Файл: Реферат Методика обучения информатике в рамках содержательной линии "Формализация и моделирование" Краснодар.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 134

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
емый материал, так и проверить результат и применить знания на практике.

Использование компьютерных технологий в учебном процессе позво- ляет поддерживать высокий уровень мотивации учащихся, насытить обуча- ющих большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся и содействовать развитию коммуникативных аспектов навыков работы с информацией.
Методические материалы для проведения уроков по содержательной линии «Формализация


и моделирование»
Описание применение презентации и теста на уроке по те- ме «Моделирование как метод познания. Материальные и ин-

формационные модели»
Для лучшего усвоения базовой темы, учащимися, на уроке изучения нового материала была составлена презентация, в которой наглядного пред- ставлялись все значимые аспекты темы с иллюстрированными примерами (картинками, рисунками и т. д.), рис. 1.



Рис. 1. Слайд презентации на тему «Моделирование как метод познания. Ма- териальные и информационные модели
Для самоконтроля учащихся на уроке изучения нового материала мною был составлен тест в бесплатном ПО MyTest. Он состоит из 10 вопросов. Во- просы включают основные понятия (модель, моделирование, типы моделей), рис 2.

Рис. 1. Фрагмент теста в программе MyTest на тему «Моделирование как ме- тод познания. Материальные и информационные модели»
План конспект урока по теме «Моделирование как метод познания. Материальные и информационные модели»
План – конспект урока информатики в 9 классе

Тема: «Моделирование как метод познания. Материальные и информа- ционные модели».

Цели:

Обучающая: ввести понятие модели, моделирование, знать и понимать суть информационного моделирования, познакомить с основными типами информационных моделей, уметь выделять существенные признаки модули- руемого объекта исходя из условий задачи.

Развивающая: способствовать развитию, логического мышления, вни- мательности, информационной культуры.

Воспитательная: формировать способность к самостоятельной работе, самоконтролю,

формировать целостное восприятие окружающего мира, формировать познавательный интерес школьников; формировать креативное
мышление при описании окружающей действительности различными субъ- ектами информационно - коммуникационной среды.

Типурока: урок освоения нового материала.

Методы обучения: эвристическая беседа, объяснительно – иллюстра- тивный метод.

Оборудование: учебник (Угринович, Н. Д. Информатика и ИКТ для 9 класса, 2012. – 295 с), мультимедийный проектор, презентация среде Mi- crosoft Power Point, программа MyTest, глобус, фонарик, пластилин.

Структураурока:

      1. Оргмомент (30 сек).

      2. Введение цели урока (мотивация изучения нового материала) (5 мин).

      3. Изучение нового материала (15 мин).

      4. Усвоение (закрепление нового материала) (16 мин).

      5. Подведение итогов урока (рефлексия) (2,5 мин).

      6. Задание на дом (1 мин)

Ход урока

  1. Организационный момент. Приветствие.

  2. Введение цели урока (мотивация изучения нового материала). Учитель: добрый день, ребята! Я думаю, каждый из вас знает, чем объ-

яснить такое проявление как смена дня и ночи? Сейчас у нас день, потому что планета земля в данный момент обращена к солнцу.

Учитель: все вы видите, что у меня в руках обычные глобус и фонарик. Но, проводя эксперимент, мы представляем, что глобус – это наша планета, а фонарик – солнце.

Учитель: это открытие – процесс смена дня и ночи - сделал датский астроном Тихо Браге, живший в XVI веке. Он 40 лет наблюдал звездное небо. На основе своих наблюдений он создал таблицы движения всех известных в
то время планет,
которые послужили основой для открытия Кеплером и Ньютоном законов движения планет.

Учитель: в процессе познания мира человек широко использует метод наблюдения и эксперимента. Но часто возникает ситуация, когда исследова- ния могут стоить огромных денег, представлять угрозу для жизни людей или объект изучения может быть просто недоступен (например, если речь идет о процессах, происходящих в недрах Земли, глубинах Солнца или внутри ато- ма). Вместо реальных объектов в этих случаях используют их модели.

Сегодня нам предстоит ответить на следующие вопросы: Что такое Модель?

Что такое Моделирование? Для чего нужны модели?

Что такое материальные модели?

Что такое информационные модели? В конце урока вы ответите на них. Объявление и запись темы урока.

Учитель: откройте тетради, запишите число, тему урока: «Моделиро- вание как метод познания. Материальные и информационные модели».

  1. Изучение нового материала.

Учитель: в детстве у вас наверняка были любимые игрушки. Ребята вспомните, и назовите их? (игрушечный автомобиль, мотоцикл, танк, само- лет, кораблик, плюшевый медвежонок, кукла и т. д.).

Учитель: Чтобы лучше разобраться, что такое модель рассмотрим не- сколько примеров, поясняющих, что такое модель.

Архитектор готовится построить новое здание другого типа. Но прежде
чем воздвигнуть его, он сооружает это здание из кубиков на столе, чтобы по- смотреть, как оно будет выглядеть. Это модель здания. Для того чтобы объ- яснить, как функционирует система кровообращения, лектор демонстрирует плакат со схемой, на которой стрелочками изображены направления движе-
ния крови. Это модель функционирования системы кровообращения.

Все художественное творчество фактически является процессом созда- ния моделей. Например, такой литературный жанр, как басня, переносит ре- альные отношения между людьми на отношения между животными и факти- чески создает модели человеческих отношений. Более того, практически лю- бое литературное произведение, художественное произведение, театральная постановка может рассматриваться как модель реальной человеческой жиз- ни.

На стене висит картина, изображающая вишневый сад в цвету. Это мо- дель. Богатейшие эмоциональные впечатления можно получить стоя в благо- ухающем саду. Ну а если мы живем на крайнем севере?

Учитель: перечислять примеры моделей можно бесконечно. Давайте попробуем обобщить все выше сказанное и дать определение модели.

Учитель: как вы думаете, что такое модель? Учащиеся приводят свои примеры. (Модель создается человеком в процессе познания окружающего мира и отражает существенные с точки зрения цели проводимого исследова- ния (цели моделирования) свойства изучаемого объекта, явление или процес- са, Запишите это определение в тетрадь. В своей деятельности человек очень часто использует модели, т.е. создает образ того объекта, процесса или явления, с которым ему предстоит работать.

Учитель: для чего человек создает модели, а не использует сам ориги- нал? (Моделирование как метод познания помогает человеку в решении жиз- ненных задач).

Почему не использовать сам оригинал?

  1. В реальном времени оригинал уже не существует или его нет в дей- ствительности

  • Теория вымирания динозавров.