядеть. Это модель здания. Для того чтобы объ- яснить, как функционирует система кровообращения, лектор демонстрирует плакат со схемой, на которой стрелочками изображены направления движе-
ния крови. Это модель функционирования системы кровообращения.
Все художественное творчество фактически является процессом созда- ния моделей. Например, такой литературный жанр, как басня, переносит ре- альные отношения между людьми на отношения между животными и факти- чески создает модели человеческих отношений. Более того, практически лю- бое литературное произведение, художественное произведение, театральная постановка может рассматриваться как модель реальной человеческой жиз- ни.
На стене висит картина, изображающая вишневый сад в цвету. Это мо- дель. Богатейшие эмоциональные впечатления можно получить стоя в благо- ухающем саду. Ну а если мы живем на крайнем севере?
Учитель: перечислять примеры моделей можно бесконечно. Давайте попробуем обобщить все выше сказанное и дать определение модели.
Учитель: как вы думаете, что такое модель? Учащиеся приводят свои примеры. (Модель создается человеком в процессе познания окружающего мира и отражает существенные с точки зрения цели проводимого исследова- ния (цели моделирования) свойства изучаемого объекта, явление или процес- са, Запишите это определение в тетрадь. В своей деятельности человек очень часто использует модели, т.е. создает образ того объекта, процесса или явления, с которым ему предстоит работать.
Учитель: для чего человек создает модели, а не использует сам ориги- нал? (Моделирование как метод познания помогает человеку в решении жиз- ненных задач).
Почему не использовать сам оригинал?
Использование компьютерных технологий в учебном процессе позво- ляет поддерживать высокий уровень мотивации учащихся, насытить обуча- ющих большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся и содействовать развитию коммуникативных аспектов навыков работы с информацией.
Методические материалы для проведения уроков по содержательной линии «Формализация
и моделирование»
Описание применение презентации и теста на уроке по те- ме «Моделирование как метод познания. Материальные и ин-
формационные модели»
Для лучшего усвоения базовой темы, учащимися, на уроке изучения нового материала была составлена презентация, в которой наглядного пред- ставлялись все значимые аспекты темы с иллюстрированными примерами (картинками, рисунками и т. д.), рис. 1.
Рис. 1. Слайд презентации на тему «Моделирование как метод познания. Ма- териальные и информационные модели
Для самоконтроля учащихся на уроке изучения нового материала мною был составлен тест в бесплатном ПО MyTest. Он состоит из 10 вопросов. Во- просы включают основные понятия (модель, моделирование, типы моделей), рис 2.
Рис. 1. Фрагмент теста в программе MyTest на тему «Моделирование как ме- тод познания. Материальные и информационные модели»
План – конспект урока по теме «Моделирование как метод познания. Материальные и информационные модели»
План – конспект урока информатики в 9 классе
Тема: «Моделирование как метод познания. Материальные и информа- ционные модели».
Цели:
Обучающая: ввести понятие модели, моделирование, знать и понимать суть информационного моделирования, познакомить с основными типами информационных моделей, уметь выделять существенные признаки модули- руемого объекта исходя из условий задачи.
Развивающая: способствовать развитию, логического мышления, вни- мательности, информационной культуры.
Воспитательная: формировать способность к самостоятельной работе, самоконтролю,
формировать целостное восприятие окружающего мира, формировать познавательный интерес школьников; формировать креативное
мышление при описании окружающей действительности различными субъ- ектами информационно - коммуникационной среды.
Типурока: урок освоения нового материала.
Методы обучения: эвристическая беседа, объяснительно – иллюстра- тивный метод.
Оборудование: учебник (Угринович, Н. Д. Информатика и ИКТ для 9 класса, 2012. – 295 с), мультимедийный проектор, презентация среде Mi- crosoft Power Point, программа MyTest, глобус, фонарик, пластилин.
Структураурока:
-
Оргмомент (30 сек). -
Введение цели урока (мотивация изучения нового материала) (5 мин). -
Изучение нового материала (15 мин). -
Усвоение (закрепление нового материала) (16 мин). -
Подведение итогов урока (рефлексия) (2,5 мин). -
Задание на дом (1 мин)
Ход урока
-
Организационный момент. Приветствие. -
Введение цели урока (мотивация изучения нового материала). Учитель: добрый день, ребята! Я думаю, каждый из вас знает, чем объ-
яснить такое проявление как смена дня и ночи? Сейчас у нас день, потому что планета земля в данный момент обращена к солнцу.
Учитель: все вы видите, что у меня в руках обычные глобус и фонарик. Но, проводя эксперимент, мы представляем, что глобус – это наша планета, а фонарик – солнце.
Учитель: это открытие – процесс смена дня и ночи - сделал датский астроном Тихо Браге, живший в XVI веке. Он 40 лет наблюдал звездное небо. На основе своих наблюдений он создал таблицы движения всех известных в
то время планет,
которые послужили основой для открытия Кеплером и Ньютоном законов движения планет.
Учитель: в процессе познания мира человек широко использует метод наблюдения и эксперимента. Но часто возникает ситуация, когда исследова- ния могут стоить огромных денег, представлять угрозу для жизни людей или объект изучения может быть просто недоступен (например, если речь идет о процессах, происходящих в недрах Земли, глубинах Солнца или внутри ато- ма). Вместо реальных объектов в этих случаях используют их модели.
Сегодня нам предстоит ответить на следующие вопросы: Что такое ―Модель‖?
Что такое ―Моделирование‖? Для чего нужны модели?
Что такое материальные модели?
Что такое информационные модели? В конце урока вы ответите на них. Объявление и запись темы урока.
Учитель: откройте тетради, запишите число, тему урока: «Моделиро- вание как метод познания. Материальные и информационные модели».
-
Изучение нового материала.
Учитель: в детстве у вас наверняка были любимые игрушки. Ребята вспомните, и назовите их? (игрушечный автомобиль, мотоцикл, танк, само- лет, кораблик, плюшевый медвежонок, кукла и т. д.).
Учитель: Чтобы лучше разобраться, что такое модель рассмотрим не- сколько примеров, поясняющих, что такое модель.
Архитектор готовится построить новое здание другого типа. Но прежде
чем воздвигнуть его, он сооружает это здание из кубиков на столе, чтобы по- смотреть, как оно будет выглядеть. Это модель здания. Для того чтобы объ- яснить, как функционирует система кровообращения, лектор демонстрирует плакат со схемой, на которой стрелочками изображены направления движе-
ния крови. Это модель функционирования системы кровообращения.
Все художественное творчество фактически является процессом созда- ния моделей. Например, такой литературный жанр, как басня, переносит ре- альные отношения между людьми на отношения между животными и факти- чески создает модели человеческих отношений. Более того, практически лю- бое литературное произведение, художественное произведение, театральная постановка может рассматриваться как модель реальной человеческой жиз- ни.
На стене висит картина, изображающая вишневый сад в цвету. Это мо- дель. Богатейшие эмоциональные впечатления можно получить стоя в благо- ухающем саду. Ну а если мы живем на крайнем севере?
Учитель: перечислять примеры моделей можно бесконечно. Давайте попробуем обобщить все выше сказанное и дать определение модели.
Учитель: как вы думаете, что такое модель? Учащиеся приводят свои примеры. (Модель создается человеком в процессе познания окружающего мира и отражает существенные с точки зрения цели проводимого исследова- ния (цели моделирования) свойства изучаемого объекта, явление или процес- са, Запишите это определение в тетрадь. В своей деятельности человек очень часто использует модели, т.е. создает образ того объекта, процесса или явления, с которым ему предстоит работать.
Учитель: для чего человек создает модели, а не использует сам ориги- нал? (Моделирование как метод познания помогает человеку в решении жиз- ненных задач).
Почему не использовать сам оригинал?
-
В реальном времени оригинал уже не существует или его нет в дей- ствительности
-
Теория вымирания динозавров.