Файл: Бюджетное профессиональное образовательное учреждение.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 111
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В-пятых, в некоторых трактовках присутствует термин «система», что подразумевает объединение в единое целое функций логистики на основе определенных принципов и заданных отношений, следовательно, управление процессом товародвижения рассматривается в виде системы.
Практически все трактовки понятия логистики содержат термин «поток». Во многих трактовках этот термин конкретизируется и определяется как «материальный поток», «информационный поток», «финансовый поток». При этом в отношении определения сущности материального потока в отечественной литературе отсутствует единое понимание. В качестве примера следует привести некоторые краткие определения материального потока.
Продукция, имеющая вещественную форму, рассматривается в процессе приложения к ней различных логистических операций |
Количественная совокупность грузоединиц товарно-материальных ценностей, отнесенная к интервалу времени ее возникновения и развития |
Материальные ресурсы, находящиеся в состоянии движения, к которым применяются логистические активности при их перемещении |
Некоторое явление, в процессе которого к определенному объекту прилагаются логистические операции в установленный отрезок времени |
Грузы, детали, запасные части и другие материальные ресурсы, к которым прилагаются логистические операции, отнесенные к временному интервалу |
Продукция, к которой прилагаются логистические (транспортировка, складирование и др.) и (или) технологические (механообработка, сборка и др.) операции |
Обобщая приведенные определения материального потока, можно сделать вывод о том, что «поток» в общем виде имеет два основополагающих признака: во-первых, он должен предполагать движение; во-вторых, он должен иметь предмет движения. Рассматривая содержание приведенных трактовок материального потока, можно установить, что в той или иной степени речь идет о продукции или материально-технических ресурсах (в некоторых вариантах эта продукция конкретизируется), к которым применяются логистические операции по их продвижению в определенном интервале времени. Таким образом, в отношении материального потока следует отметить, что он состоит из движения материально-технических ресурсов — всего спектра средств и предметов труда. Следовательно, можно сформулировать понятие материального потока следующим образом.
атериальный поток — физическое, регламентированное движение материально-технических ресурсов, осуществляемое в реальном масштабе времени, что, в свою очередь, и является предметом управления в логистике.
Процесс товародвижения начинается с получения сырья — добычи полезных ископаемых (руда, уголь, нефть, газ, строительные материалы и другие виды сырья), заготовки материальных ресурсов (древесина, продукция моря, леса и другие ресурсы), сбора урожая или получения сельскохозяйственной продукции (зерно, плодоовощные культуры, мясо, яйца и другая продукция). Продукция должна быть доставлена до мест переработки и получения промежуточного или конечного продукта, далее — до потребителя (организации-потребителя или индивидуального потребителя) по прямому или косвенному каналу распределения.
Для получения сырья — первичного продукта, предназначенного для последующей переработки, необходимы соответствующие оборудование, инструментарий, основные и вспомогательные материалы, топливо, энергия и другой разнообразный ассортимент материально-технических ресурсов, которыми добывающие и перерабатывающие отрасли обеспечиваются промышленными предприятиями. Для получения же этих материально-технических ресурсов — производства материалов, инструментария, оборудования — необходимо сырье, которое через промежуточный продукт поступает на промышленные предприятия.
Таким образом, мы имеем частично замкнутый материальный поток: получение сырья — производство готового продукта — получение сырья. Другая часть этого материального потока потребляется полностью в виде товаров производственного значения организациями-потребителями и товаров потребительского назначения индивидуальными потребителями
В свою очередь, материальный поток, объединяющий предприятия и организации, не существует сам по себе, он сопровождается целым рядом технологических процессов, связанных с транспортированием, складированием и хранением запасов материальных ресурсов, реализацией промежуточной и конечной готовой продукции. Естественно, что эти технологические процессы активно влияют на материальный поток, регулируя интенсивность и направление его движения, а также воздействуя на полноту его насыщения — объемы и номенклатуру средств и предметов труда.
Весь комплекс этих технологических процессов должен управляться в соответствии с требованиями производственной и другой деятельности субъектов хозяйствования, участвующих в процессе товародвижения. Отсюда вытекает понятие объектов управления, которое трактуется следующим образом.
Объектами управления в логистике являются технологические процессы, осуществляемые в материальном потоке при перемещении продукции между субъектами производственно-хозяйственной деятельности.
Логистику следует воспринимать как определенную систему (от греч. systema — целое, составленное из частей; соединенное) — множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которые образуют определенную целостность, единство. Тогда ее определение сводится к следующему. Логистика — система управления потоковыми процессами, в том числе процессом товародвижения в различных сферах деятельности субъектов хозяйствования.
В свою очередь, логистику следует отнести к сложной системе, которая характеризуется следующими основными системными признаками.
Во-первых, целостностью, заключающейся в том, что свойства системы не являются суммой свойств составляющих ее элементов, но каждый элемент, его свойства и отношение к системе зависят от места и функции конкретного элемента внутри целого.
Действительно, каждая подсистема (элемент системы управления процессом товародвижения) в зависимости от функционального назначения имеет отличные от других подсистем задачи, регламентируемые процессы, режимы и периодичность операций, которые невозможно объединить в общую систему. Система управления процессом товародвижения не может функционировать без транспорта, осуществляющего движение материального потока, без запасов материально-технических ресурсов, обеспечивающих постоянное наличие сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих и готовых изделий, а также бесперебойность их реализации, без складов для хранения необходимых запасов продукции.
Во-вторых, структурированностью — возможностью описания системы через установление ее структуры (сети связей и отношений системы). В классическом варианте обусловленность поведения системы диктуется поведением ее отдельных элементов и свойствами ее структуры. В свою очередь, должна существовать взаимозависимость системы и среды, так как система формирует и проявляет свои свойства в процессе взаимодействия со средой, являясь при этом ведущим активным компонентом взаимодействия.
Система управления процессом товародвижения имеет множество структур в подсистемах в зависимости от уровня управления материальным потоком и функционального назначения подсистемы. По поводу связей этой системы отмечаем следующее.
Система управления процессом товародвижения функционирует: в материальном производстве, следовательно, связана с организацией и планированием производственного процесса; в торговле, следовательно, связана с торговыми структурами; в услугах различного рода, следовательно, связана со структурами и функциями сервисного обслуживания.
В-третьих, иерархичностью, когда каждый компонент подсистемы, в свою очередь, можно рассматривать как подсистему, а исследуемая в данном случае подсистема представляет собой один из компонентов более широкой системы.
В системе управления процессом товародвижения, например в складском хозяйстве, которое является подсистемой, возможна следующая иерархия: склад в магазине (как подсистема) — компонент распределительного склада в городе (как подсистема) — компонент мощного регионального или межрегионального распределительного складского комплекса (как подсистема общей системы).
-четвертых, множественностью описания каждой отдельной подсистемы (в зависимости от уровня управления), так как в силу принципиальной сложности практически любой подсистемы ее адекватное познание требует построения множества различных моделей, каждая из которых описывает лишь определенный аспект системы.
Система управления процессом товародвижения имеет множество моделей управления в складском и транспортном хозяйстве, в управлении запасами, в управлении материально-техническим снабжением в зависимости от субъекта хозяйствования — его статуса, производственной деятельности, структуры, количественных составляющих, мощности и других экономических, организационных и технических компонентов.
Таким образом, сформулированное понятие логистики как системы управления процессом товародвижения должно рассматриваться в двух аспектах. Первый аспект — различные уровни управления — макроуровень, микроуровень, функциональный уровень. Второй аспект — различные подсистемы, функционирующие на соответствующих уровнях управления и организованные по функциональному назначению.
В отношении подсистем логистики следует отметить, что вполне правомерно сложную систему подразделить на некоторое число частей подсистем. При данном подходе к пониманию сложной системы под подсистемой можно подразумевать управление как элемент или функцию организованных систем, которые обеспечивают сохранение их определенной структуры, поддерживают определенный режим деятельности, реализуют конкретные программы и цели деятельности. Тогда под подсистемой понимается определенная функция системы управления, а само управление как совокупность подсистем отражает отдельные направления управленческой деятельности
При этом цели, методы и принципы в отдельных подсистемах частично могут совпадать, например, снижение логистических издержек; оптимизация логистических операций; рационализация использования материально-технических ресурсов.
В настоящее время в практике экономической и производственной деятельности субъектов хозяйствования многие функции логистики тесно связаны с функциями маркетинга — логистические и маркетинговые решения по целому ряду проблем принимаются совместно. Имеет место и некоторая последовательность в логистических и маркетинговых решениях, так, прежде чем организовать процесс товародвижения, необходимо принять решение о производстве продукции или ее закупке с последующей перепродажей, что входит в компетенцию маркетинга.
1.Проведение исследований - это маркетинговая функция, предусматривающая целый ряд аналитических операций:
*во-первых, исследование рынка, например, при целевом маркетинге - это сегментирование рынка (определение принципов сегментирования рынка составление профилей полученных сегментов); выбор целевых сегментов рынка (оценка степени привлекательности полученных сегментов, выбор одного или нескольких сегментов); позиционирование товара на рынке (решение о позиционировании товара в каждом из целевых сегментов, разработка комплекса маркетинга для каждого целевого сегмента);
*во-вторых, исследование товара на рынке, например, с позиции конкурентоспособности: надежность и качество; унификация и стандартизация типосорторазмеров материалов и комплектующих изделий; соответствие товара спросу (определение положения товара на рынке; взаимозаменяемость узлов и агрегатов; эстетические и эргономические параметры; ценовая характеристика (цена продажи и цена потребления); технические параметры изделий; условия эксплуатации и обслуживания;
*в-третьих, исследование потенциальных потребителей: организации-потребители (производители продукции, оптовая и розничная торговля, некоммерческие организации, государственные учреждения), приобретающие товары для производственно-хозяйственных нужд или для последующей перепродажи; конечные индивидуальные потребители, приобретающие товары для личного, семейного или домашнего пользования;
*в-четвертых, исследование конкурентов: товары, выпускаемые конкурентами; оценка маркетинговой стратегии конкурентов - насыщение товарами конкурентов определенных территориальных рынков, маркетинговые планы и целевые рынки конкурентов; образы конкурентов, отличительные преимущества конкурентов, степень удовлетворенности потребителей уровнем обслуживания и качества, предоставляемых конкурентами.