Файл: Бюджетное профессиональное образовательное учреждение.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 108
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таким образом, логистика возникла как военное направление, но в связи с тем, что армия представляет собой структуру, в которой отсутствует производство и, соответственно, реализация продукции, то единственной функцией логистики на первых этапах и в дальнейшем (в военном деле) явилось снабжение — обеспечение армии в мирное время и в период войн необходимыми материально-техническими ресурсами военного назначения. Наряду с тактикой, стратегией и разведкой логистика является одним из четырех важнейших элементов военного искусства. В настоящее время под военной логистикой понимается совокупность материально-технических средств, необходимых для доставки боеприпасов и живой силы к месту боя, и мер по подготовке и осуществлению мероприятий, связанных с этим процессом. Армия — организация, где индивидуальные интересы подчиняются интересам всей системы, что для реализации идей логистики является необходимым условием.
Считается, что некоторые принципы логистики использовались армией Наполеона. Однако как военная наука в полной мере логистика сформировалась лишь к середине XIX в. Обеспечение армии материально-техническими ресурсами все более совершенствовалось благодаря продолжающимся разработкам логистических методов и моделей, которые охватывали все более широкий круг военных проблем и направлений использования. Так, в 1884 г. американский институт военно-морского флота ввел понятие «логистика» для нужд навигации. В 1905 г. майор американской армии Чонси Б. Бейкер выпустил «Наставления искусству воевать», относящиеся к передвижению и снабжению армии. Им было официально введено понятие «логистика», трактующееся как материально-техническое обеспечение армии и различные варианты ее дислокации.
Следует отметить, что большинство принципов, описанных в «Наставлениях», применимы также к работе правительственных и некоммерческих организаций, связанных с военными действиями и последствиями стихийных бедствий. Одной из крупнейших организаций такого типа является Международный комитет Красного Креста (МККК), который непосредственно связан с военными действиями. В основе организации и функционирования МККК также лежат основные методы и концепции логистики как военного направления.
Официально МККК был создан в 1864г. в результате подписания Женевской конвенции шестнадцатью государствами. В 1965г. на международной конференции в Вене были сформулированы основные принципы Международного Красного Креста, которые сводятся к следующему:
• гуманность — оказание помощи без всякой дискриминации, как в международной, так и в национальной форме;
• беспристрастность — отсутствие различия по признакам расы, религии, класса или политических убеждений;
• нейтралитет — отсутствие участия в военных действиях, в спорах политического, расового, религиозного или идеологического характера;
• независимость — сохранение известной автономии, позволяющей действовать в соответствии с выработанными принципами;
• добровольность — организация добровольной и бескорыстной помощи;
• единство — страна может иметь только одно Общество Красного Креста, открытое для всех;
• универсальность — универсальный институт, в котором все Общества обладают равными правами и обязаны оказывать помощь друг другу.
В настоящее время МККК состоит из трех Управлений — по оперативным вопросам, по общим вопросам, по административным вопросам. Управление по оперативным вопросам включает в свой состав несколько департаментов, построенных по территориальному принципу — определенным географическим зонам: Европа, Северная Америка, Средний Восток, Африка, Азия и Тихоокеанский регион, Латинская Америка. Управление по общим вопросам включает в свой состав такие департаменты, как: принципов и права, информации, распространения информации, юридический отдел, архивную службу и отдел прессы. Управление по административным вопросам включает департаменты кадров, финансов и администрации, подготовки кадров, обработки данных
Одними из основных задач МККК являются оказание медицинской и материальной помощи раненым и больным военным, пострадавшим от стихийных бедствий, беженцам. МККК предоставляет медицинскую и материальную помощь в ситуациях, удовлетворяющих общим условиям вмешательства и характеризующихся наличием вооруженных конфликтов и их прямых последствий, нарушением внутреннего порядка или внутренней напряженностью. Основные условия предоставления медицинской и материальной помощи следующие: ситуация представляется конфликтной; ситуация требует принятия срочных мер; МККК является единственным органом, который может оказать требуемую помощь (условие незаменимости); осуществление строгого контроля над использованием номенклатуры и объемов предоставляемой медицинской и материальной помощи.
При решении задач МККК используется методология логистики. Прежде всего, проводится оценка потребности в помощи, которая включает следующие основные элементы: географический район, в пределах которого оказывается помощь; количество и категории получателей помощи; природа и объем требуемой помощи; продолжительность предусмотренных операций и их очередность; положение и возможности местного рынка в отношении его снабжения предметами первой необходимости; подробное описание существующей инфраструктуры данного географического района; описание и количество требуемых перевозочных средств (имеющихся и дополнительных); описание требуемого технического оборудования; потребность в персонале. Фрагментарно последовательность реализации проектов медицинской и материальной помощи со стороны МККК представлена в таблице
Этапы реализации проектов | Содержание проектов |
Условия предоставления помощи | • конфликтная ситуация • незаменимость МККК • контроль помощи |
Оценка потребности в помощи | • количество получателей помощи • категория потребителей •природа помощи •продолжительность помощи |
Оценка возможности получения помощи | • очередность получения помощи • оценка местного рынка • наличие транспортных средств • требуемое техническое оборудование • потребность в персонале |
Принимаемые решения | •дополнительные транспортные средства (автомобильные, водные, железнодорожные, воздушные) •дополнительная помощь (медикаменты, продукты питания, продукты первой необходимости, средства выживания) •дополнительный персонал (медики, строители, психологи, контролеры) |
Реализация решений | •доставка продукции со складов •процесс распределения • осуществление контроля |
Вторая мировая война внесла ряд корректив в развитие логистики. Вместо двух воюющих сторон в этой войне приняла участие коалиция, в частности СССР, США и Великобритания. Естественно, была необходима соответствующая координация не только чисто военных действий между этими странами, но и своевременное обеспечение материально-техническими ресурсами войск, территориально разобщенных. Поэтому практические принципы логистики, используемой в военном деле, в полной мере реализовались уже в XX в. Становление логистики в той форме, которая известна сегодня, произошло при организации военного снабжения именно в годы Второй мировой войны, что объясняется следующим.
Во-первых, в годы войны США обеспечивали нашу страну военными ресурсами. Была разработана система (лендлиз) передачи Соединенными Штатами Америки взаймы или в аренду вооружения, боеприпасов, стратегического сырья, продовольствия, различных товаров и услуг странами — союзниками по антигитлеровской коалиции в период Второй мировой войны (закон о ленд-лизе был принят США 11 марта 1941 г.). Расходы США по ленд-лизу с 11 марта 1941 г. по 1 августа 1945 г. (окончание поставок) были равны 46 млрд. долл., что составило 13% всех военных расходов США за годы войны и свыше 50% их экспорта.
Поставка необходимых военных материально-технических ресурсов из США осуществлялась в строго установленные сроки и в требуемых объемах. Транспортировка военных грузов проводилась по ряду маршрутов: через Атлантический океан (самый короткий, но рискованный путь), через Иран (длительный, но менее рискованный путь), через Аляску (поставка, в основном, боевых самолетов). При этом решались достаточно сложные логистические задачи: выбор маршрута — как правило, грузы, необходимые в ближайшее время, переправлялись коротким маршрутом, а грузы, не имеющие первостепенного значения, — длительным маршрутом; выбор места хранения — в порту, ближе к линии фронта, в глубине страны. Поэтому разрабатывались оптимальные варианты складирования, исходя из важности и объемов военных грузов, необходимых для боевых действий.
Во-вторых, широкое распространение принципы логистики получили в годы Второй мировой войны в области материально-технического обеспечения американской армии, дислоцированной в Европе, а также в организации взаимодействия между поставщиками вооружения и продовольствия, транспортом и войсками. Четкое взаимодействие военной промышленности, тыловых и фронтовых снабженческих баз и транспорта позволили своевременно и систематически обеспечивать американскую армию поставками вооружения, горючесмазочных материалов и продовольствия в необходимых количествах.
Во время Второй мировой войны в американских войсках эффективно использовались логистические модели и системный анализ для обеспечения доставки военных материально-технических ресурсов в место боевых действий. Одним из свидетельств возросшего использования термина «логистика» в то время является озабоченное высказывание Главнокомандующего военно-морскими силами США адмирала Эрнеста X. Кинга, который говорил: «Я не знаю, что такое логистика, которую постоянно упоминают, но она нам необходима».
Именно способность быстро и эффективно оперировать перемещением военных сил и средств, людей и техники, боеприпасов, топлива и медикаментов, обмундирования, продовольствия послужила одним из важных факторов, который привел страны антигитлеровской коалиции к победе.
Послевоенный период характерен развертыванием США значительного количества военных баз (морских, воздушных, сухопутных) на отдаленных зарубежных территориях. Поэтому приходилось решать задачи оперативного, маневренного и рационального обеспечения контингента войск необходимыми людскими и материально-техническими ресурсами. Следовательно, возникли задачи, требующие оперативного решения, и логистика несколько расширила свои границы, когда реализация логистических программ снабжения армии выходила на уровень отношений между многочисленными странами. Потребовалось решение задач по закупкам широкой номенклатуры материально-технических ресурсов в различных регионах и странах, по выбору оптимальных вариантов доставки грузов на десятки военных баз, рассредоточенных по регионам.
Современная военная география, изучающая военно-политические, военно-экономические, физико-географические условия и оперативное снабжение возможных сухопутных и морских театров военных действий, использует наработанные ранее логистические методы. Так, исследуются: военно-экономический потенциал, основные энергетические и промышленные центры стратегического и военного значения, степень зависимости производства от импорта стратегических материалов; возможность использования местных ресурсов — продовольствия, строительных материалов, транспортных средств, ремонтной базы, путей сообщения, складских комплексов.
В послевоенный период резкого экономического подъема многие методы логистики, применявшиеся во время Второй мировой войны, временно отодвинулись на второй план, а точнее — были забыты. До 1950-х гг. менеджмент и маркетинг решали, в основном, проблемы удовлетворения спроса и насыщения послевоенного товарного рынка. На этом этапе развития промышленного производства товары представляли собой однообразный ассортимент, и при этом более значительное внимание по сравнению с оформлением при производстве продукции уделялось ее функциональным качествам. Выполненные в одном цвете и габаритах товары были практически идентичны.
В период экономического спада в 1950-х гг. менеджмент начал изучать сети физического распределения продукции. В этот же период, с развитием маркетинга, многие компании стали придавать большое значение удовлетворению различных требований потенциальных потребителей к продукции на различных сегментах рынка. Экономический спад и сокращение объемов прибыли привели к созданию такой экономической ситуации, в которой промышленное производство и торговля вынуждены были искать более эффективные системы контроля за затратами.
На многих предприятиях и в организациях менеджмент пришел к выводу, что физическое распределение продукции производственного и потребительского назначения представляет собой вид деятельности, затратам на которую не придавалось внимания, и они до сих пор не оценивались. Одновременно появились определенные тенденции, которые привели к необходимости сосредоточить внимание на распределении продукции.
Прежде всего, быстрыми темпами начала расти стоимость транспортных услуг, поэтому традиционные методы распределения продукции стали более дорогими. В этой связи возникла необходимость более жесткого контроля транспортных расходов практически на всех видах транспорта, особенно железнодорожном и автомобильном, тарифы, на грузовые перевозки которых являются выше тарифов на грузовые перевозки водным транспортом.
В этот период произошли фундаментальные изменения в отношении к запасам материально-технических ресурсов. Изменения в характеристиках продукции обозначали для изготовителей и каналов распределения необходимость оперировать значительным количеством вариаций принципиально однообразной продукции, что привело к увеличению объемов запасов продукции, занимающей прежние складские площади. Одновременно с этим возникла необходимость увеличения запасов, так как изготовители продукции не были уверены в предпочтениях потребителей.