Файл: Бюджетное профессиональное образовательное учреждение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 108

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, логистика возникла как военное направление, но в связи с тем, что армия представляет собой структуру, в которой отсутствует производство и, соответственно, реализация продукции, то единственной функцией логистики на первых этапах и в дальнейшем (в военном деле) явилось снабжение — обеспечение армии в мирное время и в период войн необходимыми материально-техническими ресурсами военного назначения. Наряду с тактикой, стратегией и разведкой логистика является одним из четырех важнейших элементов военного искусства. В настоящее время под военной логистикой понимается совокупность материально-технических средств, необходимых для доставки боеприпасов и живой силы к месту боя, и мер по подготовке и осуществлению мероприятий, связанных с этим процессом. Армия — организация, где индивидуальные интересы подчиняются интересам всей системы, что для реализации идей логистики является необходимым условием.
Считается, что некоторые принципы логистики использовались армией Наполеона. Однако как военная наука в полной мере логистика сформировалась лишь к середине XIX в. Обеспечение армии материально-техническими ресурсами все более совершенствовалось благодаря продолжающимся разработкам логистических методов и моделей, которые охватывали все более широкий круг военных проблем и направлений использования. Так, в 1884 г. американский институт военно-морского флота ввел понятие «логистика» для нужд навигации. В 1905 г. майор американской армии Чонси Б. Бейкер выпустил «Наставления искусству воевать», относящиеся к передвижению и снабжению армии. Им было официально введено понятие «логистика», трактующееся как материально-техническое обеспечение армии и различные варианты ее дислокации.
Следует отметить, что большинство принципов, описанных в «Наставлениях», применимы также к работе правительственных и некоммерческих организаций, связанных с военными действиями и последствиями стихийных бедствий. Одной из крупнейших организаций такого типа является Международный комитет Красного Креста (МККК), который непосредственно связан с военными действиями. В основе организации и функционирования МККК также лежат основные методы и концепции логистики как военного направления.
Официально МККК был создан в 1864г. в результате подписания Женевской конвенции шестнадцатью государствами. В 1965г. на международной конференции в Вене были сформулированы основные принципы Международного Красного Креста, которые сводятся к следующему:

• гуманность — оказание помощи без всякой дискриминации, как в международной, так и в национальной форме;
• беспристрастность — отсутствие различия по признакам расы, религии, класса или политических убеждений;
• нейтралитет — отсутствие участия в военных действиях, в спорах политического, расового, религиозного или идеологического характера;
• независимость — сохранение известной автономии, позволяющей действовать в соответствии с выработанными принципами;
• добровольность — организация добровольной и бескорыстной помощи;
• единство — страна может иметь только одно Общество Красного Креста, открытое для всех;
• универсальность — универсальный институт, в котором все Общества обладают равными правами и обязаны оказывать помощь друг другу.
В настоящее время МККК состоит из трех Управлений — по оперативным вопросам, по общим вопросам, по административным вопросам. Управление по оперативным вопросам включает в свой состав несколько департаментов, построенных по территориальному принципу — определенным географическим зонам: Европа, Северная Америка, Средний Восток, Африка, Азия и Тихоокеанский регион, Латинская Америка. Управление по общим вопросам включает в свой состав такие департаменты, как: принципов и права, информации, распространения информации, юридический отдел, архивную службу и отдел прессы. Управление по административным вопросам включает департаменты кадров, финансов и администрации, подготовки кадров, обработки данных
Одними из основных задач МККК являются оказание медицинской и материальной помощи раненым и больным военным, пострадавшим от стихийных бедствий, беженцам. МККК предоставляет медицинскую и материальную помощь в ситуациях, удовлетворяющих общим условиям вмешательства и характеризующихся наличием вооруженных конфликтов и их прямых последствий, нарушением внутреннего порядка или внутренней напряженностью. Основные условия предоставления медицинской и материальной помощи следующие: ситуация представляется конфликтной; ситуация требует принятия срочных мер; МККК является единственным органом, который может оказать требуемую помощь (условие незаменимости); осуществление строгого контроля над использованием номенклатуры и объемов предоставляемой медицинской и материальной помощи.
При решении задач МККК используется методология логистики. Прежде всего, проводится оценка потребности в помощи, которая включает следующие основные элементы: географический район, в пределах которого оказывается помощь; количество и категории получателей помощи; природа и объем требуемой помощи; продолжительность предусмотренных операций и их очередность; положение и возможности местного рынка в отношении его снабжения предметами первой необходимости; подробное описание существующей инфраструктуры данного географического района; описание и количество требуемых перевозочных средств (имеющихся и дополнительных); описание требуемого технического оборудования; потребность в персонале. Фрагментарно последовательность реализации проектов медицинской и материальной помощи со стороны МККК представлена в таблице




Этапы реализации проектов

Содержание проектов

Условия предоставления помощи

• конфликтная ситуация
• незаменимость МККК
• контроль помощи

Оценка потребности в помощи

• количество получателей помощи
• категория потребителей
•природа помощи
•продолжительность помощи

Оценка возможности получения помощи

• очередность получения помощи
• оценка местного рынка
• наличие транспортных средств
• требуемое техническое оборудование
• потребность в персонале

Принимаемые решения

•дополнительные транспортные средства (автомобильные, водные, железнодорожные, воздушные)
•дополнительная помощь (медикаменты, продукты питания, продукты первой необходимости, средства выживания)
•дополнительный персонал (медики, строители, психологи, контролеры)

Реализация решений

•доставка продукции со складов •процесс распределения
• осуществление контроля



Вторая мировая война внесла ряд корректив в развитие логистики. Вместо двух воюющих сторон в этой войне приняла участие коалиция, в частности СССР, США и Великобритания. Естественно, была необходима соответствующая координация не только чисто военных действий между этими странами, но и своевременное обеспечение материально-техническими ресурсами войск, территориально разобщенных. Поэтому практические принципы логистики, используемой в военном деле, в полной мере реализовались уже в XX в. Становление логистики в той форме, которая известна сегодня, произошло при организации военного снабжения именно в годы Второй мировой войны, что объясняется следующим.
Во-первых, в годы войны США обеспечивали нашу страну военными ресурсами. Была разработана система (лендлиз) передачи Соединенными Штатами Америки взаймы или в аренду вооружения, боеприпасов, стратегического сырья, продовольствия, различных товаров и услуг странами — союзниками по антигитлеровской коалиции в период Второй мировой войны (закон о ленд-лизе был принят США 11 марта 1941 г.). Расходы США по ленд-лизу с 11 марта 1941 г. по 1 августа 1945 г. (окончание поставок) были равны 46 млрд. долл., что составило 13% всех военных расходов США за годы войны и свыше 50% их экспорта.
Поставка необходимых военных материально-технических ресурсов из США осуществлялась в строго установленные сроки и в требуемых объемах. Транспортировка военных грузов проводилась по ряду маршрутов: через Атлантический океан (самый короткий, но рискованный путь), через Иран (длительный, но менее рискованный путь), через Аляску (поставка, в основном, боевых самолетов). При этом решались достаточно сложные логистические задачи: выбор маршрута — как правило, грузы, необходимые в ближайшее время, переправлялись коротким маршрутом, а грузы, не имеющие первостепенного значения, — длительным маршрутом; выбор места хранения — в порту, ближе к линии фронта, в глубине страны. Поэтому разрабатывались оптимальные варианты складирования, исходя из важности и объемов военных грузов, необходимых для боевых действий.

Во-вторых, широкое распространение принципы логистики получили в годы Второй мировой войны в области материально-технического обеспечения американской армии, дислоцированной в Европе, а также в организации взаимодействия между поставщиками вооружения и продовольствия, транспортом и войсками. Четкое взаимодействие военной промышленности, тыловых и фронтовых снабженческих баз и транспорта позволили своевременно и систематически обеспечивать американскую армию поставками вооружения, горючесмазочных материалов и продовольствия в необходимых количествах.
Во время Второй мировой войны в американских войсках эффективно использовались логистические модели и системный анализ для обеспечения доставки военных материально-технических ресурсов в место боевых действий. Одним из свидетельств возросшего использования термина «логистика» в то время является озабоченное высказывание Главнокомандующего военно-морскими силами США адмирала Эрнеста X. Кинга, который говорил: «Я не знаю, что такое логистика, которую постоянно упоминают, но она нам необходима».
Именно способность быстро и эффективно оперировать перемещением военных сил и средств, людей и техники, боеприпасов, топлива и медикаментов, обмундирования, продовольствия послужила одним из важных факторов, который привел страны антигитлеровской коалиции к победе.
Послевоенный период характерен развертыванием США значительного количества военных баз (морских, воздушных, сухопутных) на отдаленных зарубежных территориях. Поэтому приходилось решать задачи оперативного, маневренного и рационального обеспечения контингента войск необходимыми людскими и материально-техническими ресурсами. Следовательно, возникли задачи, требующие оперативного решения, и логистика несколько расширила свои границы, когда реализация логистических программ снабжения армии выходила на уровень отношений между многочисленными странами. Потребовалось решение задач по закупкам широкой номенклатуры материально-технических ресурсов в различных регионах и странах, по выбору оптимальных вариантов доставки грузов на десятки военных баз, рассредоточенных по регионам.
Современная военная география, изучающая военно-политические, военно-экономические, физико-географические условия и оперативное снабжение возможных сухопутных и морских театров военных действий, использует наработанные ранее логистические методы. Так, исследуются: военно-экономический потенциал, основные энергетические и промышленные центры стратегического и военного значения, степень зависимости производства от импорта стратегических материалов; возможность использования местных ресурсов — продовольствия, строительных материалов, транспортных средств, ремонтной базы, путей сообщения, складских комплексов.

В послевоенный период резкого экономического подъема многие методы логистики, применявшиеся во время Второй мировой войны, временно отодвинулись на второй план, а точнее — были забыты. До 1950-х гг. менеджмент и маркетинг решали, в основном, проблемы удовлетворения спроса и насыщения послевоенного товарного рынка. На этом этапе развития промышленного производства товары представляли собой однообразный ассортимент, и при этом более значительное внимание по сравнению с оформлением при производстве продукции уделялось ее функциональным качествам. Выполненные в одном цвете и габаритах товары были практически идентичны.
В период экономического спада в 1950-х гг. менеджмент начал изучать сети физического распределения продукции. В этот же период, с развитием маркетинга, многие компании стали придавать большое значение удовлетворению различных требований потенциальных потребителей к продукции на различных сегментах рынка. Экономический спад и сокращение объемов прибыли привели к созданию такой экономической ситуации, в которой промышленное производство и торговля вынуждены были искать более эффективные системы контроля за затратами.
На многих предприятиях и в организациях менеджмент пришел к выводу, что физическое распределение продукции производственного и потребительского назначения представляет собой вид деятельности, затратам на которую не придавалось внимания, и они до сих пор не оценивались. Одновременно появились определенные тенденции, которые привели к необходимости сосредоточить внимание на распределении продукции.
Прежде всего, быстрыми темпами начала расти стоимость транспортных услуг, поэтому традиционные методы распределения продукции стали более дорогими. В этой связи возникла необходимость более жесткого контроля транспортных расходов практически на всех видах транспорта, особенно железнодорожном и автомобильном, тарифы, на грузовые перевозки которых являются выше тарифов на грузовые перевозки водным транспортом.
В этот период произошли фундаментальные изменения в отношении к запасам материально-технических ресурсов. Изменения в характеристиках продукции обозначали для изготовителей и каналов распределения необходимость оперировать значительным количеством вариаций принципиально однообразной продукции, что привело к увеличению объемов запасов продукции, занимающей прежние складские площади. Одновременно с этим возникла необходимость увеличения запасов, так как изготовители продукции не были уверены в предпочтениях потребителей.